«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

  • docx
  • 11.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в деятельности отводится здоровье сберегающим техно-логиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Иконка файла материала Тимофеев В.К. МБОУ СШ №8 Доклад.docx

 

 

                          Доклад

                    

    на тему:

 

« Состояние    преподавания

         уроков    предметной    области

                            «Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

                                                         Подготовил

                                                                            учитель физической культуры

                                                                                        Тимофеев В.К.

 

 

 

                                                   25.09.2018 г.

 

Тема: «Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

    Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав  её, педагог становится  в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное  и  социальное  разви-тие. Поэтому важное место  в своей деятельности я  отвожу здоровье сберегающим  техно-логиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья  за  пери-од обучения  в  школе, сформировать  у  него  необходимые  знания, умения  и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать  полученные знания  в  повседневной жиз-ни.

    Сегодня  перед обществом, а  особенно перед  школой  стоит  очень  важная  задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и  физи-чески здоровым, но и  научить его быть здоровым, способствовать формированию  у  него осознанной потребности  в  здоровье, как залога будущего благополучия  и  успешности  в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.

    Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая  динамика состояния  здоровья – результат длительного воздействия неблаго-приятных социально-экономических и экологических факторов.

    Почему проблема здоровья детей  вышла на первое место? Да, только  потому, что  оно продолжает ухудшаться, а  «Физическая культура» единственный  предмет  в  школе, спо-собный эффективно  решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается  на «вторые роли». Отрадно отметить, что в настоящее время Правительством  нашей  страны уделяется большое внимание развитию физической  культуры  и спорта. Подтверждением тому является и введение третьего  часа физкультуры  в учебный план, проведение  массо-вых спортивных соревнований различного уровня.

    Всех обучающихся на основании медицинского обследования делят  на три  группы: ос-новную, подготовительную и специальную. В основную группу включены обучающиеся, не имеющих отклонений в физическом развитии  и состоянии здоровья, а  также  с  незна-чительными отклонениями в состоянии  здоровья  при условии  достаточной  физической подготовки.

    Существующие   программы   обучения   по   предмету  «Физическая   культура»   мало  ориентированы  на  детей,  имеющих  отклонения  в  состоянии  здоровья.

    Обучающиеся, имеющие в  состоянии здоровья значительные отклонения  постоянного или  временного характера, которым противопоказаны  занятия  по государственной  про-грамме в общих группах, относятся к специальной группе (освобождены полностью, зани-маются по учебнику Лях В.И. «Физическая культура 1-11 классы» ФГОС  или  посильны-ми заданиями, без нагрузки) .

    Временное освобождение от уроков физической  культуры допускается  лишь  с  разре-шения врача. Обучающиеся, освобожденные от уроков, обязаны присутствовать на уроке.

    Мой стаж работы в качестве учителя физической  культуры  составляет 17  лет.

Я веду уроки в старших классах: 7 «Б», 8 «Б», с 9 по 11 классы. А в этом году добавились 5 «Б» и 6 «Б» классы. Возникли небольшие трудности с адаптацией учащихся с переходом в старшее звено школы. Но постепенно ученики привыкают к новым объёмам нагрузок по учебной программе. В 5-м классе интересно работать, т.к. для  них  всё  новое, они задают много вопросов, хотят научиться всему и быстро, интересуются ЗОЖ.

    С  2013 года  я  работаю  по внедрению  в практику здоровье сберегающих  технологий, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.

     Возникновение  моего опыта   обусловлено следующими причинами:

- ухудшение здоровья детей; наполняемость классов;  гиподинамия.

    Урок физической культуры является основной формой занятий, которой охватываются в  обязательном  порядке  все  учащиеся  школы; проводятся  по твердому   расписанию  в определенные дни  и часы. Они обеспечивают систематическое  изучение  того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой и составляет  основу для  разносто-роннего физического воспитания учащихся  (подвижные  игры,  гимнастика, легкая   атле-тика). На уроках дети знакомятся  с новыми для  них  видами  физических упражнений  и играми. Среди физических упражнений, применяемых  на уроках физкультуры очень мно-го  таких, которые  имеют  жизненно  важное  значение  и  применяются  в  повседневной жизни  в  быту (ходьба, бег, различные  прыжки, переноска  различных предметов).

    Итогом многолетней   работы любого учителя   физической  культуры, бесспорно, явля-    ется   полноценное физическое  развитие  и    здоровье   учащихся. Содержание  предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных   с  формировани-ем здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а  также  на  отказ   от негативных проявлений, бытующих в   жизни молодежи, в  том числе вредных  привычек.        Не только сохранить здоровье учащихся, но и  привить основы здорового   образа   жизни –  главная задача учителя.  Именно поэтому данная тема становится актуальной как никог-да, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

    За  годы своей педагогической деятельности  я понял, что  наилучший   воспитательный результат получается, когда  ты  опираешься  на   успех  ученика. Ведь  этот  успех  всегда связан  с чувствам радости,  с  эмоциональным подъемом. У ребят, удачно  справившихся   с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание  до-стигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

    Осознание этого помогло мне  в свое время сделать  для  себя исходной  точкой  работы  с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть  способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

    За  время  педагогической   работы  у  меня  сложилась  своя  система  форм, методов   и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея  традиционными при-емами и методами преподавания предмета «Физическая  культура»,  использую  активные формы  обучения:  элементы   передовых   педагогических  технологий, проблемные   лек-ции. Обучение провожу целостным методом с  последующей дифференциацией  (выделяю детали техники и разделяю их по сложности).

     С  ранней весны  и  до  поздней осени занятия  по возможности  проводятся  на свежем воздухе. Стараюсь, чтобы все уроки   имели высокую моторную плотность. На уроках  ис-пользую фронтальный и групповой методы. При этом наиболее эффективно себя  показал  поточно-групповой способ.

    Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфи-ческие особенности. Они проводятся  в зале, на  площадке, а  это  создает  особые условия для организации детей и  проведения  урока. Дети  на  уроках занимаются  в  специальной форме и в  иных температурных условиях. Во время урока  им  неоднократно  приходится менять места для выполнения  упражнений  и  входить  в  многообразное  взаимодействие друг с  другом. Уроки физкультуры  отмечаются  большим  многообразием  двигательных ощущений, воздействующих на  организм учащихся. Все  эти  особенности  усиливают от-ветственность  учителя  за  проведение  урока  физкультуры  и предъявляют  современные требования к уроку.

    Исходя из опыта работы остановлюсь на следующих:

    Каждый  урок  физкультуры   должен   иметь  определенные  образовательные  задачи  (хочется остановиться на том, что у  нас  нет «темы урока»  в  том  смысле, какой  вклады-вается в других предметах, а  есть задачи: общие, выполнение которых  обеспечивается  в процессе всех уроков или серии уроков (например, развитие выносливости); и частные (например, изучение техники отталкивания при прыжках в длину с места)

    Оздоровительные задачи, как и воспитательные, решаются на каждом уроке.

    Обучающимся предлагаю задания разные по  сложности, содержанию, объёму. Это  мо-гут  быть: небольшие сообщения, более развёрнутые  доклады, рефераты, проектная   дея-тельность  (презентации), составление комплекса разминки и т.д

    Одним из наиболее важных вопросов является вопрос о построении  урока. Он  должен быть построен методически правильно. Построение урока зависит от поставленных задач.

    Решение задач на уроке физкультуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся, поэтому к работе организм нужно подготовить, а для этого использую ос-новное физиологическое правило – постепенность и тренировка. Любой урок  начинается  с построения, далее выполняются ходьба с различными заданиями (особую трудность вы-зывает выполнении упражнений в медленном темпе), бег в медленном темпе, чередование ходьбы, бега, остановок в различном сочетании. Далее идут О.Р.У. (в движении, с предме-тами) и хорошо известная учащимся игра, не требующая объяснений

После того, как проведена подготовка, перехожу к решению основной задачи урока. Часто это совпадает  с самым большим  напряжением  и  активностью  занимающихся, особенно если задача урока стоит как совершенствование техники, например, метания или прыжка и т.д.

    После  относительно  большого  напряжения  организма  и, как  правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. По-этому я использую упражнения на восстановления дыхания для саморегуляции, упражне-ния и игры низкой интенсивности, направленные на  развитие  внимания. В  условиях  на-шей материальной базы, чтобы методически  правильно построить урок, приходится  учи-тывать  ряд неблагоприятных факторов: маленький  зал, не  очень  приспособленный  для проведения современного урока, недостаток места для размещения инвентаря, необходи-мого в процессе урока. Все это создает определенные сложности, но  я  их успешно прео-долеваю и стараюсь целесообразно  использовать  построения, перестроения, передвиже-ния и методы выполнения упражнений в каждой из частей урока (фронтальный, одновре-менный, поточный, групповой, индивидуальный). Например, в  подготовительной  части использую выполнение упражнений одновременным  и  фронтальными  способами. В  ос-новной части чаще использую  индивидуальный способ, особенно при  изучении  нового материала или на контрольном уроке. Поточный способ использую при совершенствова-нии различных элементов. Групповой способ применяю  в  основном  на  уроках  гимнас-тики. Например, при выполнении упражнений в группировке.

    Большое внимание я уделяю использованию методов обучения, основными из которых являются:    -метод передачи знаний словесный  и  наглядный. Словесный  метод  должен быть лаконичным и  нести конкретную информацию, необходимую  в  данный  момент, и обязательно подкреплен  наглядным  методом (чаще  всего  это  показ ), т.к.  многие  дети затрудняются выполнять упражнения после словесного объяснения. Я  практикую  выпол-нение знакомых упражнений словесному методу.

    Большую трудность вызывает и  расчлененный  метод  практического  разучивания  уп-ражнений. Легче дается целостный метод. Поэтому нашим ребятам очень  тяжело освоить правильную технику выполнения упражнений (очень  трудно  научить  правильно  метать мяч, прыгать со скакалкой). Поэтому очень часто использую метод предупреждения и  ис- правления ошибок. Исходя из опыта, знаю в каком месте возможна будет ошибка  и  зара-нее вычленяю эту ошибку, делаю на этом акцент. Например, при прыжках в длину  очень распространенная ошибка это приземление на прямые ноги. Обращаю внимание ребят на это, несколько раз прыгаем вверх на месте и приземляемся на согнутые ноги. Затем один прыгает, а все остальные смотрят и следят как он приземлится. Это заставляет сконцент-рироваться на правильном приземлении. Также для предупреждения ошибок   в  технике упражнений использую подводящие упражнения.

    Большое место  на уроках физкультуры занимает методика   развития  физических   ка-честв, улучшение  телосложения. Особое внимание уделяю совершенствованию  правиль- ной  осанки, укреплению свода  стопы, корригирующим  упражнениям, упражнениям  на координацию и ориентировку в пространстве.

    Так, например, при закреплении учебного материала, я условно делю детей в классе на группы, в зависимости от  подготовленности. Одной группе даю подготовительные   или подводящие упражнения  в  облегчённых  условиях, другой – усложнённые   подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом  варианте  и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем  на  два урока  бы-стрее средних и слабых  учеников, поэтому обучение  двигательному  действию  заканчи-вается  для  них выполнением  изучаемого  упражнения  в  соревновательных  условиях, а учащиеся  слабых  и  средних групп продолжают выполнять  упражнение  по  частям  или многократно повторяют его в стандартных условиях. Бывает  и  так, что  для  школьников, подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не достаточно хорошо освоили учебный  материал. Например, ученики  не  могут  освоить передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут  полноценно проявить себя  в учебной игре, и в то время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения  в па-рах. На занятиях по гимнастике я  разрешаю хорошо подготовленным  детям  добавлять  в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как  менее подготовленные работают в  стандартных  условиях. Обязательно  провожу  индивидуаль-ную работу с обучающимися, у которых  не  получается  выполнение того  или  иного дви-гательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения.

    Для повышения  качества проведения уроков ЛФК читаю и  изучаю специальную  лите-ратуру.

    Свои уроки я строю с учетом особенностей  наших  ребят, нагрузку  на  уроке  стараюсь дать  оптимальную  в  соответствии  с  возрастными, физиологическими  и  медицинскими показателями. Ориентируюсь в основном по внешним признакам и самочувствию ребят.    Они знают, что если они устали, то можно перестать выполнять упражнение  и о тдохнуть,   приходится регулировать нагрузку хитростью, под благовидными предлогами  останавли-ваю их, чтобы они чрезмерно не устали.

    На уроках физической культуры используются методы оценки уровня здоровья и  физи-ческой работоспособности через выполнение безнагрузочных и нагрузочных проб.   Тестирование может проходить как пол наблюдением преподавателя, так и в режиме самоконтроля.

    Освобожденным от занятий физической культурой, а также детям, относящимся  к  под-готовительной группе, можно предложить  подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ.

Одним из требований к современному уроку, а именно: чтобы урок  прошел  в  соответст-вии  с методическими   требованиями, необходимо  соблюдать  постоянные  формы   про-ведения урока и менять их не чаще, чем раз  в  четверть, иначе  ученики  теряют ориенти-ровку в пространстве и не могут быстро сориентироваться.

    А вот изменение формы занятий  по  видам как  раз  становится  оптимальным. Так  в  1 четверти мы строим урок по   форме лёгкой атлетики. Во 2 четверти занятия  строятся  по форме спортивных игр. В 3 четверти предпочтение гимнастике , а в 4 четверти повторение пройденного в 1 четверти.

    Стараюсь проводить свои уроки  так, чтобы ученикам было  интересно, и   мне  это  уда-ется. Дети, в  большинстве, любят  физкультуру  и  на  уроках работают  с  удовольствием.

     Стараюсь выявлять одаренных детей преимущественно  на  начальных стадиях  и  при-влекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции с привлечением тренеров – преподавателей.

    В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, легкая атлетика, шахматы. Так же ребята посещают секции в ДЮСШ.