Социальная адаптация детей с легкими ИН через занятия декоративно- прикладным творчеством. ( из опыта работы)
Приоритетом в работе педагогов нашей школы является организация внеурочной деятельности, способствующая успешной социализации воспитанников. Одной из форм такой работы является мастер – класс.
Организовывая первый мастер – класс мы хотели дать возможность детям изготовить поздравительную открытку своими руками, для мамы, бабушки, любимого учителя и воспитателя.
Для обучающихся – это был первый опыт, который им очень понравился. Дети радовались первым своим самостоятельным шагам. Обычно в мастер - классе принимает участие 8 – 9 воспитателей каждый из которых изготавливает образец поделки, чтобы у каждого конкретного ребенка, посетившего мастер – класс, была возможность выбрать, глядя на образец, что он хочет выполнить самостоятельно и ему было интересно. Такая форма работы с детьми понравилась и мастер-классы стали регулярными и любимыми занятиями, проводимыми во второй половине дня во внеурочное время, на разную тематику: День пожилого человека, День матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы
Эта форма работы помогает раскрыть личностный потенциал ребенка.
· воспитывает любовь к труду (дети видят результат своей работы, радуются конечному результату и оценивают плоды своего труда),
· дисциплинирует (у детей проявляется усидчивость, аккуратность – это не мало важно в творческих занятиях, соблюдать технику безопасности при работе с инструментами),
· ответственность,
· коммуникабельность т.к. группы формируются из детей разного возраста, что мотивирует старших помогать младшим;
· развивает умение слышать инструкцию, работать по образцу,
· дает возможность для самостоятельного выбора декоративных элементов для индивидуализации своего творческого замысла.
Так же развивается мелкая и общая моторика, что очень важно для детей с интеллектуальными нарушениями. Ведь недаром великий педагог В.А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.
У детей проявляется интерес к любому виду декоративно-прикладного творчества (будь то: аппликация, работа с бумагой, картоном, натуральной кожей, тканью, фомиаром, бисером и т.д.). Дети работают с различными видами инструментов: ножницами, фигурными ножницами, пробойниками, ножом для творчества, клеевым пистолетом и т.д.
От занятий декоративно – прикладным творчеством пришли к идее организовать фестиваль детских изобретений, где изобретение – это не что - то абсолютно новое , а доступное для ребенка изделие ( часто из подручных материалов), которое с помощью взрослого он может изготовить, и которое будет иметь практическое значение. Девиз фестиваля «Мечтаем, творим, изобретаем».
Целью нашей работы в организации фестиваля стало желание помочь детям с легкими ИН реализовать творческие идеи, показать результат своих трудов другим воспитанникам , а также придать уверенность в своих силах.
Мы были готовы к тому, что продукт изобретательской деятельности наших воспитанников не будет обладать особой сложностью, поскольку основной задачей было вовлечь детей в творческую и изобретательскую деятельность, предоставить детям с легкими ИН творческую площадку для проявления своих возможностей.
Реализация творческого потенциала участников фестиваля « Мечтаем, творим, изобретаем!» прошла в 4 номинациях с учетом направления представленных изобретений.
Так, в номинации фестиваля «Оригинальные канцелярские принадлежности» ребятами были изобретены замечательные вещи для хранения канцелярских принадлежностей: органайзер « Жилой комплекс», «Мини- офис», «Контейнер для инструментов» (Слайды)
Предлагаем Вашему вниманию одно из таких изобретений «Книжный органайзер» ( видео)
В номинации «Творим чудеса!» ребятами были представлены интересные изобретения , такие как: «Чудо- коврик”,« Автополив» , «Автоматическая кормушка для птиц” и многие другие замечательные практичные вещи.
(Слайды)
В номинации «Нам не скучно на досуге», юными изобретателями были представлены приспособления для облегчения приготовления пищи, а также антистрессовые приспособления для комфортного пребывания в условиях школы- интерната. ( Слайды)
Номинация фестиваля « Люди будущего» была полностью посвящена творческим проектам наших выпускников.
Швея, закройщица, строитель, плотник, столяр, маляр - штукатур, озеленитель - все эти важные и доступные профессии для наших воспитанников, были воплощены ими в проекте по профориентации
« Город наших профессий» ( Слайд) и реализованы в
изобретательском проекте «Приспособление для кройки и шитья».
Для реализации своего личностного потенциала на фестивале нашим детям потребовалась смелость и фантазия. Отметим, что большое значение в работе имела поддержка и одобрение любых творческих идей, поступивших от детей, закрепление даже минимальных успехов.
Результативность работы участников фестиваля во многом зависела от умения педагогов поддерживать интерес ребенка, как к собственным достижениям, так и к успехам его товарищей.
Что ещё мы считаем немаловажным результатом нашей работы?
К участию в фестивале « Мечтаем, творим, изобретаем»! в номинации
«Семейная лаборатория» были привлечены родители детей с РАС для совместного творчества. Когда вся семья включена в творческий процесс ребенок чувствует, что родители не просто находятся рядом, а искренне принимают участие в детских делах, что однозначно способствует укреплению детско- родительских отношений.
(видео)
Можно с уверенностью сказать, что идея приобщения к творчеству и демонстрация достижений каждого ребенка в форме публичного выступления воспитанников оказалось удачной.
Активность и заинтересованность воспитанников, педагогов и родителей, позволили всем участникам фестиваля испытать позитивные эмоции, пережить радость от сделанного, достигнутого, а также придали им чувство уверенности в своих силах и творческих способностях.
Фестиваль творчества и изобретательства, проведенный в нашей школе раскрыл творческие возможности каждого участника и доказал, что способности к творчеству имеет практически любой ребенок.
Все наши воспитанники мотивированы на дальнейшую творческую деятельность и новые изобретения, и мы уверены, что фестиваль «Мечтаем, творим, изобретаем!» станет традиционным.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.