Социальные проблемы семьи и семейной политики.
Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшилось условия реализации социальных функций репродуктивной, экзистенциальною содержания и первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов.
Социально психологический анализ семьи.
Социальные проблемы семьи и семейной политики.
Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание
социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты,
растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила
положение семьи. У миллионов семей резко ухудшилось условия реализации
социальных функций репродуктивной, экзистенциальною содержания и
первичной социализации детей. Проблемы российской семьи выходят на
поверхность, становятся заметными не только для специалистов.
Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и
рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей,
увеличение частоты ранних сверхранних, а также внебрачных рождений. Это и
беспрецедентный рост числа отказов от детей и даже их убийств, и
нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Нет
недостатка в перечислении семейных проблем и в интерпретациях их причин
и следствий.
То, что сейчас называют семейной политикой, будучи в содержательном
плане материальной помощью бедным, концептуально и аксиологически
отражает политическое предпочтение изолированной нуклеарной семьи с
однимдвумя детьми. И не потому, что эти предпочтения зафиксированы в
концепции государственной семейной политики РФ или какойлибо другой
программе. Этого как раз и нет.
Дело в том, что спонтанный ход событий именно этот тип семьи делает
самым массовым, модальным, говоря статистически. Многообразие семейных
структур сведено до унылой летальности малодетности, до обезличенной
стандартности этого единственного типа семьи и репродуктивного поведения.Это само по себе снижает семейную стабильность, ухудшает положение семьи
как социального института, который предлагает плюрализм семейных
структур, включая многопоколенные семьи с тесными родственными связями,
или, по крайней мерей, нуклеарные семьи с несколькими детьми.
Распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге
когда
к мировому распространению норм малодетности,
нокнорформистическим и даже девиантным считается наличие трех и более
детей в семье.
В какое время лишь ничтожные доли населения демонстрируют это
отклоняющиеся (в описанном социальнонормативном смысле) поведение. И в
связи с этим проблемы многодетных семей переходят как бы на второй план;
имеются в виду не экономические проблемы, а проблемы внутрисемейного
эмоционального благополучия.
Семья как малая группа.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно
зависит от социальной среды.
Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в
котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные,
более или менее устойчивые соединения называемые группами. Среди таких
групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены
государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими
социальными обществами,
выделяемыми по профессиональным,
экономическим, религиозным, культурным образовательным, возрастным,
половым и другим всевозможным признаком. Через эти групп осуществляется
воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.Непосредственным проводником влияния общества и больших
социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет
собой небольшое объединение людей (от 23 до 2030 человек), занятых
какимлибо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с
другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В
ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о
зависимости психологии и поведения личности от социальной среды
правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от
психологии и отношений, существующий в малых группах.
Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является
семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей и
т.п.
Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней
психологической и поведенческой обязанностью её членов, которая делает её
относительно автономным социальнопсихологическим образованием.
Семью можно отнести к естественной малой группе, так как она
возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью
можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в
ней присутствуют – достаточная психологическая общность, налаженные
личные взаимоотношение – сложившаяся структура взаимодействия, четкое
распределение обязанностей, и т.д.
Для того, чтобы назвать семью коллективом, она должна соответствовать
ряду весьма высоких требований, которые определяют высокоразвитую
малую группу как коллектив:
успешно справляться с возложенными на неё задачами;
иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
создавать для каждого своего члена возможность развития как
личности;Психологически развитой как коллектив считается такая семья, в
которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений,
строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать
коллективистскими. Они определяются через понятия нравственности,
ответственности,
эффективности и информированности.
открытости,
коллективизма,
организованности,
Таких малых групп, которые бы полностью бы отвечали всем
требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство семей
занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и
высокоразвитым коллективом.
Одни и те же члены семьи в различных характерных для нее системах
отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной
характеристики места каждого человека в структуре внутрисемейных
“статус”,
отношений психологи пользуются понятиями “позиция”,
“внутренняя”, “установка” и “роль”. Позиция – это понятие, обозначающее
официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В
семье она определяется связями данного человека с остальными членами
семьи. От позиции, занимаемой человеком в семье, зависит степень его
потенциального влияния на поступки остальных членов семьи.
В отличие от позиции статус человека в семье – это реальная
характеристика его положения в системе внутрисистемных отношений,
степень действительной авторитетности для остальных членов семьи.
Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений –
это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то,
как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень
внимания на остальные члены семьи. Действительный статус и его восприятие
человеком могут расходиться.
В социальной психологии роль определяется как нормативно
одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающегоопределенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек
постепенно привыкает к ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него
поведение, соответствующего роли. Принятия на себя роль во многом
определяет восприятие и оценку человека в системе внутрисемейных
отношений.
Итак, семья – тот институт, который обеспечивает ребенка
необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать
человеком и личностью. И вместе с тем, никакой другой социальный институт
не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья.
Семья это своеобразная экономическая ниша, которая характеризуется
сложная система взаимосвязанных процессов. Нарушение одного процесса
влияет за собой к дисфункции других сфер в системе селом.
Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве
положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют
на формирование личности ребенка.
Проблемы брака и семьи всегда вызывают интерес исследователей.
Многие вопросы, связанные с воспитанием детей, развитием личности,
благополучием взрослых и детей, не могут быть решены без опоры на семью.
Установлено немало фактов в пользу принципиальной значимости и
незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Дети,
разлученные с родителями в раннем детстве, могут отставать в психическом
развитии или иметь стойкие нарушения эмоциональной сферы. Не меньшее
значение имеет семья и для взрослых, являясь источником эмоционального и
физического благополучия, чувства уверенности, оптимизма. По мнению
современных исследователей, семья, утрачивая свои традиционные функции,
становится институтом эмоционального контакта,
“психологическим убежищем”.
своеобразнымСовременная семья претерпевает серьезные изменения. Среди основных
тенденций преобразования семьи отмечают: изменение типа главенства.
Изменение ведут в основном к демократизации отношений. Однако
последствия этих изменений не всегда положительны, особенно два явления:
неустойчивость брака, падение рождаемости, что характерно для всех
развитых стран. Количество разводов увеличивается, но цифры разводов не
полностью отражают брачную ситуацию. По данным З. Файнбурга среди не
неудачные, т.е. половина не
распавшихся браков около половины
распавшихся браков принадлежит к разряду проблемных, конфликтных.
Женщины в этих семьях воздерживаются от рождения детей изза опасения за
будущее своего брака.
Современный брак имеет иную природу, чем 7080 лет назад. Если
раньше экономический лидер, чаще отец, был и психологическим лидером, то
в современной семье могут быть и два лидера, а чаще наблюдается
перемещение роли главы в сторону женщины. Современный брак
основывается на взаимных чувствах, желании жить вместе, взаимопонимании.
Рассматривая проблемы современной семьи, психологи дают социально
психологическую оценку семьи. Семья представляет собой малую социальную
группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только
ей. Это нормативная заданность зависимость от общественных институтов,
регулирующих порядок заключения и расторжения брака, представления о
возрасте вступления в брак и т.д.; гетерогенность состава семьи по полу и
возрасту; закрытость вхождение в семью новых членов регламентировано,
естественным и уникальным путем ее расширения является рождение
ребенка; полу функциональность; длительность истории семьи, включающая
качественно различные этапы развития.
В семье как в социальной системе различают несколько видов отношений
(Н. Соловьев). Социальнобиологические отношения в семье охватывают
сферу движения численности и половозрастной структуры семьи, сексуальныесвязи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственного чувства,
эмоционального фактора в воспитании детей, проблему наследственности.
Хозяйственноэкономические отношения охватывают ведение домашнего
хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и пр.
Юридические отношения охватывают сферу мотивации брака и развода,
правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей
супругов, отношений между родителями и детьми. Нравственные отношения
включает мужское и женское достоинство, сферу нравственного воспитания и
самовоспитания, вопросы полового воспитания, проблему трудового
воспитания. Психологические отношения охватывают сферу различных
психологических особенностей личности, преодолении противоречий между
супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок,
психологической совместимости и психологического климата. Эстетические
отношения включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику
отношений, поведения, речи, одежды, жилища. Эстетические отношения,
наряду с нравственными и психологическими образуют основу культурной
преемственности в семье. Эмоциональное значение этих отношений очень
велико. Они затрагивают ценностные ориентации личности каждого члена
семьи и определяют в целом успешность семейной жизни. Успешность
семейной жизни или её неблагополучие влияют и на психику, и на
соматический статус человека.
Социальная сущность семьи проявляется в её функциях:
хозяйственнопотребительской и воспитательной.
репродуктивной,
Репродуктивная функция – это воспроизводство населения. С детства должно
формироваться чувство уважения к семье, к родителям, к братьям, сестрам,
к общению в семье. Репродуктивная функция зависит прежде всего от
стабильности семьи. Хозяйственнопотребительская функция включает
ведение домашнего хозяйства, расчет домашнего бюджета, управление
семьей, проблему труда, социализацию ребенка.Как отмечалось выше, исследователи все чаще подчеркивают
значение сферы
эмоциональнотерапевтическую функцию семьи,
психотерапевтической функции семьи (В. Бызова, Н. Антонов и др.). одной из
важнейших является воспитательная функция. Влияние семьи на воспитание
личности глубоко индивидуально и долговременно. На личность ребенка
оказывают влияние своеобразие нравственных устоев, образ жизни,
ценностные ориентации родителей, межличностные отношения. Сложная
система межличностных отношений в семье в первую очередь от супружеских
взаимоотношений.
Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой,
родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую
определенную историческую организацию.
Существует четыре признака семьи:
брачные или кровородственные связи между её членами;
совместное проживание в одном помещении;
общий семейный бюджет;
эмоциональная привязанность супругов, родителей, детей друг к
другу;
Под браком понимается регулируемая обществом исторически
обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной? Которая
порождает обязательства и ответственность по отношению к детям. Семья –
социальное образование, имеющее в каждом конкретноисторическом типе
общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.
Семья выполняет определенные функции: генеративную, функцию
первичной социализации или воспитательную, экономическую и хозяйственно
фелицитологическую,
бытовую,
рекреационную,
гедонистическую,
коммуникативную, регулятивную.
1.
Генеративная функция
характеризуется необходимостью
продолжения человеческого рода, что является не только биологическойпотребностью, но также имеет огромное экономическое значение для
сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое
следующее положение было по крайней мере не малочисленнее, чем
предыдущие.
В последнее десятилетие наблюдается снижение темпов роста
численности населения, рост смертности, сокращение продолжительности
жизни. В Республике Саха (Якутия) в целом общую демографическую
ситуацию вполне можно рассматривать как более благоприятную по
сравнению с другими российскими регионами.
На сегодняшний день существует установка на бездетность и эта
тенденция распространяется среди супругов детородного возраста, что
связано с одной стороны, растущими экономическими трудностями,
превращение ребенка “в предмет социальной роскоши”, а с другой – духовно
моральным приемом, которое поразило современное общество, в системе
ценностей которого – престижные вещи, машина, породистая собака и т.д.
На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние и
качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.
2. Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что
родившиеся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки.
Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы
его организма развивались по "человеческой программе".
А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.
Вопервых, физическое и эмоциональное развитие человека. В
младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль,
которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.
В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается
ведущим, но перестает быть единственным.
Вовторых, семья играет определяющую роль в формировании
психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявилиспециалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как
правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет
активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно,
одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его
формальное наличие делает эффективность половой социализации
проблематичной.
Втретьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.
Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте
умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных
семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения
человека к культуре на всех этапах социализации.
Вчетвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком
социальными нормами.
Впятых,
в семье формируются фундаментальные ценностные
ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также
определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные
устремления, планы и способы их достижения.
Вшестых,
семье присуща функция социальнопсихологической
поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его
аспекты и эффективность
самоуважения,
мера самопринятия,
самореализации.
Первичная социализация служит соединительным звеном между "малым
миром" ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.
3. Экономическая и хозяйственнобытовая функция.
Раньше в понятие "экономическая функция" вкладывалось обеспечение
потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то
в настоящий момент произошло ее экономическое обособление, а изменениеотношений собственности и форм хозяйствования создало предпосылки для
возникновения в каждой семье самостоятельного экономического базиса.
На осуществление
экономической функции семьи оказывают
система социальноэкономических
воздействие,
с одной стороны,
потребностей, ценностных ориентаций и установок, жизненных целей и
идеалов, с другой стороны субъективные особенности членов семьи, их
склонностей, характер личности, потребительские запросы, уровень
культурного развития, национальная и этническая специфика.
Экономические функции семьи тесно связаны и взаимообусловлены.
Каждая из них характеризует какуюлибо конкретную сторону семейной
экономики.Экономическая функция
семьи
Участие семьи в общественном разделении
Ведение домашнего хозяйства
труда
Формирование семейного бюджета
Распределение ролей в процессе
ведения домашнего хозяйства
Обеспечение материальных условий
Бытовое обслуживание членов семьи
существования
Содержание несовершеннолетних и
нетрудоспособных членов семьи
Ведение личного подсобного,
натурального хозяйства, ремесла,
промыслы
Решение квартирных и других хозяйственно –
бытовых проблем
Соблюдение домашнего бюджета
Обеспечение медицинского
обслуживания и образования,
культурных потребностей
Организация процесса потребления
Накопление материальных ценностей
семейного богатства, передача
собственности детям.В настоящее время содержание представленной на схеме присущей
прежде семье экономической функции претерпело изменения. Получение
образования, медицинского и культурнодосугового обслуживания, как
отметила Г.Пантелеева, все в большей мере становится платным и ложится
тяжелым временем на семейный бюджет.
Спад производства, инфляция, обесценение наклонений способствовали
обнищанию очень многих семей. Внешние трудности посвоему оплачивают
семью, отодвигая психологические проблемы на задний план.
4. Гедонистическая функция, которую принято считать функцией
здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой
потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как
потребности в еде, жилище и т.д. Сегодня среди грамотных людей в
демократических обществах обще признано, что не удовлетворение
сексуальных потребностей приводит к тяжелым переживаниям личности, к
серьезными психосоматическими расстройствам. Нормальная половая жизнь,
регулярные половые отношения признаются одной из предпосылок здорового
образа жизни. Сегодня часто встречаются невротические реакции, связанные с
необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. "Двойная мораль" не
возбраняет внебрачные контакты у мужчин, но осуждает их у женщин.
Разведенные женщины оказываются в более трудном положении, чем
разведенные мужчины.
В то же время поверхностное отношение к физической близости,
относительно большая, чем раньше, легкость таких связей, как правило, не
делают людей счастливее. Нерегулярные отношения со случайными
партнерами не только лишают физическую любовь ее психологического
богатства и глубины, не только оставляют ощущение тревоги и обмана, но
влекут печальные криминальные или медицинские последствия.5. Рекреационная или психотерапевтическая функции семьи
объясняется тем, что семья это сфера абсолютной защищенности,
абсолютного принятия человека, в зависимости от его талантов, жизненных
успехов, финансового положения и т.д. Выражение "мой дом моя
крепость" хорошо выражает мысль, что здоровая, неконфликтная семья
наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может
укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира,
разрядить свои отрицательные эмоции.
Физические силы, израсходованные человеком в трудовом процессе,
выполняются в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего
восстанавливаются силы в семейной обстановке, в общении с близкими
людьми, с детьми. Разрушение системы организованного отдыха взрослых и
детей сделало для большинства населения семейное проведение отпуска
повелительной необходимостью, но полная стоимость путевок в
учреждения отдыха недоступна для очень многих. Между тем доказано,
что совместный отдых обоих супругов и детей это фактор, благотворно
влияющий на крепость семейных связей.
6. Фелицитологическая функция характеризуется "Фелиците" от
гармонии,
счастье, созданием
латинского
взаимопонимания в семье,
условий счастья,
7. Регулятивная функция. Здесь подразумевается статус семейного
человека. Статус семейного человека выше, чем статус человека не
состоящего в браке. Семейный человек более осмотрителен в своих
действиях, дает отчет своим действиям, более консервативен
8. Коммуникативная функция заключается в удовлетворении
потребности человека в двух противоположных явлениях общением и
уединении. 0 типах семейного общения остановился подробнее в
следующей главе.Таким образом, существование человека в настоящее время
организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в
какихто частных случаях может быть с большим или меньшим успехом
осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в
семье.
Типология современной семьи.
В разных странах существуют разнообразные типы семьи, иногда
экзотические, которые сохраняют формы отношений, восходящих к
глубокой древности. Нужно отметить, что сфера семейнобрачных обычаев
и традиций достаточно консервативна и очень цепко сохраняет архаические
черты. А с другой стороны с распространением современных производств и
урбанизированного стиля жизни в большинстве стран утверждается
сравнительно небольшое количество схожих моделей семьи. Такая
тенденция характерна и для нашей республики и для России.
Различают следующие типы семей: по семейному стажу, по количеству
детей, по составу, по однородности социального состава, по качеству
отношений в семье, по типу потребительского поведения, по условиям
семейной жизни. Рассмотрим их ближе.
1) По семейному стажу выделяют:
семью молодоженов;
молодую семью;
семью, ждущую ребенка;
семью среднего супружеского возраста.
Средняя продолжительность совместного проживания этого типа
семьи составляет от 3 до 9 лет. Этот период является наиболее опасным,
ответственным для семьи. Потому что именно в эти годы появляютсяслуха, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов.
старшего
супружеского
Семью
совместного проживания, которой составляет от 9 до 20 лет. Морально
продолжительность
возраста,
психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от
богатства их личностей, взаимной уступчивости.
Пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает
после вступления в брак их детей, появление внуков. Однако нужно
отметить, что этот тип для семьи помолодел т.к. возраст детей, вступающих в
брак составляет 1920 лет.
2) По количеству детей выделяют:
однодетную семью (специальное исследование выявило, что если на
женщину поколения 1929 1938 г.г. рождения приходилось в среднем 4, 2
ребенка, то сегодня 36,4% женщин в возрасте 1529 лет имеют одного
ребенка);
малодетную семью (2 или 3 ребенка);
многодетную семью (3 и более детей у женщин в возрасте 1529 лет в
Республике Саха составляют 18,2%.
3) По составу:
неполной семья может стать либо в результате развода, либо в
результате развода, либо при рождении ребенка у одинокой матери;
простая нуклеарная. Ее образуют супруги с детьми или без детей,
живущие отдельно от родителей и других родственников;
сложная семья (расширенная).
Если под одной крышей проживают три поколения: пара
родоначальников (или один из них), взрослые, дети и внуки, речь идет о
сложной семье. Возможна комбинация семьи сложной и неполной.
4) По однородности социального состава. Различают социально
гомогенные и социальногетерогениые. Социальногомогеннымиявляются такие семьи, в которых оба супруга имеют одинаковое
образование, профессию. Социально гетерогенными называют семьи, в
которых у родителей не одинаковое образование.
Самый трудоемкий для социальной работы тип семьи семья
маргинальиая. Генезис семей такого типа может быть связан с самыми
различными причинами болезнями, многодетностью, алкоголизмом,
тюремным заключением и т.д., но общим для них является резкое снижение
возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно
воспитывать детей. Часть маргинальных семей имеет люмпенцированный
характер. Их отличают крайне низкие доходы, высокий уровень
потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или
отсутствие пригодного ~и жизни жилья. Их так же называют социально
неблагополучные семьи, дети из таких семей часто составляют основной
контингент запущенных подростков, каждый член такой семьи имеет
отклоняющиеся повеление,
Другой тип семьи семья кризисная, находящаяся ниже черта
бедности и имеющая в силу этого серьезные проблемы, связанные с
физическим выживанием, супружескими отношениями и воспитанием,
детей. Такие семьи нуждаются в безусловной помощи, но сложность в том,
чтобы правильно определить оптимальные формы ее оказания.
Говоря о нравственном выживании (сохранении семьи, теплых
отношений, между супругами, родителями и детьми), то, видимо,
приходиться надеяться можно на средства массовой информации, в
основном на телевидение, радио, книги, т.к. индивидуальная помощь
психотерапия, семейные консультации и т.п. платная, таким семьям не по
карману,
Третий тип семьи благополучная семья, которая многого в жизни
добилась. Уровень благополучия таких семей средний или на 15 20% вышесреднего, и возникшие проблемы они могут решать самостоятельно, без
внешней помощи. По своему достатку они еще не могут широко
пользоваться индивидуальными средствами решения домашних проблем,
например, дорогостоящими социальными услугами.
Для четвертого типа семей, с доходы, позволяют реализовать
практически все виды платных услуг, даже дорогостоящих. Исследователь
Т. Пантелеева выделяет 5 групп семей по уровню дохода и наличию
недвижимости:
1) Крайне бедные низкие доходы, плохие жилищные условия.
нет недвижимости;
2) Относительно бедные низкий доход. но есть недвижимость,
жилищные условия средние;
3) Среднедоходные, но малоимущие нет недвижимосги,
плохие жилищные условия;
4) Высокодоходные высокий доход, но плохие жилищные условия,
нет недвижимости;
5) Богатые высокие доходы, жилищные условия выше средних,
есть недвижимость.
Исследователи пришли к неутешительному выводу: в общей массе
наше население следует признать крайне бедным, если не назвать нищим. А
более "приличный" вид основной его массы объясняется двумя
причинами: остатками благополучия прежнего времени, от которого еще
сохранились предметы длительного пользования и крыша над головой, а
от предпринимательской
также
неучтенных доходов
наличием
деятельности.
Типологизация семьи позволит значительно конкретизировать
социальную работу, оформить социальное поле.Социальная работа в семье должна строиться также с учетом
выделения некоторых этапов ее развития. Каждый из этапов имеет свои
сложности, которые обусловливают особенности социальной работы.
Первый по счету кризисный период брака приходится именно на
первые годы, если не месяцы брака. Именно в этот период распадается
каждая пятая. Причиной, как показывает практика, является неудавшаяся
адаптация супругов друг к другу и совместной жизни.
Следующий трудный этап рождение первенца. Рождение ребенка
изменяет ролевую структуру семьи. Резко возрастает объем бытовых
обязанностей и испытаний. Рождение второго, как констатируют многие
специалисты, не вызывает подобных сложных коллизий, т.к., вопервых,
определенные семейные механизмы уже сложились и функционируют, во
вторых, на рождение следующих детей супруги решаются тогда, когда
кризис, связанный с рождением первого ребенка, разрешается продуктивно.
Одной из основных проблем для работы семейного социального
педагога остается вопрос взаимоотношений "отцов и детей"'. Возрастной
кризис подростков закономерный и обязательный этап их становления, и
непонимание этого родителями порождает конфликтные ситуации.
Следующим переломным этапом в жизни большинства семей
является так называемое "время вылета птенцов из гнезда", то есть примерно
двадцатилетие брака. И хотя в наших условиях семья далеко не всегда
становится "пустым гнездом" дети живут под крышей родителей, где у
них возникают свои интересы, своя жизнь.
Родители начинают понимать: единственное, что их соединяло, это
желание поставить детей на ноги, вырастить. Когда задача выполнена, в
жизни супругов может образоваться пустота. Это время образование
новых связей вне семьи, новый тип разводимости, после которого мужчине
создать семью легче, чем его ровеснице женщине. Если такого не
происходит, то семье все равно нужна выработка новых установок и новыхинтересов. В этот период очень важна не только консультативная, но и
организационная помощь семье в создании нового круга общения, поиска
новых занятий, адекватных возрасту и интересам.
И период заката существование семьи пожилых людей, все более
зависимых от внешней помощи, все более подверженных болезням. Помощь
специалистов здесь должна стать еще более всесторонней, чем прежде.
Рассмотрение жизненного цикла семьи и связанных с ним проблем
ее членов показывает, что потребность в помощи социального семейного
педагога своеобразна и конкретна на каждом из его этапов. Суть принципа
социальной работы можно выразить пословицей: "Лучше научить
человека ловить рыбу, чем накормить его рыбой”. Другими словами
говоря, необходима переориентация с социальных пособий и
гуманитарных акций на работу по активизации жизненного потенциала
многих людей, воспитанных на дрожжах
самой
семьи. Сегодня,
социального иждивенчества, важно привести к мысли, что добиться в
своей жизни чеголибо можно только если самим работать в меру своих сил
и возможностей. Это прежде всего относится к алкоголикам, наркоманам,
бомжам и т.д.
Таким образом, социальная работа должна быть такой, чтобы
каждый тип семьи, в зависимости от здоровья ее членов, уровня доходов,
степени образования, места жительства и т.д. получал адекватную помощь,
и чтобы в этой помощи все больше места занимали модели саморазвития и
самовыживания.
Психология семейного воспитания.
Семья как важнейший институт социализации, т.к. является средой
существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Стильсемейной социализации связан с национальной культу рой, традициями, а в
их рамках с социальной принадлежностью и уровнем образования
родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.
Различают три основных стиля: авторитарный, демократический и
либеральный.
Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование
родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье
проявляется силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность,
бесцеремонное внимательность.
Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов
семьи друг и другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи
живет своими делами, заботами, мыслями. Родители, придерживающиеся
этого стиля, ценят, прежде всего, свободу воспитания. Этот стиль, по их
убеждениям, формирует у детей самостоятельность. Дети, в семье которых
господствуют
беспризорными.
обособленность и
отчужденность,
оказываются
Демократизм основывается на взаимной заинтересованности,
поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей
подавляются, а при либеральном игнорируются, то в демократической
семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль, за развитием
ребенка.
Основным направлением в описании типологии семейного
воспитания это изучение воспитательных родительских установок и
позиций. В общем виде это можно сформулировать как неоптимальные и
оптимальные родительские позиции. Позиция (от лат. positio). Мнение,
точка зрения, отношение к чему либо и соответствующее поведение.
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям
адекватности, гибкости и прогностичности.Адекватность родительской позиции представляется как понимание
родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его
душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции
заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых
типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной
родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию.
Гибкость родительской позиции рассматривается как способность
изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу условий жизни
семьи.
Некоторые авторы, занимающиеся проблемой воспитания детей,
пытались положить в
выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку.
типов воспитания
основу описания
степень
Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула
родительского воспитания выражается удовлетворением "Ребенок центр
моих интересов". Родители постоянно занимаются с ребенком, нежно к нему
относятся, заботятся о его жизни.
Следующий тип неприятие и отвержение ребенка. Обобщенная
формула родительского отношения: "Ненавижу этого ребенка, не буду о нем
заботиться, беспокоиться". Родители невнимательно относятся к ребенку,
проявляется жестокость в общении, желание как можно меньше общаться с
ним.
В других исследованиях внимание уделялось как степень свободы
ребенка в семье, т.е. как родители регулируют его поведение. При этом
подходе выделены два крайних типа чрезмерная опека и излишняя
требовательность.
Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула
родителей
родителей: "Все сделаю для ребенка".
прослеживается полное попустительство в сочетании с чрезмерной опекой.
В поведенииВоспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная
формула родителей может быть выражена утверждением: "Не хочу ребенка
такого, какой есть". Родители постоянно критикуют поведение ребенка,
отсутствует поощрение и похвала.
Третья группа ученых, анализируя типы воспитания. пришли к выводу,
что более точная оценка воспитания заключается не в одном, а в нескольких
аспектах. С одной стороны эмоциональный аспект отношения к детям, с
другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре
типа воспитания:
1) теплое отношение к ребенку в сочетании с представлением ему
самостоятельности и инициативы;
2) холодное разрешающее воспитание, при котором есть некоторое
холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с
представлением ему свободы,
3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется
эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его
поведением;
4) холодное ограничивающее воспитание, которое сопровождается
постоянной критикой ребенка, придирками, а иногда и к преследованию
самостоятельного поступка.
В последнее время определился еще один подход, исходящий не из
двухчисленной, а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три
аспекта отношений, составляющих отношение родителей к своему ребенку:
симпатия антипатия, уважение неуважение, близость дальность.
Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов
родительского воспитания.
Действенное воспитание, основанное на симпатии, уважении и
близости. Формула родительского отношения к детям такова: "Хочу"чтобы мой ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом'". В семье
теплый эмоциональный тон общения, присуще активное воспитание и
интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются его права,
оказывается радужная требовательность.
Отстраненное воспитание, основанное на симпатии, уважении, но
существует большая дистанция с ребенком. Формула семейного
воспитания: "Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль что у
меня не так много времени для общения с ним". Родители высоко
оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но
мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в его
проблемах.
Действенная жалость. Основана на близости, симпатии, но
отсутствует уважение. Формула воспитания такова: "Хотя мой ребенок
недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я
его люблю". Этот стиль эмоционального отношения к ребенку
характеризуется осознанностью действительных, а иногда и мнимых
отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате
родители приходят к идее исключительности своего ребенка. В общении
с ребенком идут к пути предоставления особых привилегий всячески
предохраняют от вредных влияний. Интересы родителей
сосредоточены на нем, они как бы не верят в возможности и способности
ребенка.
Воспитание по типу снисходительного отстранения, основывается
на симпатии, неуважении, большей межличностной дистанции. Формула
семейного воспитания выглядит примерно так: "Нельзя не винить моего
ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит".
Неблагополучие ребенка негласно является его правом, родители невмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими
людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка.
Отвержение
основано на антипатии, неуважении, большой
межличностной дистанции. Такое отношение родителей к своим детям
встречается очень редко, формула родительской позиции выражается
так: "Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание
иметь с ним дело". Родитель отстраняется от ребенка, не хочет общаться
с ним, не замечает его присутствия. Родитель становится холодно
неприступным при его приближении.
Презрение. В этом типе отношений присутствуют неуважение, малая
межличностная дистанция. Такое отношение к детям соответствует
родительской формуле следующего вида: "Я мучаюсь, беспредельно
страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив,
неприятен другим людям". Любые достижения ребенка родитель не
замечает, игнорирует, в общении не замечает ничего положительного.
Общение родителей и детей строится на понукании, назидании,
требовательности. Такие родители постоянно посещают специалистов в
желании "исправить" его.
Преследование. При таком типе родительского отношения не
уважение, антипатия, но близость к ребенку существует. Воспитание
строится по формуле: "Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!”. В
воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок
превратился в "мерзавца". Родители пытаются чрезмерной строгостью,
жестким контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами
привлечения к воспитанию общественности.
Отказ
дистанции.
В
основывается на антипатии, уважении и большой
межличностной
преобладает
отстранение от его проблем. Они, как и он издали наблюдают за ребенком,
воспитании
ребенкапризнавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При
заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи
общественности, стремятся доверить ребенка школе.
Приведенные типы родительского воспитания заостренны. В ходе
воспитания под воздействием обстоятельств, тех или иных событий
отношение родителей к ребенку изменяется. Будет ошибочным считать,
что поведение родителей от рождения ребенка до его взросления
описывалось одним типом воспитания. Практика показывает в поведении
родителей несколько вариантов отношений. Приведенный подход
позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для
родителей ведущей.
Одним из ведущих спектров отношений в семье является общение.
Исследователи В. Заслуженюк и В. Семиченко выделяют, что общение
между родителями и детьми имеет ряд специфических особенностей. Они
выделяют следующие положительные признаки семейного общения:
1. семейному общению присущи интимность, камерность, снижение
"доверительного интервала", дистанции между общающимися сторонами;
2. семейное общение охватывает все стороны человека, обеспечивая
его внеролевое принятия и взаимодействие. Например, ребенок в школе
выполняет роль ученика, на улице, переходя ее роль пешехода, в
спортивной секции спортсмена. Семья принимает его в интеграции всех
его внешних ролей;
3. в семейном общении невозможно выделить такие аспекты как
обучение, воспитание, развитие. Им присущ комплексный характер
влияния. Поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за
нарушение тех или иных правил. родители дают понять какая система норм,
правил приемлема. В то же время, одновременно идет механизм
идентификации: ребенок подражает родителям, ориентируется на них,это может происходить как на сознательном, гак и на несознательном
уровне;
4. на семью возлагается обязанность регулировать разнообразные
отношения ребенка с окружающим миром. Родители являются
своеобразным "буфером", т.к. обрушивать сложности жизни на
неокрепшую психику ребенка недопустимо. В семье снимаются стрессы,
получаемые ребенком в других сферах жизни. Здесь семья выполняет
рекреационную функцию;
5. семья обеспечивает максимальную длительность связей, что
имеет большое влияние на человека на протяжение почти всей его
жизни.
Однако, исследователи выделяют, что общение в семье может
осложняться по некоторым объективным причинам.
1. Было исследовано, что диапазон эмоциональных проявлений в
семье может колебаться, т.к. включает и расслабление и снижение
самоконтроля, и повышение тенденции к нервным разрядкам. Общение
между супругами, детьми приходится на вторую половину дня, придя
домой члены семьи испытывают острую потребность в отдыхе.
2. Общение в семье может проходить на фоне уже накопившегося
переизбытка общения.
3. Общение в семье связано с мелкими, каждодневными бытовыми
хлопотами, что обесценивает его содержательную сторону т.к.
ограничивается внешней результативностью при внутренней пустоте
отношений.
4. У родителей часто отсутствует психологопедагогический опыт.
Он приобретается параллельно с развитием ребенка. Поэтому возможны
ошибки изза отсутствия психологопедагогического опыта.
Исследователь детского невротизма В. Гарбузов выделяет несколькотипов неправильного воспитания: гиперсоциальный, тревожно
мнительный, эгоцентрический.
Гиперсоциальный тип неправильного воспитания встречается
более часто. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая
душевная потребность, а потому, что дети должны быть в каждой
семье. В семье придерживаются “строгих” правил: читаются и да
формализма пунктуально выполняются рекомендации по
"идеальному" воспитанию. Например, малыша не берут на руки, даже
если он заходится в плаче. Кормят по часам, хотя он не хочет есть в
положенное время и плачет от голода в неположенное. Ребенок у
гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, чрезмерно
дисциплинирован, чересчур гипомнителен. При гиперсоциальном
воспитании темперамент подавляется, в результате у детей формируется
гиперсоциальный или тревожномнительный характер, который
приводит к неврозу, если они терпят тяжелую неудачу или крах притязаний.
Тревожномнительный тип наблюдается в тех случаях, когда с
рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога за
него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко
наблюдается в семье с единственным ребенком, а также в семье, где растет
ребенок. Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, раним,
обидчив, не уверен себе. Они становятся очень беспокойными изза
тревожного восприятия действительности.
Эгоцентрический тип наблюдается в семье с недостаточным
уровнем ответственности в отношении будущего. Ребенку навязывается
представление о себе как о самодовлеющей сверхценности. Малейшие
прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются.Из вышеперечисленных причин можно сказать, что при
потенциально высоких возможностях семейного воспитания существуют
причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия.
В результате каждодневного взаимодействия складывается общая
атмосфера внутрисемейных отношений, характерная для того или иного
типа семьи. Встречают следующие виды отношений.
Сотрудничество заключается в поддержке и взаимоотношении. В
семье удовлетворяются основные потребности всех членов семьи. Каждый
независимо от возраста чувствует свою значимость, получает в семье
помощь и понимание от всех.
Паритет
подразумеваются "союзнические" отношения,
базирующиеся на получении при взаимодействии общей выгоды,
удовлетворяющей все стороны. Личностная значимость каждого члена
семьи отодвигается на второй план, ценнее всего поиск рациональной
целесообразности любого события.
Соревнование в семье каждый стремится быть первым во всем,
быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.
Конфронтация в семейных отношениях преобладает стремление
главенствовать над другими. Показывать свое превосходство над другими.
Антагонизм в семейных отношениях есть две или три
противоборствующие стороны, которые не согласны на компромисс.
Такое отношение может возникнуть между родителями и детьми.
На фоне таких видов семейных отношений как антагонизм и
сиротства",
появляются
конкуренция
симптомы
"скрытого
эмоциональная отчужденность детей от родителей, утрата защитных
контактов между родителями и детьми, а следствием этого видим
детскую беспризорность, бродяжничество, неконтролируемость поступков
детей. При таких условиях растет количество детских неврозов. Неизлеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на
всей его жизни.
Проблемы семейного воспитания многоплановы. Нарушение
функций семьи, воспитания: неоптимальный стиль общения и
взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным
тенденциям развития детей.
Исследователи В. Заслуженюк, В. Семиченко предлагают некоторые
педагогические рекомендации, которые могли бы помочь в семейном
воспитании.
1. Необходимо определить собственную концепцию воспитания, т.е.
обосновать принципы, которые хотели
взаимодействия с ребенком.
бы реализовать
в процессе
2. Определение диапазона невмешательства в дела ребенка. Этот
диапазон увеличивается по мере взросления ребенка. Можно составить
перечень действий, которые ребенок может совершать без вашего ведома.
Исследователи предлагают также дать ребенку возможность научить
родителей, стараться быть ненавязчивым. Ребенок должен почувствовать,
что он вправе влиять на события семейной жизни.
3. Нужно научиться диагностировать мотивы взаимодействия между
родителями и детьми.
4. Умение владеть собой и ситуацией, сопротивляться внешним
провоцирующим моментам.
5. Умение оберегать ребенка от внешних воздействий. Например, если
возможности изменить обстоятельства, то всегда можно изменить отношение
к ним, сделать менее травмирующим.
6. Постоянное наращивание воспитательного потенциала путем,
вдумчивого, анализирования чужого опыта, заимствования эффективных
средств воздействия.7. Умение анализировать собственные ошибки в воспитании,
конфликты, любое событие, тобой результат т.к. они являются почвой для
дальнейшего изменения не только ребенка, но и самих родителей.
Всех сложностей внутрисемейных отношений не избежать. Но
воспитание чуткости, уверенности в себе помогут в решении семейных
проблем с меньшими потерями, чем при стихийном течении событий.