«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»
Оценка 4.7

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

Оценка 4.7
docx
физическая культура
11.12.2019
«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в деятельности отводится здоровье сберегающим техно-логиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Тимофеев В.К. МБОУ СШ №8 Доклад.docx

 

 

                          Доклад

                    

    на тему:

 

« Состояние    преподавания

         уроков    предметной    области

                            «Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

                                                         Подготовил

                                                                            учитель физической культуры

                                                                                        Тимофеев В.К.

 

 

 

                                                   25.09.2018 г.

 

Тема: «Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

    Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав  её, педагог становится  в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное  и  социальное  разви-тие. Поэтому важное место  в своей деятельности я  отвожу здоровье сберегающим  техно-логиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья  за  пери-од обучения  в  школе, сформировать  у  него  необходимые  знания, умения  и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать  полученные знания  в  повседневной жиз-ни.

    Сегодня  перед обществом, а  особенно перед  школой  стоит  очень  важная  задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и  физи-чески здоровым, но и  научить его быть здоровым, способствовать формированию  у  него осознанной потребности  в  здоровье, как залога будущего благополучия  и  успешности  в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.

    Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая  динамика состояния  здоровья – результат длительного воздействия неблаго-приятных социально-экономических и экологических факторов.

    Почему проблема здоровья детей  вышла на первое место? Да, только  потому, что  оно продолжает ухудшаться, а  «Физическая культура» единственный  предмет  в  школе, спо-собный эффективно  решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается  на «вторые роли». Отрадно отметить, что в настоящее время Правительством  нашей  страны уделяется большое внимание развитию физической  культуры  и спорта. Подтверждением тому является и введение третьего  часа физкультуры  в учебный план, проведение  массо-вых спортивных соревнований различного уровня.

    Всех обучающихся на основании медицинского обследования делят  на три  группы: ос-новную, подготовительную и специальную. В основную группу включены обучающиеся, не имеющих отклонений в физическом развитии  и состоянии здоровья, а  также  с  незна-чительными отклонениями в состоянии  здоровья  при условии  достаточной  физической подготовки.

    Существующие   программы   обучения   по   предмету  «Физическая   культура»   мало  ориентированы  на  детей,  имеющих  отклонения  в  состоянии  здоровья.

    Обучающиеся, имеющие в  состоянии здоровья значительные отклонения  постоянного или  временного характера, которым противопоказаны  занятия  по государственной  про-грамме в общих группах, относятся к специальной группе (освобождены полностью, зани-маются по учебнику Лях В.И. «Физическая культура 1-11 классы» ФГОС  или  посильны-ми заданиями, без нагрузки) .

    Временное освобождение от уроков физической  культуры допускается  лишь  с  разре-шения врача. Обучающиеся, освобожденные от уроков, обязаны присутствовать на уроке.

    Мой стаж работы в качестве учителя физической  культуры  составляет 17  лет.

Я веду уроки в старших классах: 7 «Б», 8 «Б», с 9 по 11 классы. А в этом году добавились 5 «Б» и 6 «Б» классы. Возникли небольшие трудности с адаптацией учащихся с переходом в старшее звено школы. Но постепенно ученики привыкают к новым объёмам нагрузок по учебной программе. В 5-м классе интересно работать, т.к. для  них  всё  новое, они задают много вопросов, хотят научиться всему и быстро, интересуются ЗОЖ.

    С  2013 года  я  работаю  по внедрению  в практику здоровье сберегающих  технологий, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.

     Возникновение  моего опыта   обусловлено следующими причинами:

- ухудшение здоровья детей; наполняемость классов;  гиподинамия.

    Урок физической культуры является основной формой занятий, которой охватываются в  обязательном  порядке  все  учащиеся  школы; проводятся  по твердому   расписанию  в определенные дни  и часы. Они обеспечивают систематическое  изучение  того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой и составляет  основу для  разносто-роннего физического воспитания учащихся  (подвижные  игры,  гимнастика, легкая   атле-тика). На уроках дети знакомятся  с новыми для  них  видами  физических упражнений  и играми. Среди физических упражнений, применяемых  на уроках физкультуры очень мно-го  таких, которые  имеют  жизненно  важное  значение  и  применяются  в  повседневной жизни  в  быту (ходьба, бег, различные  прыжки, переноска  различных предметов).

    Итогом многолетней   работы любого учителя   физической  культуры, бесспорно, явля-    ется   полноценное физическое  развитие  и    здоровье   учащихся. Содержание  предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных   с  формировани-ем здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а  также  на  отказ   от негативных проявлений, бытующих в   жизни молодежи, в  том числе вредных  привычек.        Не только сохранить здоровье учащихся, но и  привить основы здорового   образа   жизни –  главная задача учителя.  Именно поэтому данная тема становится актуальной как никог-да, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

    За  годы своей педагогической деятельности  я понял, что  наилучший   воспитательный результат получается, когда  ты  опираешься  на   успех  ученика. Ведь  этот  успех  всегда связан  с чувствам радости,  с  эмоциональным подъемом. У ребят, удачно  справившихся   с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание  до-стигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

    Осознание этого помогло мне  в свое время сделать  для  себя исходной  точкой  работы  с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть  способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

    За  время  педагогической   работы  у  меня  сложилась  своя  система  форм, методов   и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея  традиционными при-емами и методами преподавания предмета «Физическая  культура»,  использую  активные формы  обучения:  элементы   передовых   педагогических  технологий, проблемные   лек-ции. Обучение провожу целостным методом с  последующей дифференциацией  (выделяю детали техники и разделяю их по сложности).

     С  ранней весны  и  до  поздней осени занятия  по возможности  проводятся  на свежем воздухе. Стараюсь, чтобы все уроки   имели высокую моторную плотность. На уроках  ис-пользую фронтальный и групповой методы. При этом наиболее эффективно себя  показал  поточно-групповой способ.

    Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфи-ческие особенности. Они проводятся  в зале, на  площадке, а  это  создает  особые условия для организации детей и  проведения  урока. Дети  на  уроках занимаются  в  специальной форме и в  иных температурных условиях. Во время урока  им  неоднократно  приходится менять места для выполнения  упражнений  и  входить  в  многообразное  взаимодействие друг с  другом. Уроки физкультуры  отмечаются  большим  многообразием  двигательных ощущений, воздействующих на  организм учащихся. Все  эти  особенности  усиливают от-ветственность  учителя  за  проведение  урока  физкультуры  и предъявляют  современные требования к уроку.

    Исходя из опыта работы остановлюсь на следующих:

    Каждый  урок  физкультуры   должен   иметь  определенные  образовательные  задачи  (хочется остановиться на том, что у  нас  нет «темы урока»  в  том  смысле, какой  вклады-вается в других предметах, а  есть задачи: общие, выполнение которых  обеспечивается  в процессе всех уроков или серии уроков (например, развитие выносливости); и частные (например, изучение техники отталкивания при прыжках в длину с места)

    Оздоровительные задачи, как и воспитательные, решаются на каждом уроке.

    Обучающимся предлагаю задания разные по  сложности, содержанию, объёму. Это  мо-гут  быть: небольшие сообщения, более развёрнутые  доклады, рефераты, проектная   дея-тельность  (презентации), составление комплекса разминки и т.д

    Одним из наиболее важных вопросов является вопрос о построении  урока. Он  должен быть построен методически правильно. Построение урока зависит от поставленных задач.

    Решение задач на уроке физкультуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся, поэтому к работе организм нужно подготовить, а для этого использую ос-новное физиологическое правило – постепенность и тренировка. Любой урок  начинается  с построения, далее выполняются ходьба с различными заданиями (особую трудность вы-зывает выполнении упражнений в медленном темпе), бег в медленном темпе, чередование ходьбы, бега, остановок в различном сочетании. Далее идут О.Р.У. (в движении, с предме-тами) и хорошо известная учащимся игра, не требующая объяснений

После того, как проведена подготовка, перехожу к решению основной задачи урока. Часто это совпадает  с самым большим  напряжением  и  активностью  занимающихся, особенно если задача урока стоит как совершенствование техники, например, метания или прыжка и т.д.

    После  относительно  большого  напряжения  организма  и, как  правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. По-этому я использую упражнения на восстановления дыхания для саморегуляции, упражне-ния и игры низкой интенсивности, направленные на  развитие  внимания. В  условиях  на-шей материальной базы, чтобы методически  правильно построить урок, приходится  учи-тывать  ряд неблагоприятных факторов: маленький  зал, не  очень  приспособленный  для проведения современного урока, недостаток места для размещения инвентаря, необходи-мого в процессе урока. Все это создает определенные сложности, но  я  их успешно прео-долеваю и стараюсь целесообразно  использовать  построения, перестроения, передвиже-ния и методы выполнения упражнений в каждой из частей урока (фронтальный, одновре-менный, поточный, групповой, индивидуальный). Например, в  подготовительной  части использую выполнение упражнений одновременным  и  фронтальными  способами. В  ос-новной части чаще использую  индивидуальный способ, особенно при  изучении  нового материала или на контрольном уроке. Поточный способ использую при совершенствова-нии различных элементов. Групповой способ применяю  в  основном  на  уроках  гимнас-тики. Например, при выполнении упражнений в группировке.

    Большое внимание я уделяю использованию методов обучения, основными из которых являются:    -метод передачи знаний словесный  и  наглядный. Словесный  метод  должен быть лаконичным и  нести конкретную информацию, необходимую  в  данный  момент, и обязательно подкреплен  наглядным  методом (чаще  всего  это  показ ), т.к.  многие  дети затрудняются выполнять упражнения после словесного объяснения. Я  практикую  выпол-нение знакомых упражнений словесному методу.

    Большую трудность вызывает и  расчлененный  метод  практического  разучивания  уп-ражнений. Легче дается целостный метод. Поэтому нашим ребятам очень  тяжело освоить правильную технику выполнения упражнений (очень  трудно  научить  правильно  метать мяч, прыгать со скакалкой). Поэтому очень часто использую метод предупреждения и  ис- правления ошибок. Исходя из опыта, знаю в каком месте возможна будет ошибка  и  зара-нее вычленяю эту ошибку, делаю на этом акцент. Например, при прыжках в длину  очень распространенная ошибка это приземление на прямые ноги. Обращаю внимание ребят на это, несколько раз прыгаем вверх на месте и приземляемся на согнутые ноги. Затем один прыгает, а все остальные смотрят и следят как он приземлится. Это заставляет сконцент-рироваться на правильном приземлении. Также для предупреждения ошибок   в  технике упражнений использую подводящие упражнения.

    Большое место  на уроках физкультуры занимает методика   развития  физических   ка-честв, улучшение  телосложения. Особое внимание уделяю совершенствованию  правиль- ной  осанки, укреплению свода  стопы, корригирующим  упражнениям, упражнениям  на координацию и ориентировку в пространстве.

    Так, например, при закреплении учебного материала, я условно делю детей в классе на группы, в зависимости от  подготовленности. Одной группе даю подготовительные   или подводящие упражнения  в  облегчённых  условиях, другой – усложнённые   подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом  варианте  и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем  на  два урока  бы-стрее средних и слабых  учеников, поэтому обучение  двигательному  действию  заканчи-вается  для  них выполнением  изучаемого  упражнения  в  соревновательных  условиях, а учащиеся  слабых  и  средних групп продолжают выполнять  упражнение  по  частям  или многократно повторяют его в стандартных условиях. Бывает  и  так, что  для  школьников, подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не достаточно хорошо освоили учебный  материал. Например, ученики  не  могут  освоить передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут  полноценно проявить себя  в учебной игре, и в то время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения  в па-рах. На занятиях по гимнастике я  разрешаю хорошо подготовленным  детям  добавлять  в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как  менее подготовленные работают в  стандартных  условиях. Обязательно  провожу  индивидуаль-ную работу с обучающимися, у которых  не  получается  выполнение того  или  иного дви-гательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения.

    Для повышения  качества проведения уроков ЛФК читаю и  изучаю специальную  лите-ратуру.

    Свои уроки я строю с учетом особенностей  наших  ребят, нагрузку  на  уроке  стараюсь дать  оптимальную  в  соответствии  с  возрастными, физиологическими  и  медицинскими показателями. Ориентируюсь в основном по внешним признакам и самочувствию ребят.    Они знают, что если они устали, то можно перестать выполнять упражнение  и о тдохнуть,   приходится регулировать нагрузку хитростью, под благовидными предлогами  останавли-ваю их, чтобы они чрезмерно не устали.

    На уроках физической культуры используются методы оценки уровня здоровья и  физи-ческой работоспособности через выполнение безнагрузочных и нагрузочных проб.   Тестирование может проходить как пол наблюдением преподавателя, так и в режиме самоконтроля.

    Освобожденным от занятий физической культурой, а также детям, относящимся  к  под-готовительной группе, можно предложить  подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ.

Одним из требований к современному уроку, а именно: чтобы урок  прошел  в  соответст-вии  с методическими   требованиями, необходимо  соблюдать  постоянные  формы   про-ведения урока и менять их не чаще, чем раз  в  четверть, иначе  ученики  теряют ориенти-ровку в пространстве и не могут быстро сориентироваться.

    А вот изменение формы занятий  по  видам как  раз  становится  оптимальным. Так  в  1 четверти мы строим урок по   форме лёгкой атлетики. Во 2 четверти занятия  строятся  по форме спортивных игр. В 3 четверти предпочтение гимнастике , а в 4 четверти повторение пройденного в 1 четверти.

    Стараюсь проводить свои уроки  так, чтобы ученикам было  интересно, и   мне  это  уда-ется. Дети, в  большинстве, любят  физкультуру  и  на  уроках работают  с  удовольствием.

     Стараюсь выявлять одаренных детей преимущественно  на  начальных стадиях  и  при-влекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции с привлечением тренеров – преподавателей.

    В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, легкая атлетика, шахматы. Так же ребята посещают секции в ДЮСШ.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»

«Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019