Павлов Александр Константинович –
Директор НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ»
имени академика А.К. Павлова
(Российская Федерация, Северо-Западный регион,
Республика Карелия, г. Петрозаводск) –
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАН,
заслуженный деятель науки
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ
Социализация (от лат. socialis общественный) – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Несмотря на широкое употребление, термин «социализация» не имеет однозначного толкования, сближаясь, в одних случаях, с воспитанием, а в других – с формированием личности [Словарь социологических терминов и понятий /Под ред. Ю.И. Аверьянова, Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014. – С. 68.]. Эти положения можно представить в виде следующей схемы.
Отсюда становится очевидным, что социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Это окультуривание человека. Выделяются средства социализации: язык, ценности и нормы, умения и навыки, социальный статус, социальная роль [Там же. – С. 69 - 70].
В курсе лекций по педагогике Б.Т. Лихачёв отмечает, что социализация – это процесс и результат взаимодействия личности с обществом, вхождение личности в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств [Педагогика: курс лекций /Б.Т. Лихачёв; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.]. Его мысль продолжил О.Ю. Ефремов, который считает, что социализация – это взаимодействие человека с обществом, освоение общественного опыта (культуры), ценностей, посредством которых человек учится жить, эффективно взаимодействовать, осваивать различные способы жизнедеятельности. Выделяются институты социализации: семья, группа ровесников, школа, средства массовой информации и коммуникации, армия [Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2015. – 352 с.: ил.].
В современном понимании, социализация определяется как двусторонний процесс, что позволяет выделить содержание и стадии этого процесса. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определённую социальную среду, но иногда он не может полностью адаптироваться в социальной среде, знания остаются «мёртвым капиталом». С другой стороны, - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Посредством социализации индивид становится личностью. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей. Социальная роль – модель (стандарт) поведения, ориентированная на определённый социальный статус. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими людьми. [Словарь социологических терминов и понятий /Под ред. Ю.И. Аверьянова, Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014. – С. 68 - 72].
Мы считаем, что социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Выделяют уровни социализации: первичная (происходит в малых группах: семья, сверстники, учителя – первичные агенты социализации); вторичная (происходит на уровне больших социальных групп: учреждения, армия, государство – вторичные агенты социализации). Агенты социализации – люди, ответственные за передачу культурного опыта.
Социализация личности – процесс вхождения (интеграции) её в общество, различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности [Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2015. – С.76.].
Социализация личности характеризуется периодичностью и стадийностью протекания.
Периоды социализации личности: 1. Дотрудовой; 2. Трудовой; 3. Послетрудовой.
Четыре стадии социализации личности: 1. Ранняя (от рождения и до поступления в школу); 2. Обучение; 3. Социальная зрелость (охватывает период активной трудовой деятельности); 4. Завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной официальной трудовой активности) [См. Там же. – С.77 - 78].
Социализация ребёнка представлена в виде следующей схемы.
[См.:http://thedifference.ru/chem-socializaciya-otlichaetsya-ot-vospitaniya/].
Этап социализации обучающихся включает:
· Усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
· Формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
· Достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
· Умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
· Осознание мотивов своей социальной деятельности;
· Развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств [См. Там же].
Социализация в школе. Социализация ребёнка в школе происходит, по меньшей мере, в четырёх сферах:
§ В сфере свободного, нерегламентированного со стороны образовательного учреждения, общения детей друг с другом. Позиция ребёнка в этой сфере – «товарищ среди товарищей» (или, напротив, позиция «чужак»);
§ В учебном процессе и школьном дополнительном образовании. В этой сфере позиция ребёнка «ученик своих учителей»;
§ В общественной среде школы. Здесь ребёнок занимает позицию субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы». Общественная среда школы – это детско-взрослое самоуправление, клубы и т.п.;
§ Во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но всё-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Здесь позиция ребёнка – «гражданин общества». Занимает он эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях, конкурсах и т.д. [См. Там же.].
Термин «социализация» отличают от смежных понятий: «развитие личности» и «воспитание». Сделаем попытку проанализировать соотношение, сходство и различия терминов «социализация» и «воспитание».
Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений [См.:http://thedifference.ru/chem-socializaciya-otlichaetsya-ot-vospitaniya/].
Воспитание |
Социализация |
Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта). |
Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек). |
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. В этом случае специально создаются оптимальные духовные, материальные, организационные условия для восприятия подрастающим поколением накопленного историей предыдущего опыта, чтобы подготовить его к дальнейшей общественной жизни. |
Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, культурной, социальной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем их не учитывать, «отгородиться» от них, они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию. |
Воспитание – дискретный, то есть изменяющийся, дробный, прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования. |
Социализация – процесс непрерывный. |
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности. |
Социализация – многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения. |
Отличия социализации от воспитания:
1. Воспитание – составная часть сложного процесса социализации.
2. В воспитании участвуют два субъекта («человек и человек»). Социализация представлена в контексте «человек и общество», субъект здесь только один.
3. Воспитание – целенаправленный, контролируемый процесс, создающий оптимальные условия для подготовки нового поколения к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, в чем-то даже спонтанный. Им нельзя управлять, манипулировать.
4. Воспитание – прерывистый, дробный процесс, социализация – непрерывный.
5. Воспитание осуществляется здесь и сейчас, социализация происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Таким образом, социализация – это двусторонний процесс, включающий:
- усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
- процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.