Социально-психологические аспекты профилактики зависимого поведения несовершеннолетних в условиях
образовательного пространства
В настоящее время невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы. Большое внимание при планировании и организации работы образовательного учреждения и в частности воспитательной работы уделяется профилактической работе с несовершеннолетними обучающимися.
Сложившаяся ранее традиция - бороться с последствиями приема ПАВ - не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимости еще не означает полного исцеления. К сожалению, недооценивается разрушительный характер общих механизмов для всех видов аддиктивного поведения, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто.
Наиболее доступным и широко практикующим методом профилактики является пропаганда здорового образа жизни в учебных заведениях. Выбор этой возрастной категории не случаен, потому что именно подростки в силу своей наивности, любознательности, протеста против общественных устоев больше остальных могут поддаваться пагубному влиянию.
Детское аддиктивное поведение - явление довольно распространенное. При раннем столкновении с психоактивными веществами катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию. Одновременно останавливается личностный рост, разрушаются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения. У подростков и молодежи разрываются или деформируются связи с ближайшим позитивным социальным окружением (семья, образовательные учреждения), появляется реальная угроза оказаться в социальной изоляции и быть поглощенными криминальными группировками.
При правильном подходе в профилактической работе возможно оградить юношей и девушек от неправильного, а может, и рокового выбора в своей жизни.
Система работы в педагогическом колледже
по созданию здоровьесберегающей среды и формированию культуры здорового поведения
реализуется по 6 направлениям:
1. Здоровьесберегающая инфраструктура.
2. Рациональная организация учебной деятельности обучающихся.
3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
4. Реализация программ по ЗОЖ.
5. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.
6. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности и здоровья обучающихся.
Процесс формирования здоровьесберегающей среды в колледже основан на тесной взаимосвязи практической деятельности всех структурных звеньев учебного заведения. Деятельность администрации направлена на организацию эффективной деятельности всех участников образовательного процесса, создание максимально комфортных условий для занятий студентов и преподавателей, а также осуществление контроля и регулирование процесса.
Здоровьесберегающая инфраструктура колледжа оснащена материальной и технической базой:
Ø Лаборатория физкультурно-оздоровительных фитнес технологий
Ø Спортивные залы
Ø Тренажерный зал
Ø Стадион
Ø Кабинет психологической разгрузки
Ø Медицинский кабинет
В рамках урочной деятельности разработаны и реализуются программы модулей и дисциплин вариативной части:
На специальности Адаптивная физическая культура
´ Техника и тактика туризма
´ Спортивное ориентирование
´ Организация туризма с разновозрастными туристическими группами
´ Плавание
´ Музыкальное – ритмическое воспитание
На специальности Физическая культура
´ ПМ.04 Организация и технология спортивно – оздоровительного туризма
´ ПМ.05 Инструктор по физическому воспитанию в ДОУ
На специальность Дошкольное образование
´ Организация работы воспитателей с детьми, имеющие отклонения в эмоционально-личностном развитии и поведении
В рамках повышения уровня физической подготовленности обучающихся ведется систематическая работа 8 спортивных секций:
- Атлетическая гимнастика
- Лыжный спорт
- Волейбол
- Футбол
- Настольный теннис
- Туризм
- Спортивная гимнастика
Материальная база колледжа соответствует нормам, позволяющим полноценно вести кружковую деятельность.
91% обучающихся охвачены внеучебной деятельностью, при этом осваивая общие и профессиональные компетенции, они принимают участие в реализации задач социально-экономического развития региона.
Студенты специальностей 49.02.01 Физическая культура и 49.02.02 Адаптивная физическая культура активно участвуют в проведении занятий в фитнес – центрах «Реформа» для граждан категории 55+ под эгидой спортивного фестиваля «Тамбовщина за спорт», а также проекта «Дворовый спорт», проводимых в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография.
В целях формирования здорового образа жизни студентов в течение учебного года систематически проводятся различные акции:
- Межведомственная комплексная оперативно-профилактическая операция «Дети-России-2020»
- Всероссийская акция по профилактике ВИЧ-инфекции у детей и молодежи «СТОП ВИЧ/ СПИД!»
- Акция «Колледж - территория без наркотиков»
- Молодежная добровольческая программа «Антитабачный десант»
Цель реализации мероприятий по профилактике зависимого поведения – оказание консультативно-диагностической и социально-правовой, профилактической помощи обучающимся, детям «группы риска», родителям (законным представителям) по вопросам своевременного выявления и коррекции последствий злоупотребления психоактивных веществ, профилактики зависимостей, формирование навыков здорового образа жизни.
В процессе профилактической работы с участниками образовательного процесса по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ происходило формирование устойчиво - негативного личностного отношения обучающихся к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции поведения.
Родителям (законным представителям) и студентам предоставляется объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения.
Проведение социально-психологического тестирования, диагностики позволило более подробно и глубоко изучить интересы и потребности обучающихся, выявить отношение к проблемам наркомании, алкоголизма и курения.
Результаты проведенной диагностики мы представляем на педагогическом совете, МО кураторов, по итогам которых вносятся коррективы в планы воспитательной работы кураторов и педагогического коллектива.
Результатом всей профилактической работы является снижение количества обучающихся, состоящих на всех видах учете, отсутствие правонарушений, связанных с употреблением ПАВ. Работа в данном направлении всегда остается приоритетной Охват студентов составиляет 100 %. Охват родителей до 76 %. Охват педагогов 100 %.
С целью повышения мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с обучающимися, но и с педагогами и родителями в колледже реализуются следующие программы:
- Программа профессионального воспитания и социализации личности студента
- Программа «Здоровый педагог-здоровое будущее»
- Программа профилактики суицидального поведения среди подростков «Шаг навстречу»
- Программа по предупреждению терроризма и экстремизма конфликтных ситуаций на межнациональной и религиозной почве в молодежной среде «Мы против насилия и экстремизма»
- Программа индивидуальных коррекционных занятий с подростком «Я все смогу»
- Программа психолого - педагогического сопровождения и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Поверь в себя»
Актуальность программы туристско-краеведческой направленности «Юные туристы» подтверждается её востребованностью в обществе, направленностью на подготовку обучающихся к выживанию в условиях автономного поведения в природе, формированием навыков адекватного поведения в экстремальных ситуациях. Предусмотренная программой система совершенствования умений и навыков обеспечивает личностный рост по данному виду деятельности и приучает обучающихся, осознанно относится к самовоспитанию. Содержание программы предполагает освоение детьми основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников). Программа разделена на три блока, по трем основным видам туризма – пешеходный, лыжный, водный. Занятия распределены с учетом времени года, соответствующие освоению одного из трех блоков.
Основной целью программы является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни и создание условий для освоения начальной туристической подготовки как средства развития функциональных и адаптационных возможностей подростков. Организационные условия реализации программы:
Программа объединения рассчитана на 13-17 лет;
Норма наполнения групп – 15 обучающихся;
Форма организации детей на занятии: фронтальная, групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, индивидуальная.
Форма проведения занятий: тренировочная, практическая, комбинированная, соревновательная.
Также в колледже разработаны и реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации:
´ Инструктор групповых программ, фитнес аэробики
´ Инструктор по грудничковому плаванию
´ Инструктор тренажерного зала и аэробики
´ Организация разноуровневого подхода в физическом воспитании детей
´ Организация тренерской деятельности по адаптивной физической культуре и спорту
´ Современные оздоровительные технологии в сфере физической культуры
В рамках межведомственного взаимодействия с социальными партнерами разработаны совместные планы мероприятий,которые представлены на слайде6
ü План совместной работы ПДН отдела полиции № 3 УМВД по г. Тамбову и ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» по профилактике правонарушений среди студентов
ü План совместной работы УНК УМВД России по Тамбовской области и ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, их незаконному обороту среди студентов
ü План – график мероприятий ГБУЗ «Тамбовский областной Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
ü Соглашение о сотрудничестве по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних с ОГБУЗ Тамбовская психиатрическая клиническая больница"
Специалистами представленных организаций проводятся лектории, профилактические беседы, тренинги, семинары-практикумы, онлайн-конференции, вебинары.
В целях обеспечения эффективного отслеживания состояния уровня адаптации обучающихся, степени благоприятности социально-психологического климата, определения уровня психологического здоровья –антинаркотической устойчивости, исследование факторов риска развития суицидального поведения среди студентов в колледже систематически проводятся различные мониторинги, скрининговые исследования:
- Диагностика уровней оценки адаптивных способностей (методика “Адаптивность” многоуровневый личностный опросник (МЛО-АМ) Маклакова А.Г. и Чермянина С.В
- Социально-психологическое тестирование по определению уровня психологического здоровья – антинаркотической устойчивости студентов 1-4 курсов
- Скринингвое исследование факторов риска развития суицидального поведения среди студентов 1-2 курсов
Ежегодно в период с 1 по 31 октября проводится социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.
Вероятность вовлечения в зависимое поведение определяется тем, насколько выражены (актуализированы) у обучающегося определенные факторы риска и насколько ослаблены (редуцированы) у него факторы защиты, позволяющие противостоять вовлечению. Анализ результатов тестирования показывает, что для большинства обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение характерна редукция факторов защиты при допустимой выраженности факторов риска (82,35% от общего числа обучающихся с ПВВ). Для большинства обучающихся с ПВВ характерна редукция факторов защиты «принятие родителями» (84,71%), «самоконтроль поведения» (81,18%), «самоэффективность» (87,06%).
Полученные результаты определяют направленность и содержание профилактической работы с обучающимися, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.
В результате проделанной работы нами получены следующие результаты:
1. Создание активной здоровьесберегающей среды в колледже, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.
2. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
3. Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании здоровьесберегающих технологий.
4. Снижение уровня заболеваемости среди обучающихся и педагогов.
5. Создание благоприятного морально-психологического климата в колледже, реализация принципов педагогики сотрудничества.
Для повышения эффективности системы мероприятий, направленных на реализацию задач по профилактике зависимого поведения и формированию навыков ЗОЖ в колледже можно предложить следующее:
-Организация обучения педагогических работников инновационным здоровье сберегающим технологиям.
- Совершенствование форм и методов профилактических мероприятий.
-Стимулирование развития и оказание государственной поддержки деятельности волонтерского движения, общественных объединений и организаций, занимающихся вопросами профилактики употребления ПАВ и формирования навыков ЗОЖ.
- Участие обучающихся и педагогов в проектной деятельности по здоровье сбережению на региональном, всероссийском и международном уровнях.
- Участие в конкурсах педагогического мастерства по ЗОЖ.
Подводя итоги своего выступления, хотелось бы отметить, что профилактика зависимостей и социально-значимых заболеваний среди подростков достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Вся профилактическая работа с обучающимися должна быть тщательно продуманной и требовать от взрослых ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определённых познаний и их постоянного расширения. Из жизненного опыта мы видим, что только в тесном взаимодействии, сотрудничестве образовательного учреждения и служб профилактики возможны положительные результаты в применении современных подходов к проблемам среди несовершеннолетних.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.