Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»
Оценка 4.9

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
история
9 кл
13.02.2017
Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»
В рамках всероссийского конкурса в номинации "Живая память" представлена творческая работа "Рожнов бор", она рассказывает через легенды историю возникновения данного названия "Рожнов бор", при этом рассказывает и о важности сбережения родной природы, необходимости осознанного отношения к ней, также повествуется о Пристанском лесничестве Выксунского лесхоза.
Паненкова Ольга, Рожнов бор.doc
Управление образования администрации   городского округа города Выксы  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Гимназия №14 Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья ­ живые памятники природы» Общероссийский конкурс творческих и исследовательских работ «Деревья ­ живые памятники природы» Номинация: «Живая память»                     Название работы   Автор: Паненкова Ольга, 14 лет,  МБОУ Гимназия №14                                                                                                Руководитель работы: Матчина Светлана Валентиновна, заместитель  директора,  учитель истории МБОУ Гимназии №14 городской округ город  Выкса  2015­2016  учебный год                           Рожнов  бор Леса   Рожновского   и   Пристанского   лесничеств   Выксунского   лесхоза, расположенного   в   юго­западной   части   Нижегородской   области,   в дореволюционном   прошлом   были   казенной   лесной   дачей   Рожнов   бор, входившей в состав Муромского лесничества Владимирской губернии. Само   название   Рожнов   бор,  как   писал   об   этом   в 1873  году   со   слов местных   жителей,   П.   Жудра,   бывший   в   те   годы   лесным   ревизором Владимирской губернии, связано с тем, что среди разбойных ватаг, обитавших в этих лесах, большой известностью пользовался некто Рожнов. Пристанище его было недалеко от Оки, на берегу озера, получившего название Рожон­ озеро. Однажды нападению ватаг подвергся и был разграблен  целый караван казенных   судов,   следовавших   по   Оке.   По   этому   делу   был   произведен «розыск»;   местные   помещики   отказались   от   своих   прав   на   такие «неспокойные»   леса,   и   при   проведении   генерального   межевания   (1776   г.) прилегающий к Рожнову озеру лесной массив был отмежеван в казну, под названием Рожнов бор. Неспокойно жилось богачам, барину Баташеву, в чьих лесах хозяйничал Рощин. Делал он облаву на атамана, но тот ушел: знал он в лесу тайные тропы и заветные укрытия. Не мог с ним справиться Баташев, хоть был силен. А Рощин,   мстя   за   обиды   народные,   много   зла   ему   делал.   Ему,   например, приписывают поджог заводов в Сноведи и Семилове. Главное   в   приданиях   о   «благородных»   разбойниках:   обижал   только господ, за народ заступался; у богатых брал, бедным отдавал. Так и поступал Рощины.   Вот   как   вспоминают   о   нем   люди:   «Бедных   не   трогал,   бедным помогал,   только   купцов   да   царевых   слуг   грабил».   «Он   к   мужикам дружелюбный   был».   Частенько   приказывал   атаман   раздать   крестьянам отнятое  у  господ  добро,  потому  что «господа  богатство  не  своим  горбом наживали». Так делал Рощин и при встречи с купеческими обозами, и при задержки груженых барж на Оке. Как­то встретил он вечером в лесу перепуганную старушку. Заняв в соседней   деревне   у   родных   три   рублика   на   корову,   она   спешила   домой: «Рощина боюсь, чай, сумерки». Атаман дает ей десять рублей: «Вот тебе, бабушка, на корову! Рощин я сам и есть. Да ты не бойся меня, я купцов граблю, бедных людей не трогаю». Старуха взяла деньги, да и домой, а после до   самой   смерти   о   встречи   с   атаманом   рассказывала.   Щедрой   рукой награждал   Рощин   бурлаков,   которых   заставлял   с   завязанными   глазами переносить добычу с оставленных на Оке барж. Придание утверждают, что он многих обогатил, давая денег их своих кладов. Так, деду одного рассказчика насыпал атаман пригоршню золота. «Он с этого клада избу поставил, сразу на ноги стал. Вот Рощина и помянешь добрым словом».   От   добрых   дел   «благородного»   разбойника   и   его   оценка   простыми людьми. Если в глазах богатых он – душегуб, изверг, забывшей бога и совесть, то   для   народа   это   защитник   крепостных   и   гроза   жестоких   помещиков, являющийся   к   ним   как   судья.   Про   «благородных»   разбойников   народ вспоминает с неизменным сочувствием. Для простых людей Василий Рощин – справедливый, честный, добрый человек. Он – любимый герой выксунских преданий. Этим объясняется обилие рассказов о нем, и особая теплота их тона.   О   своем   герое   народ   говорит   с   уважением,   симпатией,   даже   с удивлением   и   некоторой   робостью,   как   о   человеке   необыкновенном. Неоднократно упоминается его наряд – красная шелковая рубаха: «Не под поясом ходил, а под кушаком, в красной рубахе, глаза черные, огненные». Этот праздничный народный костюм подчеркивал красоту атамана и как бы приподнимал его со всеми. Рощин, как все разбойники преданий, отличается исключительной   силой:   «Сам   он   был   огромного   роста,   двенадцати   пудов весом»;   «Он   здоровый   был   и   его   не   победишь».   Конечно,   это   явное преувеличение,   но   легко   объяснимое:   бороться   с   «сильными   мира   сего» 14могли,   по   представлению   народа,   только   люди,   исключительно   могучие, мощные.   Разбойники   преданий   обладают   особыми,   сверхъестественными качествами. Таков и Рощин. О нем говорят: «Рощин, бывало, платок (кафтан) расстелет и плывет по реке». «Был он как наговоренный. Простая пуля его не брала.   Он,   бывало,   говорит:   «Напрасно   мучаются   царевы   слуги,   за   мной бегают.   Все   равно   меня   не   возьмут.   Я   слово   знаю».   Представление   о неуязвимости и чудесной силе разбойника Рощина сохранялось удивительно долго.  Вся   симпатия   простых   людей   к   своему,   народному   герою­защитнику полно проявляется в преданиях, рассказывающих о его гибели. Их немало. Одни   предания   связывают   гибель   Рощина   с   ненавистью   к   нему   Баташева, вызывавшего огромное царское войско, чтобы с атаманом покончить. Выгнали солдаты атамана с его товарищами из местных чащоб на Колодливо озеро и там,   на   озере,   расстреляли   всех   до   единого.   Другие   предания   говорят   о приказе   царицы,   исполненном   Ворожеиным.   Эта   версия   более   поэтичная. Рассказывают,   будто   Артамону   Ворожеину   царица   пишет:   «Уничтожите Рощина – озолочу тебя». И пошел Ворожеин на темное дело. Настращал он судорожку атамана, и она выдала, что пойдет Василий гулять на Колодливо озеро.   Ворожеин   силой   согнал   туда   людей   с   Тамболеса,   Шиморского   и Казнева. Окружили Рощина и его товарищей на озере. Видит атаман: хода нет ему, не вырваться. А тут товарища у него убили. Рассвирепел он, сам стал с лодки с волосками стрелять. А Ворожеин на берегу командует, людей против Рощина научает. Этот   рассказ   о   поимке   героя   свидетельствует   о   глубоком   к   нему сочувствие:   его   враг­погубитель     назван   говоряще   –   «Ворожеин»,   дело Врожеиново   –   «темное»,   сударушку   он   «настращал»   людей   погнал   силой против   атамана.   Подчеркнуто,   что   бедных   «Рощин   не   трогал,   в   народ   не стрелял». Талантливые народные рассказчики создали удивительную по живописи, поэтичную, проникнутую болью и скорбью сцену гибели Рощина. Вот рассказ Василия Ивановича Калинина из д. Н. Верея: «Раскинул Рощин кафтан, хотел по воде уйти – не может. Окружили его и убили. Как убили его,­ вдруг кругом все в кустах заплакало, застонало. Из озера огненный столб метнулся, птицы из озера повылетели, звери повыбежали, гром ударил. И все озеро закричало: «Убит! Убит!». Иван   Ефимович   Лелянов   из   Шиморского   о   гибели   Рощина   сказал: «Медью его убили, враг постерег. А то бы ни за что его не убить. От него пули отскакивали, не брали».  Так заканчивается история «благородного» разбойника Рощина.  В  своем   монографическом   очерке  о  Рожновом  боре,  напечатанном  в 1873 году, П.  Журда  писал, что в Выксе «…почти сто лет, как…беспрерывно действуют   чудовищные   доменные   печи,   истребляющие   в   год   более   70 кубических сажен древесины». По нашим меркам – это более чем 600 тысяч кубометров! Естественно, эта цифра относится не только к Рожнову бору площадью 28,5 тысяч десятин, а и к другим окрестным лесам. Это и леса самих  заводовладельцев,  площадью более 100 тысяч десятин, пожалованные Баташевым     Екатериной     II,   Ризадеевская   лесная   дача   Нижегородской губернии   площадью   39   тысяч   десятин   и,   вероятно,   леса   ближайших помещичьих имений, где вели заготовку заводы. Начало   ведению   лесного   хозяйства   в   Рожновском   бору   было положено   лесоустройством   в   1848   году.   При   лесоустройстве   вся   площадь бора (28,5 т. дес.) впервые разделена на кварталы, сделано по квартальное описание   насаждений   по   составу   пород   и  возрасту.  Установлены   возрасты рубок: хвойные ­ с 80 лет, лиственные­ с 40 лет. Но осуществлению наметок помешали крупные лесные пожары, которые случились здесь в 1850 году, а затем в 1855 и 1862 годах. Искусственное залесение пустырей результатов не давало. Но внимание к Рожнову бору со стороны Лесного департамента  ученых не   ослабевало.   Лесной   департамент,   готовя   эти   годы,   в   осуществление решений   венского   международного   конгресса   по   сельскому   и   лесному хозяйству, проект организации 20 лесных опытных станций, включал в число лесных массивов, где планируется их   открытие, и Рожнов бор, наравне с такими широко известными массивами, как Беловежская пуща, Бузулукский бор и другие. Правда, станция в Рожновском бору не была открыта, но внимание к нему не ослабевало и в последующем.  Событием   в   истории   Рожнова   бора   был   приезд   сюда   в   1902   году будущего   создателя   «Учения   о   лесе»   профессора   Петербургского   лесного института Г. Ф. Морозова. Он установил причину гибели лесных культур. В своих публикациях ученый писал: «Главное здесь – размножение  в громадных количествах майского жука». После   приезда   в   Рожнов   бор   Морозова   Г.Ф.   здесь   в   1908   году проводилась   последняя   в   дореволюционном   периоде   ревизия лесохозяйственной   деятельности.     Особых,   каких­либо   кардинальных   мер этой ревизией принято не было, за исключением повышения возраста рубок: в хвойном хозяйстве (по суходолам) ­ до 120 лет, по остальным ­ 60 лет.    Таково   дореволюционное  прошлое   лесного  хозяйства  Рожного  бора, который в 1946 году, при  изменении  границ  губерний, будущей Горьковской области, и с 1946 года, с организацией Выксунского лесхоза, находится в его лесном фонде, как Рожновское и Пристанское лесничества.

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»

Социально – экологический проект «Лесные богатства России. Деревья - живые памятники природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017