КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019 г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающегося с интеллектуальной недостаточностью по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром дошкольной группы
«Звездочки»
(первого года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Ее базис, необходимый для усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, — ориентировка ребенка в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни.
Программа по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: формировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка.
Задачи:
- формирование у ребенка потребности эмоционально-личностного контакта со взрослым;
- обучение ребенка первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка и взрослого в предметно-игровой ситуации);
- обучение детей выполнению элементарной речевой инструкции.
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
- Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.
- Формировать у ребенка двигательное подкрепление эмоциональной реакции.
- Формировать у ребенка положительную эмоциональную реакцию на появление близких взрослых (матери, отца).
- Формировать у ребенка понимание и воспроизведение указательного жеста рукой.
- Формировать у ребенка фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее перемещением).
- Учить реагировать и откликаться на свое имя.
- Учить воспринимать сверстника и выделять его из окружающей среды.
- Формировать у ребенка положительную реакцию на сверстников в группе, выделяя их среди других детей.
- Формировать у ребенка интерес к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами из ближайшего окружения.
- Знакомить ребенка с составом его семьи, фотографиями близких родственников, составив из них семейный родственников.
- Учить ребенка удерживать предмет в руках более продолжительное время.
- Учить ребенка выполнять элементарные действия с игрушками по речевой инструкции: «Возьми...», «Дай...».
Игры и упражнения: «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», и т.п.
Целевые ориентиры к концу первого года обучения.
Ребенок может научиться:
- демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого.
- давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции.
- давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки).
- понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении.
- демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия (мытье рук, пользование ложкой, рисование мелом, карандашом, раскатывание теста и т. д.).
- фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действий с ней, прослеживать ее перемещение по горизонтали и вертикали на расстояние до 30 см.
- откликаться на свое имя.
- узнавать себя в зеркале, на индивидуальной фотографии.
- положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним.
- положительно реагировать на одного из сверстников (друга, подругу), выделять его среди других детей, находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта.
- выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения.
- выполнять по речевой инструкции элементарные действия с игрушками.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
3. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.
4. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.