СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»
Оценка 4.8

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
pdf
психологическая работа +1
05.08.2022
СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»
В данной работе рассматриваются особенности толерантного отношения обучающихся и педагогов к людям с инвалидностью. Анализируются условия, влияющие на формирование толерантного отношения к инвалидам на примере отдельного учебного заведения, которое можно рассматривать как общество в целом. Для осуществления исследования использовались различные методы: анализ литературы по теме исследования; эмпирические методы диагностического исследования. Научная новизна данной работы - определены условия, методы воспитания, влияющие на формирование толерантного отношения в образовательном учреждении, c позиции обучающегося, ребенка-инвалида. Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, создании видеоматериалов для всех участников образовательного процесса.
Формирование толерантного отношения к инвалидам Шевчук В.А.pdf

 

Министерство образования и науки Российской Федерации 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Нерюнгри имени С.С. Каримовой»

678922, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр. Карла Маркса 4,

Телефон : +7(41147) 45-438, +7(41147) 42-522

Электронная почта : [email protected]

 

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 «ЭТОТ ОГРОМНЫЙ МИР»

 

 

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

 

Автор: Шевчук Виктория Андреевна, 7 «б» класс, МОУ «Гимназия №1 г.

Нерюнгри имени С.С. Каримовой»

Руководитель: педагог-психолог Бурка Татьяна Вячеславовна

Нерюнгри, 2022

Открытая 

Международная  научно- исследовательская  конференция 

старшеклассников и студентов 

«Образование. Наука. Профессия»

 

 

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

 

Формирование толерантного отношения к инвалидам

 

 

 

Автор: Шевчук Виктория Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РС (Я) г. Нерюнгри 

МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри имени С.С. Каримовой»

Руководитель: педагог-психолог Бурка Татьяна Вячеславовна XXVI Республиканская научная конференция-конкурс молодыъ исследователей им. Академика В.П. Ларионова. 

«Шаг в будущее»

 

 

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

 

Формирование толерантного отношения к инвалидам

 

 

 

Автор: Шевчук Виктория Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РС (Я) г. Нерюнгри 

МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри имени С.С. Каримовой» Руководитель: педагог-психолог Бурка Татьяна Вячеславовна Рецензия

на социально-исследовательский проект по психологии

«Формирование толерантного отношения к инвалидам» обучающейся  7  «Б» класса  МОУ «Гимназии № 1 г. Нерюнгри им.

С.С.Каримовой»  Шевчук Виктории.

Социально-исследовательский проект посвящен изучению условий, факторов, влияющих на формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ, инвалидностью.

Выбранная тема является актуальной, так как  в общеобразовательной школе, обучаются  дети из семей разных национальностей, вероисповеданий, дети с ограниченными возможностями здоровья и создание - психологического комфорта в школьном социуме является одной из важнейших задач образования.

Представленная работа чётко структурирована. Для осуществления исследования учащаяся использовала различные методы: анализ литературы по теме исследования; методы диагностического исследования.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, научная новизна и практическая значимость, определены цель и задачи. В основной части проведен обзор изученной литературы по заявленной теме, приведены основные факторы, влияющие на формирование толерантности.

В практической части  учащейся предложен социальный эксперимент, проведен анализ диагностического исследования, определены факторы и условия, влияющие на формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ, инвалидностью.

Научная новизна в работе определены условия, методы воспитания, влияющие на формирование толерантного отношения в образовательном учреждении, c позиции обучающегося, ребенка-инвалида. 

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций, создании видеоматериалов для всех участников образовательного процесса.

Материал может быть использован педагогами  при проведении общешкольных, внеклассных мероприятий.

Исследовательский проект Шевчук Виктории, соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода.

Рецензент: Бурка Т.В., педагог-психолог 

МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри им. С.С. Каримовой»

 

 

 

 

 

 

                                                                           ОГЛАВЛЕНИЕ                                               

 

РЕЦЕНЗИЯ КОНСУЛЬТАНТА                                                                   4

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                             5

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   7

1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ         8

1.1.      Тезаурус               8

1.2.      Проблемы толерантного отношения к людям с ОВЗ и         8 инвалидностью 

2.   ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ        11

2.1.      Факторы, влияющие на формирование толерантного отношения 11

 к инвалидам         

2.2.      Рекомендации для педагогов по формированию толерантного 13 отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью.                              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                            15

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                           16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                        22

АННОТАЦИЯ                                                                                              23

ВВЕДЕНИЕ

 

В течение своей жизни человек сталкивается с чем-то отличающимся от его идеологии: другими нравами, привычками, обычаями, поведением, которое не согласуется с его взглядами на жизнь. И в каждый, из подобных моментов, он делает выбор: как отнестись к подобным отличиям, проявить толерантность или показать нетерпимость.

Мы живём в век технологий и за счёт них, наша жизнь становиться проще и удобнее, но люди «забылись» кто они и что они делают в этом мире. 

У каждого человека есть свое предназначение, человек рождается, чтобы сделать этот мир лучше, а для торжества мира нужна доброта и толерантность. Но почему- то, со временем, эти два понятия стали «вымирать».

Современное общество считает, многих отличных от себя, изгоями. Чаще всего изгоями считают инвалидов, но ведь это не так. Инвалиды - это такие же индивидуумы, как и все, просто у них есть ряд проблем со здоровьем. 

Ещё, так – же, не понятно по каким причинам, многие думают, что инвалиды — это только люди с умственной отсталостью. Безусловно умственная отсталость это один из видов инвалидности, но, они тоже личности, которые имеют право жить в нашем обществе, приносить пользу и радоваться наравне со всеми простым вещам.

По мнению профессора Е.В. Бондаревской «ребенок с рождения имеет свой путь индивидуального развития, и поэтому всякая личность должна найти свою идеальную форму. Личность выполняет в обществе стабилизирующие и прогрессирующие функции, а именно сохранение, воспроизводство, развитие культуры. Личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний и личностным отношением к ним, то есть с опытом, приобретенным на жизненном пути». Перефразируя данное высказывание - любая личность имеет право на саморазвитие и самореализацию.

Инвалиды - очень сильные люди, они постоянно борются за жизнь, почему они должны бороться ещё и за место в нашем мире?

На протяжении многих лет проблема толерантности рассматривается представителями различных наук- психология, социология, юриспруденция, так как понятие толерантность связано с правами человека, особенностями его существования в обществе. Но, к сожалению, в настоящее время, отношение к тем, кто в чем - то отличен, кардинально не изменилось.

В современной общеобразовательной школе, объединены абсолютно разные дети: из семей разных национальностей, вероисповеданий, дети с ограниченными возможностями здоровья. Одной из важнейших задач воспитания является создание - психологического комфорта в   школьном социуме.  Поэтому данная тема актуальна   и перспективна в будущем.

  Проблема нашего исследования заключается в том, что мы не знаем можно ли сформировать толерантное отношение общества к людям с инвалидностью.

Объект исследования: особенности толерантного отношения обучающихся и педагогов к людям с инвалидностью.

             Предмет     исследования:     условия,     влияющие     на      формирование

толерантного отношения к инвалидам

Цель: исследование уровня толерантности участников образовательного процесса к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Задачи исследования:

1.            изучить факторы, влияющие на формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ, инвалидностью;

2.            определить          уровень      информированности     о        людях         с       ОВЗ и

инвалидностью, о проблемах их жизнедеятельности;

3.            провести социальный эксперимент; 

4.            составить презентационный материал на основании полученных результатов;

5.            разработать рекомендации для педагогов по формированию толерантного отношения людям с ОВЗ и инвалидностью;

6.            подготовить цикл видео, рекомендации, подборку кинофильмов.

Гипотеза исследования: формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью будет успешным при создании специальных педагогических и организационных условий, направленных на расширение знаний о людях с инвалидностью, на установление гуманных межличностных отношений между участниками образовательного процесса.

Методы исследования:

Теоретический: анализ литературных источников.

Эмпирические: анкетирование, социально-психологический эксперимент.

Эмпирическая база исследования: МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри им. С.С. Каримовой».

Научная новизна: в работе определены условия, методы воспитания, влияющие на формирование толерантного отношения в образовательном учреждении.

Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации, могут быть полезны педагогам, родителям детей, участников инклюзивного процесса, а также всем заинтересованным лицам. 

 

 

1.     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1.          Тезаурус

 

  Толера́нтность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

  Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. (юридический и медицинский термин используется для создания и оказания мер социальной помощи и защиты) 

  Лица с ОВЗ (особые возможности здоровья) - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Лица с ОВЗ могут не иметь статус инвалида. (термин Лицо с ОВЗ был создан для образовательных учреждений, но употребляется повсеместно)

Для создания общего представления о людях с ОВЗ и инвалидностью были определены категории лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду заболевания:

1.                     лица с нарушениями слуха.

2.                     лица с нарушениями зрения.

3.                     лица с нарушениями речи.

4.                     лица с нарушениями интеллекта.

5.                     лица с задержкой психического развития.

6.                     лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

7.                     лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы. 8. лица с множественными нарушениями.

 

 

1.2.                                                                                         Проблемы толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью.

 

Проблема толерантности долгое время находится в центре внимания исследователей многих фундаментальных и прикладных наук: психологии, дефектологии, социологии, юриспруденции, педагогики.

Первым о понятии «толерантность» в XVIII в. высказался французский философ Дестют де Траси. Изначально, понятие интерпретировалось как «терпеливость», позже как «терпимость». В России, понятие толерантность встречается в научных трудах, написанных в девятнадцатом веке. В «Толковом словаре русского языка», под редакцией Д. Н. Ушакова, понятие терпеть чтонибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером и т.д.

Социолог Малофеев Н.Н., отмечал, что отношение общества к лицам с отклонениями в физическом, психическом развитии прошло огромный путь от ненависти и агрессии до терпимости и попыток интеграции. В XX веке борьба против дискриминации способствовала установлению культурной нормы – уважению к различиям между людьми. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.), толерантность определяется как «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

Таким образом, толерантность - это терпимость и принятие людей которые не похоже на других: они различны по социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, а также имеющие проблемы со здоровьем и инвалидность.

Инвалидность - термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. В 2020 году общая численность людей с инвалидностью проживающих в России составляет 11 875 496 человек, из которых 687 718 дети.

Во многих школах России начиная с 2017 года введена практика инклюзивного обучения. Инклюзивное образование – это совместное воспитание и обучение нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. Особенности инклюзивного образования подразумевают, что за каждым ребенком закрепляется специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка. Целью инклюзивного образования является вовлечение в социум детей с инвалидностью, формирование условий доступности образования для каждого ребенка. В таком подходе видна попытка реализации развития толерантного отношения людям с ОВЗ и инвалидностью, так как одной из целей, инклюзивного образование является одновременное удовлетворение потребностей всех детей в обучении.

Отношение в школьном социуме до сих пор остаётся неоднозначным. Детей-инвалидов, часто не принимают как равных, испытывают к ним предубеждение, отторжение. Такое поведение можно объяснить страхом-это страх неизвестного, непонятного. Несмотря на то, что у современного человека есть множество возможностей для получения нового опыта и сбора новой информации, но на основе уже сложившегося мировоззрения люди старшего поколения не считают нужным получать дополнительную информацию, соответственно более молодое поколение воспитывается в уже привычных стереотипах.

Инвалидность – одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения здоровья. По оценкам ВОЗ, более миллиарда человек, или около 15% населения мира (согласно оценке глобальной численности населения 2010 года), живут с какой-либо формой инвалидности.

Из Всемирного доклада об инвалидности ВОЗ 2011 г. «По всему миру люди с инвалидностью демонстрируют более низкие результаты в отношении здоровья, более низкие достижения в области образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности, чем не инвалиды. Отчасти это связано с тем, что инвалиды сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к услугам, которые для многих из нас являются привычными, таким как здравоохранение, образование, занятость и транспорт, а также информация. Для достижения долгосрочных перспектив мы обязаны расширить права и возможности инвалидов и разрушить барьеры, которые мешают им участвовать в жизни сообществ, получать высококачественное образование, находить достойную работу, а также тому, чтобы их голос был услышан».

В России приняты многочисленные законы закрепляющие равные права – это Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изменениями, от

01.07.2020) ст. 19,  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.5 от 29.12.2012г.), постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. N 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 г. N 181). Несмотря на все законодательные усилия, «барьеры», препятствующие людям с инвалидностью стать полноценными членами общества, остаются по сегодняшний день.

Выводы по первой главе:

Теоретический анализ исследования позволил нам сделать вывод, о том, что толерантность — это терпимость и принятие людей, которые не похоже на других: они различны по социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, имеющие проблемы со здоровьем и инвалидность.

Основными факторами, влияющими на формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью, является низкая информированность общества о данной категории людей, порождающий необоснованные страхи; недостаток эмоциональной отзывчивости у людей. Все это мешает принятию обществом лиц, имеющих инвалидность на равных.

 Выбрав данную тему проекта, мы хотели показать, что инвалиды это такие же, люди, как и все. Будем надеяться, что благодаря этому проекту восприятие обществом инвалидов начнет меняться в лучшую сторону.

2.   ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.                                                                                                       Факторы, влияющие на формирование толерантного отношения к инвалидам

В исследовании принимали участие обучающиеся и педагоги МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри им. С.С. Каримовой»: в анкетировании - 102 обучающихся 7-11-х классов, 15 учителей; в эксперименте 3 учащихся, два педагога.

Целью данного исследования являлось определение уровня толерантности участников образовательного процесса к людям с инвалидностью.  

Для достижения поставленной цели нами предусматривалось решение следующих задач: 

1)                     изучить факторы, влияющие на формирование толерантного отношения к инвалидам; 

2)                     определить уровень информированности о людях с инвалидностью, о проблемах их жизнедеятельности;

3)                     определить способы решения проблемы толерантного отношения к людям с ОВЗ, инвалидностью.

 В эмпирическом исследовании применялись анкетирование и социальный эксперимент.

1. Анкета «Определение уровня толерантности». 

Цель: определение уровня информированности о людях с инвалидностью, о проблемах их жизнедеятельности; выявление уровня толерантного отношения.

Анкета включает в себя текст методики, ключ к обработке данных, бланк ответов и интерпретацию результатов тестирования. Инструкция к методике, тестовый материал и ключ см. в Приложении1.

Анкета состояла из пяти вопросов, отражающих сформированность компонентов толерантности: эмпатию, социально-коммуникативную компетентность, ассертивность (выражение пассивности либо агрессии).

Первый блок вопросов был направлен на выявление понимания респондентов различий по социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, различия во внешности, характеру, поведению. Критерием оценки было наибольшее количество вышеназванных ответов. Общая оценка подсчитывалась путем суммирования баллов.

На вопрос «Кто в вашем понимании люди непохожие на вас»? 65% школьников и педагогов ответили «различия по внешним признакам, характеру, мировоззрению», 10% респондентов ответили на данный вопрос «не знаю», 20% опрошенных: «все люди похоже / не похожи», 3% респондентов дали следующий ответ- «различия по социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», 2% анкетированных дали ответы, содержащие негатив, агрессию.

Следующий блок вопросов был посвящён изучению отношения к инвалидам. На вопрос «Кто в вашем понимании инвалиды?», были получены следующие ответы: 75% респондентов ответили - «лица с ограниченными возможностями здоровья», либо «имеющие какие-либо травмы, увечья, ограничивающие жизнедеятельность», 5% опрошенных указали, на «ограниченные способности» людей с инвалидностью, 5% участников анкетирования ответили- «это такие же люди «как и все»», у 2% респондентов ответы содержали негатив, агрессию.

 На вопрос «Нужна ли инвалидам помощь? Какая?», респонденты ответили: 82% - «помощь нужна только материальная», 10%- «моральная поддержка и общение», 5% считают, что помощь нужна только по запросу самого инвалида, если «человеку необходима помощь в настоящий момент и данная помощь не заставит чувствовать его беспомощным», 3 % полагает, что помощь должна предоставляться только государством либо волонтерскими организациями, либо будет оказана опрашиваемым, если «кроме него никого рядом не окажется».

Проанализировав ответы, можно сделать следующие выводы:

1)                     понятие толерантности сформировано у 14,53% опрошенных это сопереживающие, уважающие себя и других, принимающие любые различия;

2)                     53,85% это сочувствующие люди. Они принимают не все различия, но могут изменить отношение к людям с ОВЗ и инвалидностью. Возможно, в будущем, именно эта категория опрошенных, при наличии большей информированности будет воспринимать лиц, имеющих инвалидность на равных;

3)                     понятие толерантности отсутствует – «не терпимые люди»-31,62% принявших участие в опросе, это те, кто испытывает агрессию к любым отличиям.

Результаты тестирования см. в Приложении 2.

Изучив все ответы, можно отметить, что треть опрошенных часто разделяют людей с инвалидностью и себя как бы «на две категории», противопоставляют «они - мы», человек «больной - здоровый». Из этого следует, что граница «принятия-непринятия» между людьми есть, которой не должно быть в силу равноправия людей. Треть респондентов воспринимает лиц с инвалидностью на равных. Так же многие выражают чувство жалости вместо сопереживания и сочувствия. 

Отдельно хотим отметить ответы, в которых сказано об «ограниченности способностей» лиц с ОВЗ и инвалидностью, респонденты считают инвалидов ограниченными в умственном развитии. Поэтому одной из задач данной работы является расширение кругозора и информированность нашего общества. 

2. Социальный эксперимент - помещение участников в среду инвалидов с использованием специальных технических средств.

Цель: 

1.целенаправленное формирование эмоциональной отзывчивости через самопознание, через собственное восприятие 

2. показать, как не адаптированные условия социальной среды влияют на образ жизни и не способствуют полноценному личностному развитию и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В эксперименте участвовало пять человек из них: трое ученики старших классов и два преподавателя. Участники подписали добровольное согласие на участие          в эксперименте https://drive.google.com/file/d/1bkmpkxXn2B2heWqdzZRcsHrikcuIuQO/view?usp=sharing

(форма «Согласия на участие», ссылка видео эксперимента см. Приложении3.)

Участники были помещены в искусственно созданную адаптированную среду для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (увеличено пространство - ширина между рядами достаточная для прохода инвалидного кресла, увеличено пространство - место для разворота инвалидного кресла, освобожден доступ к окну/ выключателю).

Выводы:

1)                     на начальном этапе отбора участников для эксперимента желающих было на порядок больше, но при объяснении темы, что эксперимент касается людей с инвалидностью и ОВЗ, количество желающих уменьшилось. Следовательно, недостаток информированности о людях с ОВЗ и инвалидностью, порождают в обществе необоснованные страхи, что мешает принятию обществом лиц, имеющих инвалидность на равных;

2)                     обучающиеся и педагоги, согласившиеся участвовать, испытывали дискомфорт, беспомощность, непонимание ситуации, некую неуверенность, было желание встать;

3)                     большинство участников выполнило инструкции, но сложности в выполнении возникали;

4)                     все участники отнеслись к эксперименту доброжелательно. Отказов в ходе участия в эксперименте не возникло;

5)                     опрос участников, после испытания, показал, что введение в специально созданную ситуацию, позволило респондентам по-другому взглянуть на социальные условия людей с инвалидностью. Дети и взрослые отметили, что после эксперимента у них появилось желание узнать о социальных проблемах людей с инвалидностью, и по возможности помогать им.

Таким образом результаты анкетирования и эксперимента свидетельствуют о том, что на формирование толерантности влияют такие факторы, как информированность о проблеме людей с ОВЗ и инвалидностью, готовность всех участников школьного социума к конструктивному сотрудничеству с людьми и группами людей независимо от их различий. 

 

2.2.   Рекомендации для педагогов по формированию толерантного

отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Создание рекомендаций и видеоматериала.

После изучения различных научных работ, биографий, проведения анкетирования и эксперимента среди учеников и учителей своей школы, мы разработали рекомендации, включающие в себя и видеоматериал.

Презентационный видеоматериал. Они такие же как мы!

https://drive.google.com/file/d/1qzId4byX1P2Xd7OZBOqpRKnqRdx0FKtE/view?us p=sharing

Несмотря ни на что!!!

https://drive.google.com/file/d/19Z2af_yPnhWbHQN7hccDmAANUWgG1rDI/view

?usp=sharing

Предлагаем следующие рекомендации для всех участников образовательного процесса по формированию толерантного отношения:

1)                     создать в образовательном учреждение условия, способствующие активному взаимодействию, конструктивному сотрудничеству, взаимопомощи, всех субъектов образовательного процесса;

2)                     максимально адаптировать социальные условия;

3)                     проводить комплекс мероприятий направленных на информированность всех участников образовательного процесса, а именно: проведение классных часов, показ презентаций, показ кинофильмов;

4)                     использовать такие формы работы как игры на взаимодействие, игры с целью выявления лидерского потенциала, диспуты, соревнования;

5)                     создать психологически благоприятные условия для формирования равнопрочного отношения к людям, имеющим различия по социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, различия во внешности, научить детей и подростков не «навешивать на людей ярлыки», пытаться принять человека целостно;

6)                     создать условия для участия детей с ОВЗ и инвалидностью в общественной жизни школ, коллективно-творческой деятельности;

7)                     проводить в образовательных учреждениях благотворительные акции, с целью воспитания эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения;

8)                     периодически проводить социальные эксперименты;

9)                     наладить сотрудничество школ, колледжей, институтов с общественными организациями, курирующими людей с инвалидностью, для дальнейшей организации волонтерской помощи.

Для создания видеороликов были выбраны три направления: о людях добившихся успехов в науке и культуре, спорте, кино. Для того чтобы окружающие понимали, что лица с инвалидностью и ОВЗ это люди, которые могут добиться больших высот в разных направлениях деятельности, выбирались люди как известные, так и те, о ком мало кто знает. 

Создание видеоматериалов является также одним из способов поддержки людей с ОВЗ и инвалидностью. Мы хотим, чтобы люди с инвалидностью не замыкались в себе, не «падали духом», поняли, и приняли себя, и осознали, что «невозможное» - возможно, и наши возможности не известны нам самим!

Главное не то, каким человек ощущает себя в начале своего пути, а то, чего он достигнет в конце!  Презентационный видеоматериал см. Приложение 4.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, проведя анализ литературы, эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что в соответствии с общественным мнением, инвалиды имеют ряд трудностей в повседневной жизни. Самыми актуальными проблемами для инвалидов являются: сложности социально-психологической адаптации, социальная незащищенность, отсутствие адаптированной среды, отсутствие равных возможностей и принятия их обществом.

Мы видим положительную динамику во взаимоотношении «здоровый человек - инвалид». В целом, отношение к инвалидам, исходя из данных моего исследования –положительное, 60% готовы к принятию. Большинство участников исследования не испытывают затруднение при общении с инвалидом. Респонденты характеризовали инвалидов терпимыми, добрыми, открытыми и скромными, стремящимися и достигающими жизненного успеха своими силами.

Проведя анализ теоретических подходов по проблеме, и проведя исследование, были выявлены факторы, влияющие на формирование общественного мнения и поведения, а именно: недостаток осознанного целенаправленного воспитания толерантного отношения, недостаток информированности о людях с ОВЗ и инвалидностью, порождающий необоснованные страхи, недоступность адаптированных условий социальной среды влияющих на образ жизни и не способствующих максимальной интеграции инвалидов в общество.

Таким образом, результаты теоретического и практического исследования позволяют нам сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены. Нам удалось подтвердить гипотезу исследования- развитие толерантного отношения обучающихся и педагогов к инвалидам будет успешным, только при осознанной, целенаправленной и систематической работе, направленной на расширения знаний о людях с инвалидностью и ОВЗ.

В современном обществе множество различных проблем: необоснованные страхи, недостаточная информированность мешает принимать лиц с инвалидностью, мы считаем, что только при согласованном с самим собой, внутренне сформированном, искреннем толерантном отношением. можно добиться каких-то реальных улучшений.

 

 

 

 


 

 

 

 

1.   Форма добровольного согласия на участие в эксперименте.

2.   2. Видеоматериал социальный эксперимент: 

https://drive.google.com/file/d/1bkmpkxXn2B2-heWqdzZRcsHrikcuIuQO/view?usp=sharing

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕННИЕ 4

Презентационный видеоматериал.

Они такие же как все! https://drive.google.com/file/d/1qzId4byX1P2Xd7OZBOqpRKnqRdx0FKtE/view?usp=sharing

Несмотря ни на что!!! https://drive.google.com/file/d/19Z2af_yPnhWbHQN7hccDmAANUWgG1rDI/view?usp=sharing

ПРИЛОЖЕННИЕ 4

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Бондаревская Е. Е. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 17-29.

2.     Взаимосвязь типов толерантности и агрессии, Магистерская диссертация Галахова А.М.

3.     Всемирный доклад об инвалидности Всемирная организация здравоохранения, 2011 г. Д-р Маргарет Чен Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Роберт Б. Зеллик, Президент Группы Всемирного банка.

4.     Концепция Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности»

5.     Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изменениями, от

01.07.2020) ст. 19 

6.     Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л. Гончарова. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

7.     Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. N 629 "О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы). 

8.     Развитие толерантности обучающихся к сверстникам с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, Магистерская диссертация Постникова Анастасия Николаевна.

9.     ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.5   (от 29.12.2012 ) 

10.ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",( от 24 ноября 1995 г. N 181)

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

АННОТАЦИЯ

Объект исследования: особенности толерантного отношения обучающихся и педагогов к людям с инвалидностью.

Предмет исследования: условия, влияющие на формирование толерантного отношения к инвалидам

Цель: исследование уровня толерантности участников образовательного процесса к людям с ОВЗ и инвалидностью.

Гипотеза исследования: формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью будет успешным при создании специальных педагогических и организационных условий, направленных на расширение знаний о людях с инвалидностью, на установление гуманных межличностных отношений между участниками образовательного процесса.

Методы исследования:

Теоретический: анализ литературных источников.

Эмпирические: анкетирование, социально-психологический эксперимент.

Эмпирическая база исследования: МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри им. С.С. Каримовой».

Научная новизна: в работе определены условия, методы воспитания, влияющие на формирование толерантного отношения в образовательном учреждении, c позиции обучающегося, ребенка-инвалида.

Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации, могут быть полезны педагогам, родителям детей, участников инклюзивного процесса, а также всем заинтересованным лицам. 

Вывод: Проведя анализ теоретических подходов по проблеме, и проведя исследование, были выявлены факторы, влияющие на формирование общественного мнения и поведения, а именно: недостаток осознанного целенаправленного воспитания толерантного отношения, недостаток информированности о людях с ОВЗ и инвалидностью, порождающий необоснованные страхи, недоступность адаптированных условий социальной среды влияющих на образ жизни и не способствующих максимальной интеграции инвалидов в общество. Таким образом, нам удалось подтвердить гипотезу исследования- развитие толерантного отношения обучающихся и педагогов к инвалидам будет успешным, только при осознанной, целенаправленной и систематической работе, направленной на расширения знаний о людях с инвалидностью и ОВЗ.

 

23

 

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Открытая Международная научно- исследовательская конференция старшеклассников и студентов «Образование

Открытая Международная научно- исследовательская конференция старшеклассников и студентов «Образование

Руководитель: педагог-психолог

Руководитель: педагог-психолог

Формирование толерантного отношения к инвалидам» обучающейся 7 «Б» класса

Формирование толерантного отношения к инвалидам» обучающейся 7 «Б» класса

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

У каждого человека есть свое предназначение, человек рождается, чтобы сделать этот мир лучше, а для торжества мира нужна доброта и толерантность

У каждого человека есть свое предназначение, человек рождается, чтобы сделать этот мир лучше, а для торжества мира нужна доброта и толерантность

Цель: исследование уровня толерантности участников образовательного процесса к людям с

Цель: исследование уровня толерантности участников образовательного процесса к людям с

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1

Проблемы толерантного отношения к людям с

Проблемы толерантного отношения к людям с

В таком подходе видна попытка реализации развития толерантного отношения людям с

В таком подходе видна попытка реализации развития толерантного отношения людям с

Выводы по первой главе: Теоретический анализ исследования позволил нам сделать вывод, о том, что толерантность — это терпимость и принятие людей, которые не похоже на…

Выводы по первой главе: Теоретический анализ исследования позволил нам сделать вывод, о том, что толерантность — это терпимость и принятие людей, которые не похоже на…

Анкета включает в себя текст методики, ключ к обработке данных, бланк ответов и интерпретацию результатов тестирования

Анкета включает в себя текст методики, ключ к обработке данных, бланк ответов и интерпретацию результатов тестирования

Результаты тестирования см. в

Результаты тестирования см. в

ОВЗ, количество желающих уменьшилось

ОВЗ, количество желающих уменьшилось

ОВЗ и инвалидностью в общественной жизни школ, коллективно-творческой деятельности; 7) проводить в образовательных учреждениях благотворительные акции, с целью воспитания эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения; 8) периодически…

ОВЗ и инвалидностью в общественной жизни школ, коллективно-творческой деятельности; 7) проводить в образовательных учреждениях благотворительные акции, с целью воспитания эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения; 8) периодически…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, проведя анализ литературы, эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что в соответствии с общественным мнением, инвалиды имеют ряд трудностей в повседневной жизни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, проведя анализ литературы, эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что в соответствии с общественным мнением, инвалиды имеют ряд трудностей в повседневной жизни

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

Форма добровольного согласия на участие в эксперименте

Форма добровольного согласия на участие в эксперименте

Презентационный видеоматериал.

Презентационный видеоматериал.

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование толерантного отношения к инвалидам»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

АННОТАЦИЯ Объект исследования: особенности толерантного отношения обучающихся и педагогов к людям с инвалидностью

АННОТАЦИЯ Объект исследования: особенности толерантного отношения обучающихся и педагогов к людям с инвалидностью

педагогов к инвалидам будет успешным, только при осознанной, целенаправленной и систематической работе, направленной на расширения знаний о людях с инвалидностью и ОВЗ. 23

педагогов к инвалидам будет успешным, только при осознанной, целенаправленной и систематической работе, направленной на расширения знаний о людях с инвалидностью и ОВЗ. 23
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2022