Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром
Оценка 4.9

Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром

Оценка 4.9
docx
14.04.2021
Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром
Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О. Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020г.

 

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О. Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020г.

 

 

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром  дошкольной группы 

«Звездочки»

(третьего года обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2020 г.

 

Пояснительная записка

Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.

Программа по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: формирование целостного восприятия и представления о различных предметах.

Задачи:

-                     Расширять представления детей об овощах, фруктах;

-                     Формировать обобщенные представления детей об овощах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове

-                     Знакомить детей с профессиями врача и продавца

-                     Закреплять у детей представления о домашних  и диких животных и их детенышей

 

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

 

Основное содержание работ.

-         Продолжать учить детей наблюдать за изменениями объектов живой и неживой природы, явлениями природы формировать временные представления (осень, признаки осени)

-         Расширять представления детей об овощах, фруктах, ягодах; формировать представления о вишне, винограде, арбузе, дыне

-         Формировать обобщенные представления детей об овощах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове

-         Знакомить детей с отдельными деревьями и ихосновными признаками (ствол, ветки, листья)

-         Закреплять представления детей о листьях разной формы и окраски, о разном размере ствола и ветвей

-         Закреплять представления детей о своем возрасте; учить отвечать на вопрос: «Сколько тебе лет?»

-         Уточнять и закреплять в речи детей названия частей тела и лица (лоб, губы, щеки, подбородок, локоть, колено); учить детей показывать части тела и лица у себя, у своих сверстников и у игрушек в процессе дидактических игр

-         Расширять представления детей о кухне, закрепляя представления о посуде в слове Закреплять у детей представления о домашних животных: собаке, кошке, лошади, корове, козе; о домашних птицах: курице, утке, петухе

-         Знакомить детей с детенышами животных: щенком, котенком, птенчиком, цыпленком (сформировать у детей представления о том, что собака (кошка, птичка, курица) — мама. Она большая. У нее есть щенок (котенок, птенчик, цыпленок). Он маленький. Мама-собака его кормит, играет с ним, защищает. У собаки может быть не один щенок, а два, три)

-          

-         Учить детей узнавать изображение осенней природы на картинках и иллюстрациях

-          

-         Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей и животных осенью

-          

-         Знакомить детей с признаками осени (часто идет дождь, на деревьях желтые листья, которые постепенно опадают)

-          Продолжать учить детей наблюдать за изменениями объектов живой и неживой природы, явлениями природы

-         Формировать временные представления (осень, признаки осени)

-         Знакомить детей с разными эмоциональными состояниями человека (радость, гнев, горе, удивление)

-         Закреплять у детей знание всех помещений детского сада и употребление названий отдельных помещений в речи

-         Расширять представления детей о спортивном и музыкальном залах, отмечая их специфику и специфику деятельности детей в них

-         Формировать у детей представления о цикличности жизни детей в детском саду, о необходимости соблюдения режимных моментов, обобщая их периодичность и повторяемость в словесном плане (утром — встают, одеваются, завтракают; днем — играют, занимаются, отдыхают; вечером — ужинают, принимают душ, ванну, слушают музыку, ложатся спать; ночью — спят)

-         Знакомить детей с профессиями врача и продавца

-         Знакомить детей с разными видами бумаги и ее свойствами

-         Знакомить детей со значением предметов домашнего обихода: на кровати спят; за столом едят, занимаются; в тарелку наливают суп; в чашку наливают компот, чай и т. д.

-         Формировать у детей обобщенное представление о мебели, закрепляя его в слове

-         Знакомить детей с существенными деталями некоторых предметов: у стола — крышка, ножки; у стула — сиденье, спинка, ножки; у платья, рубашки, пальто — рукава, воротник, пуговицы

-          Закреплять и расширять у детей представления о животных и их детенышах (заяц, белка, лиса, волк, еж живут в лесу; как звери спасаются зимой от холода и голода)

-          Формировать у детей представления о детенышах диких животных, учить называть их словом

-         Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей и животных зимой Знакомить детей со свойствами воды и снега, закрепить представление о зиме

-         Формировать у детей представления о труде взрослых: повар готовит пищу; няня моет посуду; мама шьет, стирает; шофер водит машину; строители строят дом и т. д.

-         Закреплять у детей представления о профессиональной деятельности врача, повара, шофера, продавца

-         Закреплять у детей представления о деревьях, учить дифференцировать деревья и кустарники

-         Учить детей узнавать части дерева и отдельные деревья: ель, березу, рябину, клен Учить детей соотносить визуальный образ дерева с его реальным видом и изображением на иллюстрации

-         Знакомить детей с обобщающими понятиями «мебель», «овощи», «фрукты»

-         Учить детей различать животных по их основным признакам: лягушка — зеленая, прыгает, квакает, живет в пруду; еж — серый, колючий, живет в лесу, ест грибы и ягоды и т. д.

-         Формировать у детей представления о том, что одни животные (заяц, медведь, лиса, еж, волк) живут в лесу, а другие (курица, корова, петух, коза) — около жилища человека

-         Знакомить детей с весной и ее отличительными признаками: тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы и первая травка

-         Знакомить детей с признаками весенней погоды — дождливая, солнечная, ветреная, пасмурная

-         Учить детей различать и называть время суток: утро, день, ночь Знакомить детей с транспортом, с правилами поведения на улице и в транспорте

Игры и упражнения: «Осенний огород», «Воробушек», «бумажная страна», «цветы в саду», и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок может  научиться:

-                      называть всех членов своей семьи, знать их имена;

-                      находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);

-                     называть имя друга или подруги;

-                      рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец;

-                      иметь представления о повседневном труде взрослых;

-                      адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов;

-                      выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;

-                      называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;

-                      называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного;

-                      называть или определять по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень;

-                      определять текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная, дождливая.

 

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.

3.                 Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.

4.                 Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия


 

12.           

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях

Пояснительная записка Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях

Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю

Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю

Проигрывание действий педагогом на глазах у детей ·

Проигрывание действий педагогом на глазах у детей ·

Знакомить детей с детенышами животных: щенком, котенком, птенчиком, цыпленком (сформировать у детей представления о том, что собака (кошка, птичка, курица) — мама

Знакомить детей с детенышами животных: щенком, котенком, птенчиком, цыпленком (сформировать у детей представления о том, что собака (кошка, птичка, курица) — мама

Знакомить детей с профессиями врача и продавца -

Знакомить детей с профессиями врача и продавца -

Знакомить детей с обобщающими понятиями «мебель», «овощи», «фрукты» -

Знакомить детей с обобщающими понятиями «мебель», «овощи», «фрукты» -

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Методические рекомендации. 2

Методические рекомендации. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021