Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 30 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Нижневартовск, ХМАО – Югра.
Социальный проект
« Школьная форма – наш выбор»
Выполнили:
Учащиеся 5в класса
Байда Юлия, Турарова Аяна,.
Руководитель проекта:
Старцева Г.Р
Нижневартовск 2019
Содержание
Ведение………………………………………………………………4
I.ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ОПЫТ РОССИИ…………………….5
1. Школьная форма до 1917 года………………………………....6
2. Школьная форма в Советский период……………………….7
3. Школьная форма на рубеже веков (XX-XXI)………………..8
II. Школьная форма - опыт зарубежных стран..9
III. Школьная форма: «за» и «против»………………10
IV. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА…………………11
V.Заключение………………………………………………...12
VI.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………….13
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Школьная форма в учебных заведениях приобретает всё большую актуальность. Сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной.
История школьной формы насчитывает в общей сложности несколько веков, начиная с эпохи Возрождения, когда студенты стали носить мантии. В России эта история намного короче и насчитывает около полутора веков. Но при этом она не менее интересна и насыщена событиями. Форму вводили, изменяли, отменяли, снова вводили.
С 1992 года в России официально школьная форма отменена, но в последнее время все больше и больше школ вводят обязательную форму. Несомненно, школьная форма имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает; повышает дисциплину, успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности.
Данная работа направлена на исследование школьной формы и отношения к ней в разные исторические периоды и в разных странах, в особенности в современной России.
Поиск и сбор данных о школьной форме проводился в основном через анкетирование, изучение различных документов, поиск информации в сети Интернет.
Приступая к работе над исследованием школьной формы, мы поставили перед собой следующие цели:
Цель:Изучить историю школьной формы и выявить проблемы ее современного состояния.
Задачи:
1. Поиск информации об истории школьной формы. Анализ полученных результатов.
2. Систематизация данных о наличии школьной формы в разных странах мира.
3. Выявление мнений учащихся на основе проведенного анкетирования.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что современной школе необходимо введение школьной формы.
I. Школьная форма: опыт России
1. Школьная форма до 1917 года
Школьная форма в России существовала еще в XIX веке, ее носили гимназисты и воспитанницы пансионов благородных девиц. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
Годом рождения школьной формы считают 1834 год (Таблица 1. Составлена по ссылке 3.) Тогда в школьную форму входили фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Иногда носили куртки со стоячим воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
25 июля 1914 года утвердили ношение школьной формы ученицами гимназий. Это были платья темно-коричневого цвета с черным фартуком, обувь без каблуков, шляпы с черными лентами, которые по праздникам разрешалось заменять цветными.
В гимназиях учились дети состоятельных родителей, форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию.
2. Школьная форма в Советский период
Все изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет «О единой школе…», отменявший школьную форму как таковую и именовавший её эдаким пережитком прошлого.
Однако, в 1949 году снова вводится школьная форма. Было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках со стоячим воротничком-стоечкой. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой, которую чистили так, чтобы горела на солнце, и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев – значок на груди. Именно тогда появились белые «праздничные» фартуки и пришивные воротнички с манжетами. Со временем менялся лишь фасон формы. Так выглядели в школе наши бабушки и дедушки.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежняя. В 1973 году форму для мальчиков снова поменяли, а в 1976 году то же самое произошло и с формой девочек. Таким образом, школьная форма стала неотъемлемой частью жизни каждого советского ребенка.
Школьная форма была нескольких моделей. В первую очередь это, несомненно, было классическое коричневое платье с передником для девочек. В комплекте было два передника – черный для повседневной носки и белый для праздничнылинеек. Но самым главным украшением этой неброской одежды были кружевные воротнички и манжеты, которые приходилось подшивать к платьям. Мальчики же младших классов носили форменные брюки и курточки синего цвета с манжетами на рукавах, похожие на классические джинсовые куртки. А еще на боковой части рукава имелась нашлепка из мягкого пластика с нарисованным открытым учебникам и восходящим солнцем. С 8-го класса школьникам была положена более взрослая школьная форма. Мальчики должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм с неизменной нашлепкой на рукаве, а подросшие девочки синие костюмы-тройки – юбка-трапеция со складками спереди, пиджак с накладными карманами и жилетка. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам блузки.
Но, всё же, на последний звонок девочки появлялись в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами. Эта традиция жива и по сей день, и многие выпускницы XXI века приходят на свой последний школьный звонок в «старой доброй, еще советской форме». В 1988 году некоторые школы в порядке эксперимента отказались от обязательного ношения школьной формы, давая тем самым почву индивидуальности школьников.
3. Школьная форма на рубеже веков (XX-XXI)
В 1992 году школьная форма была отменена во всех российских школах. В Законе Российской Федерации «Об образовании» вопрос о школьной форме теперь не регламентируется ни на местном, ни на федеральном уровне. Коричневые платья и синие костюмы заменили «варёные» джинсы, брюки-клёш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».
В современной России нет единой школьной формы, но многие школы, лицеи и гимназии, начиная с 1999 года, стали вводить свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.
II. Школьная форма - опыт зарубежных стран
Во многих странах школьная форма в большей степени представлена вариантом dress-code, который позволяет выбирать форму одежды в определенных рамках, установленных самой школой (Таблица 2 составлена по ссылке 6). Но в частных школах, где высокие требования к дисциплине, где большое уважение к традициям, которые складывались столетиями, форма является обязательной и установлена по жесткому образцу (Япония, Англия). Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания.
Обществом школьная форма, чаще всего, воспринимается как неотъемлемый атрибут школьной жизни. Где-то она вызывает сдержанное, но в целом положительное отношение к себе, где-то выступает даже образцом для молодежной моды (Япония). Негативное отношение присутствует только там, где с наличием формы вынуждены соглашаться, несмотря на ее неудобство и несовременный внешний вид (Англия).
III. Школьная форма: «за» и «против»
Анализ анкетирования учащихся
Нужна ли школьная форма? Какой она должна быть?
На сегодняшний день мнение обучающихся об обязательном ношении формы и о том, как она должна выглядеть неоднозначно (Таблица 3). Одни считают, что форма воспитывает внутреннюю дисциплину, настраивает на рабочий лад, воспитывает хороший вкус, так как ребенок, начиная с младшего школьного возраста, привыкает к деловому элегантному стилю. Другие согласны с тем, что форма должна быть, но хотели бы изменить ее облик. В то же время есть учащиеся, которые считают, что форма не нужна.
Из анкет можно сделать вывод, что, несмотря на то, что большинство учащихся согласны с существованием школьной формы, они отмечают ее недостатки.
Мнение учителей едино: наличие школьной формы обязательно. При этом учителя подчеркивают положительное влияние формы на дисциплину.
Результаты анкетирования учеников младших и средних классов показали негативное отношение к форме. Более 40% чувствуют себя в ней неуютно и хотели бы ее изменить. 54% хотели бы ее отменить вовсе.
Опираясь на результаты проведенного анкетирования, а также на результаты российских социологических опросов, были выявлены положительные и отрицательные стороны наличия школьной формы (Таблица 3). Положительных и отрицательных качеств школьной формы примерно одинаково. Однако в колонке со знаком «+», приводимые аргументы более весомы, в противоположной колонке главным будет являться финансовый фактор.
IV. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
Среди учеников моего класса, мы с классным руководителем проводили опрос «Какой должна быть школьная форма?».
Как одеться в школу — вопрос важный, потому что именно от внешнего вида часто зависят отношения в коллективе. Конечно, одежда должна придавать уверенность в себе, быть комфортной, красивой и уместной.
Недопустимо приходить в школу в спортивном костюме. У девочек юбки не должны быть слишком короткими.
Школьная форма уже давно приобрела очертания, близкие к деловому стилю. Офисная одежда способна придать фигуре, лицу, образу в целом, как женственности, так и мужественности, а еще она практична. Кроме того, такая одежда придаст облику некоторую «взрослость», насколько это возможно
V.Заключение
Подводя итоги работы, можно сказать, что мной систематизирована информация об истории школьной формы в России и современном состоянии формы за рубежом. На основе проведенного анкетирования учащихся и учителей выявлены основные тенденции во взглядах школьного сообщества на форму. Исторический опыт показывает, что школьная форма будет существовать и в дальнейшем.
Говоря о форме в нашей Гимназии, делаю вывод, что форма уже стала неотъемлемым атрибутом школьной жизни, несмотря на неоднозначное отношение учащихся к ее существованию.
На основе собранных материалов и проведенных наблюдений, считаем, что возможны несколько вариантов развития школьной формы.
Первый: школьная форма станет обязательной.
Второй: возможно, будущим школьной формы станет dress-code.
Третий: каждая школа будет решать этот вопрос самостоятельно. Предпочтительным нам видится третий вариант, когда большинство школ рано или поздно выберут собственный вариант формы, что уже и происходит во многих щколах.
VI.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список документов:
1. Закон РФ «Об образовании», 1992 год.
Список литературы:
1.«Оформлять» ли ребят?// Аргументы и факты, №35, 2006г.
Список Интернет ресурсов:
1. http://www.rusedu.ru/detail_4761.html - Ах уж, эта школьная форма!
2. http://www.bel.ru/news/education/2007/11/20/27338.html - Школьная форма. Быть или не быть?
3. http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/252/ - Школьная форма: за и против
4. http://po4emu4ki.ucoz.ru/publ/4-1-0-30 - проект ФОРМА БУДУЩЕГО
5. http://planetashkol.ru/articles/21437/ - Снова в школу! Что надеть?
6. gym91.k26.ru/pages/uchitel/history/pichug/project/ - Роль форменной одежды учащегося в жизни школьного сообщества.
приложения
Таблица 1
Таблица 2. Характеристика формы некоторых стран и систематизация данных о наличии школьной формы и отношении к ней в обществе
Страна |
Наличие/отсутствие школьной формы |
Фасон формы |
Отношение к форме |
Япония |
Есть |
Единый фасон |
На пике моды |
Англия |
Есть |
В каждой школе – своя форма |
Негативное отношение |
Иран |
Есть |
Единый фасон |
Нейтральное отношение |
Израиль |
Есть |
- |
Положительное отношение |
Россия |
На усмотрение учебного заведения |
Чаще костюмы делового стиля, в частных школах есть свои модели |
Отношение неоднозначное |
США |
На усмотрение учебного заведения |
Dress-code, в частных школах – свои модели |
К униформе отношение отрицательное, но Dress-code все выполняют |
Африканские страны |
На усмотрение учебного заведения |
Dress-code, в частных школах – свои модели |
Положительное отношение. Форма – предмет гордости |
Австралия |
Есть |
Dress-code, в частных школах – свои модели |
К униформе отношение отрицательное, но Dress-code все выполняют |
Испания |
Есть |
Единый фасон |
Нейтральное отношение |
Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся 5 классов
|
да |
нет |
нейтрально |
Нравится ли вам носить школьную форму? |
30% |
52% |
17% |
Помогает ли форма настроится на рабочий лад? |
36% |
54% |
10%
|
Чувствуете ли вы себя уютно в форме? |
44% |
38% |
18%
|
Хотели ли бы вы изменить школьную форму? |
65% |
27% |
8% |
Хотели бы вы отменить школьную форму? |
54% |
32% |
14% |
Таблица 3. Школьная форма: «за» и «против»
+ |
- |
1. Сглаживание социального неравенства 2. Дисциплинирует 3. Формирует чувство общности со школой 4. Делает детей более внимательными, сосредоточенными на предметном содержании урока 5. Прививается привычка и умение носить одежду делового стиля 6. У родителей исчезает сомнение или непонимание как одеть ребенка в школу |
1. Мешает развитию индивидуальности 2. Затрата времени и сил при приобретении 3. Требуются дополнительные финансовые затраты 4. Наличие формы в одной школе может вызывать насмешки учащихся других школ 5. Часто школьная форма неудобна
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.