Социальные «портреты» отметок (по Ш.А. Амонашвили)
Торжествующая «пятерка»
Гордость и полное
удовлетворение родителей, сидящих за партами учеников на родительском собрании.
Радостные и довольные лица родных при каждом возвращении ребенка из школы с
новой «пятеркой», удовлетворенные возгласы: «Молодец, я так и знала!», «Ах ты
мой хороший!»
Особое положение «отличников» в классном коллективе, осознание ими своей
исключительности перед одноклассниками и ребятами во дворе. Отдаление от
«отстающих», «слабых», «плохих» товарищей; высокомерная помощь «отстающим».
Завышенные требования при подборе товарищей и друзей. Расширенные права в школе
и в семье, привычка к поощрениям и подаркам родителей. Полное доверие со
стороны взрослых.
Нередко зависть одноклассников, разрешаемые в пользу «отличника» конфликты,
самонадеянность, усиление стремления быть первым во что бы то ни стало.
Обнадеживающая «четверка»
Поощрения со
стороны родителей и надежда на большие успехи: «Сохрани положение!», «Так
держать!», «Можешь стать отличником!». Повышение престижа ученика среди
одноклассников (и соответственно родителей среди родственников, соседей и
сослуживцев), расширение прав ребенка, увеличение доверия.
Но если «четверка» означает снижение успеваемости, то следуют противоположные
реакции. Со стороны родителей — отсутствие похвалы и ласкового обращения,
сужение прав и лишение некоторых удовольствий, приостановление выполнения
обещаний; со стороны ребенка — переживание упавшего престижа перед
одноклассниками, членами семьи и близкими людьми.
Высокая мотивация учебной деятельности.
Привычная «тройка»
Обычно родители не
выражают ни радости, ни озлобления, может быть — сожаление, что ребенок упорно
не желает (или не может) перешагнуть через «тройку».
Без особых эмоций воспринимается такая «тройка» и в классе.
Картина немного меняется, если ученик перешагнул барьер и из «отстающих» вышел
в «средние». В таких случаях радость родителей перемешивается со страхом: как
бы не вернулся обратно. Желая закрепить успех, родители сдержанно хвалят
ребенка, не поощряя подарком.
Средняя или низкая мотивация учебной деятельности. В коллективе сверстников
чаще средняя или низкая статусность.
Угнетающая «двойка»
Раздражение и гнев
родителей, конфликты с учителями, скандалы в семье. Полное лишение прав,
установление жесткого контроля и усиление требований.
Угнетенное, напряженное положение ученика в семье и в классе, уязвленное
самолюбие, сужение сферы общения с одноклассниками; насмешки товарищей,
проработки на собраниях и дома и как реакция — дерзость и озлобление.
Резкое изменение отношений и в том случае, когда из «средних» попал в «слабые».
Горькое переживание ухудшения положения в классе и в семье, постоянное
выслушивание нотаций от родителей, учителей и «сильных» одноклассников; ложь,
чтобы избежать наказания, и переживание разоблачений.
На мотивацию учебной деятельности эта оценка оказывает разное влияние в разных
ситуациях, в зависимости от личностных особенностей ученика.
Уничтожающая «единица»
Применяется на
практике в исключительных случаях, когда нужно отметить незнание и дерзость
школьника. Педагог нередко озлоблен на такого ученика. Такая оценка может
вызывать у одноклассников даже сочувствие к попавшему в беду товарищу из-за
несправедливости педагога, а у родителей — смех сквозь слезы, горькую иронию в
адрес как ученика, так и его учителя.
На статусное положение учащегося в коллективе сверстников эта оценка
практически не влияет, а вот на отношение учеников к своему учителю может
повлиять.
Мотивация учебной деятельности часто не меняется, но может и снизиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.