Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 г. Нерюнгри имени
С.С. Каримовой»
СОЦИАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование толерантного отношения к инвалидам.
Выполнила: ученица 7«Б» класса
МОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри»
Шевчук Виктория Андреевна Руководитель: педагог-психолог Бурка Т.В.
Нерюнгри-2021
Добрый день, уважаемые члены комиссии! Мое имя Шевчук Виктория я учусь в 7 класс. Я инвалид - мой диагноз ДЦП, я обучаюсь в Гимназии №1 с первого класса.
Данная тема для меня очень актуальна так как ко мне зачастую не относятся на равных и мне приходится доказывать что я такой же человек как и все.
Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу которая посвящена: Формированию толерантного отношения к инвалидам.
Работа состоит из следующих разделов:
ВВЕДЕНИЕ- мы выдвинули гипотезу о возможности воспитания толерантного отношения
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
с помощью различных литературных источников мы рассматривали проблемы толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведя на базе МОУ «Гимназия №1 г. Исследование с помощью собранных данных мы: определили
- факторы, влияющие на формирование толерантного отношения к инвалидам.
подготовили
- рекомендации для педагогов способствующие формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ литературы, эмпирического исследования, мы пришли к выводу что воспитание толерантного отношения возможно только при осознанной, целенаправленной и систематической работе, направленной на расширения знаний о людях с инвалидностью и ОВЗ.
Сегодня много исследовательских работ, посвященных теме толерантного отношения к инвалидам, мы решили изучить эту тему на примере своей школы и считаем, что в этом заключается новизна нашего исследования.
Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов и методик.
Методы исследования:
Теоретический: анализ литературных источников.
Эмпирические: анкетирование, социально-психологический эксперимент.
Эмпирическая база исследования: МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри им. С.С. Каримовой».
Научная новизна: в работе определены условия, методы воспитания, влияющие на формирование толерантного отношения в образовательном учреждении, c позиции обучающегося, ребенка-инвалида.
Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации, могут быть полезны педагогам, родителям детей, участников инклюзивного процесса, а также всем заинтересованным лицам.
Нами была выдвинута гипотеза исследования о том, что формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью будет успешным при создании специальных педагогических и организационных условий, направленных на расширение знаний о людях с инвалидностью, на установление гуманных межличностных отношений между участниками образовательного процесса. |
Цель: исследование уровня толерантности участников образовательного процесса к людям с ОВЗ и инвалидностью.
Задачи исследования:
1. изучить факторы, влияющие на формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ, инвалидностью;
2.
определить уровень информированности о людях с ОВЗ и
инвалидностью, о проблемах их жизнедеятельности;
3. провести социальный эксперимент;
4. составить презентационный материал на основании полученных результатов;
5. разработать рекомендации для педагогов по формированию толерантного отношения людям с ОВЗ и инвалидностью;
6. подготовить цикл видео, рекомендации, подборку кинофильмов.
Целью данного исследования являлось определение уровня толерантности участников образовательного процесса к инвалидам.
В эмпирическом исследовании применялись анкетирование и социальный эксперимент.
В исследовании принимали участие обучающиеся и педагоги МОУ
«Гимназия №1 г. Нерюнгри им. С.С. Каримовой»
- в анкетировании - 102 обучающихся 7-11-х классов, 15 учителей;
- в эксперименте трое учащихся, два педагога.
Полный видеоматериал социальный эксперимент: https://drive.google.com/file/d/1bkmpkxXn2B2-heWqdzZRcsHrikcuIuQO/view?usp=sharing
Выводы:
1) на начальном этапе отбора участников для эксперимента желающих было на порядок больше, но при объяснении темы, что эксперимент касается людей с инвалидностью и ОВЗ, количество желающих уменьшилось. Следовательно, недостаток информированности о людях с ОВЗ и инвалидностью, порождают в обществе необоснованные страхи, что мешает принятию обществом лиц, имеющих инвалидность на равных;
2) обучающиеся и педагоги, согласившиеся участвовать, испытывали дискомфорт, беспомощность, непонимание ситуации, некую неуверенность, было желание встать;
3) большинство участников выполнило инструкции, но сложности в выполнении возникали;
4) все участники отнеслись к эксперименту доброжелательно. Отказов в ходе участия в эксперименте не возникло;
5) опрос участников, после испытания, показал, что введение в специально созданную ситуацию, позволило респондентам по-другому взглянуть на социальные условия людей с инвалидностью. Дети и взрослые отметили, что после эксперимента у них появилось желание узнать о социальных проблемах людей с инвалидностью, и по возможности помогать им.
Проанализировав ответы, можно сделать следующие выводы:
1) понятие толерантности сформировано у 14,53% опрошенных это сопереживающие, уважающие себя и других, принимающие любые различия;
2) 53,85% это сочувствующие люди. Они принимают не все различия, но могут изменить отношение к людям с ОВЗ и инвалидностью. Возможно, в будущем, именно эта категория опрошенных, при наличии большей информированности будет воспринимать лиц имеющих инвалидность на равных; 3) понятие толерантности отсутствует - не терпимые люди-31,62% принявших участие в опросе, это те, кто испытывает агрессию к любым отличиям.
Изучив все ответы, можно отметить, что треть опрошенных часто разделят людей с инвалидностью и себя как бы «на две категории», противопоставляют «они - мы», человек «больной - здоровый». Из этого следует, что граница между людьми есть, которой не должно быть в силу равноправия. Треть респондентов воспринимает лиц с инвалидностью на равных. Так же многие выражают чувство жалости вместо сопереживания и сочувствия.
Отдельно хотим отметить ответы, в которых сказано об «ограниченности способностей» лиц с ОВЗ и инвалидностью, респонденты считают инвалидов ограниченными в умственном развитии. Поэтому одной из задач данной работы является расширение кругозора и информированность нашего общества.
Презентационный видеоматериал. Они такие же как все!
https://drive.google.com/file/d/1qzId4byX1P2Xd7OZBOqpRKnqRdx0FKtE/view?usp=sharing
Несмотря ни на что!!!
https://drive.google.com/file/d/19Z2af_yPnhWbHQN7hccDmAANUWgG1rDI/view?usp=sharing
Список видеофильмов.
1. Темпл Грандин, Режиссёр: Мик Джексон
2. Человек дождя, Режиссёр: Барри Левинсон
3. Временные трудности, Режиссёр: Михаил Расходников
4. Сёрфер души, Режиссёр: Шон МакНамара
5. Чудо, Режиссёр: Стивен Чбоски
6.Моя левая нога, Режиссёр: Джим Шеридан
7. Вселенная Стивена Хокинга Режиссёр: Джеймс Марш
Проведя анализ теоретических подходов по проблеме, и проведя исследование, были выявлены факторы, влияющие на формирование общественного мнения и поведения, а именно: недостаток осознанного целенаправленного воспитания толерантного отношения, недостаток информированности о людях с ОВЗ и инвалидностью, порождающий необоснованные страхи, недоступность адаптированных условий социальной среды влияющих на образ жизни и не способствующих максимальной интеграции инвалидов в общество.
Нам удалось подтвердить гипотезу исследования- развитие толерантного отношения обучающихся и педагогов к инвалидам будет успешным, только при осознанной, целенаправленной и систематической работе, направленной на расширения знаний о людях с инвалидностью и ОВЗ.
В современном обществе множество различных проблем, необоснованные страхи и недостаточная информированность мешает принимать лиц с инвалидностью, я считаю, что только при согласованном с самим собой, внутренне сформированном, искреннем толерантном отношением можно добиться каких -то реальных улучшений.
Спасибо за внимание !
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.