Социально-ориентированный проект «И наши души делаются чище…»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 05.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социально-ориентированный проект направлен на работу по формированию активной жизненной позиции подростков, их нравственных качеств путём привлечения учащихся к чтению произведений детских писателей Льва Кассиля и Владислава Крапивина. На наш взгляд, знакомство именно с этими авторами способствует воспитанию у детей гуманного отношения к окружающему миру.
Иконка файла материала И наши души... описание проекта.docx

Белкина Надежда Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ – Лицей № 2 города Саратова

 

Социально-ориентированный проект

«И наши души делаются чище…»

Аннотация проекта

 

Социально-ориентированный проект направлен на работу по формированию активной жизненной позиции подростков, их нравственных качеств путём привлечения учащихся к чтению произведений детских писателей Льва Кассиля и Владислава Крапивина. На наш взгляд, знакомство именно с этими авторами способствует воспитанию у детей гуманного отношения к окружающему миру.

Дело в том, что творчество Л.Кассиля и В. Крапивина в настоящее время незаслуженно забыто, многие подростки даже не слышали этих имён. А ведь совсем недавно  их книгами зачитывалось не одно поколение.  И не только зачитывалось… Благодаря творчеству классиков детской литературы души ещё не сформированных подростков делались добрее и чище, а поступки героев книг являлись образцом для подражания, побуждали юных читателей творить добро и становиться лучше.

В.Крапивин был награждён премией за вклад в воспитание подрастающего поколения. Президент  РФ В.В. Путин высоко оценил его работу по воспитанию подростков и наградил писателя высокой правительственной наградой.  Владислав Крапивин стал лауреатом премии Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества – за вклад в развитие отечественной детской литературы и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Поскольку Л. Кассиль и В. Крапивин являются не только замечательными детскими писателями, но и удивительными разносторонними людьми, вокруг которых всегда много детей и подростков, они знали, чем живут дети, каковы их проблемы, мечты и желания. Можно с уверенностью сказать, что для многих читателей эти люди стали  своеобразными «капитанами»  детских судеб, проводниками в их последующей жизни, нравственными ориентирами.

Выбор творчества именно этих авторов для реализации нашего социально-ориентированного проекта был обусловлен ещё и тем, что их активная жизненная позиция раскрывалась не только на страницах созданных произведений. Благодаря их деятельности в нашей стране появились детские общественные организации.

Владиславом Крапивиным был создан известный на всю страну разновозрастный отряд «Каравелла», попасть в который каждый из ребят считал за честь. Они строили эскадры, устраивали парусные соревнования и походы, занимались активно спортом, снимали фильмы на волнующие их темы, серьёзно увлекались журналистикой, но самое главное - они творили добро: помогали тем, кто попадал в беду, выхаживали животных, сажали деревья, очищали водоёмы…

Творчество Льва Кассиля особенно дорого нам, саратовцам. Мы по праву можем гордиться таким великим земляком. Благодаря повести «Дорогие мои мальчишки» в нашем городе 16 лет назад была создана детская общественная организация «Синегория», с которой наш лицей плодотворно сотрудничает на протяжении 8 лет, а многие лицеисты в настоящее время являются её членами.

На наш взгляд, знакомство с произведениями  Л.Кассиля и В.Крапивина не только поможет юным читателям найти ответы на многие волнующие их вопросы, но и стать достойными  гражданами  своей страны с активной жизненной позицией. Этот проект даёт толчок для создания новых социально-ориентированных проектов, авторами которых будут сами читатели, неравнодушные, не безразличные к чужим проблемам и всегда готовые прийти на помощь.



В рамках проекта реализуется комплекс мероприятий, обращенных на:

  • развитие разнообразных форм социального партнерства муниципальных и общественных организаций в интересах повышения активной жизненной позиции подростков;
  • ориентацию учащихся на содержательное чтение художественной литературы о подростках  через участие в социально-значимых акциях, диспутах, круглых столах;
  • формирование готовности учащихся к социально-значимой работе через расширение сети школьных волонтёрских отрядов и сотрудничество с общественными организациями;

Проект охватывает школьников Лицея № 2 и является социально-ориентированным.

Описание проблемы.

         Чтение книг о подростках и для них всегда положительно влияет на ребёнка, делает его терпимее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Велика роль этих книг  в воспитании детей. Человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только тогда, когда он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачу формирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию. На практике это сводится к созданию ситуаций, когда ребёнок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Для ребёнка такими слабыми, нуждающимся в его добром поступке могут быть пожилые одинокие люди, младшие братья, сёстры, дети, оставшиеся без родителей, сверстники, попавшие в тяжёлую ситуацию, животные. Желание творить добро после прочтения книги – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.

В наше время становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики       А. Швейцера (немецкий мыслитель) – человек должен уважать всё живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения  выигрывает и общество. Такое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого: и людей, и животных, и среды обитания. И такой человек должен занимать активную жизненную позицию, которая может быть сформирована с помощью книги.

Сейчас, когда ритм нашей жизни не даёт нам остановиться и задуматься о нравственных ценностях, очень важно помочь подростку в формировании тех качеств, которые помогут ему быть социально активным по отношению к окружающему миру. Каждый человек хочет, чтобы его понимали, считались с его взглядами на мир, поддерживали его инициативу. Но для этого нужно самому стараться быть таким же по отношению к другим, что не всегда удаётся.

 Как же этого достичь  подрастающему поколению? В нашем компьютерном мире, от которого никуда не деться, всё- таки должна иметь важное значение КНИГА: она и друг, и советчик, и помощник. И она должна прийти на помощь подростку. Но как же выбрать нужную книгу? В этом случае помогут учителя, библиотекари, родители, сверстники… Многие из них в силу своего жизненного опыта знают, что именно произведения Л. Кассиля и В. Крапивина когда-то оказали влияние на формирование их мировоззрения. Поэтому в нашем социальном проекте  мы остановили свой выбор  именно на книгах этих детских писателей. Проблемы, затронутые в их произведениях, и сегодня остаются актуальными. А через прочтение таких книг должно зародиться гуманное отношение к  окружающему нас миру. Только так человек  останется ЧЕЛОВЕКОМ, а наши души сделаются чище.

Цель проекта: помочь подросткам в формировании активной жизненной позиции в нашем социуме через знакомство с произведениями Л. Кассиля и В. Крапивина.

 

Задачи проекта:

      приобщение лицеистов к чтению и распространению лучших литературных произведений  детских писателей Л. Кассиля и В. Крапивина;

      организация и проведение  социально-значимых акций как реакция на чтение книг Л. Кассиля и В. Крапивина;

      работа со школьной библиотекой, с волонтёрскими организациями города.

 

Обоснование социальной значимости проекта.

Проблемы, которые мы пытаемся решить в ходе реализации социально-ориентированного проекта «И наши души делаются чище…», очень важны. Первая – нежелание современных детей читать книги. Вторая – проблема нравственного воспитания подростков и становления их как личности с активной жизненной позицией. Мы попытаемся соединить эти две проблемы и найти наиболее приемлемый путь для их решения.

В век компьютеров и высоких технологий человек всё-таки не может обойтись без чтения. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать, совершать благородные поступки. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир настоящей  литературы.        Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное?  Как часто родители сами читают детям? Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг в семье можно рассматривать как показатель благополучия семьи, в них не бывает насилия, отсутствует непонимание.

Показателем благополучия семьи и ребёнка может стать и отношение к окружающему миру. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, где читают «качественную» литературу, способны сопереживать ближнему, совершать благородные поступки, организовать себя и окружающих его сверстников на добрые дела.

Современный социум – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено взаимоотношениям людей. А для того, чтобы научиться выстраивать взаимоотношения и максимально реализовывать себя, подросток должен научиться этому.  Как же быть? Чтобы успешно решить эту проблему, человек должен иметь определённый запас знаний, умений и навыков.

Первые элементарные представления об окружающем мире человек получает уже в детстве. В школьных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Нравственное взросление подростка  предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, направленных на формирование гуманного отношения ко всему, что его окружает.

Воспитательное значение литературы трудно переоценить. Общение с книгой  положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль детских писателей в воспитании будущего поколения. Однако мы нередко можем наблюдать неумение подростка организовать свою жизнь: учёбу, досуг, взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками…

В чём же причины этого?

·        Недостаток или отсутствие представлений о социуме;

·        Недостаточный опыт общения;

·        Слабый уровень владения организаторскими навыками;

·        Плохой пример взрослых;

·        Несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с окружающим миром.

Осознанное, правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. В тоже время не всегда ребёнок имеет возможность непосредственно общаться с теми, с кем ему хотелось бы. Не всегда он может получить навыки правильного взаимоотношения с людьми, а значит, и с миром  в целом. Здесь на помощь могут прийти книги.

Ребёнку свойственно думать именно сердцем. Книга, её эмоционально-творческая энергия – универсальный инструмент для зажигания сердца,  для естественного соединения интеллекта и эстетического, нравственного начала личности.  Книги про сверстников всегда вызывали неподдельный интерес у детей. Проект направлен на поддержание этого интереса, на осмысление того эмоционального опыта, который получает подросток при прочтении книг о ребятах такого же возраста, как они сами. А воплощение этого опыта в современной жизни реализуется путём участия в социальных акциях и проектах.

         Практическая значимость проекта заключается в том, что его реализация будет осуществляться через сверстников целевых групп. Ученики-волонтёры через анализ читательских впечатлений, тестирование, эмоциональные тренинги, игры будут направлять познавательную активность учеников для знакомства с литературой про подростков, а затем и на участие в практической деятельности.

 

Результаты исследований, проводимые в школьной среде, указывают, с одной стороны, на ее пассивность и инертность, а с другой - на то, что в определенных условиях ученики вполне готовы брать на себя ответственность и активно участвовать в социальных акциях.

К примеру:

·        они хотели бы, чтобы к их предложениям относились серьезно;

·        они хотят участвовать в процессе принятия решений о том, что и как надо делать;

·        они хотят, чтобы при этом учитывался их личный опыт;

·        им должно нравиться то, что они делают.

Волонтерская группа создает реальные шансы для решения обозначенных проблем.
   Таким образом, проект имеет не только локальную, но и социально значимую направленность, обеспечивающую
нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей через приобщение к книге. А это способствует решению проблем социума,  а также создает условия для эффективного взаимодействия и социального партнерства муниципальных и общественных организаций, государственных структур, СМИ в формировании благоприятной подростковой среды.

Целевая группа, на которую  направлен проект:

  • учащиеся 1-11 классов МОУ – Лицей № 2.

 Механизм и поэтапный план реализации проекта.

На начальном этапе через анкетирование учеников предполагается создание творческих групп из наиболее активных лицеистов средних и старших классов. Ребята  совместно с педагогами готовят сценарии, презентации, литературно-музыкальные композиции, которые познакомят остальных с творчеством Л.Кассиля и В.Крапивина.

Предполагается проведение творческих занятий с участием в каждом не менее 25-30 человек. Занятия проводятся в два этапа:

- знакомство с творчеством писателей;

- участие в викторинах, конкурсах, круглых столах по произведениям Л.Кассиля и В.Крапивина.

Участие ребят в этих мероприятиях позволяет активизировать их знания о творчестве классиков детской литературы   и получить новые.

Для реализации нашего проекта были сделаны следующие шаги:

- волонтёры провели анкетирование в классах, выявляя уровень интереса к чтению, в частности, к произведениям Л.Кассиля и В.Крапивина;

- создали  график  проведения творческих занятий по классам и составили список книг Л. Кассиля и В. Крапивина, рекомендуемых для прочтения;

- провели семинары-тренинги, в ходе которых информационные блоки об окружающем мире, о подростках и их проблемах  чередовались с психологическими упражнениями и играми, где участники пробовали себя в различных ситуациях. Проигрывание этих ситуаций позволило лицеистам научиться толерантно относиться друг к другу и к окружающим;

- провели диспуты по результатам просмотров видеорепортажей о жизни  и деятельности подростков.

В конце всех семинаров и диспутов проводился тест для контроля знаний, усвоенных участниками. Также предполагалось обсуждение результатов семинара-тренинга. В младших классах тестирование проводилось в виде создания иллюстраций по прочитанным книгам или просмотренным видеосюжетам.

Итогами реализации проекта будет:

-  рост числа читателей в библиотеке лицея и в библиотеках города;

- повышение интереса к творчеству детских писателей Л.Кассиля и В.Крапивина;

- творческое сотрудничество с библиотеками и музеями г. Саратова и г. Энгельса;

- исследовательские работы по произведениям о подростках;

- увеличение количества лицеистов, желающих заниматься волонтёрской деятельностью;

-  участие детей в благотворительных и социально - значимых акциях;

- развитие детского самоуправления;

- самостоятельная организация и реализация социально-ориентированных проектов;

- формирование активной жизненной позиции подростков.

 

 

Поэтапное планирование проекта.

месяц

мероприятие

ноябрь

Анкетирование с целью выявления читательских интересов и предпочтений

ноябрь-декабрь

Обучающие занятия для учеников-волонтёров

ноябрь-апрель

Передвижная выставка по произведениям Л.Кассиля и В.Крапивина.

Постоянно действующая выставка в библиотеке лицея по произведениям Л.Кассиля и В.Крапивина.

Проведение благотворительных акций и социальных проектов:

Ø «С чего начинается Родина?» (проект по благоустройству);

Ø  «Сбережём дерево!» (акция по сбору макулатуры);

Ø Концерт для воспитанников детского дома № 2;

Ø Организация  и проведение праздника, посвященного Дню пожилого человека, в доме-интернате для инвалидов и престарелых;

Ø «Добро поколений» (встречи и беседы с ветеранами, записи их рассказов);

Ø Организация  и проведение «Весёлых стартов» для учеников начальной школы;

Ø «Поможем животным» (акция);

Ø Работа по благоустройству храма на территории  МОУ - Лицея №2 (акция);

Ø Организация и проведение выставок детского прикладного творчества по различной тематике;

Ø Организация и проведение благотворительных ярмарок;

Ø «Смастерим дом для птиц» (проект);

Ø «От самолётов – к космосу» (проект по изготовлению моделей самолётов);

декабрь-январь

Проведение творческих занятий учениками-волонтёрами в младших и средних классах лицея о творчестве Л. Кассиля и В. Крапивина (20 занятий), а позже – конкурсов и викторин по результатам знакомства с их произведениями (20 занятий)

Проведение круглых столов в старших классах с просмотром видеосюжетов о досуге подростков (10 занятий)

февраль

Проведение школьной конференции.

 

февраль-март

Проведение благотворительной акции «Книге – вторая жизнь!» (сбор книг для школьной библиотеки, детского дома № 2 и дома ребёнка).

апрель

Подведение итогов проекта.

Рефлексия – «За что я хочу сказать спасибо книгам Л. Кассиля и В. Крапивина» (Письмо писателям от юных читателей).

Вручение сертификатов участникам и организаторам проекта.

 

Механизм оценки результатов.

Для оценки ситуации и происходящих изменений проводится систематическое наблюдение «группой мониторинга», в которую входят педагоги, заведующий школьной библиотекой, представители волонтёрских   организаций «Очаг» и «Синегория», родители лицеистов.

Методы и критерии оценки:

 

Анкетирование участников проекта;

Социально-психологическое тестирование;
Отчеты о проведенных мероприятиях;
Отзывы партнеров и участников проекта;

Сотрудничество со СМИ г. Саратова.

 

Достигнутые  результаты.

1. Увеличение числа учеников,  посещающих библиотеку лицея, на 6 %.

2. Увеличение числа учеников, вовлечённых в социально-значимую деятельность, на 12-15 %.

3. Рост числа школьников, заинтересовавшихся исследовательской деятельностью, на 17%.

4.Увеличение количества лицеистов, желающих заниматься волонтёрской деятельностью, на 12%.

5. Самостоятельная организация и реализация  лицеистами социально-ориентированных проектов составила  7%.

 

 

 Источники финансирования:

Организация  благотворительных ярмарок, средства от которых были направлены на реализацию проекта.

Сбор пожертвований от частных лиц.

 

Список произведений Л.Кассиля и В.Крапивина,

рекомендованных для прочтения:

1.      В. Крапивин.   «Будьте  готовы, Ваше высочество!»

2.      В. Крапивин.   «В ночь большого прилива».

3.      В. Крапивин.   «Та  сторона, где ветер».

4.      В. Крапивин.  «Баркентина с именем звезды».

5.      В. Крапивин.  «Далёкие горнисты».

6.      В. Крапивин.  «Звёзды под дождём».

7.      В. Крапивин.  «Оруженосец Кашка».

8.      В. Крапивин.  Я иду встречать брата».

9.      В. Крапивин.  «Дети синего фламинго».

10.  В. Крапивин.  «Журавлёнок и молнии».

11.  В. Крапивин.  «Я иду встречать брата».

12.  В. Крапивин.  «Колыбельная для брата».

13.  В. Крапивин.  «Мушкетёр и фея».

14.  Л. Кассиль, М. Поляновский.  «Улица младшего сына».

15.  Л. Кассиль.   «Вратарь республики».

16.  Л. Кассиль.   «Дорогие мои мальчишки».

17.  Л. Кассиль.   «Черемыш – брат героя».

18.  Л. Кассиль.   «Кондуит и Швамбрания».

19.  Л. Кассиль.   «Рассказы о войне».

20.  Л. Кассиль.   «Ранний  восход».

 

 

Список методической литературы.

Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.

Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.

Реан, Л.А., Коломинский, Я.Л. Социальная  педагогическая психология. – СПб., 2000.

Фролов, И.Т. Проектная деятельность / И.Т. Фролов. – М.: Стаун-кантри, 2002.

Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации // www.mon.gov.ru/children/anob/info-mol.doc


Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации //
www.government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentplans/4345515.htm


 

Скачано с www.znanio.ru