Социализация и профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования
Оценка 4.6

Социализация и профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования

Оценка 4.6
docx
17.02.2020
Социализация и профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования
Социализация и проф ориентация детей.docx

НОВАЯ ЭМБЛЕМА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР

"АЛЬБАТРОС"

 

 

 

 

«Социализация и профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Домодедово

Педагог дополнительного образования В.Шевелкин

Актуальность : Дополнительное образование является видом учебного процесса, направленным на удовлетворение потребностей индивидуума во всестороннем образовании, в духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом, а также профессиональном совершенствовании, но при этом не сопровождающемся повышением образовательного уровня. Такое определение дано в ФЗ РФ «Об образовании». Таким образом, трактуя это обширное понятие, можно говорить не только о том, что дополнительные занятия приносят не только моральное, эстетическое удовлетворение воспитанникам, но также имеет несомненный практический аспект, вооружая их практическими знаниями, умениями и навыками, а также формирует мотивацию к профессиональному самоопределению.

Формулировка проблемы: на настоящий момент направление робототехники является одним из перспективных и ведущих в техническом направлении дополнительного образования, однако детских объединений и кружков на территории Волгоградской области открыто недостаточное количество. Это обусловлено тем, что оборудование для проведения занятий является догоростоящим и купить его большинство учреждений не в силах самостоятельно. В учреждениях, в которых оказываются платные услуги по данному направлению, они также недешевы, что снижает доступность дополнительных занятий для детей из социально незащищенных категорий.

Дополнительное образование можно определить как часть социального пространства, главной функцией которого является социализация подрастающего поколения, формирование будущего поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности. Согласно статье 72 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

Социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, процесс активного воспроизведения человеком социального опыта, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании

многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.

Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено. Ценность

дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую

общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении,

способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. О

необходимости дополнительного образования в школе нет смысла никого убеждать. Чем

больше ребѐнок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет

определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время - время

постоянных перемен.

В настоящее время трудно представить себе приобщение человека к жизни без

продолжительного и специально организованного воспитания. Воспитание играет

определяющую роль в развитии личности только в том случае, если оно стимулирует

активность в работе над собой. В конечном итоге, активность и собственное стремление

растущего человека к совершенствованию и определяют его развитие.

Социализация – это процесс формирования социального «Я». Именно по уровню

социализации молодёжи во многом можно судить о степени решённости социальных

проблем в современном российском обществе. Социализация человека в школьный

период его жизнедеятельности имеет ярко выраженную специфику, которая

непосредственно связана с отсутствием у него собственного социального положения и

социального статуса.

Социализация обучающегося включает в себя следующие компоненты:

- нравственная позиция обучающегося;

- процессы профессионального и жизненного самоопределения;

-эстетическую культуру;

- социально-ролевые свойства личности.

Сегодня все чаще можно встретить эмоционально и интеллектуально не богатого

человека. Главной целью родителей и учеников стало получение высоких баллов на

едином государственном экзамене, поступление в престижный ВУЗ, и, как результат, мы

получаем поколение не способное к сопереживанию и сочувствию. Кризисные и

критические ситуации, нередко возникающие в разных сферах жизни общества, требуют

от человека не только физического и психического, но и социального здоровья для

эффективной социализации.

Интересно рассмотреть систему дополнительного образования как креативную

среду социализации детей и подростков.

Сейчас в России около 8000 учреждений дополнительного образования в области

культуры, спорта, образования, где обучаются 8,4 млн детей от 5 до 18 лет, что составляет

только 40% обучающихся, а значит, большая часть дошкольников и школьников остаются

вне сферы дополнительного образования. Потому одним из критериев результативности

Межведомственной программы развития дополнительного образования до 2020 г.

является рубеж 70—75% занятости детей и подростков в системе дополнительного

интеллектуального, физического, художественного воспитания и развития.

Наиболее значимые инновации в отечественной системе образования связаны

сегодня с организацией общего и профессионального образования: ЕГЭ, ФГОС,

Болонский процесс и профилизация образования; совершенствование методов и

технологий обучения; внедрение информационных технологий в процесс обучения детей

и молодежи. Менее интенсивно идет процесс модернизации системы дополнительного

образования детей, внедрение инноваций в процессы социализации и воспитания

обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Специфические возможности для успешной социализации, воспитания в

творчестве и свободного развития обучающихся разного возраста позволяют

рассматривать систему дополнительного образования как инновационную площадку по

разработке моделей инновационного образования и инновационных педагогических

технологий в условиях креативной среды. В сравнении с общим образованием, система

дополнительного образования менее регламентирована образовательными стандартами и

имеет ряд конкурентных преимуществ в процессе социализации воспитанников

средствами различных видов творческой деятельности.

Социализация обучающихся протекает в условиях целенаправленного создания

специфической креативной среды, удовлетворяющей интересы, способности и личные

потребности ребенка; в условиях свободного выбора видов творческой деятельности и

образовательной программы; в условиях ориентации образовательного процесса на

инициативу, творчество и самостоятельность детей; в условиях социально значимой,

практико-преобразующей и допро-фессионально-ориентированной деятельности; в

условиях разновознорастного и межпоколенческого сотрудничества и личностного роста в

творческом коллективе.

По мнению исследователей, перспективными направлениями развития креативной

среды организации дополнительного образования в целях социализации и творческого

развития личности является реализация идей личностно-ориентированного,

компетентностного и личностно-деятельностного подходов, а также идей интеграции

общего и дополнительного образования. Это позволит обеспечить непрерывное

образование человека на протяжении всей его жизни; реализовать программы

психологической поддержки творческой деятельности одаренных детей или девиантных

подростков; проводить профессиональную ориентацию обучающихся; формировать

гражданскую позицию и основы духовно-нравственной культуры личности, развивать

инновационный потенциал обучающихся и т.д. Вместе с тем результаты творческой

деятельности воспитанников системы дополнительного образования (реализация

исследовательского проекта, подготовка художественной работы или репертуара детского

театра, создание коллекций прикладного творчества и др.) не всегда обладают абсолютной

социальной ценностью или инновационным характером, но всегда имеют личностную

значимость для самих детей.

Специфика креативной среды учреждения дополнительного образования

определяет особые требования к профессиональной деятельности педагогов и

преподавателей, которыми являются люди самых разных профессий от портного и артиста

балета до инженера и исследователя космоса. Потому процесс становления

профессиональной позиции современного педагога дополнительного образования связан

не только с мероприятиями, компенсирующими недостаток педагогического образования,

но требует непрерывного повышения профессиональной и педагогической квалификации,

настойчивой работы по совершенствованию инновационной позиции и личностного

творческого саморазвития.

Портрет творческого педагога определяют такие характеристики, как: мастер

своего дела, человек высокой культуры, любящий своих учеников и понимающий

самоценность детства в процессе социализации и воспитания; специалист, открытый к

сотрудничеству и взаимодействию с детьми в совместном творческом поиске и открытии

мира искусства и науки. Вместе с общегуманистическими убеждениями педагога важны и

профессионально-технологические установки и мотивация к педагогической

деятельности, умение работать в проблемно-поисковом режиме, прогнозировать и

проектировать личностное развитие ребенка и детского творческого коллектива,

анализировать и экспертировать результаты своей работы и опыта коллег. Творческий

педагог интеллигентен, конкурентоспособен, совершенствует свой талант в избранном

виде творчества, открыт всему лучшему и новому в жизни. Он не замыкается в рамках

своей дисциплины, учит детей любить и понимать людей, развивает интеллект,

конкурентоспособность и эмоциональную культуру своих учеников, умеет создать

креативную среду для социализации и развития каждого ребенка. Творческий педагог

всегда видит сверхзадачу процесса и результата обучения ребенка в успешной

социализации, что проявляется в гуманистической направленности и социальном

признании творчества ребенка, в адаптации творческой личности ученика в социуме.

Вместе с тем процессы модернизации системы образования требуют быстрых

изменений в моделях педагогической деятельности:

• от выполнения инструментальной роли педагога — к инновационной деятельности;

• от использования рекомендованных сверху новшеств — к инициативному выбору;

• от когнитивного аспекта деятельности — к исследовательскому;

• от воспроизведения традиционных форм и методов образовательного процесса — к

разработке, освоению и внедрению инновационных и научно-педагогических проектов и

технологий;

• от позиции педагога-исполнителя программ обучения, воспитания и социализации

обучающихся — к позиции педагога-раз-работчика, педагога-экспериментатора, педагога-

исследователя, педагога-креатора.

Управление развитием креативной среды образовательной организации — это

процесс реализации и обогащения творческого потенциала, создания и закрепления

уникальных ресурсов, обеспечения необходимых условий для достижения креативных

результатов, воплощенных в динамике творческого роста личности обучающегося,

педагога, самого менеджера и в качестве создаваемых ими креативных продуктов или

идеи, имеющих социальную, культурную, образовательную значимость и экономический

эффект.

Процесс развития креативной среды образовательной организации должен

основываться на развитии и повышении креативности персонала. При этом одним из

приоритетных направлений данной деятельности является создание условий, которые бы

способствовали развитию способностей каждого педагога, мотивируя его на дальнейший

профессиональный и творческий рост.

Характеристиками эффективности и качества управления развитием креативной

среды образовательной организации выступают:

• динамика творческого роста личности обучающегося, педагога, самого менеджера

образования;

• качество создаваемых в образовательной организации креативных продуктов или идей;

• социальная, культурная, образовательная значимость и экономический эффект

создаваемых креативных продуктов;

• динамика развития творческого потенциала образовательной организации как

совокупности ее возможностей;

• создание и закрепление уникальных ресурсов как реальных активов образовательной

организации;

• обеспечение необходимых условий для достижения креативных результатов;

• использование технологий опережающего управления;

• имидж образовательной организации как образ креативного полисубъекта.

Таким образом, креативная среда учреждения дополнительного образования

направлена на воспитание и социализацию творческой личности обучающегося и

педагога. Процесс социализации детей и подростков в креативной среде учреждения

дополнительного образования требует внедрения или разработки инновационных

педагогических технологий.

Интересно рассмотреть систему дополнительного образования как креативную

среду социализации детей и подростков.

Объединение «Робототехника» является на протяжении многих лет объединение , в котором я стремятсь создать нравственно здоровые условия для творческого развития личности, где несовершеннолетние приобретают не только опыт социального поведения, но и получают наглядный пример добропорядочных отношений. Кружок   «Робототехника» максимально приближен к месту жительства детей, доступен и открыт для посещения. В нем создана атмосфера тепла и уюта, где можно занять свое свободное время, выбрать полезные и нужные занятия, встретиться и поговорить со сверстниками. Здесь ребятам можно с пользой потратить свое свободное время, выбрать нужное занятие. Для многих детей из неблагополучных семей объединение становится вторым домом. Привычки и навыки правильного поведения вырабатываются при личном и деятельном участии детей в полезных творческих делах вместе с друзьями на занятиях .

Обьединение «Робототехника», создан для культурно – досуговой и воспитательной работы с несовершеннолетними, выполняет важную роль в условиях открытого социума. Именно в масштабе этого микросоциума возможна его самореализация, самоутверждение, получение опыта общественной деятельности и ответственности.

Я считаю также, что, социализируясь, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Поэтому при составлении плана по досугово – культурной и воспитательной деятельности мною были включены темы, обучающие занятия которых предполагают общение, игру, практическую деятельность, что на сегодняшний день помогают успешному вхождению личности в социум

Основным направлением культурно – досуговой деятельности в объединении  является творческая деятельность.

Функции досуга:

1. рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха; 2. развивающая – развитие различных видов творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация возможностей свободного время препровождения, расширение сферы проявления личностных качеств.

Досуг является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. И организуя его, необходимо помнить составляющие формулы успеха педагога – организатора:

- управлять обучением с позиции детских интересов;

- чувствовать потребности и интересы детей;

- ребенок должен постоянно ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются;

- постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого ребенка, убеждать, что все они способны и могут преодолеть трудности;

- сотрудничать с детьми в процессе обучения, быть доброжелательным и чутким;

- создать общую атмосферу взаимоуважения, формировать этические нормы, нравственное поведение в обществе;

- поднимать авторитет каждого ребенка. Его находчивый ответ, интересная идея, чуткость и отзывчивость к товарищам должны иметь положительную оценку педагога;

- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Задача педагога – организатора состоит в проектировании и организации эффективного взаимодействия с образовательными учреждениями микрорайона, создание условий для пробы сил, определение интересов, выбора профиля обучения учащихся близлежащих школ.

В качестве первого «пробного» шага для работы были выбраны комплекты Лего WeDo 2.0 (для детей в возрасте от 6,5 до 10 лет) и Lego Mindstorms (для подростков 10-16 лет).

Данный выбор обусловлен тем, что Лего имеют достаточно четкие инструкции по сборке и эксплуатации, что обеспечивает обучающимся относительную легкость и доступность сборки. С другой стороны, у данных комплектов множество вариантов моделирования и достаточно широкие возможности, что позволит сформировать у детей и подростков устойчивую мотивацию к техническому направлению. Для расширения деятельности старшей возрастной группы также был приобретен набор «Космические проекты», который своим содержанием (спутники, ракеты, космические роботы) усиливает учебную мотивацию.

Также для работы с конструкторами были закуплены ноутбуки по количеству комплектов.

В качестве базовой площадки была определена Светлоярская школа №1, т.к. в ней имеется специальное помещение (кабинет информатики), где может храниться оборудование и проводиться занятия. Кроме того, территориальное расположение школы позволяет привлекать обучающихся в течение всего учебного дня.

 Конструкторы Лего были определены в качестве начального этапа реализации работы по робототехнике, как самый доступный вариант на текущий момент. В дальнейшем планируется расширение сети учреждений, в которых возможно проведение дополнительных занятий по робототехнике.

Литература

1.Атлягузова Е.И. Развитие технических компетенций студентов// Вектор науки ТГУ. № 3(13), 2010. С. 94-95 .

2. .Атлягузова Е.И. Развитие технических компетенций студентов на основе применения САПР// Тольяттинский государственный университет, 2010. 162 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.

3. Павлова А.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда //Мир психологии. 2005. № 1. С. 170–176.


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Актуальность : Дополнительное образование является видом учебного процесса, направленным на удовлетворение потребностей индивидуума во всестороннем образовании, в духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом, а также профессиональном совершенствовании,…

Актуальность : Дополнительное образование является видом учебного процесса, направленным на удовлетворение потребностей индивидуума во всестороннем образовании, в духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом, а также профессиональном совершенствовании,…

В конечном итоге, активность и собственное стремление растущего человека к совершенствованию и определяют его развитие

В конечном итоге, активность и собственное стремление растущего человека к совершенствованию и определяют его развитие

По мнению исследователей, перспективными направлениями развития креативной среды организации дополнительного образования в целях социализации и творческого развития личности является реализация идей личностно-ориентированного, компетентностного и личностно-деятельностного…

По мнению исследователей, перспективными направлениями развития креативной среды организации дополнительного образования в целях социализации и творческого развития личности является реализация идей личностно-ориентированного, компетентностного и личностно-деятельностного…

Управление развитием креативной среды образовательной организации — это процесс реализации и обогащения творческого потенциала, создания и закрепления уникальных ресурсов, обеспечения необходимых условий для достижения креативных…

Управление развитием креативной среды образовательной организации — это процесс реализации и обогащения творческого потенциала, создания и закрепления уникальных ресурсов, обеспечения необходимых условий для достижения креативных…

Основным направлением культурно – досуговой деятельности в объединении является творческая деятельность

Основным направлением культурно – досуговой деятельности в объединении является творческая деятельность

Литература 1.Атлягузова Е.И.

Литература 1.Атлягузова Е.И.
Скачать файл