МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
Семинары
docx
психологическая работа +1
4 кл
31.05.2019
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Воспитание в духе толерантности способствует формированию у детей, подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готовность обучающихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.
толерантность.docx
МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация:  В   статье   рассматриваются   некоторые   методы   по формированию толерантных отношений среди младших школьников как элемент воспитательной   и   внеурочной   работы.   Определена   тактика   взаимодействия нормативно   развивающихся   детей   и   детей,   имеющих   отклонения   в   развитии, приведено   основное   содержание   комплекса   упражнений   (на   примере   опыта авторов). Воспитание в духе толерантности способствует формированию у детей, подростков   навыков   независимого   мышления,   критического   осмысления   и выработке   суждений,   основанных   на   моральных   ценностях.   Инклюзивное образование   включает   в   себя   не   только   обучение   и   воспитание   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ)   совместно   с   нормально развивающимися   сверстниками   в   общеобразовательной   школе,   но   и   их социальную   адаптацию,   которая   является   важнейшим   условием   наиболее адекватного   и   эффективного   вхождения   детей   в   социум.   Потребность   и готовность   обучающихся   включиться   в   инклюзивный   процесс,   а   также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.  Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения   в   развитии,   служит   основой   формирования   у   «нормы» альтруистического   поведения,  эмпатии  и  гуманности.  Дети   становятся  более терпимыми   по   отношению   друг   к   другу.   «Нормальные»   дети   учатся воспринимать   «особых»   как   нормальных   членов   общества.   Включённость воспитанников   с   особыми   нуждами   в   среду   нормально   развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.  Почему мы рассказываем об этом? У нашей школы есть определенный опыт работы с детьми ОВЗ. Классы коррекции и/или выравнивания открылись в МОУ СШ № 102 Дзержинского района Волгограда еще в 1992 г. В 2018­18 учебном году в школе обучается 860 детей, в т.ч. 108 учеников школы имеют статус «обучающийся с ОВЗ» (12,5% от общего числа), из них в 1­4 классах ­ 50 чел, в 5­9 классах ­ 58 чел. Открыты девять классов для обучающихся с ОВЗ (ЗПР).   Четверо   обучающихся   имеют   диагноз   «умственная   отсталость»,   один первоклассник   с   расстройством   аутистического   спектра   (РАС).   Семь   детей­ инвалидов, из них три инвалида с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА). 12 человек обучаются на дому либо по индивидуальному плану.   Кроме   того,   автор   этой   статьи   является   классным   руководителем третьего  класса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Учителю   начальных   классов,   классному   руководителю   (далее   – «учителю»)   всегда   принадлежала   основная   роль   в   формировании   личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей,   в   защите   прав   и   отстаивании   его   интересов.   Проблема формирования   толерантного   отношения   к   детям   с   ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы учителя.  В   данном   контексте   целью   работы   учителя   можно   считать  развитие   у обучающихся   младших   классов   готовности   к   построению   конструктивного взаимодействия   с   другими   людьми,   понимания   ценностных   ориентаций, личностно­значимых   образцов   бесконфликтного   или   компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим. Для достижения указанной цели особое значение имеет взаимодействие обучающихся   в   просоциальной   среде,   как   на   уровне   класса,   так   и   в образовательном   учреждении,   где   дети   с   ограниченными   возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.  Задачи учителя в классе, где учатся «особые» ученики можно определить следующим образом:  ­   создание   максимально   благоприятных   организационных   условий   в учебной и познавательной деятельности для успешности каждого обучающегося, в том числе инклюзивного ребенка;  ­   обеспечение   участия   всех   детей   в   разнообразной   внеклассной гарантирующей классного/школьного коллектива, деятельности разносторонность развития;        ­  создание  ситуаций   успеха  обучающихся   с  особыми  образовательными потребностями;  ­ установление взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ с целью заботы о его максимальном развитии.  ­ педагогическое наблюдение, диагностика социометрического статуса и эмпатического   принятия   инклюзивного   ребенка   его   одноклассниками, соответствующее   педагогическое   корректирование   толерантного   отношения каждого ученика.  Для   реализации   данных   задач   важно   содействовать   приобретению обучающимися   социальных   знаний   об   одобряемых   и   неодобряемых   формах поведения   в   обществе;   формированию   чувства   милосердия   к   окружающим людям; воспитанию доброжелательного отношения к людям с ОВЗ. Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:  познавательные   и   этические   беседы,   рассказы,   тематические диспуты;   сочинения, защита исследовательских работ; конкурсы рисунков, стихов; социальные акции, концерты, праздники и др.     Для развития у обучающихся готовности к построению конструктивного взаимодействия   с   другими   людьми,   понимания   ценностных   ориентаций, личностно­значимых   образцов   бесконфликтного   или   компромиссного поведения,   формирование   толерантного   отношения   к   себе   и   другим, целесообразно   использовать   технологии   деятельностного   и   интерактивного обучения и воспитания:  моделирование   воспитывающих   ситуаций,   ролевые   игры, обсуждения, просмотр фильмов; тренинги   по   формированию   толерантности   как   технологии социальной адаптации детей с ОВЗ в общество,   досугово­развлекательные   акции,   фестивали,   конкурсы,   концерты обучающихся в окружающем школу социуме и т.п.  Результатом совместных усилий учителя и педагога­психолога  является разработка   и   внедрение   в   практику   комплекса   приемов  по   формированию толерантных   отношений   среди   младших   школьников.   В   комплексе   собраны упражнения, которые применяются как в ходе учебной работы учителя, так и во внеурочной   деятельности,   а   также   во   время   проведения   коррекционно­ развивающих   и   психо­коррекционных   занятий,   проводимых   педагогом­ психологом. Упражнения объединены в три группы: 1. Приемы,   связанные   с   организацией   деятельности   обучающихся   в классе   («Эстафета»,   «Взаимопомощь»,   «Акцент   на   лучшее»,   «Ломка стереотипов», «Истории про себя», «Общение по правилам», «Общее мнение»). 2. Приемы   организации   диалоговой   рефлексии   («Ролевая   маска», «Прогнозирование развития ситуации», «Разъясни смысл»). 3. Использование   примеров   из   художественной   литературы,   кино­   и мультфильмов и т.д. («Сочини конец истории», «Любимые книги товарища», «Добрые слова»). Данный   комплекс   может   быть   полезен   учителям   начальных   классов, классным   руководителям,   специалистам   сопровождающих   профессий, студентам   педагогических   и   психологических   направлений,   а   также   всем заинтересованным лицам. Список литературы 1.Акатов   Л.И.   Социальная   реабилитация   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья.   Психологические   основы:   Учеб.   пособие   для   студ. высш. учеб. заведений. ­М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с. 2.Корнеева Т.П., Тарасенко Е.П. Психологическая поддержка родителей с ОВЗ //Форум. Серия: Актуальные проблемы науки. 2018. № 1(13).С. 7­13.  3.Левченко   И.Ю.,   Ткачева   В.В.   Психологическая   помощь   семье, воспитывающей   ребенка   с   отклонениями   в   развитии:   Метод.   пособие.   ­М.: Просвещение, 2008. ­240с. 4.Мамайчук   И.И.   Психологическая   помощь   детям   с   проблемами   в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.  5.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2019