Состояние проблемы способностей в современной психологии
Оценка 4.7

Состояние проблемы способностей в современной психологии

Оценка 4.7
Документация
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
27.08.2018
Состояние проблемы способностей в современной психологии
Формирование и развитие современного психологического учения о способностях начинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психология как самостоятельная наука. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы.Формирование и развитие современного психологического учения о способностях начинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психология как самостоятельная наука. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы.
Состояние проблемы способностей в современной психологии.docx
Состояние проблемы способностей в современной психологии        Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но  обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное  использование на практике.        Формирование и развитие современного психологического учения о  способностях начинается относительно поздно – в 19 веке, когда  складывается психология как самостоятельная наука. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она  всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности  образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных  условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Именно жизнь ставит  нас перед тем фактом, что общая одарённость является всегда фоном, на  котором выявляются способности. Это мы можем проследить в  многочисленных работах различных психологов. В области психологии и  физиологии, в исследованиях способностей существует целый ряд общих идей и подходов. Но в этих многочисленных работах нет пока ни одного  исследования, которое поставило бы вопрос о тех физиологических  особенностях, которые связаны с понятием способность .        Так, в 18 веке, Гельвеций, занимая крайние позиции в вопросе о  способностях, отрицал природный характер способностей. В своей теории  Гельвеций был демократичен. Он пришёл к полному отрицанию природных  задатков, по существу отождествляя проблему происхождения общественного неравенства с проблемой индивидуальных различий между людьми.         Учение Вольфа было общепсихологическим, то есть касалось общих для  всех людей свойств психологических процессов, без индивидуальных  различий. Если сейчас говорить о различиях памяти, темперамента, эмоций,  интеллекта, как об индивидуальных особенностях психики каждого человека,  то основным для взглядов Вольфа было утверждение наличия у других  известного комплекса независимых друг от друга способностей,  проявляющихся в различных сторонах психологической деятельности. Значительный вклад в теорию способностей внёс В.Г. Белинский. В его  работах содержится уже довольно стройное и чрезвычайно содержательное  учение о способностях. В.Г. Белинский имел возможность опираться на  оригинальные мысли своих предшественников, кроме того, постоянная  литературно­критическая деятельность, анализ художественных произведений побуждали его задумываться о способностях, их природе и различиях.         Под способностями Белинский понимал потенциальные природные силы  личности. Он считал, что в основе способностей лежат природные  особенности организма человека. Как и Белинский, Чернышевский считал, что способности представляют  собой природный дар. Н.Г. Чернышевский понимал, что для развития  способностей необходимы определённые условия. Он писал, что великие  гении одарены от природы, но их дарования могут развиваться только в определённых общественных условиях, и именно таких, которые  представляют возможность для их активной деятельности. Идеи  Чернышевского по проблеме одарённости послужили отправным пунктом для разработки материалистической теории способностей, которая в основу всего  положила деятельность как источник и условие развитие способностей  человека.          Впервые на почву конкретного исследования вопрос о причинах и  происхождении способностей был поставлен Ф. Гальтоном. Его работа  «Наследственность таланта, её законы и последствия» сделалась отправным  пунктом многочисленных исследований. Б.М. Теплов в статье «Способности и одарённости» понимает под способностями индивидуально­психологические  способности, отличающие одного человека от другого. К способностям  относятся лишь такие особенности, которые имеют отношение к  успеваемости выполнения какой­либо деятельности. Он считает, что к  способностям нельзя отнести такие проявления, как вспыльчивость, вялость,  медлительность, память и т.п. Способности, считает Теплов, не могут быть  врождёнными. В основе способностей «лежат некоторые врождённые  особенности, задатки». Способности существуют только в развитии, а  создаются и развиваются они только в процессе деятельности. Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С.Л.  Рубинштейн в своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и  сознание».        Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой  деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам  духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения.        В основе способностей, по Рубинштейну, лежат «наследственно  закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков». Под задатками  понимаются анатомо­физиологические особенности нервно­мозгового  аппарата человека.        «Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией  не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как  исходный момент, как предпосылка».        Очень ценной является мысль Рубинштейна о том, что способность  представляет собой сложное синтетическое образование личности. Вместе с тем Лейтес справедливо подчёркивает мысль, что «чем  разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и  ярче могут развиваться его способности». Лейтесу принадлежит также глава о способностях в учебнике «Психология», изданным в 1956 году под редакцией  Смирнова А.А., Леонтьева А.И., Рубинштейна С.Л. и др. В ней в основном  воспроизводятся способности как условия успешного выполнения  деятельности, сочетания способностей, обеспечивающие успешность,  способности людей как продукт истории, развитие способностей в процессе  деятельности, отношения способностей и задатков и т.п. Б.Г. Ананьев в «Очерках психологии» указывает, что способность образуется  вследствие развития высших функций, в результате которого возможно  творческое применение накопленных знаний. В образовании способностей,  пишет Ананьев, играют известную роль естественные особенности личности,  особенности мозговой работы или задатки.        Опираясь на учение Павлова об общих и специальных типах высшей  нервной деятельности, сделаны попытки подвести физиологические основы  под сложные психические образования, какими являются способности.  Однако, несмотря на все эти достижения следует сказать, что проблема  способностей остаётся чрезвычайно слабо разработанной. Особую важность  имеет проблема организаторских способностей, которые ещё не стали  предметом систематического изучения.         Без конкретного анализа исследования способности невозможно дальше  продвигать теорию способностей. Этим, пожалуй, и объясняется  неразработанность как методов практического определения (диагностики)  способности, так и особенно методов воспитания одарённости и  способностей.         Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что способности – это индивидуально­психологические особенности, отличающие одного  человека от другого. К способностям мы можем отнести лишь те  особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой­ либо деятельности. Также необходимо отметить, что способности  существуют только в развитии, а создаются и развиваются только в процессе  деятельности. Список использованной литературы 1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича,  В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. 2. АртемьеваТ.И., Методический аспект проблемы способностей, М.: «Наука»,1977. 3. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.,  1984. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 5. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. В 2­х ч.: Кн. для чт.  в 3­м кл.Ч.2.­3­е изд., перераб.­М.:БАЛАСС,2001.­224с.:ил.­ СВОБОДНЫЙ  УМ). 6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С­Пб.:  Союз, 1997.

Состояние проблемы способностей в современной психологии

Состояние проблемы способностей в современной психологии

Состояние проблемы способностей в современной психологии

Состояние проблемы способностей в современной психологии

Состояние проблемы способностей в современной психологии

Состояние проблемы способностей в современной психологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2018