«Социально – педагогическое наставничество обучающихся
из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
в условиях ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
Зам.директора по УВР Левкина Р.С.
Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социально-педагогическое сопровождение, взаимодействие субъектов социально - педагогического сопровождения, социализация, наставничество.
Социальный портрет обучающихся ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» разнообразен. Особую категорию составляют обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В основном это выпускники Травниковского детского дома Чебаркульского муниципального района и Комплексного центра оказания помощи семьи и детям г. Чебаркуля.
Воспитатели детского дома стараются сформировать у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыки самообслуживания, ребята умеют готовить несложные блюда, ухаживать за своей одеждой, умеют проявлять заботу о младших, соблюдать единый режим дня, установленный для всех воспитанников. Но вхождение выпускников таких учреждений по окончании 9 классов общеобразовательной школы в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.
Наблюдение за такими детьми в Чебаркульском профессиональном техникуме показывает, что выпускник учреждения для детей - сирот, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: это решение жилищных вопросов, организация быта, досуга, умение распоряжаться деньгами, взаимодействие с широким социумом и другие. Молодые люди оказываются неготовыми к жизни, и у них начинаются проблемы, которые в совокупности приводят к утрате желания получать профессию, стремления построить здоровые семейные отношения.
В связи с этим в техникуме организовано социально-педагогическое сопровождение, которое призвано оказывать помощь таким подросткам в адаптации в новой социальной среде, в выстраивании конструктивной стратегии самостоятельной жизни, создании новых крепких социальных контактов как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Помощники и опора таких детей – наставники ; наставники - это те взрослые, которые с ними взаимодействуют в профессиональной образовательной организации. В свою очередь, успех решения указанных проблем зависит от того, как взаимодействуют с обучающимися педагоги, воспитатели общежития, кураторы учебных групп, мастера производственного обучения, социальный педагог, администрация и все сотрудники техникума, сопровождающие ребенка в этот период. И очень важно, чтобы в этот период рядом с ребенком находились именно грамотные специалисты правового поля, люди с активной жизненной позицией, творческие вдохновители, умеющие убеждать, поддержать, дать дельный жизненный совет.
Социально-педагогическое наставничество в Чебаркульском техникуме осуществлялось по четырём направлениям:
- социально – информационная помощь;
- социально – правовая защита обучающихся;
- социально – педагогическое сопровождение;
- развитие творческой активности обучающихся.
Целью социально – информационной помощи является своевременное информирование детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки.
Содержание работы по обеспечению детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки определяется технологией информирования индивидуального характера, беседы с обучающимися из числа детей – сирот и наблюдения носят диагностический характер, позволяют выявить уровень социально-правовой информированности, ведётся работа, способствующая развитию общих компетенций: эмоционально-психологических, регулятивных, аналитических, коммуникативных через групповые консультации как с обучающимися вновь поступившими, так и с педагогами, мастерами, воспитателями. Содержание консультаций направлено на повышение социально-правовой информированности субъектов образовательного процесса и повышение компетентности обучающихся в рамках регулятивных компетенций.
В ходе информационно-социальной помощи осуществляется взаимосвязь с социальными инфраструктурами и заинтересованными учреждениями по защите прав и интересов ребенка, в частности, для детей организуются встречи со специалистами социальных учреждений города Чебаркуля - Управления соцзащиты населения (отдел опеки), психологами Комплексного центра помощи семьи и детям.
Результатом деятельности по данному направлению является положительная динамика социально-правовой информированности обучающихся и возможность применения ими усвоенных знаний на практике, что дает возможность предполагать повышение уровня развития общих компетенций в рамках требований ФГОС, в частности, в организации социально – коммуникативных компетенций.
Целью социально – правовой защиты обучающихся является соблюдение прав детей – сирот, содействие в реализации правовых гарантий обучающихся выше указанных категорий, правовое воспитание детей по жилищным и гражданским вопросам.
Работа в данном направлении в техникуме строится в соответствии с моделью взаимодействия с социальными структурами, заинтересованными в защите прав детей – сирот, тех территорий, откуда прибыли обучающиеся из числа – сирот, которая способствует эффективному оказанию правовой помощи обучающимся. Результатом работы по данному направлению является оказание обучающимся из числа сирот информационной и правовой помощи и поддержки. Совместно с наставниками к реализации задач этого направления приглашаются сотрудники правовых структур. У ребят есть возможность на организованных встречах и в личных беседах получить ответы на свои вопросы сотрудников прокуратуры, ОВД, Центра занятости населения.
Благодаря всеобщей заботе о таких детях и со стороны городских властей очередей на получение жилья у студентов нет. Ежегодно, при достижении ими 18-летнего возраста, они обеспечиваются отдельной квартирой в новостройках. Молодые семьи из числа детей-сирот с детьми обеспечиваются местами в детский сад, что позволяет продолжить дальнейшее получение образования молодыми мамами. Таким образом, в этом направлении права и интересы обучающихся техникума соблюдены.
Целью социально – педагогического сопровождения является создание условий социально-педагогического сопровождения всех целевых групп.
Реализация процесса социально-педагогического сопровождения направлена на профилактическую работу с обучающимися и осуществляется через взаимодействие с организациями для детей - сирот на основании соглашения, предусматривающего соблюдение прав и обязанностей сторон. Заключены двухсторонние соглашения со всеми организациями, из которых обучаются дети.
В результате взаимодействия определяются эффективные формы социально-педагогического сопровождения каждого вновь поступившего в образовательное учреждение подростка. В рамках данной работы разрабатываются и реализуются проекты, направленные на обеспечение адаптации при индивидуальном образовательном маршруте обучающихся из числа – сирот. На ранних этапах проводится профориентационная и профдиагностическая работа с воспитанниками детских домов, они знакомятся заранее с техникумом на экскурсиях, участвуют в студенческих праздничных концертах; студенты принимают участие в спортивных состязаниях, проводимых на безе учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это способствует социально-психологической поддержке в сохранении родственных связей обучающихся техникума с младшими братьями и сестрами, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Каждому ребенку, имеющему временные трудности в обучении, назначается индивидуальный наставник из числа преподавателей, мастеров производственного обучения или администратора (в зависимости от сложности ситуации) , который организует индивидуальное сопровождение, помогает правильно выстроить взаимоотношения всех участников образовательного процесса до полного разрешения проблемы.
Деятельность по развитию творческой активности обучающихся направлена на создание условий для развития творческих способностей учащихся с целью их успешной социализации в информационном обществе.
Осуществляя работу над развитием творческой активности детей, можно заметить, что у них появился устойчивый интерес к творчеству, повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, увеличилось количество обучающихся, участвующих в конкурсах различного уровня. Для этого в техникуме создаются условия широкого спектра реализации их творческих начинаний - это кружки научного общества: «Экология и природопользование», «Музейное дело», технического творчества: «Квант», «Рационализации и изобретательства», художественного творчества: «Досуг» и т.д. Также ребята охотно занимаются и в кружках учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Налажена работа с учреждениями культуры и спорта города Чебаркуля, которые предоставляют бесплатные билеты для посещения бассейна «Олимпия», ледового дворца «Уральская звезда», тренажерных залов, краеведческого музея, выставочного зала «Колорит», кинотеатра «Волна».
Анализ работы по организации социально – педагогического наставничества обучающихся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том, что в техникуме результативно решаются поставленные цели и задачи. Определены направления работы, создана система межведомственного взаимодействия, процесс организации социально-педагогического сопровождения и поддержки детей сирот приведён в соответствие с требованиями ФГОС.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.