СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»
Оценка 4.8

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
pdf
Междисциплинарный 3
05.08.2022
СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»
В данной статье рассматриваются особенности толерантного отношения обучающихся и педагогов к людям с инвалидностью. Анализируются условия, влияющие на формирование толерантного отношения к инвалидам на примере отдельного учебного заведения, которое можно рассматривать как общество в целом. Для осуществления исследования использовались различные методы: анализ литературы по теме исследования; эмпирические методы диагностического исследования. Научная новизна данной работы - определены условия, методы воспитания, влияющие на формирование толерантного отношения в образовательном учреждении, c позиции обучающегося, ребенка-инвалида. Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, создании видеоматериалов для всех участников образовательного процесса.
статья Шевчук В.А формирование толерантного отношения к инвалидам.pdf

Формирование толерантного отношения к инвалидам.

Шевчук Виктория Андреевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №1 г. Нерюнгри имени С.С.

Каримовой" 7 класс.

Научный руководитель: 

Бурка Татьяна Вячеславовна, 

педагог-психолог МОУ "Гимназия №1 г. Нерюнгри Аннотация.

В данной статье рассматриваются особенности толерантного отношения обучающихся и педагогов к людям с инвалидностью. Анализируются условия, влияющие на формирование толерантного отношения к инвалидам на примере отдельного учебного заведения, которое можно рассматривать как общество в целом. Для осуществления исследования использовались различные методы: анализ литературы по теме исследования; эмпирические методы диагностического исследования.

Научная новизна данной работы - определены условия, методы воспитания, влияющие на формирование толерантного отношения в образовательном учреждении, c позиции обучающегося, ребенка-инвалида. 

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, создании видеоматериалов для всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова.

Инвалидность, лица с ОВЗ, формирование толерантного отношения, методы воспитания, инклюзивный процесс, сложности социально-психологической адаптации, отсутствие адаптированной среды, отсутствие равных возможностей, принятие обществом.

 

Данная работа «Формирование толерантного отношения к инвалидам» направленна на исследование уровня толерантности участников образовательного процесса к людям с ОВЗ и инвалидностью. На протяжении многих лет проблема толерантности рассматривается представителями различных наук- психология, социология, юриспруденция, так как понятие толерантность связано с правами человека, особенностями его существования в обществе. Но, к сожалению, в настоящее время, отношение к тем, кто в чем - то отличен, кардинально не изменилось.

В современной общеобразовательной школе, объединены абсолютно разные дети: из семей разных национальностей, вероисповеданий, дети с ограниченными возможностями здоровья. Одной из важнейших задач воспитания является создание - психологического комфорта в   школьном социуме.  Поэтому данная тема актуальна   и перспективна в будущем. Несмотря на разнообразие толкования определения понятия толерантность, в контексте данной работы, толерантность рассматривается как принятие несмотря на какиелибо различия.  Гипотеза исследования заключается в том, что формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью будет успешным только при создании специальных педагогических и организационных условий, направленных на расширение знаний о людях с инвалидностью, на установление гуманных межличностных отношений между участниками образовательного процесса.

Для подтверждения гипотезы нами были использованы следующие методы исследования теоретический и эмпирический.

Теоретический анализ литературных источников выявил, что основными факторами, влияющими на формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью, является низкая информированность общества о данной категории людей, порождающий необоснованные страхи; недостаток эмоциональной отзывчивости у людей. Все это мешает принятию обществом лиц, имеющих инвалидность на равных.

Эмпирические методы включают в себя: анкетирование и социально-психологический эксперимент. Целью данного исследования являлось определение уровня толерантности участников образовательного процесса к людям с инвалидностью, формирование эмоциональной отзывчивости через самопознание и собственное восприятие, а также, изучение на личном опыте как не адаптированные условия социальной среды влияют на образ жизни и не способствуют полноценному личностному развитию и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Проведя анкетирование, задав несколько простых вопросов, в процессе исследования выявлено: понятие толерантности сформировано у 14,5 % опрошенных; около 54% это сочувствующие люди они принимают не все различия, но могут изменить отношение к людям с ОВЗ и инвалидностью; понятие толерантности отсутствует примерно -32% это те, кто испытывает агрессию к любым отличиям.

Результаты эксперимента: на начальном этапе желающих было больше, при объяснении темы их количество уменьшилось; обучающиеся и педагоги, испытывали дискомфорт, беспомощность, неуверенность, было желание встать; большинство участников выполнило инструкции, но сложности в выполнении возникали; 

По завершению опрос показал, что через собственное восприятие, участники подругому взглянули на социальные условия людей с инвалидностью, после эксперимента у них появилось желание узнать о социальных проблемах людей с инвалидностью, и по возможности помогать им. Видео эксперимента: https://drive.google.com/file/d/1bkmpkxXn2B2heWqdzZRcsHrikcuIuQO/view?usp=sharing

Выводы по результатам анкетирования и эксперимента свидетельствуют о том, что на формирование толерантности влияют такие факторы, как информированность о проблеме людей с ОВЗ и инвалидностью, готовность всех участников школьного социума к конструктивному сотрудничеству с людьми и группами людей независимо от их различий.

После изучения различных научных работ, биографий, проведения анкетирования и эксперимента были разработаны рекомендации, включающие в себя и видеоматериал.

Создание видеоматериалов является одним из способов поддержки людей с ОВЗ и инвалидностью: «Они такие же как мы!», «Несмотря ни на что!»

https://drive.google.com/file/d/1qzId4byX1P2Xd7OZBOqpRKnqRdx0FKtE/view?usp=sharing https://drive.google.com/file/d/19Z2af_yPnhWbHQN7hccDmAANUWgG1rDI/view?usp=sharing

Некоторые из рекомендаций представленные в работе: создать в образовательном учреждение условия, способствующие активному взаимодействию, конструктивному сотрудничеству, взаимопомощи, всех субъектов образовательного процесса;  максимально адаптировать социальные условия; проводить комплекс мероприятий направленных на информированность всех участников образовательного процесса, а именно: проведение классных часов, показ презентаций, показ кинофильмов; использовать такие формы работы как игры на взаимодействие, игры с целью выявления лидерского потенциала, диспуты, соревнования; создать психологически благоприятные условия для формирования равнопрочного отношения к людям, имеющим различия по социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, различия во внешности, научить детей и подростков не «навешивать на людей ярлыки», пытаться принять человека целостно;

Проведя анализ теоретических подходов по проблеме, и проведя исследование, были выявлены факторы, влияющие на формирование общественного мнения и поведения, а именно: недостаток осознанного целенаправленного воспитания толерантного отношения, недостаток информированности о людях с ОВЗ и инвалидностью, порождающий необоснованные страхи, недоступность адаптированных условий социальной среды влияющих на образ жизни и не способствующих максимальной интеграции инвалидов в общество.

Таким образом, нам удалось подтвердить гипотезу исследования- развитие толерантного отношения обучающихся и педагогов к инвалидам будет успешным, только при осознанной, целенаправленной и систематической работе, направленной на расширения знаний о людях с инвалидностью и ОВЗ.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.    Бондаревская Е. Е. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 17-29.

2.    Взаимосвязь типов толерантности и агрессии, Магистерская диссертация Галахова А.М.

3.    Всемирный доклад об инвалидности Всемирная организация здравоохранения, 2011

г. Д-р Маргарет Чен Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Роберт Б. Зеллик, Президент Группы Всемирного банка.

4.    Концепция Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности»

5.    Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изменениями, от 01.07.2020)

ст. 19 

6.    Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л. Гончарова. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

7.    Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. N 629 "О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы). 

8.    Развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, Магистерская диссертация Постникова Анастасия Николаевна.

9.    ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.5   (от 29.12.2012 ) 

10.                       ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",( от 24 ноября

1995 г. N 181)

 

 

 

 

Формирование толерантного отношения к инвалидам

Формирование толерантного отношения к инвалидам

Все это мешает принятию обществом лиц, имеющих инвалидность на равных

Все это мешает принятию обществом лиц, имеющих инвалидность на равных

Проведя анализ теоретических подходов по проблеме, и проведя исследование, были выявлены факторы, влияющие на формирование общественного мнения и поведения, а именно: недостаток осознанного целенаправленного воспитания…

Проведя анализ теоретических подходов по проблеме, и проведя исследование, были выявлены факторы, влияющие на формирование общественного мнения и поведения, а именно: недостаток осознанного целенаправленного воспитания…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2022