Социализация детей с ОВЗ
Оценка 5

Социализация детей с ОВЗ

Оценка 5
Научные работы +1
doc
дефектология
3 кл
30.11.2017
Социализация детей с ОВЗ
«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования. Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. В работе описаны формы,социализации, пути развития итд. для детей с ОВЗ«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».
соц-я.doc
«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности». Социализация   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и   является   закономерным   этапом   развития   системы   специального образования.  Социализация  –   это   процесс   становления   личности,   ее   обучения, воспитания   и   усвоения   социальных   норм,   ценностей,   установок,   образцов поведения, присущих данному обществу. (сл.2) Социализация выполняет в обществе три основных задачи: (сл.3) 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей   через   усвоение   им   элементов   культуры,   норм   и   ценностей;   2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных   ролей; 3)   сохраняет   общество,   производит   и   передает   культуру   поколений   через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.  Формы социализации ( сл.4) Первичная социализация Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является  основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в  первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает  представления об обществе, о его ценностях и нормах.  В начале я года 1 класса я провела анализ личных детей обучающихся, а  также тест « Социометрия» для родителей с целью получения информации о  социальном положении семей. В результате выяснилось, что в классе есть 1  семья соц.риска. Исходя из полученных данных, я наметила индивидуальную  работу с родителями и ребенком совместно с социальным работником школы. Мама мальчика была приглашена на школьный Совет профилактики. Я, как  классный руководитель, стараюсь вовлекать мальчика в разнообразные виды  внеурочной деятельности, направленные на снятие напряжения, развитие  навыков самоконтроля, уверенности в себе и др. Совместно с психологом  школы проводим индивидуальные беседы с мальчиком, родителями. Вторичная социализация Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми  правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. (сл.5) Исходя из вышесказанного, дети с ОВЗ, попадая в новую среду школы,  испытывают бОльшие трудности, чем другие ребята. Процессы социальной  адаптации проходят  медленнее, сложнее, поэтому главными задачами для  меня стали: создание атмосферы комфорта  в классе не только во время  уроков, но и во внеурочной деятельности ( совместные игры, творческие дела, проекты итд); развитие таких личностных качеств, как толерантность,  навыков поиска решения проблем, самоуважение, самоконтроль. (сл.6)   Высшим   уровнем   социализации  личности   является   её самоутверждение,   реализация   её   социального   потенциала.   Этот   сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально­ психологическим  сценарием, содержание  которого  зависит  как  от  ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды. Класс­   это   микросреда.   В   нашем   классе,   совместно   с   детьми,   мы стараемся сделать её не только комфортной, но и способствующей каждому ребенку играть в ней свою значимую роль. ( В классе есть ребенок с ДЦП, он выбрал   себе   роль   организатора   (на   переменах   мальчик   придумывает спокойные   игры   с   детьми,   приносит   журналы,   вовлекая   детей   с   общение. Девочка, имеющая инвалидность по речи любит следить за порядком, всегда помогает мальчику с ДЦП в подготовке к урокам, водит в столовую итд). Главная   проблема  ребёнка   с   ограниченными   возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,   недоступности   ряда   культурных   ценностей,   а   иногда   и элементарного образования.  ( Сл.7) Социальные потребности  Основные   потребности   –   физиологичекие   (питание,   обеспечение одеждой, обувью итд), на следующей ступени­ потребности в безопасности и защищенности (дети с ОВЗ особенно остро чувствуют свою незащищенность даже   в   небольшом   коллективе),   затем   потребности   к   принадлежности   к социальной   группе,   причастности,   поддержке   (   для   детей   с   ОВЗ   важно ощущать свою значимость, быть наравне со всеми), потребность в уважении и признании, самовыражении. Я   выяснила,   что   в   нашем   классе   основные   физиологические потребности   у   детей   удовлетворены   в   достаточной   степени,   что   является заслугой родителей (обеспечены питанием, одеждой, обувью итд). У 2 детей наблюдалась потребность в защищенности (1­ из­за проблем с передвижением, 2­   боязнь   остаться   без   мамы),   потребность   в   поддержке,   причастности особенно испытывали 4 детей,2 детей нуждались в постоянном признании их успехов. ( сл.8) Личность проходит следующие стадии социализации: 1)имитацию ­ копирование детьми поведения взрослых;  2) игровую ­ детское поведение как исполнение роли со значением; 3) групповые игры ­ роль как ожидаемое от нее поведение. (сл.9)Участники образовательного пространства ­дети ­родители ­педагоги ­специалисты школы Важно,   что   положительные   результаты   достигаются длительной   работой   и   в   тесном   сотрудничестве   всех   участников образовательного процесса!!! ( сл.10) Развитие навыков и личностных качеств Социальная   адаптация   детей   с   ОВЗ   проходит   сложно,   но   педагоги должны создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста,   что   способствует   развитию   таких   важных   навыков   и   личностных качеств обучающихся, как: ­ толерантность; ­ навыки решения проблем; ­ независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; В начале года была проведена диагностика сформированности данных качеств. (сл.11)Диаграмма   «Уровень   сформированности   личностных качеств, навыков обучающихся на начало года» ( сл.12) Основные принципы коррекционно­развивающей работы ­ Соблюдение интересов ребенка; ­ Системность; ­ Непрерывность; ­ Вариативность; Рекомендательный характер оказания помощи. ( сл.13)Социально­педагогическая сущность развития социального потенциала   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья состоит в: ­ целенаправленной педагогической поддержке детей, ­ раскрытии   их   реабилитационного   потенциала   в   различных   формах деятельности: привлечение детей с ОВЗ в различные проекты, творческие конкурсы, совместные мероприятия итд. Как   и   во   многих   школа   г.  Петрозаводска,  в  МОУ   СОШ   №  46  есть коррекционные классы. Внеурочная деятельность в МОУ СОШ № 46, способствующая  социализации детей с ОВЗ:  ( сл.14) Контингент школы  По данным на 2016 г. в школе обучаются 975 учащихся. (Сл.15) 26 общеобразовательных класса  9 специальных (коррекционных) классов  2 профильных класса  В общеобразовательных классах обучается    828 человек В специальных (коррекционных) классах ­   150 человек 12  детей интегрированных 19  детей – инвалидов (3 – с тяжелыми нарушениями)  В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к тому, что  подавляющее количество детей, поступающих в речевые классы, имеют сложную структуру нарушения, либо  другие отклонения в развитии (ДЦП,  ЗПР и т д).  В моем классе обучаются 8 человек, 3 из них имеют ССН, 2 – инвалиды  детства, 1 человек с ДЦП, у 4 детей – задержка психического развития, 2  детей­ из неблагополучной семьи.  Внеурочная деятельность с детьми данного класса строится с учетом  личностных особенностей обучающихся. ( сл.16) Основные направления внеурочной деятельности,  направленные на социализацию детей с ОВЗ в МОУ СОШ № 46 ­ проектная деятельность ­ посещение и привлечение  работников общественных организаций  города ­ творческие конкурсы, мастер­классы ­ участие в предметных олимпиадах, научных конференциях ­ тематические недели ­ дни Семьи ( сл.17) Проекты: « Птицы зимой» , « Путешествие в страну Маршака» ( длительный  проект, состоящий из нескольких этапов – чтение произведений Маршака,  анализ, посещение школьной библиотеки совместно с 1 «Д» классом,  городской библиотеки на Древлянке, литературная игра по произведениям  Маршака). Основными задачами при реализации данного проекта были:  развитие навыков самоконтроля, умения находить пути решения из сложных  ситуаций на примере произведений Маршака («Пожар», « Кошкин дом»,  «Рассказ о неизвестном герое» итд). Считаю, что не только посещение библиотек, но само чтение  произведений, когда ребенок мысленно проживает различные жизненные  ситуации, анализирует поведение литературных героев,  способствуют  социализации детей к жизни и обществу. ( сл.18) Посещение общественных организаций города: Музей МЧС России (совместно с 1 и 3 классами), систематическое посещение библиотек города, спектаклей, представлений (Научное Шоу, шоу мыльных  пузырей, интерактивное путешествие по Галактике и др). Привлечение работников различных организаций города  (встреча с  инспекторами ГАИ, проведение занятия представителями Обсерватории « Вселенная» и др). Главными задачами в данном направлении были: умение общаться со  сверстниками, взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы. Экскурсии проводились совместно с обучающимися общеобразовательных  классов, дети с ОВЗ учатся общаться в большом коллективе, реализуя  потребность в принадлежности к социальной группе, причастности,  поддержке. После экскурсий проводился опрос, индивидуальные беседы с детьми. Ребята  анализировали полученную информацию, делились своими впечатлениями. (сл.19) Творческие конкурсы, мастер­классы: Совместно с другим коррекционным классом, дети с удовольствием  принимают участие в мастер­ классах по рисованию, изготовлению различных  необычных поделок, направленные на реализацию потребности  в  самовыражении, самоуверенность. Ребята с особыми потребностями с  огромным удовольствием принимают участие в конкурсах по  изобразительному искусству ( конкурсы « Энергосбережение глазами детей»,  « Я рисую осень», « Я люблю спорт»  (в рамках недели здорового образа  жизни), « Что такое Родина?» и др.). В школе ежегодно всем детям предлагается поучаствовать в конкурсах  « Новая волна» ( соревнование в пении, танцах итд), « Мистер и мисс школы», « Радуга сказок» ( инсценировка сказки») и др. Таким образом, реализуется потребность в самовыражении. Кроме того, участвуя в мероприятиях совместно с другими детьми,  развивается умение терпимо относится к людям с «особенностями». (сл.20) Участие в предметных олимпиадах, научно­практических  конференциях: НПК со 2 класса В этом года обучающие нашего класса участвовали во многих Олимпиадах по  математике (« Ребус», « Лисенок»), окружающему миру ( « Матушка  Земля» ), русскому языку ( «Новый урок») и получили Сертификаты,  Дипломы 1,2, 3 места. Работа в данном направлении обеспечивает потребности и в самовыражении, и в признании  успехов, способствует развитию навыков решения задач. ( сл.21) Тематические недели Традиционно, раз в месяц в школе проводятся тематические недели  ( Неделя Науки и техники, Патриотическая неделя, Неделя  Российского кино и др). Дети коррекционных классов представляют себя или  своё творчество вместе с учащимися общеобразовательных классов, что  является важным условием социализации для ребят. Потребность в безопасности и защищенности, а также физиологические  потребности, в основном, дети с ОВЗ удовлетворяют в семье. Поэтому, во все  виды внеурочной деятельности привлекаются родители. ( сл.22) Традиционно в школе проводятся Дни Семьи, семейные проекты и  праздники: « Мы вместе», праздник мам, совместные поездки на турбазы, чаепития. Один раз в год родители посещают День Открытых дверей ( в выходные дети вместе с родителями приходят в школу на уроки). Кроме того, физиологические потребности реализуются в спортивной  деятельности ( Спорт час раз в неделю, студия танцев «Джем»), а также  индивидуальные и групповые беседы о навыках самообслуживания, поведения в общественных местах итд. На   классных   часах   провожу   игры,   способствующие     снятию   напряжения, развитию навыков  самоконтроля («Уходи, злость!», « Азбука вежливости»), самообслуживания   (ролевые   игры,   инсценировки)   В   классе   стараюсь обеспечить     благоприятный   морально­психологический   климат, добровольности выбора учащихся видов внеурочной деятельности, учёт их пожеланий   и   опора   на   самостоятельную   творческую   инициативу,   создание «ситуации успеха» в каждом их начинании. (сл. 23) Таким образом, проведя диагностику «Уровень сформированности личностных   качеств,   навыков   обучающихся   на   конец   года»,  можно сделать вывод о том, уровень развития таких личностных качеств как ­ толерантность; ­ навыки решения проблем; ­ независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль повысился, намечается положительная динамика в данном направлении.   Хочу надеяться, что организованная мной внеурочная работа с детьми  с ограниченными возможностями здоровья, способствует их более  глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в  собственные возможности, помогает положительно решать задачи  коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к  будущей жизни.

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017