Социально-экономическое развитие северных территорий.
Оценка 4.9

Социально-экономическое развитие северных территорий.

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
преподавание
9 кл—11 кл
28.02.2024
Социально-экономическое развитие северных территорий.
ВНРС.docx

 

Социально-экономическое развитие северных территорий  в современных условиях: Мурманская область.

 

Мурманская область – субъект Российской Федерации, образованный 28 мая 1938 года и расположенный на Северо-Западе Европейской части России. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Область относится к высокоурбанизированным регионам России (доля городского населения – 92,7 %). Здесь проживают коренные малочисленные народы Севера, среди которых самые многочисленные – саамы. Омывается водами Баренцева и Белого морей (протяженность береговой линии – около 2 тыс. км). Отличается исключительным богатством и разнообразием природно-ресурсной базы: от рудных полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, имеющих стратегическое значение для развития Российской Федерации, до водных ресурсов, роль которых неуклонно повышается в условиях прогнозируемого глобального дефицита пресной воды. Регион производит 100% апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов,  45% никеля, 11% железорудного концентрата, 7% рафинированной меди. Акватории морей, омывающих Мурманскую область, богаты водными биоресурсами, здесь созданы все условия для активного развития аква- и марикультуры. В реках Кольского полуострова и прилегающих к ним акваториях Баренцева и Белого морей находятся зоны прохода и нерестовой миграции ценных видов водных биоресурсов. Кольский полуостров отличается уникальными ландшафтами, что предопределяет возможность развития регионального туристско-рекреационного комплекса. Здесь берет начало стратегическая морская транспортная артерия – Северный морской путь, обеспечивающий доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан. В порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута. На территории области размещаются важнейшие стратегические объекты: база Северного флота (ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори).  На территории Мурманской области развернута широкая сеть образовательных организаций, здесь расположены институты и учреждения Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН), которые обеспечивают высокий уровень фундаментальных и прикладных научных исследований. Мурманская область характеризуется на сегодняшний день: снижением значений    большинства ключевых показателей относительно уровня предыдущих годов, что, обусловлено, негативным влиянием как внешних, в том числе политических факторов (эскалация санкций, ухудшение рыночной конъюнктуры), так и ухудшением внутренних условий развития российской экономики (ослабление курса рубля, снижение доступности кредитных ресурсов и потребительского спроса). В 2017 году на потребительском рынке как Мурманской области, так и страны в целом, наблюдалось усиление потребительской инфляции, что было вызвано ускоренным ростом цен на продукты питания и промышленные товары по сравнению с предыдущим годом на фоне санкционного давления и ослабления курса рубля. Одна из ключевых макроэкономических проблем развития Мурманской области заключается в моноструктурном характере производственных отношений, ориентированных во многом на эксплуатацию природных ресурсов.

                       Стратегическое военно-политическое положение области предопределили моноспециализацию хозяйства в рамках отдельных районов Мурманской области. Значительная часть населения «привязана» к ключевым промышленным, прежде всего горнодобывающим, предприятиям и объектам Вооруженных Сил Российской Федерации. До сих пор нестабильны (с тенденцией падения в последние 2 года) улов и добыча других морепродуктов, а также связанный с ними объём производства основных видов товарной продукции в рыбохозяйственном комплексе Мурманской области, определяемые неустойчивостью сырьевой базы рыболовства.  За последние годы область потеряла более трети постоянного населения, при этом наиболее тяжелыми стали 1990-е, характеризующиеся существенным оттоком населения, ростом смертности населения и падением рождаемости. Только в 2012 году зафиксирован естественный прирост населения.  Продолжается отток молодого трудоспособного населения в другие регионы Российской Федерации, обусловленный в том числе снижением разницы между размером средней заработной платы в северных регионах и остальной частью страны, что на фоне суровых климатических условий существенно снизило мотивацию людей к работе в Заполярье. При этом приток квалифицированной рабочей силы в область остается крайне незначительным. Существует проблема укомплектованности медицинских организаций врачами, что также отчасти обусловлено и направлениями политики Российской Федерации по организации последипломного образования врачей. Меры социальной поддержки для специалистов, приезжающих из других регионов, недостаточны для решения кадровой проблемы системы здравоохранения. Происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональной экономики, выражающееся в дисбалансе между спросом и предложением рабочей силы: дефицит рабочих и инженерных специальностей, переизбыток невостребованных специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом. Особую проблему представляет собой мазутозависимость Мурманской области. Собственных источников топлива регион не имеет, более 80 % отпускаемой тепловой энергии вырабатывается котельными, работающими на привозном мазуте.  Риском для развития региона следует назвать экологическую ситуацию. Высок уровень загрязнения окружающей среды в ряде районов Мурманской области, в том числе водоемов питьевого водоснабжения сточными водами, в совокупности с ростом внимания международного инвестиционного сообщества к проблемам экологии создает риски для иностранных инвесторов и крупнейших российских корпораций, требуя от них крупных финансовых вливаний не только в устранение неблагоприятных экологических последствий индустриализации XX века, но и в экологические программы предприятий и модернизацию технологического процесса с ориентацией на экологически чистое производство. Уникальный туристско-рекреационный потенциал, наличие обладающих высокой степенью аттрактивности объектов показа (петроглифы Канозера, сейды, редкие ландшафты, природные и историко-художественные памятники и др). Кроме того, к числу уникальных туристских ресурсов Мурманской области относится историко-этнографическое наследие, связанное с культурой поморов и саамов, ведущих на территории региона практически неизменный традиционный образ жизни. Этнографический туризм является не только перспективным направлением увеличения турпотока, но  и одним из важнейших средств сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера. Особенность создания технологического кластера обеспечения шельфовой добычи в Арктике заключается в том, что он ориентирован на инвестиционный спрос, в первую очередь внутрироссийский, рождаемый за счет разработки месторождений углеводородов на континентальном шельфе России в Арктике. Развитие горно-химического и металлургического кластера тесно связано с формированием редкометалльной и редкоземельной отраслей на основе местной сырьевой базы. Ядро горно-химического и металлургического кластера и основные производственные мощности будут сконцентрированы в пределах городских округов г. Апатиты, г. Кировск, Ковдорский район, г. Мончегорск, г. Оленегорск. Основу это сеть предприятий горнопромышленного комплекса Мурманской области.  В рамках кластера будут найдены решения экологических проблем, связанных с горнодобывающей деятельностью: рекультивация земель и решение проблемы с существующими отвалами пустых пород и хвостохранилищами, внедрение принципа безотходных производств. Рыбохозяйственный кластер имеет пространственно-распределенную структуру, включающую отчетливые ядра локализации в Мурманске (научно-инновационная и промышленная основа), Кольском и Печенгском (развитие аква- и марикультуры), Терском (марикультура, обеспечение спортивного и товарного лова) районах. Туристско-рекреационный кластер имеет пространственно-распределенную структуру с ярко выраженными функциональными ядрами, отвечающими за прием и распределение туристского потока: основные локализованы в Мурманске (деловой и конгресс-туризм, туризм одного дня с последующей организацией туров по Мурманской области, стартовая точка круизного туризма) и в Кировско-Апатитском районе (активные виды туризма, в том числе горнолыжный туризм, в более долгосрочной перспективе - центр приема туристов для организации туров в Ловозерский район), вспомогательные в перспективе возникнут в Терском, Ловозерском и Печенгском районах. Реки с крупной и стабильной популяцией лососевых, живописная природа имеют потенциал для развития здесь широкого спектра туристических продуктов (морские прогулки, морские фото-сафари и экскурсии для наблюдения за морскими животными и птицами, «знакомство с бытом поморов» с плаванием на традиционных поморских судах, организация 3-5-дневных морских экскурсий «Кандалакша - Соловки» с заходом в поморские села Терского берега, рыболовные туры по принципу «поймал-отпусти», пешие маршруты, сплавы по рекам, рафтинг и их комбинации).

Заключение: В результате исследования было выяснено, что социально-экономическое развитие регионов - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения регионов, основанные на повышении доходов, улучшении здоровья населения и повышении уровня его образования; создании условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличении степени свободы людей. Развитие Мурманской области состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению территорий, способствовать диверсификации монопрофильной экономики, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной, социальной и социокультурной инфраструктуры, росту малого и среднего бизнеса. Специфика и типология кластеров на Кольском полуострове обусловлена специализацией и профилем региональной экономики, которые, как правило, формируются вокруг эксплуатации природных ресурсов или обширных неосвоенных пространств. Именно здесь создаются главные конкурентоспособные секторы экономики, в прямой зависимости от которых различаются типы кластеров. Применение разработанных направлений позволит увеличить: ВВП при этом производительность труда возрастет в несколько раз; реальные денежные доходы населения будут демонстрировать динамику роста, уровень общей безработицы снизится; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье; за счет этого будет увеличиваться численность населения.

                                             Литература:

Приказ МЭР Мурманской области от 31.12.2014 года № ОД-205 «О мерах по реализации постановления Правительства Мурманской области от 10.07.2014 № 348-ПП "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» // СПС «ГАРАНТ»

Приказ МЭР Мурманской области от 26.12.2014 №ОД-192 «Об утверждении формы отчёта об итогах оценки соответствия качества оказываемых (выполняемых) государственных услуг (работ)утверждённым областным стандартам качества оказания (выполнения) государственных услуг (работ)» // СПС «ГАРАНТ»

Приказ от 16.12.2014 №134/ОД-187 «Об утверждении плана подготовки документов стратегического планирования Мурманской области»// СПС «ГАРАНТ»

Приказ от 12.12.2014 № ОД-185 «О внесении изменений в Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Мурманской области»

// СПС «ГАРАНТ»

Приказ Министерства экономического развития Мурманской области от 08.12.2014 № ОД-183 «Об утверждении Типового порядка проведения независимой оценки качества оказания услуг на территории Мурманской области организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»// СПС «ГАРАНТ»

Приказ от 01.12.2014 № ОД-179 «Об утверждении формы Соглашения о предоставлении гранта в форме иных межбюджетных трансфертов»// СПС «ГАРАНТ»

Приказ от 12.11.2014 №111/№ОД-176 «Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области»// СПС «ГАРАНТ»

Приказ от 12.09.2014 № ОД-140 «Об утверждении формы соглашения о предоставлении в 2014 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования г. Мурманск на выпуск печатной, сувенирной, тематической презентационной и аудиовизуальной продукции, посвященной 100-летию основания г. Мурманска» // СПС «ГАРАНТ»

Приказ от 12.09.2014 № ОД-143 «О внесении изменений в Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Мурманской области»// СПС «ГАРАНТ»

Приказ от 04.04.2014 № 35/№ ОД-48 «Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области»// СПС «ГАРАНТ»

Приказ от 24.01.2014 № ОД-8 «О внесении изменений в Положение о контрактной службе в Министерстве экономического развития Мурманской области» // СПС «ГАРАНТ»

Приказ Министерства экономического развития Мурманской области от 15.04.2014 № ОД-57 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве экономического развития Мурманской области» // СПС «ГАРАНТ»

Приказ Министерства экономического развития Мурманской области от 18.04.2014 № ОД-60 «О мерах по формированию Общественного совета при Министерстве экономического развития Мурманской области» // СПС «ГАРАНТ»

Пролубников А. В. Социально-экономическое прогнозирование развития региона: прикладные аспекты // Экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.

Юилл Д. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран// Регион: экономика и социология. – 2013.

Юмаев Е. А. Рейтинговая оценка социально-экономического развития муниципальных образований региона // Молодой ученый. — 2015.

http://minec.gov-murman.ru/

http://gov-murman.ru/


 

Социально-экономическое развитие северных территорий в современных условиях:

Социально-экономическое развитие северных территорий в современных условиях:

Только в 2012 году зафиксирован естественный прирост населения

Только в 2012 году зафиксирован естественный прирост населения

Апатитском районе (активные виды туризма, в том числе горнолыжный туризм, в более долгосрочной перспективе - центр приема туристов для организации туров в

Апатитском районе (активные виды туризма, в том числе горнолыжный туризм, в более долгосрочной перспективе - центр приема туристов для организации туров в

Приказ Министерства экономического развития

Приказ Министерства экономического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2024