Доклад
на тему:
« Состояние преподавания
уроков предметной области
«Физическая культура»
Подготовил
учитель физической культуры
Тимофеев В.К.
25.09.2018 г.
Тема: «Состояние преподавания уроков предметной области «Физическая культура»
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное разви-тие. Поэтому важное место в своей деятельности я отвожу здоровье сберегающим техно-логиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пери-од обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жиз-ни.
Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физи-чески здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.
Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблаго-приятных социально-экономических и экологических факторов.
Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да, только потому, что оно продолжает ухудшаться, а «Физическая культура» единственный предмет в школе, спо-собный эффективно решать проблему оздоровления учащихся, – упорно отодвигается на «вторые роли». Отрадно отметить, что в настоящее время Правительством нашей страны уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта. Подтверждением тому является и введение третьего часа физкультуры в учебный план, проведение массо-вых спортивных соревнований различного уровня.
Всех обучающихся на основании медицинского обследования делят на три группы: ос-новную, подготовительную и специальную. В основную группу включены обучающиеся, не имеющих отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также с незна-чительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовки.
Существующие программы обучения по предмету «Физическая культура» мало ориентированы на детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Обучающиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственной про-грамме в общих группах, относятся к специальной группе (освобождены полностью, зани-маются по учебнику Лях В.И. «Физическая культура 1-11 классы» ФГОС или посильны-ми заданиями, без нагрузки) .
Временное освобождение от уроков физической культуры допускается лишь с разре-шения врача. Обучающиеся, освобожденные от уроков, обязаны присутствовать на уроке.
Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 17 лет.
Я веду уроки в старших классах: 7 «Б», 8 «Б», с 9 по 11 классы. А в этом году добавились 5 «Б» и 6 «Б» классы. Возникли небольшие трудности с адаптацией учащихся с переходом в старшее звено школы. Но постепенно ученики привыкают к новым объёмам нагрузок по учебной программе. В 5-м классе интересно работать, т.к. для них всё новое, они задают много вопросов, хотят научиться всему и быстро, интересуются ЗОЖ.
С 2013 года я работаю по внедрению в практику здоровье сберегающих технологий, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.
Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:
- ухудшение здоровья детей; наполняемость классов; гиподинамия.
Урок физической культуры является основной формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы; проводятся по твердому расписанию в определенные дни и часы. Они обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой и составляет основу для разносто-роннего физического воспитания учащихся (подвижные игры, гимнастика, легкая атле-тика). На уроках дети знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физкультуры очень мно-го таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни в быту (ходьба, бег, различные прыжки, переноска различных предметов).
Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, явля- ется полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формировани-ем здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никог-да, и поле деятельности учителя значительно расширяется.
За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствам радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание до-стигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.
За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными при-емами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: элементы передовых педагогических технологий, проблемные лек-ции. Обучение провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделяю детали техники и разделяю их по сложности).
С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности проводятся на свежем воздухе. Стараюсь, чтобы все уроки имели высокую моторную плотность. На уроках ис-пользую фронтальный и групповой методы. При этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ.
Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфи-ческие особенности. Они проводятся в зале, на площадке, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках занимаются в специальной форме и в иных температурных условиях. Во время урока им неоднократно приходится менять места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Уроки физкультуры отмечаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Все эти особенности усиливают от-ветственность учителя за проведение урока физкультуры и предъявляют современные требования к уроку.
Исходя из опыта работы остановлюсь на следующих:
Каждый урок физкультуры должен иметь определенные образовательные задачи (хочется остановиться на том, что у нас нет «темы урока» в том смысле, какой вклады-вается в других предметах, а есть задачи: общие, выполнение которых обеспечивается в процессе всех уроков или серии уроков (например, развитие выносливости); и частные (например, изучение техники отталкивания при прыжках в длину с места)
Оздоровительные задачи, как и воспитательные, решаются на каждом уроке.
Обучающимся предлагаю задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это мо-гут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, рефераты, проектная дея-тельность (презентации), составление комплекса разминки и т.д
Одним из наиболее важных вопросов является вопрос о построении урока. Он должен быть построен методически правильно. Построение урока зависит от поставленных задач.
Решение задач на уроке физкультуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся, поэтому к работе организм нужно подготовить, а для этого использую ос-новное физиологическое правило – постепенность и тренировка. Любой урок начинается с построения, далее выполняются ходьба с различными заданиями (особую трудность вы-зывает выполнении упражнений в медленном темпе), бег в медленном темпе, чередование ходьбы, бега, остановок в различном сочетании. Далее идут О.Р.У. (в движении, с предме-тами) и хорошо известная учащимся игра, не требующая объяснений
После того, как проведена подготовка, перехожу к решению основной задачи урока. Часто это совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся, особенно если задача урока стоит как совершенствование техники, например, метания или прыжка и т.д.
После относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. По-этому я использую упражнения на восстановления дыхания для саморегуляции, упражне-ния и игры низкой интенсивности, направленные на развитие внимания. В условиях на-шей материальной базы, чтобы методически правильно построить урок, приходится учи-тывать ряд неблагоприятных факторов: маленький зал, не очень приспособленный для проведения современного урока, недостаток места для размещения инвентаря, необходи-мого в процессе урока. Все это создает определенные сложности, но я их успешно прео-долеваю и стараюсь целесообразно использовать построения, перестроения, передвиже-ния и методы выполнения упражнений в каждой из частей урока (фронтальный, одновре-менный, поточный, групповой, индивидуальный). Например, в подготовительной части использую выполнение упражнений одновременным и фронтальными способами. В ос-новной части чаще использую индивидуальный способ, особенно при изучении нового материала или на контрольном уроке. Поточный способ использую при совершенствова-нии различных элементов. Групповой способ применяю в основном на уроках гимнас-тики. Например, при выполнении упражнений в группировке.
Большое внимание я уделяю использованию методов обучения, основными из которых являются: -метод передачи знаний словесный и наглядный. Словесный метод должен быть лаконичным и нести конкретную информацию, необходимую в данный момент, и обязательно подкреплен наглядным методом (чаще всего это показ ), т.к. многие дети затрудняются выполнять упражнения после словесного объяснения. Я практикую выпол-нение знакомых упражнений словесному методу.
Большую трудность вызывает и расчлененный метод практического разучивания уп-ражнений. Легче дается целостный метод. Поэтому нашим ребятам очень тяжело освоить правильную технику выполнения упражнений (очень трудно научить правильно метать мяч, прыгать со скакалкой). Поэтому очень часто использую метод предупреждения и ис- правления ошибок. Исходя из опыта, знаю в каком месте возможна будет ошибка и зара-нее вычленяю эту ошибку, делаю на этом акцент. Например, при прыжках в длину очень распространенная ошибка это приземление на прямые ноги. Обращаю внимание ребят на это, несколько раз прыгаем вверх на месте и приземляемся на согнутые ноги. Затем один прыгает, а все остальные смотрят и следят как он приземлится. Это заставляет сконцент-рироваться на правильном приземлении. Также для предупреждения ошибок в технике упражнений использую подводящие упражнения.
Большое место на уроках физкультуры занимает методика развития физических ка-честв, улучшение телосложения. Особое внимание уделяю совершенствованию правиль- ной осанки, укреплению свода стопы, корригирующим упражнениям, упражнениям на координацию и ориентировку в пространстве.
Так, например, при закреплении учебного материала, я условно делю детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока бы-стрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчи-вается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях. Бывает и так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Например, ученики не могут освоить передачу мяча в волейболе, и поэтому они не могут полноценно проявить себя в учебной игре, и в то время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения в па-рах. На занятиях по гимнастике я разрешаю хорошо подготовленным детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее подготовленные работают в стандартных условиях. Обязательно провожу индивидуаль-ную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного дви-гательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения.
Для повышения качества проведения уроков ЛФК читаю и изучаю специальную лите-ратуру.
Свои уроки я строю с учетом особенностей наших ребят, нагрузку на уроке стараюсь дать оптимальную в соответствии с возрастными, физиологическими и медицинскими показателями. Ориентируюсь в основном по внешним признакам и самочувствию ребят. Они знают, что если они устали, то можно перестать выполнять упражнение и о тдохнуть, приходится регулировать нагрузку хитростью, под благовидными предлогами останавли-ваю их, чтобы они чрезмерно не устали.
На уроках физической культуры используются методы оценки уровня здоровья и физи-ческой работоспособности через выполнение безнагрузочных и нагрузочных проб. Тестирование может проходить как пол наблюдением преподавателя, так и в режиме самоконтроля.
Освобожденным от занятий физической культурой, а также детям, относящимся к под-готовительной группе, можно предложить подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ.
Одним из требований к современному уроку, а именно: чтобы урок прошел в соответст-вии с методическими требованиями, необходимо соблюдать постоянные формы про-ведения урока и менять их не чаще, чем раз в четверть, иначе ученики теряют ориенти-ровку в пространстве и не могут быстро сориентироваться.
А вот изменение формы занятий по видам как раз становится оптимальным. Так в 1 четверти мы строим урок по форме лёгкой атлетики. Во 2 четверти занятия строятся по форме спортивных игр. В 3 четверти предпочтение гимнастике , а в 4 четверти повторение пройденного в 1 четверти.
Стараюсь проводить свои уроки так, чтобы ученикам было интересно, и мне это уда-ется. Дети, в большинстве, любят физкультуру и на уроках работают с удовольствием.
Стараюсь выявлять одаренных детей преимущественно на начальных стадиях и при-влекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции с привлечением тренеров – преподавателей.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, легкая атлетика, шахматы. Так же ребята посещают секции в ДЮСШ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.