Составное глагольное сказуемое.
Оценка 4.7

Составное глагольное сказуемое.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
12.07.2020
Составное глагольное сказуемое.
Цель данного урока - закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления. Развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему. Прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Исаака Ньютона.
Составное глагольное сказуемое.docx

Тема. Составное глагольное сказуемое. 8-й класс

Цель.                                                                                                              Закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления.                  Развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.                                Прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Исаака Ньютона.

Задачи.                                                                                                              Развивать самостоятельность, активность учеников.                                                                     Расширить кругозор.                                                                                 Воспитывать умение работать в коллективе.

 

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята. Урок мы начнем с вопроса, какие трудности возникли у вас при выполнении домашнего задания.
                                                                                                             Слайд №2

Сегодня на уроке у нас новые слова.

Коммюнике (франц. communiqué, от лат. communico — сообщаю), официальное сообщение о результатах международных переговоров, о международном соглашении, о важных событиях во внутренней жизни страны, нескл.. ср. р.

Подберите к нему синоним — соглашение, составьте и запишите словосочетание.

Совместное коммюнике

Ноу-хау   (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми, нескл, ср. р.
Техническое 
изобретение или идея, которые дают максимальный практический эффект при минимуме затрат.

Ноу-хау производства

 Резюме (от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится кури́кулюм ви́тэ, — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу, нескл. ср.р.

Ваше резюме

Турне – (французское; слово французского происхождения tournee, от tourner – поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту, нескл. ср.р.

Турне миллионера 

 Ралли – (англ.) вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях, нескл. ср.р

Ралли  в Сахаре.

Продолжим словарную работу.                                          Слайд №3.

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из пропущенных букв составьте слово.

Диф(ф)еренциальный, бе(з,с)заветно экспер…мент, ак(к)умулятор, ун…верситет  (ф, з, и, к, и – физик)
– Это слово получилось у нас неслучайно, т.к. для языкового материала урока я подоюрала предложения из области физики. Но прежде мы проведём теоретическую разминку.

Смотрим на экран.                                                                   Слайды №4-6

Грамматическая основа предложения – это … и …
По строению грамматической основы предложения делятся на … и …. 
Грамматическая основа простых предложений состоит из …. 
Грамматическая основа сложных предложений состоит из …. 
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из …. 
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из …. 
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или …. 
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы …. 
Сказуемые бывают… и составные.

-Вы, наверное, догадались уже, какая тема урока и какие цели мы преследуем.                                                                                       Слайд №7

 Прочитайте, пожалуйста данные высказывания.                                                                                                                                        

                                                                                                            Слайд №8

Ньютон был счастливейшим из смертных, ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл её законы.

Лагранж

Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту.

Исаак Ньютон

– Итак, сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться различать простое и составное глагольное сказуемое. 
Для  решения задач урока, реализации его целей мы будем  использовать языковой материал об Исааке Ньютоне.                                          Слайд №9

–  Исаак Ньютон – английский математик, астроном, физик, механик, заложивший основы классической механики. Он объяснил движение небесных тел – планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Самым известным его открытием был закон всемирного тяготения. 

Откройте, пожалуйста. Учебник. § 20, с. 51-52.  Попробуем нарисовать схему  ПГС и СГС. (Обратить внимание на грамматическое и лексическое значение глаголов в составе СГС)                                               

                                                                                                             Слайд №10

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646947/img1.gif

 

А теперь изучим таблицу, которая лежит перед вами.     (Приложение 2)

Рассмотрите её. Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные слова

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

начать
стать
закончить
приняться
продолжить
бросить 
пуститься
прекратить

уметь
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
предполагать
привыкнуть
пытаться

любить
нравиться
надеяться
бояться стыдиться
готовиться
ненавидеть
страшиться
трусить

рад
должен
готов
обязан
достоин

иметь желание
сделать усилие
дать согласие
гореть желанием
 иметь честь
иметь намерение
 дать обещание
 иметь привычку

 

-Попробуем проанализировать предложения. Обратите внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд №11)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
                                                                                                                                           -Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

Следующее задание - цифровой диктант с последующей самопроверкой.                                             

                                                                                                           Слайд №12

Распределите сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в две колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2), что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4). Предки Ньютона стремились разбогатеть(5). К концу XVI века семья перешла (6) в разряд йоменов (землевладельцев). Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами. 
Исаак с 12 учился (8) в школе в ГрэнтемеВ 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

-Давайте подведем итог.

Что выражают вспомогательные глаголы?

1) Юношей Ньютон начинала шлифовать зеркала, призмы и линзы.
(Фаза действия (продолжает урок, закончил петь).               Слайд №13

2) В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для наблюдений звёздного неба. (Отношение деятеля к действию)

                                                                                               Слайд №14
Этим оптическим прибором он рад был помочь астрономам. (Эмоциональная оценка действия)

2. Работа в группах (Приложение 3)

I группа. (Слайд №15)

1. Замените простые глагольные сказуемые составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете. 
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

II группа. (Слайд №16)

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

III группа.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд №17)

IV группа.

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд №18)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.

3. Используя текст, заполните таблицу (Приложение 4)

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Способ выражения

Пример

Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)   

 

Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)

 

Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)          

 

Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)

 

Самопроверка. (Слайд №19):

Способ выражения

Пример

Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)

смог получить, помогли привести 

Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)

начал учиться, продолжил обучаться, продолжали складываться, закончил строить

Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)

любил посвящать

Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)

надо было проводить, рада была возвести

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться  в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться  в основном те идеи, которые помогли привести  его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп — больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный 
труд «Математические начала натуральной философии» (кратко — «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве.

-Итак, на этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.

Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые (Приложение  5)

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок. (2) Сверстники не слишком хорошо к нему относились потому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности. (3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни. (4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти.
(5)В студенческие годы  он чувствовалчто способен  решить проблемы, которые веками волновали человечество.  (6) При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя.  (7) Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8) Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9) Ньютон не жалел об этом. (10) Его любовью стала математика...
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию. 
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14) Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15) Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий. (19) Никто и никогда не видел его без работы. (20) Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

Ответ:

(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5) что способен  решить
(8) не могли  жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать

-Взаимопроверка.                                                                   Слайд №21

1. Прочитайте цель урока.                                                     Слайд №22
2. Достигли ли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?
4. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

Домашнее задание


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема. Составное глагольное сказуемое

Тема. Составное глагольное сказуемое

Ваше резюме Турне – (французское; слово французского происхождения tournee, от tourner – поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту, нескл

Ваше резюме Турне – (французское; слово французского происхождения tournee, от tourner – поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту, нескл

Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту

Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту

Попробуем проанализировать предложения

Попробуем проанализировать предложения

В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для наблюдений звёздного неба

В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для наблюдений звёздного неба

Самопроверка. (Слайд №19):

Самопроверка. (Слайд №19):

Итак, на этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом

Итак, на этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом

Прочитайте цель урока.

Прочитайте цель урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2020