РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МКОУ «НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. М.Р.Расулова»
368753, с.Новокаракюре, Докузпаринский район, novokarakure68@mail.ru
«СОГЛАСОВАНО» Утверждаю
Зам.дир. по УВР Приказ №___ Эмирчубанов М.Х. от ________2020г. «___»_________2020 г. Директор МКОУ
«Новокаракюринской СОШ
им.М.Р. Расулова
_________Алискеров М.А.
Социально – значимый проект:
«Кормушка»
Разработала учитель начальных классов
МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. М.Р.Расулова»
Эмирчубанова Гюльзар И.
2020 г.
Социально-значимый проект
Тема: «Кормушка»
Оглавление
Паспорт социального проекта
Юридический адрес |
МКОУ «Новокаракюринская СОШ им. М.Р Расулова» Адрес: с. Новое Каракюре, Докузпаринский район. |
Идея проекта |
Помочь птицам зимой, подготовить кормушки из подручных материалов для птиц. |
Название |
« Кормушка» |
Разработчик |
Эмирчубанова Г.И. учитель начальных классов |
Исполнители |
учащиеся 1 класса и их родители. |
Сроки реализации |
ноябрь – март 2019/2020 год |
Цель проекта |
Экологическое и нравственное воспитание детей, расширение знаний о природе родного края, формирование навыков совместной деятельности детей и родителей в образовательной среде. |
Пояснительная записка.
Тема проекта: «Кормушка»
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время экологическое воспитание и образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с ухудшением экологической ситуации на Земле. Чем раньше ребенок осознает свою ответственность за сохранение природы и заботу о ней, тем лучше будет экологическая обстановка в мире. Экологическое воспитание не должно быть ограничено беседами на уроке, практическая деятельность детей во внеклассной и внешкольной работе способствует формированию позиции защитника природы.
Можно ли начать экологическое воспитание с 1 – го класса, когда дети только пришли в школу и не имеют того запаса знаний, умений и навыков, которым обеспечены старшие школьники? Конечно же, да. Природная любознательность детей, творческая активность и жизненный опыт воспитанников детского сада помогут первоклассникам участвовать в экологическом проекте «Кормушка». Воспитание и развитие ребенка невозможно без активного и сознательного участия со стороны родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными.
Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. В ходе проекта мы будем знакомиться с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями. Будем учиться заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проблема (идея) проекта:
Гипотеза: если каждый из нас будет больше знать о жизни птиц нашего края, познакомится с особенностями обитания разных птиц, проявит заботу и милосердие, подкармливая птиц в зимний период времени, будет охранять живую природу, то:
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Цель проекта: экологическое воспитание и образование детей при организации совместной деятельности родителей и учащихся по изготовлению кормушек для птиц.
Задачи проекта:
Ожидаемый результат:
- ученики, имеющие представление о зимующих птицах, умеющие совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала.
- ребёнок, знающий, каким кормом подкармливать птиц, постоянно подкармливающий птиц зимой;
- родитель - активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Методы и приёмы:
1.
Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа.
Участники проекта: учащиеся 1-класса и их родители, классный руководитель 1 класса Эмирчубанова Г.И.
Ресурсное обеспечение проекта:
Вид ресурсов |
Перечень действий |
Информационные |
Спланировать рекламно-разъяснительную кампанию среди учащихся школы. |
Кадровые |
Создать инициативную группу из учащихся 1 класса и их родителей по реализации проекта |
Нормативно-правовые |
Утвердить местоположение кормушек на детской площадке и пришкольной территории. |
Программно-методические |
Подготовить подборку материалов по изготовлению и оформлению птичьих кормушек. |
Материально-технические |
Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал. |
Организационные |
См. план реализации проекта. |
Риски: кормушки могут быть поломаны подростками, бродячими животными.
Этапы реализации проекта:
Этапы |
Практическая часть проекта |
1. Анкетирование |
- провели анкетирование детей и родителей для участия в социальном проекте (октябрь) |
2. Знакомство с зимующими птицами нашей местности. |
- вспомнили и повторили зимующих птиц, которые живут в нашей полосе по таблице с рисунками «Зимующие птицы»; - рассматривали зимующих птиц и читали про них в энциклопедии «Жизнь животных» том 6 «Птицы»; - рисовали и раскрашивали птиц, пользуясь книгой В.А.Касаткина « Родная природа», пособие для учащихся 1-4 классов.(октябрь-ноябрь) |
3. Экскурсия в природу, узнавание зимующих птиц нашей местности. |
- наблюдали за поведением птиц, узнавали их в природе; (ноябрь)
|
4. Изучение разных видов кормушек |
- узнали, какие кормушки из подручных материалов можно сделать для зимующих птиц; (октябрь-ноябрь)
|
5. Изготовление кормушек. |
- сделали дома с родителями по 1 кормушке 8 человек и принесли в школу; (ноябрь) |
6. Организация птичьей столовой в школьном саду. |
- развесили кормушки в школьном саду (ноябрь) |
7. Подкормка птиц, наблюдение и изучение. |
- регулярно проверяли кормушки, чистили от снега, насыпали корм; (ноябрь-февраль) - наблюдали, какие птицы прилетают к нашим кормушкам, какой корм им нравится; - завели дневник наблюдений. |
8. Оформление отчета по выполнению проекта «Кормушка» в свободной форме с фотографиями и рисунками. |
- сфотографировались, когда получали грамоты и награды за проект «Кормушка»- оформили отчет по выполнению проекта «Кормушка»;
|
9. Выступление с защитой проекта «Кормушка» перед учащимися 2-4 классов. |
- в художественной литературе нашли стихи и загадки о зимующих птицах, оформили стенгазету для учащихся 2-4 классов. |
Описание проекта.
1. Теоретический этап
Задачи:
На дворе стоит зимняя стужа. Все замело снегом. Реки и озера покрыты льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птицы погибают от голода и холода.
Воробьи, голуби и вороны держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Они любят жить в смешанных лесах, устраивают гнёзда в старых беличьих гнёздах, в дуплах дятлов. Зимой птички часто ищут ночлег возле жилых домов. В трудный зимний период птицам могут помочь только люди! Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб!
Вывод: в нашей местности зимуют только те птицы, которые уже приспособились к выживанию в суровых и снежных зимах.
2.Практический этап
Задачи:
При наличии корма птицы способны перенести даже сильные морозы. Поэтому так важны кормушки для птиц! Кусочки сала и мяса (несоленое) - для синиц. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Воробьи любят просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири с удовольствием полакомятся гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам намного труднее, чем летом. За это они будут нам благодарны и помогут защитить наши сады весной и летом от вредных насекомых.
Кормушка
Конечно, сейчас можно купить в магазине готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями, которые могут только отпугнуть птиц.
Способы крепления «птичьей столовой» разные.
· Кормушку можно установить на балконе или прикрепить при помощи проволоки к стволу дерева.
· Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
· Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе. Если вы живете в высотном доме, не смущайтесь: известны случаи, когда синицы посещали кормушки, расположенные даже на 16м этаже. Если вы будете постоянно заботиться о птицах, то они к вам привыкнут, и вы сможете кормить их прямо с руки.
Вывод: зимующие птицы - постоянные гости кормушек, если в них постоянно есть корм, который подходит птицам.
3. Этап наблюдения
Задачи:
Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи, клюют зерна и хлебные крошки. Прилетают веселые синички, сороки и вороны неуклюже садятся на середину кормушки и жадно хватают большой кусок хлеба.
Проведя наблюдения за птицами, мы сделали следующие выводы:
Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем количество птиц, прилетающих в более тёплую погоду к кормушкам.
Птицы успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма. Птицы очень пугливы и реагируют на шум и крик, они улетают, даже не наевшись корма.
В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.
Заключение
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
В нашем крае зимуют не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых зимних условиях. В нашем селе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, галки. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду и голоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. Человек может помочь перезимовать птицам, развешивая кормушки и регулярно насыпая корм.
Приложение 1.
Награждение учащихся директором за участие в социальном проекте «Кормушка».
Приложение 2.
Выставка лучших скворечников и кормушек.
Заместитель директора по ВР Атлуханов З.А.
Директор школы Алискеров М.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.