Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
4 кл
26.02.2018
Доклад на тему "Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах". На сегодняшний день стало понятно, что без подобной деятельности в школе обучение невозможно. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения записано, что в его основе «…лежит системно-деятельностный подход, который предполагает… учет индивидуальных возрастных особенностей обучающихся, разнообразие форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения знаний. В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности…»
Современный подход существенным образом меняет порядок взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую ступень. Сегодня это не просто обучение – это управление развитием ученика, с учетом особенностей его индивидуального развития; мотивированная деятельность педагога, направленная на достижение запланированного результата: воспитание САМости каждого ученика.
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах.docx
ДОКЛАД
На тему «Состояние проектно –
исследовательской работы в начальных
классах» Подготовила: Синектутова М. А.,
учитель начальных классов
На протяжении многих лет идёт большая дискуссия о проектно
исследовательской деятельности учащихся. Мнений отрицательных, равно как
и положительных, было огромное количество. На сегодняшний день стало
понятно, что без подобной деятельности в школе обучение невозможно. В
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования второго поколения записано, что в его основе «…лежит
системнодеятельностный подход,
который предполагает… учет
индивидуальных возрастных особенностей обучающихся, разнообразие форм,
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, что и
создает основу для самостоятельного успешного усвоения знаний. В
соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования
осуществляется формирование основ учиться и способности к организации
своей деятельности…»
Современный подход существенным образом меняет порядок
взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на
новую ступень. Сегодня это не просто обучение – это управление развитием
ученика,
с учетом особенностей его индивидуального развития;
мотивированная деятельность педагога, направленная на достижение
запланированного результата: воспитание САМости каждого ученика.
Проектноисследовательская деятельность — деятельность
по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение
целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода
исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости
исследования, определение необходимых ресурсов. Проектная деятельность способствует формированию ключевых
компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям
жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в
окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося
немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а
именно учить.
От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать»
ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять
учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность
тоже опасно Большого внимания требует и процесс осмысления,
целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том
или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами
проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись.
Но ребенок должен почувствовать, что проект это его работа. Надо с
уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к
нужным выводам.
Если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или
родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить
самостоятельно. Необходимо вместе обсуждать чему он научился в
результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладели. Те знания, умения и навыки, которые ребенок
приобретет в ходе работы закрепляются ребенком, он запасается
практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной
работы и пользуется ими в дальнейшем. Научить добывать новые знания
самостоятельно для проектной деятельности задача учителя. Поэтому
учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора,
координатора.
Совместная работа ребенка учителя родителей позволяет выстроить
особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить
диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей
в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя
выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея
метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление
заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки
мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении
ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания
лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его
значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах
проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать чтото
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя
свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и
показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое
средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения
задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной
ситуации.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных
исследований:
по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские,
информационные, практикоориентированные, ролевоигровые, творческие;
по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые,
коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета),
межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все
возможные темы можно условно распределить на три группы:
фантастические, экспериментальные, теоретические.
по продолжительности: краткосрочные (12 урока), средней
продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
У учащихся младшего школьного возраста нагляднообразное
мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают
учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета
Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в
последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники
наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то
особое внимание надо уделять начальному образованию детей.
Начав развивать в детях навыки научноисследовательской работы уже в первыхчетвертых классах, учителя средней школы замечают в своих
учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в
поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с
такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.
Организация научноисследовательской деятельности младших
школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога
высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых
объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще,
желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Цели работы можно сформулировать следующим образом:
выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию
исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их
творческих способностей;
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и
повышение их уровня знаний и эрудиции;
пропедевтика научноисследовательской деятельности младших
школьников;
обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и
самообразования;
поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в
плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
активизация познавательной деятельности учащихся через
исследовательскую и проектную деятельность. Исходя из поставленных целей, перед учителями начальной школы
были поставлены задачи:
воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению
дисциплин;
– готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной
специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки
в интересующей области;
– развивать навыки научноисследовательской работы, умения
самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на
практике;
– овладевать правилами обращения с необходимыми для
исследовательской работы приборами и оборудованием;
– развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой,
обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов,
составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно
исследовательских работ;
– пропагандировать достижения отечественной и мировой науки,
техники, литературы, искусства;
В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную
значимость своего исследования, возможность его использования не только в
прикладных целях, но и в практическом плане.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения
необходимо сформировать у них следующие умения: 1) Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи?
2) Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ
областей;
действия,
умение самостоятельно найти недостающую информацию в
различных
привлекая
знания
из
поле;
информационном
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя,
специалиста);
консультанта,
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение устанавливать причинноследственные связи.
выдвигать
умение
гипотезы;
3) Навыки оценочной самостоятельности.
4) Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение
коллективного
планирования;
умение
партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
взаимодействовать
любым
с
навыки
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
партнерского
делового
общения;
5) Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми –
т.д.;
задавать
вопросы
и
диалог,
вступать
в
умение
умение
вести
отстаивать
свою
умение
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
находить
точку
дискуссию;
зрения;
компромисс;
6) Презентационные умения и навыки:
навыки
монологической
речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
умения;
артистические
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Заключение
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать
чтото интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально
используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и
задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения
проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение
и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство,
позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих
из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением
отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому
“проектное обучение не должно вытеснять классноурочную систему и
становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к
другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт
работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами
обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом
учебный процесс по методу проектов существенно отличается от
традиционного обучения.
Анализ моего опыта ведения проектно иследовательской деятельности
учащихся позволяет с уверенностью сказать, что успешный проект строится
на сильных сторонах учащегося, его внешнего окружения. И в начальной
школе эта работа определяется целью, направленной на развитие личности и
способностей каждого ребенка, при этом педагог ориентируется на умения и
навыки, которые сформировались в дошкольный период. Все дети от природы
любознательны и им интересно пробовать чтото новое, поэтому в своей
работе даю учащимся возможность предложить свои варианты работы. Я в
свою очередь всегда поддерживаю и помогаю двигаться в нужном
направлении.
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Состояние проектно – исследовательской работы в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.