Сотрудничество с родителями как одна из форм учебно-воспитательной работы педагога.
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
11.01.2017
Взаимодействие классного руководителя и семьи - ключевое звено в системе воспитания. Бесспорно, что ребёнок транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательный потенциал семьи - это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры. Информация о семье позволит создать адекватную психологическую атмосферу сотрудничества с родителями в достижении общей цели: воспитании нравственной, здоровой, творческой личности.
Сотрудничество с родителями.doc
Тема: «Сотрудничество с родителями как одна из форм учебно
воспитательной работы педагога»
Взаимодействие классного руководителя и семьи ключевое звено в
системе воспитания. Бесспорно, что ребёнок транслирует ценности,
заложенные родителями.
Воспитательный потенциал семьи это материальные и бытовые
условия, численность и структура семьи, характер отношений,
психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей,
уровень педагогической культуры.
Перемены в политической и экономической жизни не могли не
отразиться на характере внутрисемейных отношениях. Родители
вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а
значит, меньше тратить время на общение в семье. В результате из
взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с
пониманием близкого человека. В связи с этим сегодня сотрудничество с
родителями является острой проблемой, решение которой обеспечит базу
для воспитательной работы по ведущих направлениям.
Изучение семей позволит ближе познакомиться с самим учеником,
понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль
взаимоотношений родителей и детей.
Изучение семей должно быть тактичным: состав семьи,
образовательный уровень.
Эта информация о семье позволит создать адекватную
психологическую атмосферу сотрудничества с родителями в достижении
общей цели: воспитании нравственной, здоровой, творческой личности.
Приступая к планированию воспитательной работы с ученическим
коллективом, классный руководитель сталкивается с необходимостью
учитывать не только цели и задачи воспитательной системы школы, но и
мнение учащихся и их родителей. Это необходимо для того, чтобы чётко
представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к
себе и другим, к жизни в классном коллективе. Отсюда вытекают цели и
задачи.
На первом родительском собрании, проводимом совместно с
родителями и учащимися, целесообразно определить самые важные,
интересные и значимые для жизни класса дела. Ребята, которые выберут
одни и те же мероприятия, получат возможность объединиться и
определить содержание и форму будущих мероприятий. Свои проекты дети
сдают классному руководителю после обсуждения с родителями. Такая
совместная работа всего класса с взрослыми позволит многое узнать об
учащихся и взаимоотношениях в семье: как они общаются друг с другом,
есть ли взаимопонимание, уважение к мнению друг друга, кто занимает
1 лидерскую позицию, за кем следуют ребята, кто из ребят или родителей
безразличен и отстранен от общего дела. Бесспорно, это мероприятие
позволит определиться с выбором актива класса и состава родительского
комитета. Так, естественным образом создается модель взаимосвязи и
взаимодействия ученического актива с классным руководителем и
родителями:
Актив класса кл. руков. родкомитет
а также обозначается система работы, отражающая актуальные
направления воспитательной деятельности:
Направления воспитательной деятельности:
здоровье
интеллект
общение
семья
нравственность
Естественно, охватить в равной степени все сферы невозможно,
необходимо обозначить приоритетные направления воспитательной и
развивающей работы с учётом возрастных особенностей детей 1314 лет.
Учитывая психологические особенности подросткового периода,
характер взаимоотношений в семье, целесообразно усилить работу в
направлениях: «Здоровье», «Нравственность», «Интеллект», «Общение».
Для эффективной работы в данных направлениях целесообразно провести
анкетирование по следующим вопросам:
1. Завтракаете ли вы утром?
2. Делаете ли вы зарядку по утрам?
3. В одно и то же ли время вы ложитесь спать?
4. Курят ли ваши родители?
На классном часе, посвященном теме: «Вредные привычки. Как от них
избавиться?» перед просмотром фильма о вреде курения предлагается
анализ результатов опроса:
(Рекомендации: на листах опроса дети указывают только цифры):
Мониторинг физического состояния учащихся на протяжении зх лет
покажет изменения здоровья каждого ребёнка. Проживание в северных
условиях не может не сказаться на состоянии здоровья. Ухудшение
физических показателей
обусловлено многими факторами:
объективного и субъективного порядка.
Важно, что после ознакомления с фактическими данными на
родительском собрании, взрослые осознают необходимость укрепления
сотрудничества с классным руководителем в решении общей проблемы:
сохранение здоровья ребёнка.
2 В условиях Крайнего Севера важным составляющим укрепления
здоровья является питание и соблюдение режима дня.
Благодаря опросу детей выявляется наглядная картина.
Эти данные вызывают тревогу у родителей, которые осознают
причастность к создавшейся проблеме (особенно позиция №4) Не лишним
будет напоминание о том, что пассивные курильщики больше страдают,
нежели активные.
Классный руководитель должен быть готов предоставить
комплексную программу, направленную на оздоровление подростка:
1. Рациональное и своевременное питание
2. Систематическая утренняя зарядка
3. Смена умственной и физической деятельности
4. Посещение спортзала
5. Активный отдых
Просьба классного руководителя помочь в организации активного
выходного дня воспринимается родителями как общая задача. Взрослые не
могут не осознать необходимость систематического, а не разового
проведения данных мероприятий. Ведь только в этом случае может идти
речь о здоровом образе жизни. Так зарождается традиция: по выходным
дням всем классом выходить на каток, а весной на лыжную базу.
Совместная работа по направлению «Общение»
Достижение поставленной цели: привить детям здоровый образ
жизни логически выводит на идею сплочения детского коллектива,
расширения диапазона общения. Незаметно класс «превращается в семью».
Новый год, 23 февраля, 8 Марта – эти праздники считаются семейными, в
этот день принято готовить сюрпризы, поздравлять друг друга и отмечать
радостное событие вместе. Это может стать традицией класса. Подросток
нуждается в общении, возникает интерес к противоположному полу,
поэтому взрослые должны корректировать поведение и чувства детей,
воспитывать красоту отношений, культуру чувств. Ребята самостоятельно
не могут осознать свои потребности на рациональном уровне: им мешает
незрелость собственной личности. Детям интересны такие дела, которые
служат их активному самовыражению. Ребят привлекает возможность
самостоятельной организации праздника в диалоге с классным
руководителем и родителями. Они готовы творить, писать сценарии ко всем
праздникам и проводить эти мероприятия. Ребята не должны смущаться
присутствия взрослых, потому что в сценариях праздников участвуют
родители и классный руководитель. Это рождение следующей традиции
большой семьи.
Результаты совместной работы:
1. сплочение класса как коллектива
2. развитие культуры общения с противоположным полом
3 3. совершенствование и корректирование эмоциональной сферы чувств
подростка
4. зарождение классных традиций
5. укрепление доверительных отношений классный руководитель –
родители классный руководитель – дети, детиродители.
Работа классного руководителя и родителей по направлению
«Интеллект»
Формы работы
1. организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно
влияющих на интеллектуальное развитие учащихся
2. сотрудничество с психологической службой для организации
коррекции интеллектуальных умений учащихся
3. сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного
развития интеллектуальных возможностей учащихся
4. внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти,
мышления;
5. интеллектуальные ринги, дебаты;
6. научноисследовательские конференции, спецкурсы, элективы и
факультативы
Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для
формирующегося подростка чрезвычайно важно внимание окружающих к
его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Идея
разработки критериев рейтинга возникла не случайно. Ребята живут в
социуме, который требователен к профессиональным и личностным
качествам, поэтому они должны быть психологически готовыми к борьбе за
своё место, но к достойной борьбе(!), оценивая себя и других объективно и
справедливо. Внедрение данной практики должно быть продумано
совместно с активом класса и родителями при поддержке школьного
психолога и соцпедагога.
В диалоге с родительским комитетом и активом класса были разработаны
критерии, полно отражающие все стороны личности ученика. Очень сложно
сохранять позиции лидера, поэтому лидеры меняются, и это естественно:
ученики должны знать, что оцениваются они справедливо и по заслугам.
Критерии оценивания учащихся:
1. Опоздания
2. Внешний вид
3. Подготовка к домашним заданиям
4. Дисциплина на уроке и на переменах
5. Отношение к поручениям
6. Отношение к дежурству
7. Итоги четверти
8. Культура речи
4 9. Участие в классных и школьных мероприятиях
10.Участие в олимпиадах и конкурсах
11.Соблюдение ПДД
принципиальность,
Несмотря на то, что таблица рейтинга заполняется в присутствии
взрослых, ребята должны осознать всю полноту ответственности за каждую
выставленную оценку. Это ситуация воспитывает в них такие качества, как
справедливость,
ответственность.
Конечно, эта система не могла бы состояться, если бы не предварительная
работа школьного психолога с родителями и учащимися:
(Работа школьного психолога по методике «Социометрия», «Картасхема
Л.Н.
«Экспрессметодика по изучению социально
психологического климата в коллективе» (авторы: О.С. Михалюк, А.Ю.
Шалыто)
объективность,
Лутошкина»,
Формирование классных традиций обеспечит 100% занятость детей
во внеурочное, отсутствие правонарушения учащихся. Общие интересы,
дружное проведение досуга, общение при подготовке к мероприятиям,
активный отдых в выходные дни исключают возможность совершения
социально негативных поступков, характерных для подросткового возраста
("доминанта усилия" по Выготскому)
В процессе формирования классных традиций сотрудничество с
родителями позволит активизировать участие учащихся в предметных
конкурсах городского, краевого, всероссийского уровней. Ребята
достигают высоких результатов благодаря созданию психологически
здорового климата не только в классе, но и в семье. Использование
актуального компонента – здоровьесбережения обеспечит укрепление и
сохранение физического и нравственного здоровья.
Формирование классных традиций возможно при условии сплочения
класса как коллектива, развития культуры общения с противоположным
полом, совершенствования и корректирования эмоциональной сферы
укрепления доверительных отношений между классным
чувств,
руководителем,
совершенствования
педагогической культуры. Всё вышеперечисленное является составляющим
реализации интеллектуального, творческого и
достижения цели:
нравственного потенциала на основе педагогического сотрудничества
классного руководителя и родителей.
родителями,
учащимися,
Данный проект предполагает продолжить работу по следующим
направлениям: «Гражданин», «Профориентация». От старшего подростка
общество требует первоначального профессионального самоопределения.
Подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях,
иметь представление о будущей профессии и конкретных способах
достижения профессионального мастерства в избранной области. На
5 помощь к нему придут классный руководитель и родители при поддержке
школьного психолога.
6
Сотрудничество с родителями как одна из форм учебно-воспитательной работы педагога.
Сотрудничество с родителями как одна из форм учебно-воспитательной работы педагога.
Сотрудничество с родителями как одна из форм учебно-воспитательной работы педагога.
Сотрудничество с родителями как одна из форм учебно-воспитательной работы педагога.
Сотрудничество с родителями как одна из форм учебно-воспитательной работы педагога.
Сотрудничество с родителями как одна из форм учебно-воспитательной работы педагога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.