Белкина Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ – Лицей № 2 города Саратова
Социально-ориентированный проект
«И наши души делаются чище…»
Аннотация проекта
Социально-ориентированный проект направлен на работу по формированию активной жизненной позиции подростков, их нравственных качеств путём привлечения учащихся к чтению произведений детских писателей Льва Кассиля и Владислава Крапивина. На наш взгляд, знакомство именно с этими авторами способствует воспитанию у детей гуманного отношения к окружающему миру.
Дело в том, что творчество Л.Кассиля и В. Крапивина в настоящее время незаслуженно забыто, многие подростки даже не слышали этих имён. А ведь совсем недавно их книгами зачитывалось не одно поколение. И не только зачитывалось… Благодаря творчеству классиков детской литературы души ещё не сформированных подростков делались добрее и чище, а поступки героев книг являлись образцом для подражания, побуждали юных читателей творить добро и становиться лучше.
В.Крапивин был награждён премией за вклад в воспитание подрастающего поколения. Президент РФ В.В. Путин высоко оценил его работу по воспитанию подростков и наградил писателя высокой правительственной наградой. Владислав Крапивин стал лауреатом премии Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества – за вклад в развитие отечественной детской литературы и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Поскольку Л. Кассиль и В. Крапивин являются не только замечательными детскими писателями, но и удивительными разносторонними людьми, вокруг которых всегда много детей и подростков, они знали, чем живут дети, каковы их проблемы, мечты и желания. Можно с уверенностью сказать, что для многих читателей эти люди стали своеобразными «капитанами» детских судеб, проводниками в их последующей жизни, нравственными ориентирами.
Выбор творчества именно этих авторов для реализации нашего социально-ориентированного проекта был обусловлен ещё и тем, что их активная жизненная позиция раскрывалась не только на страницах созданных произведений. Благодаря их деятельности в нашей стране появились детские общественные организации.
Владиславом Крапивиным был создан известный на всю страну разновозрастный отряд «Каравелла», попасть в который каждый из ребят считал за честь. Они строили эскадры, устраивали парусные соревнования и походы, занимались активно спортом, снимали фильмы на волнующие их темы, серьёзно увлекались журналистикой, но самое главное - они творили добро: помогали тем, кто попадал в беду, выхаживали животных, сажали деревья, очищали водоёмы…
Творчество Льва Кассиля особенно дорого нам, саратовцам. Мы по праву можем гордиться таким великим земляком. Благодаря повести «Дорогие мои мальчишки» в нашем городе 16 лет назад была создана детская общественная организация «Синегория», с которой наш лицей плодотворно сотрудничает на протяжении 8 лет, а многие лицеисты в настоящее время являются её членами.
На наш взгляд, знакомство с произведениями Л.Кассиля и В.Крапивина не только поможет юным читателям найти ответы на многие волнующие их вопросы, но и стать достойными гражданами своей страны с активной жизненной позицией. Этот проект даёт толчок для создания новых социально-ориентированных проектов, авторами которых будут сами читатели, неравнодушные, не безразличные к чужим проблемам и всегда готовые прийти на помощь.
В рамках проекта реализуется комплекс мероприятий, обращенных на:
Проект охватывает школьников Лицея № 2 и является социально-ориентированным.
Описание проблемы.
Чтение книг о подростках и для них всегда положительно влияет на ребёнка, делает его терпимее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Велика роль этих книг в воспитании детей. Человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только тогда, когда он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачу формирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию. На практике это сводится к созданию ситуаций, когда ребёнок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия, когда он получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Для ребёнка такими слабыми, нуждающимся в его добром поступке могут быть пожилые одинокие люди, младшие братья, сёстры, дети, оставшиеся без родителей, сверстники, попавшие в тяжёлую ситуацию, животные. Желание творить добро после прочтения книги – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.
В наше время становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром должны отвечать принципам универсальной этики А. Швейцера (немецкий мыслитель) – человек должен уважать всё живое. Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребёнка биоцентрического мировоззрения выигрывает и общество. Такое мировоззрение предполагает уважение к интересам всего живого: и людей, и животных, и среды обитания. И такой человек должен занимать активную жизненную позицию, которая может быть сформирована с помощью книги.
Сейчас, когда ритм нашей жизни не даёт нам остановиться и задуматься о нравственных ценностях, очень важно помочь подростку в формировании тех качеств, которые помогут ему быть социально активным по отношению к окружающему миру. Каждый человек хочет, чтобы его понимали, считались с его взглядами на мир, поддерживали его инициативу. Но для этого нужно самому стараться быть таким же по отношению к другим, что не всегда удаётся.
Как же этого достичь подрастающему поколению? В нашем компьютерном мире, от которого никуда не деться, всё- таки должна иметь важное значение КНИГА: она и друг, и советчик, и помощник. И она должна прийти на помощь подростку. Но как же выбрать нужную книгу? В этом случае помогут учителя, библиотекари, родители, сверстники… Многие из них в силу своего жизненного опыта знают, что именно произведения Л. Кассиля и В. Крапивина когда-то оказали влияние на формирование их мировоззрения. Поэтому в нашем социальном проекте мы остановили свой выбор именно на книгах этих детских писателей. Проблемы, затронутые в их произведениях, и сегодня остаются актуальными. А через прочтение таких книг должно зародиться гуманное отношение к окружающему нас миру. Только так человек останется ЧЕЛОВЕКОМ, а наши души сделаются чище.
Цель проекта: помочь подросткам в формировании активной жизненной позиции в нашем социуме через знакомство с произведениями Л. Кассиля и В. Крапивина.
Задачи проекта:
• приобщение лицеистов к чтению и распространению лучших литературных произведений детских писателей Л. Кассиля и В. Крапивина;
• организация и проведение социально-значимых акций как реакция на чтение книг Л. Кассиля и В. Крапивина;
• работа со школьной библиотекой, с волонтёрскими организациями города.
Обоснование социальной значимости проекта.
Проблемы, которые мы пытаемся решить в ходе реализации социально-ориентированного проекта «И наши души делаются чище…», очень важны. Первая – нежелание современных детей читать книги. Вторая – проблема нравственного воспитания подростков и становления их как личности с активной жизненной позицией. Мы попытаемся соединить эти две проблемы и найти наиболее приемлемый путь для их решения.
В век компьютеров и высоких технологий человек всё-таки не может обойтись без чтения. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать, совершать благородные поступки. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир настоящей литературы. Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям? Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг в семье можно рассматривать как показатель благополучия семьи, в них не бывает насилия, отсутствует непонимание.
Показателем благополучия семьи и ребёнка может стать и отношение к окружающему миру. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, где читают «качественную» литературу, способны сопереживать ближнему, совершать благородные поступки, организовать себя и окружающих его сверстников на добрые дела.
Современный социум – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено взаимоотношениям людей. А для того, чтобы научиться выстраивать взаимоотношения и максимально реализовывать себя, подросток должен научиться этому. Как же быть? Чтобы успешно решить эту проблему, человек должен иметь определённый запас знаний, умений и навыков.
Первые элементарные представления об окружающем мире человек получает уже в детстве. В школьных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Нравственное взросление подростка предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, направленных на формирование гуманного отношения ко всему, что его окружает.
Воспитательное значение литературы трудно переоценить. Общение с книгой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль детских писателей в воспитании будущего поколения. Однако мы нередко можем наблюдать неумение подростка организовать свою жизнь: учёбу, досуг, взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками…
В чём же причины этого?
· Недостаток или отсутствие представлений о социуме;
· Недостаточный опыт общения;
· Слабый уровень владения организаторскими навыками;
· Плохой пример взрослых;
· Несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с окружающим миром.
Осознанное, правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. В тоже время не всегда ребёнок имеет возможность непосредственно общаться с теми, с кем ему хотелось бы. Не всегда он может получить навыки правильного взаимоотношения с людьми, а значит, и с миром в целом. Здесь на помощь могут прийти книги.
Ребёнку свойственно думать именно сердцем. Книга, её эмоционально-творческая энергия – универсальный инструмент для зажигания сердца, для естественного соединения интеллекта и эстетического, нравственного начала личности. Книги про сверстников всегда вызывали неподдельный интерес у детей. Проект направлен на поддержание этого интереса, на осмысление того эмоционального опыта, который получает подросток при прочтении книг о ребятах такого же возраста, как они сами. А воплощение этого опыта в современной жизни реализуется путём участия в социальных акциях и проектах.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его реализация будет осуществляться через сверстников целевых групп. Ученики-волонтёры через анализ читательских впечатлений, тестирование, эмоциональные тренинги, игры будут направлять познавательную активность учеников для знакомства с литературой про подростков, а затем и на участие в практической деятельности.
Результаты исследований, проводимые в школьной среде, указывают, с одной стороны, на ее пассивность и инертность, а с другой - на то, что в определенных условиях ученики вполне готовы брать на себя ответственность и активно участвовать в социальных акциях.
К примеру:
· они хотели бы, чтобы к их предложениям относились серьезно;
· они хотят участвовать в процессе принятия решений о том, что и как надо делать;
· они хотят, чтобы при этом учитывался их личный опыт;
· им должно нравиться то, что они делают.
Волонтерская
группа создает реальные шансы для решения обозначенных проблем.
Таким образом, проект имеет не только локальную, но и социально значимую
направленность, обеспечивающую нравственное, физическое и
эстетическое воспитание детей через приобщение к книге. А это способствует решению
проблем социума, а также создает условия для эффективного взаимодействия и
социального партнерства муниципальных и общественных организаций,
государственных структур, СМИ в формировании благоприятной подростковой среды.
Целевая группа, на которую направлен проект:
Механизм
и поэтапный план реализации проекта.
На начальном этапе через анкетирование учеников предполагается создание творческих групп из наиболее активных лицеистов средних и старших классов. Ребята совместно с педагогами готовят сценарии, презентации, литературно-музыкальные композиции, которые познакомят остальных с творчеством Л.Кассиля и В.Крапивина.
Предполагается проведение творческих занятий с участием в каждом не менее 25-30 человек. Занятия проводятся в два этапа:
- знакомство с творчеством писателей;
- участие в викторинах, конкурсах, круглых столах по произведениям Л.Кассиля и В.Крапивина.
Участие ребят в этих мероприятиях позволяет активизировать их знания о творчестве классиков детской литературы и получить новые.
Для реализации нашего проекта были сделаны следующие шаги:
- волонтёры провели анкетирование в классах, выявляя уровень интереса к чтению, в частности, к произведениям Л.Кассиля и В.Крапивина;
- создали график проведения творческих занятий по классам и составили список книг Л. Кассиля и В. Крапивина, рекомендуемых для прочтения;
- провели семинары-тренинги, в ходе которых информационные блоки об окружающем мире, о подростках и их проблемах чередовались с психологическими упражнениями и играми, где участники пробовали себя в различных ситуациях. Проигрывание этих ситуаций позволило лицеистам научиться толерантно относиться друг к другу и к окружающим;
- провели диспуты по результатам просмотров видеорепортажей о жизни и деятельности подростков.
В конце всех семинаров и диспутов проводился тест для контроля знаний, усвоенных участниками. Также предполагалось обсуждение результатов семинара-тренинга. В младших классах тестирование проводилось в виде создания иллюстраций по прочитанным книгам или просмотренным видеосюжетам.
Итогами реализации проекта будет:
- рост числа читателей в библиотеке лицея и в библиотеках города;
- повышение интереса к творчеству детских писателей Л.Кассиля и В.Крапивина;
- творческое сотрудничество с библиотеками и музеями г. Саратова и г. Энгельса;
- исследовательские работы по произведениям о подростках;
- увеличение количества лицеистов, желающих заниматься волонтёрской деятельностью;
- участие детей в благотворительных и социально - значимых акциях;
- развитие детского самоуправления;
- самостоятельная организация и реализация социально-ориентированных проектов;
- формирование активной жизненной позиции подростков.
Поэтапное планирование проекта.
месяц |
мероприятие |
ноябрь |
Анкетирование с целью выявления читательских интересов и предпочтений |
ноябрь-декабрь |
Обучающие занятия для учеников-волонтёров |
ноябрь-апрель |
Передвижная выставка по произведениям Л.Кассиля и В.Крапивина. Постоянно действующая выставка в библиотеке лицея по произведениям Л.Кассиля и В.Крапивина. Проведение благотворительных акций и социальных проектов: Ø «С чего начинается Родина?» (проект по благоустройству); Ø «Сбережём дерево!» (акция по сбору макулатуры); Ø Концерт для воспитанников детского дома № 2; Ø Организация и проведение праздника, посвященного Дню пожилого человека, в доме-интернате для инвалидов и престарелых; Ø «Добро поколений» (встречи и беседы с ветеранами, записи их рассказов); Ø Организация и проведение «Весёлых стартов» для учеников начальной школы; Ø «Поможем животным» (акция); Ø Работа по благоустройству храма на территории МОУ - Лицея №2 (акция); Ø Организация и проведение выставок детского прикладного творчества по различной тематике; Ø Организация и проведение благотворительных ярмарок; Ø «Смастерим дом для птиц» (проект); Ø «От самолётов – к космосу» (проект по изготовлению моделей самолётов); |
декабрь-январь |
Проведение творческих занятий учениками-волонтёрами в младших и средних классах лицея о творчестве Л. Кассиля и В. Крапивина (20 занятий), а позже – конкурсов и викторин по результатам знакомства с их произведениями (20 занятий) Проведение круглых столов в старших классах с просмотром видеосюжетов о досуге подростков (10 занятий) |
февраль |
Проведение школьной конференции.
|
февраль-март |
Проведение благотворительной акции «Книге – вторая жизнь!» (сбор книг для школьной библиотеки, детского дома № 2 и дома ребёнка). |
апрель |
Подведение итогов проекта. Рефлексия – «За что я хочу сказать спасибо книгам Л. Кассиля и В. Крапивина» (Письмо писателям от юных читателей). Вручение сертификатов участникам и организаторам проекта. |
Механизм
оценки результатов.
Для оценки ситуации и происходящих изменений проводится систематическое
наблюдение «группой мониторинга», в которую входят педагоги, заведующий
школьной библиотекой, представители волонтёрских организаций «Очаг» и
«Синегория», родители лицеистов.
Методы и критерии оценки:
Анкетирование участников проекта;
Социально-психологическое
тестирование;
Отчеты о проведенных мероприятиях;
Отзывы партнеров и участников проекта;
Сотрудничество со СМИ г. Саратова.
Достигнутые
результаты.
1. Увеличение числа учеников, посещающих библиотеку лицея, на 6 %.
2. Увеличение числа учеников, вовлечённых в социально-значимую деятельность, на 12-15 %.
3. Рост числа школьников, заинтересовавшихся исследовательской деятельностью, на 17%.
4.Увеличение количества лицеистов, желающих заниматься волонтёрской деятельностью, на 12%.
5. Самостоятельная организация и реализация лицеистами социально-ориентированных проектов составила 7%.
Источники финансирования:
Организация благотворительных ярмарок, средства от которых были направлены на
реализацию проекта.
Сбор пожертвований от частных лиц.
Список произведений Л.Кассиля и В.Крапивина,
рекомендованных для прочтения:
1. В. Крапивин. «Будьте готовы, Ваше высочество!»
2. В. Крапивин. «В ночь большого прилива».
3. В. Крапивин. «Та сторона, где ветер».
4. В. Крапивин. «Баркентина с именем звезды».
5. В. Крапивин. «Далёкие горнисты».
6. В. Крапивин. «Звёзды под дождём».
7. В. Крапивин. «Оруженосец Кашка».
8. В. Крапивин. Я иду встречать брата».
9. В. Крапивин. «Дети синего фламинго».
10. В. Крапивин. «Журавлёнок и молнии».
11. В. Крапивин. «Я иду встречать брата».
12. В. Крапивин. «Колыбельная для брата».
13. В. Крапивин. «Мушкетёр и фея».
14. Л. Кассиль, М. Поляновский. «Улица младшего сына».
15. Л. Кассиль. «Вратарь республики».
16. Л. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки».
17. Л. Кассиль. «Черемыш – брат героя».
18. Л. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания».
19. Л. Кассиль. «Рассказы о войне».
20. Л. Кассиль. «Ранний восход».
Список методической литературы.
Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.
Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.
Реан, Л.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000.
Фролов, И.Т. Проектная деятельность / И.Т. Фролов. – М.: Стаун-кантри, 2002.
Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации // www.mon.gov.ru/children/anob/info-mol.doc
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации //www.government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentplans/4345515.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.