Проблема подготовки студентов к социально-педагогической деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.
Как известно, в 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.
«социальная педагогика»
Проблема подготовки студентов к социальнопедагогической
деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для
которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.
Как известно, в 90х годах в России профессия «социальная работа» была
официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких
модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по
социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся
специальные исследования в области социальной педагогики, формируются
различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к
профессиональной деятельности.
Разработкой системы подготовки социальных педагогов занимаются
Российская академия образования, педагогические вузы страны (Московский,
СанктПетербургский, Ставропольский, Уральский, Новосибирский, Омский,
Барнаульский и другие).
Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в
учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:
учреждения начального профессионального образования (лицей,
школа и другие);
среднего профессионального образования (училище, колледж и
другие);
высшего профессионального образования (институты, университеты и
другие).
Одним из таких учебных заведений, где выпускники, окончившие полную
среднюю школу, могут получить профессию социального педагога без учета
его личностных особенностей, только на основании знаний по истории и
русскому языку, проверяемых при поступлении, является колледж.Приведем пример по Республике Коми .
Уже более десяти лет существует эта специальность, а обучать
мастерству этой профессии взялись не сразу, лишь семь лет спустя. В 1997
году открылось первое в Республике Коми отделение, где начали готовить по
специальности 0314 «социальная педагогика», этим заведением стало
Сыктывкарское высшее педагогическое училище (педагогический колледж)
№1 им. И.А. Куратова. В 2000 году состоялся первый выпуск 27 новых
специалистов.
Это учебное заведение традиционно готовило специалистов
педагогической направленности. Поэтому такие учебные дисциплины как
педагогика, психология, медицина и другие, сравнительно легко могли быть
адаптированы к курсу подготовки социальных педагогов.
На практике все не так просто.
В настоящее время принят государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования, разработаны учебные планы,
учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном
объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных
преподавательских кадрах.
Практически все дисциплины, вошедшие в учебные планы, ведут
преподаватели колледжа, для чтения спецкурсов привлекаются практические
работники.
В работе со студентами они опираются на свой собственный опыт, опыт
сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, опыт
школьного учителя и вузовского преподавания, опыт работы с детьми в
детских оздоровительных лагерях, в микрорайонах города. Для успешного
преподавания учебных предметов в области организации социально
педагогической деятельности способствует стажировка педагогов в ведущих
вузах страны.Как показывают результаты опросов, проведенных в Барнаульском
педвузе [37; С. 3], формами практической связи с учреждениями социально
педагогической направленности преподаватели назвали: совместную научно
исследовательскую деятельность в учреждениях социальной защиты, в
центрах помощи семье и детям, в центрах детского творчества, в школах в
качестве научных руководителей, консультантов в рамках экспериментальных
площадок; работу в социальнопедагогических учреждениях в качестве
сотрудников на условиях совместительства, организацию и проведение
социальнопедагогической практики, семинаров, психологопедагогических
практикумов, личные контакты и др.
Что касается использования наиболее приемлемых технологий обучения,
с точки зрения студентов на первое место выходят групповые формы
обучения (90%), затем фронтальная и индивидуальная работа (72%).
Опросник для студентов и слушателей курсов социальных педагогов
содержал вопрос: "В каком поле деятельности Вы хотели бы и готовы
работать?". Ответы были идентичными: работа "с детьми девиантного
поведения", работа в качестве "реабилитолога, социального педагога
психолога, валеолога, организатора культурнодосуговой деятельности". Они
готовы работать "в микрорайоне, в школе, детском доме, комиссии по делам
несовершеннолетних".
На вопрос, "Какие проблемы в обучении Вы имеете?" студенты,
отметили "недостаток литературы", "слабая материальная база", "большой
объем изучаемого материала".
В числе проблем в собственной работе преподавателями названы:
"недостаточная разработанность понятийнотерминологического аппарата",
"недостаток литературы", "смещение акцентов в курсовой подготовке на
социальные проблемы", "отсутствие у некоторых преподавателей четкой
самоорганизации"; в подготовке студентов в целом: "слабая материальная
база", "отсутствие специальной литературы", "низкая мотивация учения устудентов", "определенный крен в область психологии", что уменьшает долю
социальнопедагогических дисциплин.
Автор считает, что при подготовке кадров по специальности «социальная
педагогика» в Сыктывкарском высшем педагогическом училище №1 им. И.А.
Куратова уклона в сторону психологии нет, психологических дисциплин
читается меньше 12% от общего числа часов читаемых по специальности
«социальная педагогика».
Профессиональные знания социального педагога включают прежде всего
необходимость знания законодательства и основ социальнопедагогической
деятельности.
По мнению автора, в Сыктывкарском высшем педагогическом училище
(колледже) №1 им. И.А. Куратова, эти профессиональные знания
преподаются при изучении следующих дисциплин:
«Педагогика»;
«Основы педагогического мастерства»;
«Введение в специальность»;
«Основы социальной психологии»;
«Социальная педагогика»;
«Методика и технология работы социального педагога»;
«Теория социальной работы»;
«Технология социальной работы»;
«Опыт деятельности территориальных органов и центров социальной
защиты населения».
Однако по окончанию учебного среднего профессионального заведения,
по мнению большинства авторов, специалист данной профессии должен
обладать следующими личностными особенностями:
Внимание, стремление понять позицию других;
Дружелюбие, общительность; Способность стать лидером;
Вежливость, обходительность;
Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
Жизнерадостность;
Толерантность, упорство;
Большое чувство ответственности;
Способность выполнить работу полную разнообразия;
Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;
Способность взаимодействовать со специалистами;
Тщательность действий;
Аккуратность и последовательность в работе;
Способность к планированию своего будущего;
Способность к устным высказываниям;
Хорошая память;
Способность обучать других;
Умение заботится о других;
Реализация новых идей, самостоятельность суждений.
Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного
заведения по специальности «социальная педагогика», влияющих в
последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными
являются следующие:
В числе отрицательных сторон:
Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно
методической базы ввиду новизны профессии;
Неотработанность
профессионального инструментария по
специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной
разработки специалистом; Фактор «профессионального одиночества», который означает
непонимание специфики и значения должности в учреждении в
распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной
ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже
потребностей);
Есть и положительные стороны этой работы:
Многообразие возможных мест работы;
Реализация положительных качеств личности, организаторских
способностей;
Возможность коммуникативного общения;
Развитие творческих способностей.
По мнению автора работы, при подготовке кадров по специальности
«социальная педагогика» нужно: в средне специальных учебных заведениях
развивать профессиональные особенности личности, соответствующие
специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности
социального педагога, в высших учебных заведениях конкретизировать
подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности
социального педагога, а также при комплектовании групп ввести
тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «социального
педагога».
Итак, изложенное выше показывает, что:
1. Существует необходимость подготовки социальных педагогов как на
базе средних специальных учебных заведениях так и высших;
2. Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов
преподавания;
3. Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава,
существует необходимость специальной подготовки самихпреподавателей, а также укрепление материальнотехнической базы
учебных заведений;
4. Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.