Существуют несколько психолого-педагогических причин, обуславливающих выпадение ученика из учебного процесса на уроке. Это и не сложившиеся взаимоотношения учителя с учеником, и возбужденное состояние ребенка после каких-то событий на предшествующем уроке, и явно болезненное состояние школьника, заставляющее учителя отправлять его в медицинский кабинет или на попечение родителей.
Состояния соматического дискомфорта.doc
Состояния соматического дискомфорта учащихся
Существуют несколько психологопедагогических причин, обуславливающих
выпадение ученика из учебного процесса на уроке. Это и не сложившиеся
взаимоотношения учителя с учеником, и возбужденное состояние ребенка после
какихто событий на предшествующем уроке, и явно болезненное состояние
школьника, заставляющее учителя отправлять его в медицинский кабинет или на
попечение родителей.
Кроме того, учитель нередко сталкивается с периодически или регулярно
возникающими у когото из его воспитанников состояниями, проявляющимися в
субъективных ощущениях дискомфорта – соматического и психологического.
Школьник в таком состоянии в той или иной степени отключается от
происходящего в классе, а это создает проблемы и для него, и для учителя, и для
остальных учащихся. Сам он оказывается (часто бессознательно) перед выбором:
или полностью самоустраниться из учебного процесса, сосредоточившись на своем
состоянии, с риском вызвать недовольство учителя, или, напрягая силы, пытаться
действовать, как прежде, выполняя задания учителя, но истощая свои силы. При
регулярной повторяемости подобных состояний у ребенка с низкими
адаптационными возможностями они могут трансформироваться в клинически
выраженные расстройства – сначала функциональные, а затем и более серьезные.
Состояния психофизиологического дискомфорта, по разным причинам
возникающие у школьников на уроках и обуславливающие их сниженную
адаптацию к учебному процессу, обозначим как дискомфортные состояния
учащихся. Не обращать внимания на эти состояния означает нарушение
требований индивидуального подхода к учащимся. Поэтому своевременная
диагностика и умелая работа с такими состояниями составляет одну из
компетенций педагогического профессионализма учителя. Первый шаг к тому,
чтобы учитель мог вместе с учащимися грамотно предупреждать и преодолевать
эти состояния, научиться их правильно распознавать.
Состояния соматического дискомфорта проявляются легким недомоганием
школьника,
неопределенными или вполне конкретными ощущениями
неблагополучия отдельных систем и органов. Чаще это несильные головные боли,
легкое подташнивание, отрыжка, неприятный привкус во рту, тяжесть в желудке,
неприятные ощущения и урчание в животе, обуславливающие метеоризм, насморк
и кашель как проявления простуды, резь в глазах, кожный зуд в результате
аллергических реакций и др. Обеспокоенный своими неприятными ощущениями,
школьник отвлекается от урока, не может сосредоточиться, что приводит к
ускоренному наступлению состояния утомления и иногда вынуждает учителя
использовать свои властные полномочия, авторитарный стиль воздействия. Причины этих состояний часто вне школы (неправильное питание;
десинхроноз – нарушение ритма жизни, сбой «внутренних часов»; недосып, столь
частый у школьников; физическое переутомление и т.д.)
Списывать вину за такие состояния только на семью, родителей учащихся,
плохую медицину и т.д. было бы ошибкой. Во многих случаях причины связаны со
школой: отсутствие горячего питания и плохая организация приема пищи,
«коммерческий» ассортимент продуктов питания и напитков в буфете,
несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения
гигиенических требований проведению уроков физкультуры, сухость воздуха в
классах, напряжение зрения на уроках и другое.
Состояния соматического дискомфорта учащихся
Состояния соматического дискомфорта учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.