Социально-гуманитарная компетентность учеников
Оценка 4.7

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Оценка 4.7
Научные работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
28.09.2019
Социально-гуманитарная компетентность учеников
Статья на конференцию "Социально - гуманитарная компетентность учеников: смыслы и практики". Данная статья описывает каким должен быть современный выпускник и какими компетенциями должен он обладать. В условиях настоящего гос стандарта можно переквалифицировать компетенции в универсальные учебные действия и использовать статью для своей работы
Статья на конференцию.docx
СОЦИАЛЬНО­ГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СМЫСЛЫ И ПРАКТИКИ Аннотация В статье описана социально­гуманитарная компетентность в структуре образования, как фактор, выступающий условием самореализации учащихся. Ключевые   слова:  современный   выпускник,   компетентность, компетенция,   социальная   компетентность,   гуманитарная   компетентность, информационно   –   коммуникативные   технологии   (ИКТ),   инновационные технологии. Современное   образование   представляет   собой   сложную   систему общественных   отношений   и   выполняет   важную   функцию   –   сохранение культуры, ценностей и идеалов.  Школа как институт социализации готовит своих выпускников к активной деятельности.  В обществе всегда присутствует «образец» выпускника школы, который система   образования   старается   реализовать.   «Образ»   ученика   выражает наиболее   востребованные,   желаемые,   социально   значимые   качества.   Они представлены   в   виде   идеала,   лишенного   случайных,  конкретных   свойств   и отражающих самое существенное и важное. Большую общественно значимую и культуроформирующую роль идеала отмечал И.Кант в «Критике чистого разума»: «Хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного» [5, с. 78]. Существуя   в   форме   понятно   выраженных   формулировок,   «образ» выпускника   обладает   подвижностью,   гибкостью,   пластичностью,   то   есть способен трансформироваться  в зависимости от меняющихся общественных условий   и   социальных   задач.   Это   особенно   важно   в   сегодняшнем стремительно развивающемся обществе, которое постоянно выдвигает новые требования к специалистам, часто сочетающие старое и новое, традиционное и современное в понимании профессионализма.  Современный   выпускник   –   это   человек,   обладающий   ключевыми компетентностями. Он должен быть конкурентоспособным на рынке труда, готовый к принятию самостоятельного ответственного решения в условиях морального выбора, способный нести ответственность за свою судьбу и быть ответственным перед семьей и обществом.  Для решения этой задачи требуется формирование у учащихся набора ключевых   компетентностей   в   интеллектуальной,   гражданско­правовой, коммуникационной,   информационной   и   прочих   сферах.   Особое   место отводится формированию социальной компетентности. Социально – гуманитарное направление в структуре образовательных учреждений выступает фактором, влияющим на развитие социума, определяет тенденции его изменения, отражает социально­культурные ориентиры.  Наиболее   подробно   описывает   понятие   «компетентности»   А.В. Хуторской: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для   качественной   продуктивной   деятельности   по   отношению   к   ним; компетентность   –   владение   человеком   соответствующей   компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2, с. 86   –   87].   Обладать   компетентностью   значит   иметь   определенные   знания, определенную   характеристику,   быть   осведомленным   в   чем­либо;   обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой­либо сфере. Социальная   компетентность,   выступая   условием   самореализации человека, в самом общем виде отражает знание и понимание человеком своих сильных   и   слабых   сторон,   интересов,   способностей,   состояния   здоровья, умение   предвидеть   перспективы   своего   развития.   С   учетом   сказанного проявляться   социальная   компетентность   будет   в   форме   способности включиться в сферу общения, труда, культуры, политики, экономики [4, с 110]. Е.В. Прямикова считает, что «сама жизнь учит ребенка формальным и неформальным   правилам   взаимодействия,   создает   проблемные   ситуации, которые он сам так или иначе разрешает. Но когда такое спонтанное развитие социальной   компетентности   сопровождается   обучением   его,   например,   на уроках   обществознания,   он   приобретает   поистине   бесценный   ресурс жизненной   ориентации.   Способность   ученика   к   осмыслению,   пониманию социальной   реальности   может   стать   результатом   изучения   комплекса социально­гуманитарных дисциплин, но только при наличии соответствующих целей, поставленных перед школьным образованием. Следует иметь в виду: процесс   взросления   для   школьников   означает   прежде   всего   личностное развитие,   работу   над   собой,   а   не   освоение   готовых   образцов   поведения, предлагаемых взрослыми» [6, с. 126].  Анализируя совокупность научных терминов, можно сделать вывод, что к   ключевым социально­гуманитарным компетенциям личности выпускника относятся:  профессиональные качества:   формирование личности в профессиональном плане;  формирование личности в общественно­значимом плане;  овладение современными технологиями;  социально значимые качества:  способность к сопереживанию;  понимание культурных различий, толерантность;   готовность к бесконфликтному взаимодействию;   сотрудничество,   адаптация   в   различных   сферах деятельности;   активность,   ответственность   в   разнообразных   видах деятельности;  интеллектуально­логические качества:  логичное изложение устной и письменной речи;  организация и участие в проектной деятельности;  интеллектуально­эвристические качества:  способность к объективной оценке информации;   готовность к конструктивной критике фактов объективной реальности [3, 7]. Социальная   компетентность   рассматривается   как   неотъемлемая составляющая   процесса   социализации,   предполагает   умение   сотрудничать, готовность   к   изменениям,   к   самоопределению.   На   современном   этапе развития   общества   необходимым   условием   формирования   компетентного выпускника   является   использование   инновационных   технологий   обучения предметам социально­гуманитарного направления. Новоазовская   общеобразовательная   школа  I­III   ступеней  №   2  на протяжении  несколько   лет  работает   в   инновационном   режиме.   Основой реализации   инновационной   деятельности   являются   информационно­ комуникативные технологии (ИКТ) и реализация компетентностного подхода. На   уроках   применяются   презентации,   что   позволяет   рационально использовать   урочное   время,   обращаться   к   принципиально   новым познавательным процессам, использовать средства компьютерной графики и моделирования   при   изучении  явлений   и   процессов,   развивать   позитивную мотивацию учеников к изучению предметов. Результатом этой деятельности является развитие у школьников умения творчески   решать   учебные   и   практические   задачи:   искать   оригинальные решения,   самостоятельно   выполнять   различные   творческие   работы, участвовать в проектной деятельности.   В перспективе информационные и коммуникативные   компоненты   системы   образования   будут   доминировать, поскольку   жить   и   работать   выпускникам   школ   придется   уже   в информационном   обществе.   Приоритетная   роль   в   нём   будет   принадлежать фундаментальным   знаниям   об   информационных   процессах   в   обществе   и новым информационным технологиям [1]. Реализация   инновационных   технологий   способствует   развитию ключевых компетенций учащихся, становлению социальной компетентности. Социальная   компетентность,   выступая   условием   самореализации человека, в самом общем виде отражает знание и понимание человеком своих сильных   и   слабых   сторон,   интересов,   способностей,   состояния   здоровья,  Гуманитарная умение   предвидеть   перспективы   своего   развития. компетентность,   являясь   одним   из   компонентов   образования,   выступает своеобразным видом личностного опыта будущего выпускника. [4, с.107­109]. В   процессе   обучения   происходит   не   только   усвоение   знаний,   умений   и навыков, но и личностное становление учащихся, запускается механизм их саморазвития, независимого от того, является ли это результатом заданной извне   цели   обучения   или   нет.  Значит   и   уровень   по   окончании   обучения   у каждого выпускника будет обусловлен собственными целями, ценностями, и смыслами.  Таким   образом,   мы   можем   сделать   вывод,   что   под   формированием социально­гуманитарных   компетенций   можно   понимать   целенаправленное управляемое   развитие   учеников,   освоение   ими   теоретических   аспектов   и способов деятельности при использовании современных технологий.    Литература: 1. Башмаков   М.И.,   Поздняков   С.Н.,   Резник   Н.А.   Процесс   обучения   в информационной среде // Школьные технологии. 2000. № 6. 2. Бочарникова, М А. Компетентностный  подход: история, содержание, проблемы реализации / М. А. Бочарникова // Начальная школа. – 2009. ­ №3. – С. 86­92. 3. Зимняя   И.   А.   Ключевые   компетенции   ­   новая   парадигма   результата образования // Высшее образование сегодня. ­ 2003. ­ № 5. ­ С. 34­42.  4. Зобов, Р. А. Самореализация и социальная компетентность человека / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев // Вестн. С­Петерб. ун­та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право, междунар. отношения. – СПб., 2007. – Вып. 3. – С. 107 – 117. 5. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – Киев: «Час­Крок», 2006.­ С.78. 6. Прямикова, Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики / Е. В. Прямикова // СОЦИС. – 2009. ­ №7. – С. 126 – 132. 7. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проекти­рования. – М.: Логос, Университетская книга, 2006. – 130 с.

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников

Социально-гуманитарная компетентность учеников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2019