Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования
Оценка 4.7

Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования

Оценка 4.7
pdf
15.03.2021
Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования
Социализация учащихся в учреждении дополнительного образования.pdf

Разрезова Надежда Викторовна, методист ГУО «Центр творчества детей и молодежи Центрального района г. Гомеля» 

 

Социализация учащихся в условиях  учреждения дополнительного образования

 

Жизнь сама по себе –

бесконечный источник социализации

 

Педагогическая наука и практика сегодня уделяют особое внимание процессам социализации личности. Это связано с тем, что все больше и больше возникает ситуаций, когда готовых решений нет и быть не может. Человек вынужден творчески решать любую жизненную ситуацию, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Личность просто обречена на жизнетворчество! Однако готовность к творчеству и ответственности не может возникнуть сама по себе, а развивается в условиях активной социализации и воспитания.

Дополнительное образование можно определить как часть социального пространства, основной функцией которого является социализация подрастающего поколения, формирование будущего поколения граждан и персонификация развития личности. Дополнительное образование детей направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, моральном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья и организацию свободного времени». Дополнительное образование детей гарантирует их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, а также выявление и поддержку детей, продемонстрировавших исключительные способности".

Современное дополнительное образование детей и молодежи - важное звено в процессе формирования личности ребенка. Это возможность добиться успеха в выбранном направлении деятельности, развить творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, что является своего рода реабилитацией в случае неуспеваемости в школе.

Этот тезис находит подтверждение в принципах государственной политики в области дополнительного образования детей и молодежи, которые сформулированы в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» и общей смысловой и содержательной концепции для определения целей и требований социализация подрастающего поколения.

Социализация - это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать как полноправный член общества, процесс активного воспроизводства человеком социального опыта, преобразование реальной жизни. преобразования реально существующих отношений в черты личности.

 

Учреждения дополнительного образования способствуют успешной социализации детей и подростков.

Основная цель социализации: формирование социально активного и ответственного гражданина, способного создавать, обрабатывать социальный опыт, изменять реальность самостоятельно и в сотрудничестве с другими людьми.

Социализация преследует три основные задачи:

1)                интегрирует человека с обществом, а также с различными типами социальных сообществ, усваивая элементы культуры, норм и ценностей;

2)                способствует взаимодействию людей за счет принятия социальных ролей;

3)                защищает общество, создает и передает культуру поколений через убеждения и демонстрируя соответствующие модели поведения.

Занятия творчеством позволяют учащимся проявить себя в различных ситуациях, выявить личные склонности и навыки, научить взаимодействию, работать со взрослыми и сверстниками и преодолевать трудности, мешающие достижению результатов. Занятость учащихся в объединениях по интересам, студиях, секциях способствует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизации и самоконтроля школьников, развитию навыков осмысленного досуга и позволяет учащимся развивать практические навыки в здоровый образ жизни, умение противостоять негативным воздействиям окружающей среды.

Основные принципы социализации учащихся:

а) принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных

ценностей в организации жизни учащихся;

б) принципы самореализации учащихся;

в) принцип вовлечения детей и подростков в реальные социально

значимые отношения;

г) принципы взаимоотношений педагогического менеджмента и

детского самоуправления.

В отличие от основного школьного образования с определенными предметами и строгой программой, в дополнительном образовании ребенок может выбирать занятия, как говорится, по своему вкусу, что способствует его дальнейшей открытости педагогу и группе детей, в которой он будет. Это важный компонент, помогающий лучше влиться в команду. Принцип добровольности при наборе детских объединений создает предпосылки для успеха, а активность и интерес к занятиям в сотрудничестве со взрослыми благотворно влияют на изменения личности учащихся.

Государственное учреждение образования "Центр творчества детей и молодежи" отдела образования Центрального района г. Гомеля, был создан в 1979 году как Дом пионеров и школьников, в котором работало 7 руководителей кружков, с количеством участников в них - 200 человек. В 1992 году Дом пионеров и школьников был переименован в Дом детского творчества, где работали 15 руководителей объединений по интересам, в которых насчитывалось 500 учащихся.

В декабре 2004 года в состав Дома детского творчества были включены 5 комнат школьника Центрального района, что значительно расширило влияние Дома детского творчества на работу с детьми по месту жительства. 

В настоящее время ГУО «Центр творчества детей и молодежи Центрального района г. Гомеля» является многопрофильным учреждением дополнительного образования. В нём работают 35 педагогов дополнительного образования. Количество детей составляет 1500 человек.

Работа Центра творчества осуществляется по следующим направлениям:

      техническое;

      естественно-математическое;

      спортивное;

      декоративно-прикладное;

      художественной самодеятельности;

      культурно-досуговое;

      общественно-гуманитарное;

Личностно-ориентированный подход, лежащий в основе сотрудничества взрослых и детей, позволяет удовлетворить образовательные и социокультурные потребности различных категорий детей разного возраста, используя потенциал свободного времени. На занятиях ГУО «Центр творчества детей и молодежи Центрального района г. Гомеля» большое внимание уделяется созданию комфортной психологической среды, создающей возможности для социально-педагогической реабилитации учащихся, не сумевших успешно зарекомендовать себя в школе. Разнообразие занятий позволяет раскрыться всем без исключения – застенчивым, пассивным, с заниженной самооценкой.

Широкий спектр образовательных программ позволяет нам удовлетворять меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности современных детей и подростков, а также обучать детей с исключительными способностями и особыми образовательными потребностями.

Чтобы повысить привлекательность программ дополнительного образования и качество их реализации, педагоги должны постоянно работать над повышением своих профессиональных навыков. Результатом этой работы является использование современных образовательных технологий на занятиях, которые помогают обучать детей коммуникативным навыкам, навыкам ведения переговоров, расширяют сферу познавательных интересов о себе и окружающем мире и развивают исследовательские навыки. Это, в свою очередь, способствует большей социализации учащихся.

Форма социализации учащихся в учреждении - направленная, обеспечивающая выполнение целей и задач, поставленных обществом перед учреждениями дополнительного образования.

Поскольку в учреждении занимаются дети разного возраста и приходят в разные периоды своего развития (от 6 до 17 лет), естественно, что каждый ребенок по-разному проходит этапы социализации. Их всех объединяет то, что у них есть новые потребности, которые признаются и переводятся в систему ценностей на каждой стадии их развития, соответствующую их возрасту. Более того, придя к своему логическому завершению - самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется снова по той же причине, но уже на новом качественном уровне, формируя новые потребности.

Процесс социализации учащихся в учреждении проходит на трех уровнях: биологическом, психологическом и социально-педагогическом.

В учебном заведении студенты проходят три из шести этапов социализации:

-                     экспансивный, характерный для детей 6-10 лет;          

-                     конвентивный, характерный для детей 11-15 лет;

-                     концептуальный, характерный для 16-20-летних подростков.

На этих этапах развития учащиеся осознают свои положительные потребности, способности и интересы; им в этом помогают самоопределение в выборе жизненного пути и профессии, а также организационнопедагогические условия учреждения дополнительного образования.

Основными функциями, которые выполняет педагогический коллектив ГУО «Центр творчества детей и молодежи Центрального района г.

Гомеля», можно считать: 

      нормативно-регулятивную, 

      личностно-преобразовательную, 

      ценностно-ориентационную, 

      коммуникативно-информационную,  прокреативную

      компенсаторную.

В результате выполнения учреждением этих функций учащиеся:

-                     придерживаются культуры общества;

-                     развиваются индивидуально и получают духовно-целостную направленность;

-                     становятся независимыми от взрослых;

-                     формируют свою систему ценностей, определяющую образ жизни человека;

-                     взаимодействуют с другими людьми, группами людей, системой;

-                     получить индивидуальный подход в соответствии со своими личными ресурсами применительно к реальной социальной и профессиональной структуре общества;

-                     стремятся творить, находить выход из нестандартных ситуаций, открывать и трансформировать окружающий мир.

Социализация личности проходит через включение в различные виды активной деятельности (как коллективной, так и индивидуальной): содействие допрофессиональному и профессиональному выбору, усвоение нравственных ценностей, творческое развитие, усвоение здорового образа жизни. Благодаря участию детей и подростков в различных формах работы в учреждении формируются такие социально важные качества личности, как инициативность, самостоятельность, способность к творчеству и самодеятельности. Эти качества востребованы в современном мире, они помогают человеку достичь максимально возможных результатов в своем развитии.

Популярными и эффективными формами общественной и культурной деятельности являются праздники, различные фестивали и конкурсы, а также рекламные и творческие проекты, пешеходные экскурсии и т. д.

Одной из основных задач образовательных программ учреждения дополнительного образования является формирование, помимо познавательных, практических и творческих навыков у учащихся, социальной компетентности. Это обязательное требование для подготовки педагогом основного документа по организации учебного процесса.

Для всего педагогического коллектива понятие «социальная компетентность» выглядит следующим образом:

-                     возможность жить и работать с другими людьми - близкими или коллегами из педагогического коллектива;

-                     формирование активной гражданской позиции, ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях общества;

-                     высокий уровень правовой и политической культуры;

-                     расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, социально значимой деятельности;

-                     понимание принципов коллективизма и социальной солидарности;

-                     формирование позитивного отношения к людям, в том числе к инвалидам и людям с ограниченными возможностями.

Большое значение для социализации учащихся имеет осознание их участия в организации жизни учреждения дополнительного образования. В связи с этим одним из факторов социализации является детское самоуправление. Участвуя в самоуправлении, дети усваивают такие важные качества в жизни человека, как способность принимать решения, взаимодействовать с друзьями, командовать и подчиняться, помогать другим реализовывать их предложения и вовлекать их в выполнение своих собственных решений. Эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле, позволяют в юном возрасте почувствовать себя гражданином своей страны, патриотом, человеком долга, совести и чести.

На сегодняшний день выделены следующие уровни социализации:

Первый уровень – низкий. Этот уровень характеризуется слабым знанием межличностного взаимодействия, бессознательным подходом к построению отношений со сверстниками и взрослыми, трудностями в межличностных контактах, критичностью по отношению к социальным явлениям, неспособностью устанавливать отношения, указывать на стабильность своих позиций среди сверстников, отсутствие оценки взаимоотношений в совместной деятельности с позиций социальных норм.

Второй уровень – средний. Этот уровень характеризуется проявлением познавательной активности учащегося по отношению к познанию социальных отношений, избирательным подходом к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умением ориентироваться в ситуациях, формировать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия.

Третий уровень – высокий. Подростки на этом уровне имеют сильное желание знать социальные нормы, отношения, следовать нормам, усвоенным путем общения со сверстниками, взрослыми, показать свою способность регулировать отношения, самоутвердиться в подростковом возрасте, взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретным общением в ситуации, оценивают свои действия, корректируют свое поведение, обладают высоким уровнем саморегуляции в среде общения и совместной деятельности.

Все уровни связаны между собой. Причем каждый предыдущий определяет следующий, входя в его состав. Повышение уровня социализации личности учащегося происходит постепенно, от уровня к уровню. Эти характеристики позволяют качественно измерить процесс социализации личности подростка в учреждении дополнительного образования.

Успешная социализация учащихся предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека к обществу, а с другой – способность противостоять обществу в той или иной мере, часть тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации- утверждение. Успешная социализация в образовательном пространстве и в обществе зависит от тесного сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Победы и достижения учащихся учреждения дополнительного образования на конкурсах, выставках, соревнованиях, их личные достижения, успехи во взрослой жизни – свидетельство эффективной деятельности ГУО «Центр творчества детей и молодежи Центрального района г. Гомеля» в социализации детей и подростков, воспитании у них необходимых социальных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика / В.Г. Бочарова. – М.,1999.

2.Бочарова, В.Г. Социальное воспитание учащихся. / В.Г. Бочарова. – М., 1999.

3.                 Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М. : Высшее образование, 2001.

4.                 Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. –

М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003.

5.                 Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Михайлова, Н.Н. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. — М., 2002.

6.                 Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М. : ACADEMA. 2000.

8.Никитина Л.К. Основные направления и методы социальнопедагогической работы / Л.К. Никитина // Воспитание школьников. - №№ 69. – 2010.

10. Сластёнин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В.А. Сластёнин // Педагогическое образование и наука. – 2008. - № 12.

11.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : ACADEMA. 2001.

12. Штейнберг, Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия / Е.Б. Штейнберг. — М., 2002.

 

 

 

 

 

Разрезова Надежда Викторовна, методист

Разрезова Надежда Викторовна, методист

Учреждения дополнительного образования способствуют успешной социализации детей и подростков

Учреждения дополнительного образования способствуют успешной социализации детей и подростков

Государственное учреждение образования "Центр творчества детей и молодежи" отдела образования

Государственное учреждение образования "Центр творчества детей и молодежи" отдела образования

Это, в свою очередь, способствует большей социализации учащихся

Это, в свою очередь, способствует большей социализации учащихся

Социализация личности проходит через включение в различные виды активной деятельности (как коллективной, так и индивидуальной): содействие допрофессиональному и профессиональному выбору, усвоение нравственных ценностей, творческое развитие,…

Социализация личности проходит через включение в различные виды активной деятельности (как коллективной, так и индивидуальной): содействие допрофессиональному и профессиональному выбору, усвоение нравственных ценностей, творческое развитие,…

Большое значение для социализации учащихся имеет осознание их участия в организации жизни учреждения дополнительного образования

Большое значение для социализации учащихся имеет осознание их участия в организации жизни учреждения дополнительного образования

Победы и достижения учащихся учреждения дополнительного образования на конкурсах, выставках, соревнованиях, их личные достижения, успехи во взрослой жизни – свидетельство эффективной деятельности

Победы и достижения учащихся учреждения дополнительного образования на конкурсах, выставках, соревнованиях, их личные достижения, успехи во взрослой жизни – свидетельство эффективной деятельности

Сластёнин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры /

Сластёнин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2021