социальная педагогика

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема подготовки студентов к социально-педагогической деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. Как известно, в 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.
Иконка файла материала социальная педагогика.doc
«социальная педагогика» Проблема   подготовки   студентов   к   социально­педагогической деятельности   обусловлена   современной   ситуацией   развития   общества,   для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.  Как известно, в 90­х годах в России профессия «социальная работа» была официально  зарегистрирована   в  государственных  документах  в  нескольких модификациях:   социальный   работник,   социальный   педагог,   специалист   по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные   модели   и   технологии   подготовки   социальных   педагогов   к профессиональной деятельности. Разработкой   системы   подготовки   социальных   педагогов   занимаются Российская академия образования, педагогические вузы страны (Московский, Санкт­Петербургский, Ставропольский, Уральский, Новосибирский, Омский, Барнаульский и другие). Профессиональная   подготовка   специалистов   осуществляется   в учреждениях трех типов, дающих образование  разного уровня:  учреждения   начального   профессионального   образования   (лицей, школа и другие);   среднего     профессионального   образования   (училище,   колледж   и другие);   высшего профессионального образования (институты, университеты и другие). Одним из таких учебных заведений, где выпускники, окончившие полную среднюю школу, могут получить профессию социального педагога без учета его   личностных   особенностей,   только   на   основании   знаний   по   истории   и русскому языку, проверяемых при поступлении, является колледж.Приведем пример по Республике Коми . Уже   более   десяти   лет   существует   эта   специальность,   а   обучать мастерству  этой профессии взялись не сразу, лишь семь лет спустя. В 1997 году открылось первое в Республике Коми отделение, где начали готовить по специальности   0314   «социальная   педагогика»,   этим   заведением   стало Сыктывкарское   высшее   педагогическое   училище   (педагогический   колледж) №1   им.   И.А.   Куратова.   В   2000   году   состоялся   первый   выпуск   27   новых специалистов. Это   учебное   заведение   традиционно   готовило   специалистов педагогической   направленности.   Поэтому   такие   учебные   дисциплины   как педагогика, психология, медицина и другие, сравнительно легко могли быть адаптированы к  курсу подготовки социальных педагогов. На практике все не так просто. В настоящее время принят государственный образовательный стандарт среднего   профессионального   образования,   разработаны   учебные   планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме   литературы   по   этой   профессии   и   в   специально   подготовленных преподавательских кадрах. Практически   все   дисциплины,   вошедшие   в   учебные   планы,   ведут преподаватели колледжа, для чтения спецкурсов привлекаются практические работники. В работе со студентами они опираются на свой собственный опыт, опыт сотрудничества   с   учреждениями   дополнительного   образования,   опыт школьного   учителя   и   вузовского   преподавания,   опыт   работы   с   детьми   в детских   оздоровительных   лагерях,  в  микрорайонах  города.  Для  успешного преподавания   учебных   предметов   в   области   организации   социально­ педагогической деятельности способствует стажировка педагогов в ведущих вузах страны.Как   показывают   результаты   опросов,   проведенных   в   Барнаульском педвузе [37; С. 3], формами практической связи с учреждениями социально­ педагогической направленности преподаватели назвали: совместную научно­ исследовательскую   деятельность   в   учреждениях   социальной   защиты,   в центрах помощи семье и детям, в центрах детского творчества, в школах в качестве научных руководителей, консультантов в рамках экспериментальных площадок;   работу   в   социально­педагогических   учреждениях   в   качестве сотрудников   на   условиях   совместительства,   организацию   и   проведение социально­педагогической   практики,   семинаров,   психолого­педагогических практикумов, личные контакты и др. Что касается использования наиболее приемлемых технологий обучения, с   точки   зрения   студентов   на   первое   место   выходят   групповые   формы обучения (90%), затем ­ фронтальная и индивидуальная работа (72%). Опросник   для   студентов   и   слушателей   курсов   социальных   педагогов содержал   вопрос:   "В   каком   поле   деятельности   Вы   хотели   бы   и   готовы работать?".   Ответы   были   идентичными:   работа   "с   детьми   девиантного поведения",   работа   в   качестве   "реабилитолога,   социального   педагога­ психолога, валеолога, организатора культурно­досуговой деятельности". Они готовы работать "в микрорайоне, в школе, детском доме, комиссии по делам несовершеннолетних". На   вопрос,   "Какие   проблемы   в   обучении   Вы   имеете?"   студенты, отметили   "недостаток   литературы",   "слабая   материальная   база",   "большой объем изучаемого материала".  В   числе   проблем   в   собственной   работе   преподавателями   названы: "недостаточная   разработанность   понятийно­терминологического   аппарата", "недостаток   литературы",   "смещение   акцентов   в   курсовой   подготовке   на социальные   проблемы",   "отсутствие   у   некоторых   преподавателей   четкой самоорганизации";   в   подготовке   студентов   в   целом:   "слабая   материальная база",   "отсутствие   специальной   литературы",   "низкая   мотивация   учения   устудентов", "определенный крен в область психологии", что уменьшает долю социально­педагогических дисциплин. Автор считает, что при подготовке кадров по специальности «социальная педагогика» в Сыктывкарском высшем педагогическом училище №1 им. И.А. Куратова   уклона   в   сторону   психологии   нет,   психологических   дисциплин читается   меньше   12%   от   общего   числа   часов   читаемых   по   специальности «социальная педагогика». Профессиональные знания социального педагога включают прежде всего необходимость   знания   законодательства   и   основ   социально­педагогической деятельности. По мнению  автора,  в  Сыктывкарском   высшем педагогическом  училище (колледже)   №1   им.   И.А.   Куратова,   эти   профессиональные   знания преподаются при изучении следующих дисциплин:  «Педагогика»;  «Основы педагогического мастерства»;  «Введение в специальность»;  «Основы социальной психологии»;  «Социальная педагогика»;  «Методика и технология работы социального педагога»;  «Теория социальной работы»;  «Технология социальной работы»;  «Опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения». Однако по окончанию учебного среднего профессионального заведения, по   мнению   большинства   авторов,   специалист   данной   профессии   должен обладать следующими личностными особенностями:  Внимание, стремление понять позицию других;  Дружелюбие, общительность; Способность стать лидером;  Вежливость, обходительность;  Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;  Жизнерадостность;  Толерантность, упорство;  Большое чувство ответственности;  Способность выполнить работу полную разнообразия;  Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;  Способность взаимодействовать со специалистами;  Тщательность действий;  Аккуратность и последовательность в работе;  Способность к планированию своего будущего;  Способность к устным высказываниям;  Хорошая память;  Способность обучать других;  Умение заботится о других;  Реализация новых идей, самостоятельность суждений. Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения   по   специальности   «социальная   педагогика»,   влияющих   в последующем   на   профессиональную   карьеру,   наиболее   распространенными являются следующие: В числе отрицательных сторон:   Недостаточность   ведомственной   нормативной   и   инструктивно­ методической базы ввиду новизны профессии;  Неотработанность   профессионального   инструментария   по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом; Фактор   «профессионального   одиночества»,   который   означает непонимание   специфики   и   значения   должности   в   учреждении   в распространенной   ситуации   наличия   в   штатном   расписании   одной ставки   специалиста   (или   даже   нескольких,   но   явно   ниже потребностей); Есть и положительные стороны этой работы:  Многообразие возможных мест работы;  Реализация   положительных   качеств   личности,   организаторских способностей;   Возможность коммуникативного общения;  Развитие творческих способностей. По   мнению   автора   работы,   при   подготовке   кадров   по   специальности «социальная педагогика» нужно: в средне специальных учебных заведениях развивать   профессиональные   особенности   личности,   соответствующие специальности,   вести   более   общий   обзор   профессиональной   деятельности социального   педагога,   в   высших   учебных   заведениях   конкретизировать подготовку   и   специализироваться   на   определенном   виде   деятельности социального   педагога,   а   также   при   комплектовании   групп   ввести тестирование,   с   целью   учета   личностных   качеств   будущего   «социального педагога». Итак, изложенное выше показывает, что: 1. Существует необходимость подготовки социальных педагогов как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших; 2. Большую   роль   в   подготовке   кадров   имеет   подбор   предметов преподавания; 3. Немаловажную   роль   играет   подготовка   педагогического   состава, существует   необходимость   специальной   подготовки   самихпреподавателей,  а  также  укрепление  материально­технической   базы учебных заведений; 4. Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.