СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Павлова М.В.
кгбпоу «Алтайский государственный колледж»
Адрес: г. Барнаул, пр. Ленина, 89; Телефон: 8(3852) 61-73-71;
E-mail: altgk@22edu.ru
Основные задачи социального педагога заключаются в создании благоприятных условий для физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального развития личности ребенка, оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита ребенка в его жизненном пространстве.
Для реализации этих задач, одним из направлений работы социального педагога является использование современных инновационных технологий в организации социально-педагогической деятельности. Инновации в воспитании позволяют формировать в подростках новый тип личности: свободных, творчески ориентированных, открытых молодых людей.
В своей работе я использую разнообразные инновационные технологии: коллективное творческое дело (КТД); информационно – коммуникативные; технология исследовательской деятельности; технология проектов; здоровьесберегающая технология; личностно - ориентированная технология.
Сегодня хочу поделиться опытом использования технологии социального проектирования.
В настоящее время проектная деятельность является актуальной, так как данная технология развивает детей, подростки учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.
Мне больше импонирует эта технология тем, что социальное проектирование направлено на решение остро-значимых социальных проблем; предлагает и обосновывает реальные пути решения рассматриваемой проблемы и попытку их полной или частичной реализации; носит командный характер работы.
Сегодня люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. Насколько терпимо современные молодые люди относятся друг к другу, к представителям других национальностей, религиозных предпочтений, к людям с ограниченными возможностями, старикам? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от них в плане их этносоциального поведения, уважительного отношения? На каких примерах нужно воспитывать толерантную личность? Эти и другие вопросы интересуют сегодня многих, интересуют нас, и мы попытались ответить на них в ходе работы социального проекта «Профилактика экстремизма в молодежной среде». Проект начал работу в прошлом учебном году.
Цель проекта:
Противодействие экстремизму и терроризму, формирование навыков моральной ответственности для успешной адаптации в социуме через организацию социально-значимой деятельности.
Задачи проекта:
- профилактика правонарушений,
- пропаганда уважительного толерантного отношения к окружающим людям,
- уменьшение проявления экстремизма и негативного отношения к лицам других национальностей и религиозных конфессий;
- моральная поддержка людей подвергшихся экстремистским нападкам;
- использование имеющихся в колледже наработок и воспитательного потенциала для организации социально значимых дел.
Миссия проекта:
Актуализация лучших моральных качеств участников проекта – доброты, сочувствия, обеспечение собственной безопасности, предупреждение любого проявления экстремизма.
С наиболее активными ребятами мы создали инициативную группу, координатором группы выступила я.
Свою работу мы начали с изучения данной проблемы по материалам различных источников информации. И поняли, что наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. В психологическом плане подростку присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.
В самом начале работы проекта мы провели диагностическую работу с обучающимися всех групп, с целью исследования личностных свойств толерантности обучающихся (анкетирование). В результате анкетирования было выявлено: считают себя толерантными 23 %, не считают себя толерантными 71 %, затрудняются ответить 6 %. Склонны к проявлению экстремизма почти 76%. Результаты говорят сами за себя. В рамках работы нашего проекта была проведена лекция для обучающихся, раскрывающая основные понятии и цель нашего проекта. Лекция вызвала живой отклик у ребят, который выразился в большом количестве задаваемых вопросов по теме. Было видно, что изначально скептическое настроение многих ребят сменилось правильным осознанием данной проблемы, что было усилено просмотром видеофильма «Принцип ненависти», предоставленным ГУВД, выставкой книг «Алтай – территория толерантности», лекцией на тему «Религиозные и конфессиональные противоречия в современном мире». 16 ноября, во всемирный день толерантности, мы провели общеуолледжное мероприятие «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!» Мероприятие было массовым. Цель: способствовать формированию у обучающихся толерантного поведения, способности адекватно и полно познавать себя и других людей. В результате, в ходе мероприятия была создана эмблема нашего социального проекта, которая условно определяет основные направления нашей деятельности, а именно: воспитание толерантного отношения к образованию, семье, инвалидам, пенсионерам, представителям различных субкультур, разным религиям и конфессиям, людям различных национальностей. По этим направлениям мы и работаем. В ходе нашей деятельности были разработаны памятки толерантного поведения обучающихся в разных ситуациях. Наглядным доказательством нашей деятельности стал выпущенный баннер. В начале марта 2021г. мы провели внутриколледжную научно-практическую конференцию, в которой участвовали обучающиеся 3 курса. Ребята готовили исследования по большой общей теме «Терроризм и экстремизм в современном обществе. Ребята представляли свои работы, презентации, отстаивали свои точки зрение, предлагали свое видение проблемы, спорили, дискутировали. Получилась очень живая, дружная и плодотворная встреча. Конечно, на данном этапе нельзя говорить о полном разрешении проблемы, есть еще ребята, которые придерживаются крайних позиций. Мы не оставляем их без внимания и проводим беседы в теплой дружеской атмосфере за чашечкой чая.
Проект только начинает свою работу, мы планируем долгосрочную работу. Запланировано огромное количество мероприятий, на этот год мы намерены выйти на городской и краевой уровень общения. Но уже и сегодня мы расширяем свою деятельность.
Проект разработан на основе следующих документов:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. ФЗ от 29.04.2008 № 54-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями).
3. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.