Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром

  • docx
  • 14.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О. Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020г.

 

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2020 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2020г.      

«Утверждаю»

И.О. Директора КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Опрятова О.С.

 «____»________2020г.

 

 

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром  дошкольной группы 

«Звездочки»

(третьего года обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2020 г.

 

Пояснительная записка

Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.

Программа по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: формирование целостного восприятия и представления о различных предметах.

Задачи:

-                     Расширять представления детей об овощах, фруктах;

-                     Формировать обобщенные представления детей об овощах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове

-                     Знакомить детей с профессиями врача и продавца

-                     Закреплять у детей представления о домашних  и диких животных и их детенышей

 

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

 

Основное содержание работ.

-         Продолжать учить детей наблюдать за изменениями объектов живой и неживой природы, явлениями природы формировать временные представления (осень, признаки осени)

-         Расширять представления детей об овощах, фруктах, ягодах; формировать представления о вишне, винограде, арбузе, дыне

-         Формировать обобщенные представления детей об овощах, осуществляя классификацию и фиксируя ее результаты в слове

-         Знакомить детей с отдельными деревьями и ихосновными признаками (ствол, ветки, листья)

-         Закреплять представления детей о листьях разной формы и окраски, о разном размере ствола и ветвей

-         Закреплять представления детей о своем возрасте; учить отвечать на вопрос: «Сколько тебе лет?»

-         Уточнять и закреплять в речи детей названия частей тела и лица (лоб, губы, щеки, подбородок, локоть, колено); учить детей показывать части тела и лица у себя, у своих сверстников и у игрушек в процессе дидактических игр

-         Расширять представления детей о кухне, закрепляя представления о посуде в слове Закреплять у детей представления о домашних животных: собаке, кошке, лошади, корове, козе; о домашних птицах: курице, утке, петухе

-         Знакомить детей с детенышами животных: щенком, котенком, птенчиком, цыпленком (сформировать у детей представления о том, что собака (кошка, птичка, курица) — мама. Она большая. У нее есть щенок (котенок, птенчик, цыпленок). Он маленький. Мама-собака его кормит, играет с ним, защищает. У собаки может быть не один щенок, а два, три)

-          

-         Учить детей узнавать изображение осенней природы на картинках и иллюстрациях

-          

-         Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей и животных осенью

-          

-         Знакомить детей с признаками осени (часто идет дождь, на деревьях желтые листья, которые постепенно опадают)

-          Продолжать учить детей наблюдать за изменениями объектов живой и неживой природы, явлениями природы

-         Формировать временные представления (осень, признаки осени)

-         Знакомить детей с разными эмоциональными состояниями человека (радость, гнев, горе, удивление)

-         Закреплять у детей знание всех помещений детского сада и употребление названий отдельных помещений в речи

-         Расширять представления детей о спортивном и музыкальном залах, отмечая их специфику и специфику деятельности детей в них

-         Формировать у детей представления о цикличности жизни детей в детском саду, о необходимости соблюдения режимных моментов, обобщая их периодичность и повторяемость в словесном плане (утром — встают, одеваются, завтракают; днем — играют, занимаются, отдыхают; вечером — ужинают, принимают душ, ванну, слушают музыку, ложатся спать; ночью — спят)

-         Знакомить детей с профессиями врача и продавца

-         Знакомить детей с разными видами бумаги и ее свойствами

-         Знакомить детей со значением предметов домашнего обихода: на кровати спят; за столом едят, занимаются; в тарелку наливают суп; в чашку наливают компот, чай и т. д.

-         Формировать у детей обобщенное представление о мебели, закрепляя его в слове

-         Знакомить детей с существенными деталями некоторых предметов: у стола — крышка, ножки; у стула — сиденье, спинка, ножки; у платья, рубашки, пальто — рукава, воротник, пуговицы

-          Закреплять и расширять у детей представления о животных и их детенышах (заяц, белка, лиса, волк, еж живут в лесу; как звери спасаются зимой от холода и голода)

-          Формировать у детей представления о детенышах диких животных, учить называть их словом

-         Формировать у детей представления о жизни и деятельности людей и животных зимой Знакомить детей со свойствами воды и снега, закрепить представление о зиме

-         Формировать у детей представления о труде взрослых: повар готовит пищу; няня моет посуду; мама шьет, стирает; шофер водит машину; строители строят дом и т. д.

-         Закреплять у детей представления о профессиональной деятельности врача, повара, шофера, продавца

-         Закреплять у детей представления о деревьях, учить дифференцировать деревья и кустарники

-         Учить детей узнавать части дерева и отдельные деревья: ель, березу, рябину, клен Учить детей соотносить визуальный образ дерева с его реальным видом и изображением на иллюстрации

-         Знакомить детей с обобщающими понятиями «мебель», «овощи», «фрукты»

-         Учить детей различать животных по их основным признакам: лягушка — зеленая, прыгает, квакает, живет в пруду; еж — серый, колючий, живет в лесу, ест грибы и ягоды и т. д.

-         Формировать у детей представления о том, что одни животные (заяц, медведь, лиса, еж, волк) живут в лесу, а другие (курица, корова, петух, коза) — около жилища человека

-         Знакомить детей с весной и ее отличительными признаками: тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы и первая травка

-         Знакомить детей с признаками весенней погоды — дождливая, солнечная, ветреная, пасмурная

-         Учить детей различать и называть время суток: утро, день, ночь Знакомить детей с транспортом, с правилами поведения на улице и в транспорте

Игры и упражнения: «Осенний огород», «Воробушек», «бумажная страна», «цветы в саду», и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок может  научиться:

-                      называть всех членов своей семьи, знать их имена;

-                      находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);

-                     называть имя друга или подруги;

-                      рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец;

-                      иметь представления о повседневном труде взрослых;

-                      адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов;

-                      выделять отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, овощи, фрукты;

-                      называть функциональные назначения предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни;

-                      называть изученные группы животных, показывать основные части тела животного;

-                      называть или определять по картинке основные признаки заданного времени года: зима, лето, осень;

-                      определять текущее состояние погоды: холодная, теплая, ветреная, солнечная, дождливая.

 

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.

3.                 Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.

4.                 Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия


 

12.