Социальная адаптация детей с легкими ИН через занятия декоративно- прикладным творчеством. ( из опыта работы)

  • docx
  • 10.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Круглый стол.docx

Социальная адаптация детей с легкими  ИН через занятия декоративно- прикладным творчеством. ( из опыта работы)

 

Приоритетом в работе педагогов нашей школы является организация внеурочной деятельности, способствующая успешной социализации воспитанников. Одной из форм такой работы  является мастер – класс.

      Организовывая первый мастер – класс мы хотели дать возможность детям изготовить поздравительную открытку своими руками, для мамы, бабушки, любимого учителя и воспитателя.

Для обучающихся – это был первый опыт, который им очень понравился. Дети радовались первым своим самостоятельным шагам. Обычно в мастер -  классе принимает участие 8 – 9 воспитателей каждый из которых  изготавливает образец поделки, чтобы у каждого конкретного ребенка, посетившего мастер – класс, была возможность  выбрать, глядя на образец, что он хочет выполнить самостоятельно и ему было интересно. Такая форма работы с детьми понравилась и мастер-классы стали регулярными и любимыми занятиями, проводимыми во второй половине дня во внеурочное время, на разную тематику: День пожилого человека, День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы

 Эта форма работы  помогает раскрыть личностный потенциал ребенка.

·       воспитывает любовь к труду (дети видят результат своей работы, радуются конечному результату и оценивают плоды своего труда), 

·       дисциплинирует (у детей проявляется усидчивость, аккуратность – это не мало важно в творческих занятиях, соблюдать технику безопасности при работе с инструментами),

·       ответственность,

·        коммуникабельность т.к. группы формируются из детей разного возраста, что мотивирует старших помогать младшим;

·       развивает умение слышать инструкцию, работать по образцу,

·        дает возможность для самостоятельного  выбора декоративных элементов для индивидуализации своего творческого замысла.

 

Так же развивается  мелкая и общая моторика, что очень важно для детей с интеллектуальными нарушениями. Ведь недаром великий педагог В.А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.

У детей проявляется интерес к любому виду декоративно-прикладного творчества (будь то: аппликация, работа с бумагой, картоном, натуральной кожей, тканью, фомиаром, бисером и т.д.).  Дети работают с различными видами инструментов: ножницами, фигурными ножницами, пробойниками, ножом для творчества, клеевым пистолетом и т.д.  

                От занятий декоративно – прикладным творчеством пришли к идее организовать фестиваль детских изобретений, где изобретение – это не что - то абсолютно новое , а доступное для ребенка изделие ( часто из подручных материалов), которое с помощью взрослого он может изготовить, и которое будет иметь практическое значение. Девиз фестиваля «Мечтаем, творим, изобретаем».

 

Целью нашей работы в организации фестиваля стало желание помочь детям с легкими  ИН реализовать  творческие идеи, показать результат  своих  трудов другим воспитанникам , а также придать  уверенность в своих силах.

Мы были готовы к тому, что продукт  изобретательской деятельности наших воспитанников не будет обладать особой сложностью, поскольку основной задачей было вовлечь детей в творческую и изобретательскую деятельность, предоставить детям с легкими  ИН творческую площадку для  проявления  своих возможностей.

Реализация творческого потенциала участников фестиваля « Мечтаем, творим, изобретаем!»  прошла в 4 номинациях с учетом направления представленных изобретений.

Так, в  номинации  фестиваля «Оригинальные канцелярские принадлежности» ребятами были  изобретены замечательные вещи для хранения канцелярских принадлежностей:  органайзер « Жилой комплекс»,   «Мини- офис», «Контейнер для инструментов» (Слайды)

 

Предлагаем Вашему вниманию одно из таких изобретений «Книжный органайзер» ( видео)

 

В номинации  «Творим чудеса!» ребятами были представлены интересные изобретения , такие как: «Чудо- коврик”,« Автополив» , «Автоматическая кормушка для птиц” и многие другие замечательные практичные вещи.

 (Слайды)

 

В номинации  «Нам не скучно на досуге», юными изобретателями были представлены приспособления для облегчения приготовления пищи, а также антистрессовые приспособления для комфортного пребывания в условиях школы- интерната. ( Слайды)

 

Номинация  фестиваля « Люди будущего» была полностью посвящена творческим проектам наших выпускников.

 

Швея, закройщица, строитель, плотник, столяр, маляр - штукатур, озеленитель  - все эти важные и доступные  профессии для наших воспитанников, были воплощены ими в проекте  по профориентации

« Город наших профессий» ( Слайд)  и реализованы в

 изобретательском проекте   «Приспособление для кройки и шитья».

 

     Для реализации своего личностного  потенциала на фестивале нашим детям потребовалась   смелость и фантазия. Отметим, что большое значение  в работе   имела поддержка и одобрение любых творческих идей, поступивших от детей, закрепление даже  минимальных успехов.

Результативность работы участников фестиваля   во многом зависела  от умения педагогов поддерживать  интерес ребенка, как к собственным достижениям, так и к успехам его товарищей.

 

      Что ещё мы считаем немаловажным результатом  нашей работы?

К участию в  фестивале « Мечтаем, творим, изобретаем»! в номинации

«Семейная лаборатория»  были  привлечены родители детей с РАС  для совместного   творчества. Когда вся семья включена в творческий процесс ребенок чувствует, что родители не просто находятся рядом, а искренне  принимают участие в детских делах, что однозначно способствует укреплению детско- родительских отношений.

(видео)

 

        Можно с уверенностью сказать, что идея приобщения к творчеству и демонстрация достижений каждого ребенка в форме публичного выступления воспитанников  оказалось удачной.

Активность и заинтересованность воспитанников, педагогов и родителей, позволили  всем участникам фестиваля испытать   позитивные эмоции,  пережить  радость от сделанного, достигнутого, а также придали  им чувство уверенности в своих силах и творческих способностях.

 

       Фестиваль творчества и изобретательства, проведенный в нашей школе раскрыл творческие возможности каждого участника и доказал, что   способности к творчеству имеет практически любой ребенок.

Все наши воспитанники мотивированы на дальнейшую творческую деятельность и новые изобретения, и мы уверены, что фестиваль «Мечтаем, творим, изобретаем!» станет традиционным.