Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Оценка 4.6

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
4 кл
26.02.2018
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Доклад на тему "Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах". На сегодняшний день стало понятно, что без подобной деятельности в школе обучение невозможно. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения записано, что в его основе «…лежит системно-деятельностный подход, который предполагает… учет индивидуальных возрастных особенностей обучающихся, разнообразие форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения знаний. В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности…» Современный подход существенным образом меняет порядок взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую ступень. Сегодня это не просто обучение – это управление развитием ученика, с учетом особенностей его индивидуального развития; мотивированная деятельность педагога, направленная на достижение запланированного результата: воспитание САМости каждого ученика.
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах.docx
ДОКЛАД На тему «Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах» Подготовила: Синектутова М. А., учитель начальных классов На   протяжении   многих   лет   идёт   большая   дискуссия   о   проектно­ исследовательской деятельности учащихся. Мнений отрицательных, равно как и  положительных,  было   огромное   количество.  На   сегодняшний   день   стало понятно, что без подобной деятельности  в школе  обучение невозможно. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования   второго   поколения   записано,   что   в   его   основе   «…лежит системно­деятельностный   подход,   который   предполагает…   учет индивидуальных возрастных особенностей обучающихся, разнообразие форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, что и создает   основу   для   самостоятельного   успешного   усвоения   знаний.   В соответствии   со   Стандартом,   на   ступени   начального   общего   образования осуществляется формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности…» Современный   подход   существенным   образом   меняет   порядок взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую ступень. Сегодня это не просто обучение – это управление развитием ученика,   с   учетом   особенностей   его   индивидуального   развития; мотивированная   деятельность   педагога,   направленная   на   достижение запланированного результата: воспитание САМости каждого ученика. Проектно­исследовательская   деятельность  —   деятельность по проектированию  собственного исследования,  предполагающая выделение целей   и задач,   выделение   принципов   отбора   методик,   планирование   хода исследования,   определение   ожидаемых   результатов,   оценка   реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Проектная   деятельность   способствует   формированию   ключевых компетентностей   учащихся,   подготовки   их   к   реальным   условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.                                                            Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».   Учебный   проект   с   точки   зрения   учителя   —   это   интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить. От   учителя   потребуется   такт,   деликатность,   чтобы   не   «навязать» ученикам   информацию,   а   направить   их   на   самостоятельный   поиск. Необходимо   избежать   двух   крайностей:   нельзя   полностью   предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже   опасно   Большого   внимания   требует   и   процесс   осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или   ином   проекте,   постановки   учебной   цели   по   овладению   приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись.  Но   ребенок   должен   почувствовать,   что   проект­   это   его   работа.   Надо   с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить  его к нужным выводам. Если   ребенок   часть   работы   выполнил   вместе   с   учителем   или родителями,   то   в   следующий   раз   такую   работу   он   сможет   выполнить самостоятельно.   Необходимо   вместе   обсуждать   чему   он   научился   в результате   самостоятельной   и   совместной   работы,   какими   знаниями, умениями и навыками овладели. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретет   в   ходе   работы   закрепляются   ребенком,   он   запасается практическим   опытом,   учится   переносить   его   на   другие   виды   школьной работы   и   пользуется   ими   в   дальнейшем.   Научить   добывать   новые   знания самостоятельно   для   проектной   деятельности   задача   учителя.   Поэтому учитель   выступает   в   роли   консультанта,   помощника,   информатора, координатора. Совместная работа ребенка­ учителя­ родителей позволяет выстроить особые   отношения,   отношения   сотрудничества   и   равноправия,   наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в   исследовательской   деятельности,   вселить   уверенность   в   своих   силах. Привлекая   к   этой   работе   родителей   важно,   чтобы   они   не   брали   на   себя выполнение   части   работы   детей   над   проектами,   иначе   губится   сама   идея метода   проектов.   А   вот   помощь   советом,   информацией,   проявление заинтересованности   со   стороны   родителей   –   важный   фактор   поддержки мотивации   и   обеспечение   самостоятельности   школьников   при   выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания­ лекции,   на   которых   разъясняю   родителям   суть   метода   проектов   и   его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что­то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои   возможности;   это   деятельность,   позволяющая   проявить   себя, попробовать   свои   силы,   приложить   свои   знания,   принести   пользу   и показать публично достигнутый результат. Учебный   проект   с   точки   зрения   учителя  –   это   дидактическое средство,   позволяющее   обучать   проектированию,   т.е.   целенаправленной деятельности   по   нахождению   способа   решения   проблемы   путем   решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. В   начальной   школе   можно   выделить   следующие   виды   учебных исследований: ­по   доминирующей   в   проекте   деятельности:   исследовательские, информационные, практико­ориентированные, ролево­игровые, творческие; ­  по   количеству   учащихся:   индивидуальные,   парные,   групповые, коллективные; ­по месту проведения: урочные, внеурочные; ­по   теме:   монопроекты   (в   рамках   одного   учебного   предмета), межпредметные,   свободные   (выходят   за   рамки   школьного   обучения);   все возможные   темы   можно   условно   распределить   на   три   группы: фантастические, экспериментальные, теоретические. ­  по   продолжительности:   краткосрочные   (1­2   урока),   средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные У   учащихся   младшего   школьного   возраста   наглядно­образное мышление,   любопытство, интерес   к   окружающему   миру   подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета Эксперты   и   аналитики,   занимающиеся   вопросами   образования,   в последние   годы   не   устают   повторять:   если   мы   хотим,   чтобы   выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое   внимание   надо   уделять   начальному   образованию   детей.   Начав   развивать   в   детях   навыки   научно­исследовательской   работы   уже   в первых­четвертых   классах,   учителя   средней   школы   замечают   в   своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее. Организация   научно­исследовательской   деятельности   младших школьников   –   серьезная   и   непростая   работа.   Она   требует   от   педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов. Цели работы можно сформулировать следующим образом: выявление   наиболее   одаренных   учащихся,   склонных   к   занятию исследовательской   деятельностью   в   разных   областях   науки,  и   развитие   их творческих способностей; совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции; пропедевтика   научно­исследовательской   деятельности   младших школьников; обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования; поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений. активизация   познавательной   деятельности   учащихся   через исследовательскую и проектную деятельность. Исходя из поставленных целей, перед учителями начальной школы были поставлены задачи: ­   воспитывать   интерес   к   познанию   мира,   углубленному   изучению дисциплин; – готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области; –   развивать   навыки   научно­исследовательской   работы,   умения самостоятельно   и   творчески   мыслить,   использовать   полученные   знания   на практике; –   овладевать   правилами   обращения   с   необходимыми   для исследовательской работы приборами и оборудованием; –   развивать   навыки   самостоятельной   работы   с   научной   литературой, обучать   методике   обработки   полученных   данных   и   анализу   результатов, составлению   и   оформлению   отчета   и   доклада   о   результатах   научно­ исследовательских работ; –   пропагандировать   достижения   отечественной   и   мировой   науки, техники, литературы, искусства; В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане. Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения: 1) Рефлексивные умения: ­ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ­   умение   отвечать   на   вопрос:   чему   нужно   научиться   для   решения поставленной задачи? 2) Поисковые (исследовательские) умения: ­   умение   самостоятельно   генерировать   идеи,   т.е.   изобретать   способ   областей; действия, ­   умение   самостоятельно   найти   недостающую   информацию   в различных привлекая знания из         поле; информационном ­   умение   запросить   недостающую   информацию   у   эксперта   (учителя,   специалиста); консультанта, ­   умение   находить   несколько   вариантов   решения   проблемы;     ­ ­ умение устанавливать причинно­следственные связи. выдвигать умение     гипотезы; 3) Навыки оценочной самостоятельности. 4) Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­   умение   коллективного   планирования;   умение партнером; ­ ­   умения   взаимопомощи   в   группе   в   решении   общих   задач; взаимодействовать любым с           навыки ­ ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. партнерского делового общения;       5) Коммуникативные умения: ­   умение   инициировать   учебное   взаимодействие   со   взрослыми   – т.д.; задавать вопросы и диалог,       вступать   в     ­умение ­умение   вести   отстаивать   свою   ­умение ­ навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. находить       точку дискуссию; зрения;   компромисс; 6) Презентационные умения и навыки:  ­навыки   монологической   речи; ­ ­   умение   уверенно   держать   себя   во   время   выступления; умения; артистические     ­   умение   использовать   различные   средства   наглядности   при   выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы. Заключение Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что­то   интересное   самостоятельно,   в   группе   или   самому,   максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи,   когда   результат   этой   деятельности   –   найденный   способ   решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее   обучать   проектированию,  т.е.  целенаправленной   деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных   и   зарубежных   педагогов   и   психологов,   согласно   которому “проектное   обучение   не   должно   вытеснять   классно­урочную   систему   и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный   процесс   по   методу   проектов   существенно   отличается   от традиционного обучения. Анализ моего опыта ведения проектно ­ иследовательской деятельности учащихся позволяет  с уверенностью сказать, что успешный проект строится на   сильных   сторонах   учащегося,   его   внешнего   окружения.   И   в   начальной школе эта работа определяется целью, направленной на развитие личности и способностей каждого ребенка, при этом педагог ориентируется на умения и навыки, которые сформировались в дошкольный период. Все дети от природы любознательны   и   им   интересно   пробовать   что­то   новое,   поэтому   в   своей работе даю учащимся возможность предложить свои варианты работы. Я в свою   очередь   всегда   поддерживаю   и   помогаю   двигаться   в   нужном направлении.

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах

Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018