«Социализация детей с ОВЗ
через организацию внеурочной деятельности».
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования.
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. В работе описаны формы,социализации, пути развития итд. для детей с ОВЗ«Социализация детей с ОВЗ
через организацию внеурочной деятельности».
соц-я.doc
«Социализация детей с ОВЗ
через организацию внеурочной деятельности».
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики
и является закономерным этапом развития системы специального
образования.
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения,
воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов
поведения, присущих данному обществу. (сл.2)
Социализация выполняет в обществе три основных задачи: (сл.3)
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных
общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных
ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через
убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Формы социализации
( сл.4) Первичная социализация
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является
основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в
первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает
представления об обществе, о его ценностях и нормах.
В начале я года 1 класса я провела анализ личных детей обучающихся, а
также тест « Социометрия» для родителей с целью получения информации о
социальном положении семей. В результате выяснилось, что в классе есть 1
семья соц.риска. Исходя из полученных данных, я наметила индивидуальную
работу с родителями и ребенком совместно с социальным работником школы.
Мама мальчика была приглашена на школьный Совет профилактики. Я, как
классный руководитель, стараюсь вовлекать мальчика в разнообразные виды
внеурочной деятельности, направленные на снятие напряжения, развитие
навыков самоконтроля, уверенности в себе и др. Совместно с психологом
школы проводим индивидуальные беседы с мальчиком, родителями.
Вторичная социализация Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является
школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми
правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид
приобщается уже не к малой группе, а к средней. (сл.5)
Исходя из вышесказанного, дети с ОВЗ, попадая в новую среду школы,
испытывают бОльшие трудности, чем другие ребята. Процессы социальной
адаптации проходят медленнее, сложнее, поэтому главными задачами для
меня стали: создание атмосферы комфорта в классе не только во время
уроков, но и во внеурочной деятельности ( совместные игры, творческие дела,
проекты итд); развитие таких личностных качеств, как толерантность,
навыков поиска решения проблем, самоуважение, самоконтроль.
(сл.6) Высшим уровнем социализации личности является её
самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный
процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально
психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых
позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной
микросреды.
Класс это микросреда. В нашем классе, совместно с детьми, мы
стараемся сделать её не только комфортной, но и способствующей каждому
ребенку играть в ней свою значимую роль. ( В классе есть ребенок с ДЦП, он
выбрал себе роль организатора (на переменах мальчик придумывает
спокойные игры с детьми, приносит журналы, вовлекая детей с общение.
Девочка, имеющая инвалидность по речи любит следить за порядком, всегда
помогает мальчику с ДЦП в подготовке к урокам, водит в столовую итд).
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями
заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности,
бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с
природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и
элементарного образования.
( Сл.7) Социальные потребности
Основные потребности – физиологичекие (питание, обеспечение
одеждой, обувью итд), на следующей ступени потребности в безопасности и
защищенности (дети с ОВЗ особенно остро чувствуют свою незащищенность
даже в небольшом коллективе), затем потребности к принадлежности к
социальной группе, причастности, поддержке ( для детей с ОВЗ важно
ощущать свою значимость, быть наравне со всеми), потребность в уважении и
признании, самовыражении. Я выяснила, что в нашем классе основные физиологические
потребности у детей удовлетворены в достаточной степени, что является
заслугой родителей (обеспечены питанием, одеждой, обувью итд). У 2 детей
наблюдалась потребность в защищенности (1 изза проблем с передвижением,
2 боязнь остаться без мамы), потребность в поддержке, причастности
особенно испытывали 4 детей,2 детей нуждались в постоянном признании их
успехов.
( сл.8) Личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры роль как ожидаемое от нее поведение.
(сл.9)Участники образовательного пространства
дети
родители
педагоги
специалисты школы
Важно,
что положительные результаты достигаются
длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников
образовательного процесса!!!
( сл.10) Развитие навыков и личностных качеств
Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но педагоги
должны создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего
роста, что способствует развитию таких важных навыков и личностных
качеств обучающихся, как:
толерантность;
навыки решения проблем;
независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль;
В начале года была проведена диагностика сформированности данных
качеств.
(сл.11)Диаграмма «Уровень сформированности личностных
качеств, навыков обучающихся на начало года»
( сл.12) Основные принципы коррекционноразвивающей работы
Соблюдение интересов ребенка; Системность;
Непрерывность;
Вариативность;
Рекомендательный характер оказания помощи.
( сл.13)Социальнопедагогическая сущность развития социального
потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья
состоит в:
целенаправленной педагогической поддержке детей,
раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах
деятельности:
привлечение детей с ОВЗ в различные проекты, творческие конкурсы,
совместные мероприятия итд.
Как и во многих школа г. Петрозаводска, в МОУ СОШ № 46 есть
коррекционные классы.
Внеурочная деятельность в МОУ СОШ № 46, способствующая
социализации детей с ОВЗ:
( сл.14) Контингент школы
По данным на 2016 г. в школе обучаются 975 учащихся.
(Сл.15)
26 общеобразовательных класса
9 специальных (коррекционных) классов
2 профильных класса
В общеобразовательных классах обучается
828 человек
В специальных (коррекционных) классах
150 человек
12 детей интегрированных
19 детей – инвалидов (3 – с тяжелыми нарушениями)
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к тому, что
подавляющее количество детей, поступающих в речевые классы, имеют сложную структуру нарушения, либо другие отклонения в развитии (ДЦП,
ЗПР и т д).
В моем классе обучаются 8 человек, 3 из них имеют ССН, 2 – инвалиды
детства, 1 человек с ДЦП, у 4 детей – задержка психического развития, 2
детей из неблагополучной семьи.
Внеурочная деятельность с детьми данного класса строится с учетом
личностных особенностей обучающихся.
( сл.16) Основные направления внеурочной деятельности,
направленные на социализацию детей с ОВЗ в МОУ СОШ № 46
проектная деятельность
посещение и привлечение работников общественных организаций
города
творческие конкурсы, мастерклассы
участие в предметных олимпиадах, научных конференциях
тематические недели
дни Семьи
( сл.17) Проекты:
« Птицы зимой» , « Путешествие в страну Маршака» ( длительный
проект, состоящий из нескольких этапов – чтение произведений Маршака,
анализ, посещение школьной библиотеки совместно с 1 «Д» классом,
городской библиотеки на Древлянке, литературная игра по произведениям
Маршака). Основными задачами при реализации данного проекта были:
развитие навыков самоконтроля, умения находить пути решения из сложных
ситуаций на примере произведений Маршака («Пожар», « Кошкин дом»,
«Рассказ о неизвестном герое» итд).
Считаю, что не только посещение библиотек, но само чтение
произведений, когда ребенок мысленно проживает различные жизненные
ситуации, анализирует поведение литературных героев, способствуют
социализации детей к жизни и обществу.
( сл.18) Посещение общественных организаций города:
Музей МЧС России (совместно с 1 и 3 классами), систематическое посещение
библиотек города, спектаклей, представлений (Научное Шоу, шоу мыльных
пузырей, интерактивное путешествие по Галактике и др).
Привлечение работников различных организаций города (встреча с
инспекторами ГАИ, проведение занятия представителями Обсерватории « Вселенная» и др).
Главными задачами в данном направлении были: умение общаться со
сверстниками, взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы.
Экскурсии проводились совместно с обучающимися общеобразовательных
классов, дети с ОВЗ учатся общаться в большом коллективе, реализуя
потребность в принадлежности к социальной группе, причастности,
поддержке.
После экскурсий проводился опрос, индивидуальные беседы с детьми. Ребята
анализировали полученную информацию, делились своими впечатлениями.
(сл.19) Творческие конкурсы, мастерклассы:
Совместно с другим коррекционным классом, дети с удовольствием
принимают участие в мастер классах по рисованию, изготовлению различных
необычных поделок, направленные на реализацию потребности в
самовыражении, самоуверенность. Ребята с особыми потребностями с
огромным удовольствием принимают участие в конкурсах по
изобразительному искусству ( конкурсы « Энергосбережение глазами детей»,
« Я рисую осень», « Я люблю спорт» (в рамках недели здорового образа
жизни), « Что такое Родина?» и др.).
В школе ежегодно всем детям предлагается поучаствовать в конкурсах
« Новая волна» ( соревнование в пении, танцах итд), « Мистер и мисс школы»,
« Радуга сказок» ( инсценировка сказки») и др.
Таким образом, реализуется потребность в самовыражении.
Кроме того, участвуя в мероприятиях совместно с другими детьми,
развивается умение терпимо относится к людям с «особенностями».
(сл.20) Участие в предметных олимпиадах, научнопрактических
конференциях:
НПК со 2 класса
В этом года обучающие нашего класса участвовали во многих Олимпиадах по
математике (« Ребус», « Лисенок»), окружающему миру ( « Матушка
Земля» ), русскому языку ( «Новый урок») и получили Сертификаты,
Дипломы 1,2, 3 места.
Работа в данном направлении обеспечивает потребности и в самовыражении, и
в признании успехов, способствует развитию навыков решения задач.
( сл.21) Тематические недели Традиционно, раз в месяц в школе проводятся тематические недели
( Неделя Науки и техники, Патриотическая неделя, Неделя
Российского кино и др). Дети коррекционных классов представляют себя или
своё творчество вместе с учащимися общеобразовательных классов, что
является важным условием социализации для ребят.
Потребность в безопасности и защищенности, а также физиологические
потребности, в основном, дети с ОВЗ удовлетворяют в семье. Поэтому, во все
виды внеурочной деятельности привлекаются родители.
( сл.22) Традиционно в школе проводятся Дни Семьи, семейные проекты и
праздники:
« Мы вместе», праздник мам, совместные поездки на турбазы, чаепития. Один
раз в год родители посещают День Открытых дверей ( в выходные дети вместе
с родителями приходят в школу на уроки).
Кроме того, физиологические потребности реализуются в спортивной
деятельности ( Спорт час раз в неделю, студия танцев «Джем»), а также
индивидуальные и групповые беседы о навыках самообслуживания, поведения
в общественных местах итд.
На классных часах провожу игры, способствующие снятию напряжения,
развитию навыков самоконтроля («Уходи, злость!», « Азбука вежливости»),
самообслуживания (ролевые игры, инсценировки) В классе стараюсь
обеспечить
благоприятный моральнопсихологический климат,
добровольности выбора учащихся видов внеурочной деятельности, учёт их
пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание
«ситуации успеха» в каждом их начинании.
(сл. 23) Таким образом, проведя диагностику «Уровень сформированности
личностных качеств, навыков обучающихся на конец года», можно
сделать вывод о том, уровень развития таких личностных качеств как
толерантность;
навыки решения проблем;
независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль
повысился, намечается положительная динамика в данном направлении.
Хочу надеяться, что организованная мной внеурочная работа с детьми
с ограниченными возможностями здоровья, способствует их более
глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в
собственные возможности, помогает положительно решать задачи
коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к
будущей жизни.
Социализация детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.