+Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром2

  • docx
  • 24.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала +Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром2.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром  дошкольной группы 

«Звездочки»

(второго года обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.

Программа по социальному развитию и ознакомлению с окружающем миром составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: обогащение, уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Задачи:

-                     продолжать расширять ориентировку детей в окружающем.

-                     начать формирование у детей представлений о целостности человеческого организма.

-                     учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде.

-                     знакомить детей с предметами окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель).

-                     учить детей последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию.  

-                     формировать у детей временные представления (лето, осень, зима).

-                      развивать умение детей действовать с объектами природы на основе выделенных признаков и представлений о них.

-                     формировать у детей представления о живой и неживой природе; учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы.

-                     учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде.  

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

-                     Продолжать формировать у детей умения наблюдать за изменениями в природе, за явлениями природы (солнце, дождь, ветер), закрепить представление о лете

-                     Формировать представление об изменчивости погоды, знакомить с признаками осени

-                     Учить детей праздновать свой день рождения (организовать в группе праздник — поздравить ребенка с днем рождения, преподнести подарки, устроить детям праздничный чай), наблюдать за действиями и поведением людей (человек идет, едет на машине, бежит; мама ведет ребенка в детский сад, везет в колясочке) Знакомить детей с работой шофера.

-                     Начать знакомить детей с фамилиями сверстников по группе, со строением тела и его частями (туловище, живот, спина, волосы, язык, пальцы, зубы, плечи). Расширять представления об основных частях тела и лица.

-                     Учить узнавать знакомых животных по их голосам (звукоподражание)

-                     Знакомить детей с овощами и фруктами (морковь, лук, огурец, картошка, яблоко, груша, апельсин, лимон, помидор)

-                     Учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу

-                     Знакомить детей с помещениями группы и детского сада: прихожей, залом, кабинетом врача

-                     Ввести в активный словарь детей обобщающее слово игрушки

-                     Продолжать формировать умения детей наблюдать за объектами живой и неживой природы, за изменчивостью природы

-                     Закреплять представления детей о том, что в группе есть девочки и мальчики, любимые занятия которых могут различаться

-                     Знакомить детей с профессиями врача, воспитателя

-                     Формировать у детей представление о детском саде (для чего он нужен, что в нем имеется, кто в нем работает)

-                     Формировать у детей представления о зиме как о времени года, закреплять представления детей о праздниках зимы

-                     Расширять представления детей о посуде: познакомить их с блюдцами, ножом, кастрюлей, чайником, половником, сковородой; ввести в активный словарь обобщающее слово посуда

-                     Закреплять у детей представления об игрушках; познакомить их с ведром, совком, лопатой, лошадкой, рыбкой, санками, неваляшкой, кошкой, собакой, белкой; с игрушечной посудой, одеждой, мебелью: кроватью, столом, стулом, шкафом и их назначением (без обобщающего слова).

-                     Учить детей взаимодействовать со сверстниками на основе их представлений о свойствах и качествах природных материалов («Из песочка делаем куличики, для этого песок поливаем»)

-                     Знакомить детей с предметами одежды и обуви (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки, сапоги, ботинки, туфли) Ввести в активную речь ребенка обобщающее слово одежда

-                     Закреплять у детей понятие о пище

-                     Знакомить их с блюдами (салат, щи, макароны, картофель, сыр, печенье, масло, пирог)

-                     Учить детей наблюдать за повадками и поведением птиц и отражать результаты наблюдений в речевой и изобразительной деятельности

-                     Знакомить детей с отдельными признаками весны

-                     Учить детей дифференцировать деревья, траву и цветы, определять состояние природы и погоды (солнечный день, дождливая погода, хмурое небо)

Игры и упражнения: «Что капает?», «Вот и снег», « Наш овощи», «Огород», и т.п.

Целевые ориентиры к концу второго года обучения.

Ребенок может  научиться:

-                     называть свое имя, фамилию, возраст;

-                      показывать и называть основные части тела и лица;

-                      знать, что делает человек данной профессии (воспитатель, врач);

-                      выделять по обобщающему слову, названному взрослым, некоторые продукты, игрушки, предметы посуды, одежды;

-                      называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;

-                     определять по изображениям два времени года, лето и зиму;

-                      определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года;

-                      адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 – 96-100 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.

3.                 Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.

4.                 Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

 

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

 

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия


 

12.