Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
Оценка 4.6
Интерактивная доска +1
pptx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.06.2018
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе.У истоков создания стройной теории личности в коллективе стоит А.С. Макаренко, который считал главным результатом воспитания личности в коллективе ее общественную направленность. Общий коллектив школы состоит из первичных коллективов (класс); именно в первичном коллективе дети более близко общаются, совместно действуют, участвуя тем самым в реализации общей цели всего коллектива. В первичном коллективе создаются возможности для активизации каждого, для того чтобы найти ему дело по силам, склонностям, интересам, формировать его отношения с товарищами.Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
Сотрудничество чителя и детского коллектива в педагогическом процессе.pptx
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
Сотрудничество учителя и
детского коллектива в
педагогическом процессе
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
• У истоков создания стройной
теории личности в коллективе
стоит А.С. Макаренко, который
считал главным результатом
воспитания личности в
коллективе ее общественную
направленность. Общий
коллектив школы состоит из
первичных коллективов (класс);
именно в первичном коллективе
дети более близко общаются,
совместно действуют, участвуя
тем самым в реализации общей
цели всего коллектива. В
первичном коллективе создаются
возможности для активизации
каждого, для того чтобы найти
ему дело по силам, склонностям,
интересам, формировать его
отношения с товарищами.
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
Детский коллектив отличается от коллектива
взрослых и имеет следующие признаки:
-совместная деятельность, направленная на
реализацию общественно
Ценной и личностно значимой цели;
- непосредственное общение членов коллектива;
-отношения взаимной ответственности и
ответственной зависимости между членами
коллектива;
наличие выборных органов самоуправления.
Исследователи отмечают и другие особенности
детского коллектива, к которым относят равенство
прав при разделении ролей и делегировании
полномочий органам самоуправления, сплоченность,
благоприятный нравственно-психологический климат,
дисциплина и др.
• В условиях современного
общества не снижается роль
детского (ученического)
коллектива как важного
фактора социализации
личности. Для школьника
коллектив является моделью
общества, социальной средой,
в которой осуществляются его
жизнедеятельность, общение,
накапливается опыт
взаимодействия личности с
обществом, происходят
освоение социальных ролей,
самоутверждение,
самореализация личности,
обеспечиваются ее защита и
поддержка.
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
• А.С.Макаренко также принадлежит разработка технологии детского
коллектива, основные положения которой отражены в «Педагогической
поэме». Он установил, что форма бытия свободного человеческого
коллектива - движение вперед, а форма смерти - остановка. суть 2-го
закона развития коллектива - закона параллельного действия.
• В ученическом коллективе существует сложная система отношений
(между мальчиками и девочками, между активом и остальной частью,
между микрогруппами, между лидерами и т.д.).
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
• Как показывают научные исследования, в детском
коллективе чаще всего формируются три модели
отношений между личностью и коллективом: 1)
личность подчиняется коллективу; 2) личность и
коллектив находятся в оптимальных отношениях; 3)
личность подчиняет себе коллектив
(И.П.Подласый).
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
• В соответствии с законами развития коллектив проходит ряд
определенных этапов (или, по А.С. Макаренко, «стадий»), которые
отличаются требованиями, предъявленными к коллективу. Первая
стадия развития ученического коллектива характеризуется, как
правило, разобщенностью учащихся, слабой организованностью,
дети на этой стадии объединены в первичный коллектив (класс)
формально. Отсутствует актив класса, а следовательно, учитель
вынужден предъявлять требования к классу от своего имени.
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
• На втором этапе развития коллектива требования предъявляет не
только учитель, но и члены актива, т.е. требования идут параллельно.
Чтобы деятельность актива была успешной, необходимо его обучение,
укрепление авторитета в глазах учащихся. Усложняются и становятся
разнообразными виды учебной и внеучебной деятельности.
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
• На третьем этапе развития ученического коллектива имеет место наличие
требований не только от учителя и членов актива, но и от каждого члена
коллектива (в том числе требований к самому себе). Этот этап характеризуется
наличием отработанного общественного мнения, высоким уровнем самоуправления
учащихся, увлеченностью детей коллективными делами не только внутри
классного коллектива, расширяются его социальные связи в школе и за ее
пределами. Именно такой коллектив является средством воспитания
коллективизма учащихся, здесь создаются все условия для развития личности
каждого ученика
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
• Определению сущности профессионально значимых качеств
традиционно уделяется значительное внимание рядом ученых: (А.
Сатынская, В.А. Сластенин, Г. Сманова, К. Успанов и др.).
Руководствуясь основными положениями теории целостного
педагогического процесса (Хмель Н.Д.), профессионально значимым
качеством педагога следует считать совокупность относительно
устойчивых свойств и особенностей личности, которые
обеспечивают функционирование целостного педагогического
процесса.
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
• При профессионально грамотной работе педагогов с
детским коллективом у школьников формируется такое
сложное качество личности, как социальная (общественная)
активность. В условиях современного общества это качество
приобретает особую значимость, так как включает в себя
осознание школьниками ценности общественной
деятельности, готовность, желание и умение участвовать в
ней, проявляя ответственность, инициативу,
самостоятельность.
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.