Социальный проект "Школьная форма - наш выбор"
Оценка 4.7

Социальный проект "Школьная форма - наш выбор"

Оценка 4.7
doc
31.01.2020
Социальный проект "Школьная форма - наш выбор"
Школьная форма.doc

                Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 30 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нижневартовск, ХМАО – Югра.

 

 

 

 

 

 

Социальный проект

« Школьная форма – наш выбор»

 

 

 

 

 

Выполнили:

Учащиеся 5в класса

Байда Юлия, Турарова Аяна,.

Руководитель проекта:

Старцева Г.Р

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск 2019

Содержание

Ведение………………………………………………………………4

I.ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ОПЫТ РОССИИ…………………….5

     1. Школьная форма до 1917 года………………………………....6

     2. Школьная форма в Советский период……………………….7

     3. Школьная форма на рубеже веков (XX-XXI)………………..8

     II. Школьная форма - опыт зарубежных стран..9

     III. Школьная форма: «за» и «против»………………10

     IV. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА…………………11

     V.Заключение………………………………………………...12

     VI.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………….13

          Приложения

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Школьная форма в учебных заведениях приобретает всё большую актуальность. Сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной.

История школьной формы насчитывает в общей сложности несколько веков, начиная с эпохи Возрождения, когда студенты стали носить мантии. В России эта история намного короче и насчитывает около полутора веков. Но при этом она не менее интересна и насыщена событиями. Форму вводили, изменяли, отменяли, снова вводили.

С 1992 года в России официально школьная форма отменена, но в последнее время все больше и больше школ вводят обязательную форму. Несомненно, школьная форма имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает; повышает дисциплину, успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности.

Данная работа направлена на исследование школьной формы и отношения к ней в разные исторические периоды и в разных странах, в особенности в современной России.

Поиск и сбор данных о школьной форме проводился в основном через анкетирование, изучение различных документов, поиск информации в сети Интернет.

Приступая к работе над исследованием школьной формы, мы поставили перед собой следующие цели:

Цель:Изучить историю школьной формы и выявить проблемы ее современного состояния.

Задачи:

1. Поиск информации об истории школьной формы. Анализ полученных результатов.

2. Систематизация данных о наличии школьной формы в разных странах мира.

3. Выявление мнений учащихся на основе проведенного анкетирования.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что современной школе необходимо введение школьной формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Школьная форма: опыт России

 

 

1. Школьная форма до 1917 года

Школьная форма в России существовала еще в XIX веке, ее носили гимназисты и воспитанницы пансионов благородных девиц. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

 Годом рождения школьной формы считают 1834 год (Таблица 1.  Составлена по ссылке 3.) Тогда в школьную форму входили фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

 Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Иногда носили куртки со стоячим воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

25 июля 1914 года утвердили ношение школьной формы ученицами гимназий. Это были платья темно-коричневого цвета с черным фартуком, обувь без каблуков, шляпы с черными лентами, которые по праздникам разрешалось заменять цветными.

В гимназиях учились дети состоятельных родителей, форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию.

 

2. Школьная форма в Советский период

Все изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет «О единой школе…», отменявший школьную форму как таковую и именовавший её эдаким пережитком прошлого.

Однако, в 1949 году снова вводится школьная форма. Было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках со стоячим воротничком-стоечкой. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой, которую чистили так, чтобы горела на солнце, и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев – значок на груди. Именно тогда появились белые «праздничные» фартуки и пришивные воротнички с манжетами. Со временем менялся лишь фасон формы. Так выглядели в школе наши бабушки и дедушки.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежняя. В 1973 году форму для мальчиков снова поменяли, а в 1976 году то же самое произошло и с формой девочек. Таким образом, школьная форма стала неотъемлемой частью жизни каждого советского ребенка.

Школьная форма была нескольких моделей. В первую очередь это, несомненно, было классическое коричневое платье с передником для девочек. В комплекте было два передника – черный для повседневной носки и белый для праздничнылинеек. Но самым главным украшением этой неброской одежды были кружевные воротнички и манжеты, которые приходилось подшивать к платьям. Мальчики же младших классов носили форменные брюки и курточки синего цвета с манжетами на рукавах, похожие на классические джинсовые куртки. А еще на боковой части рукава имелась нашлепка из мягкого пластика с нарисованным открытым учебникам и восходящим солнцем. С 8-го класса школьникам была положена более взрослая школьная форма. Мальчики должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм с неизменной нашлепкой на рукаве, а подросшие девочки синие костюмы-тройки – юбка-трапеция со складками спереди, пиджак с накладными карманами и жилетка. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам блузки.

Но, всё же, на последний звонок девочки появлялись  в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами. Эта традиция жива и по сей день, и многие выпускницы XXI века приходят на свой последний школьный звонок в «старой доброй, еще советской форме». В 1988 году некоторые школы в порядке эксперимента отказались от обязательного ношения школьной формы, давая тем самым почву индивидуальности школьников.

3. Школьная форма на рубеже веков (XX-XXI)

В 1992 году школьная форма была отменена во всех российских школах. В Законе Российской Федерации «Об образовании» вопрос о школьной форме теперь не регламентируется ни на местном, ни на федеральном уровне. Коричневые платья и синие костюмы заменили «варёные» джинсы, брюки-клёш и девичьи наряды в духе «кто во что горазд».

В современной России нет единой школьной формы, но многие школы, лицеи и гимназии, начиная с 1999 года, стали вводить свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

II.               Школьная форма - опыт зарубежных стран

Во многих странах школьная форма в большей степени представлена вариантом dress-code, который позволяет выбирать форму одежды в определенных рамках, установленных самой школой (Таблица 2 составлена по ссылке 6). Но в частных школах, где высокие требования к дисциплине, где большое уважение к традициям, которые складывались столетиями, форма является обязательной и установлена по жесткому образцу (Япония, Англия). Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания.

Обществом школьная форма, чаще всего, воспринимается как неотъемлемый атрибут школьной жизни. Где-то она вызывает сдержанное, но в  целом положительное отношение к себе, где-то  выступает даже образцом для молодежной моды (Япония). Негативное отношение присутствует только там, где с наличием формы вынуждены соглашаться, несмотря на ее неудобство и несовременный внешний вид (Англия).

 

 

III. Школьная форма: «за» и «против»

Анализ анкетирования учащихся

 

 

Нужна ли школьная форма? Какой она должна быть?

На сегодняшний день мнение  обучающихся об обязательном ношении формы и о том, как она должна выглядеть неоднозначно (Таблица 3). Одни считают, что форма воспитывает  внутреннюю дисциплину, настраивает на рабочий лад, воспитывает хороший вкус, так как ребенок, начиная с младшего школьного возраста, привыкает к деловому элегантному стилю. Другие согласны с тем, что форма должна быть, но хотели бы изменить ее облик. В то же время есть учащиеся, которые считают, что форма не нужна.

Из анкет можно сделать вывод, что, несмотря на то, что большинство учащихся согласны с существованием школьной формы, они отмечают ее недостатки.

Мнение учителей едино: наличие школьной формы обязательно. При этом учителя подчеркивают положительное влияние формы на дисциплину.

Результаты анкетирования учеников младших и средних классов показали негативное отношение к форме. Более 40% чувствуют себя в ней неуютно и хотели бы ее изменить. 54% хотели бы ее отменить вовсе.

Опираясь на результаты проведенного анкетирования, а также на результаты российских социологических опросов, были выявлены положительные и отрицательные стороны наличия школьной формы (Таблица 3). Положительных и отрицательных качеств школьной формы примерно одинаково. Однако в колонке со знаком «+», приводимые аргументы более весомы, в противоположной колонке главным будет являться финансовый фактор.

IV. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА

 

 

Среди учеников моего класса, мы с классным руководителем проводили опрос «Какой должна быть школьная форма?». 

Как одеться в школу — вопрос важный, потому что именно от внешнего вида часто зависят отношения в коллективе. Конечно, одежда должна придавать уверенность в себе, быть комфортной, красивой и уместной.

Недопустимо приходить в школу в спортивном костюме. У девочек юбки не должны быть слишком короткими.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Школьная форма уже давно приобрела очертания, близкие к деловому стилю. Офисная одежда способна придать фигуре, лицу, образу в целом, как женственности, так и мужественности, а еще она практична. Кроме того, такая одежда придаст облику некоторую «взрослость», насколько это возможно

 

V.Заключение

 

 

Подводя итоги работы, можно сказать, что мной систематизирована информация об истории школьной формы в России и современном состоянии формы за рубежом. На основе проведенного анкетирования учащихся и учителей выявлены основные тенденции во взглядах школьного сообщества на форму. Исторический опыт показывает, что школьная форма будет существовать и в дальнейшем.

Говоря о форме в нашей Гимназии, делаю вывод, что форма уже стала неотъемлемым атрибутом школьной жизни, несмотря на неоднозначное отношение учащихся к ее существованию.

На основе собранных материалов и проведенных наблюдений, считаем, что возможны несколько вариантов  развития школьной формы.

Первый: школьная форма станет обязательной.

Второй: возможно, будущим школьной формы станет dress-code.

Третий: каждая школа будет решать этот вопрос самостоятельно. Предпочтительным нам видится третий вариант, когда большинство школ рано или поздно выберут собственный вариант формы, что уже и происходит во многих щколах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Список документов:

1. Закон РФ «Об образовании», 1992 год.

Список литературы:

1.«Оформлять» ли ребят?// Аргументы и факты, №35, 2006г.

Список Интернет ресурсов:


1. http://www.rusedu.ru/detail_4761.html - Ах уж, эта школьная форма!


2. http://www.bel.ru/news/education/2007/11/20/27338.html - Школьная форма. Быть или не быть?

3. http://klass.resobr.ru/archive/year/articles/252/ - Школьная форма: за и против

4. http://po4emu4ki.ucoz.ru/publ/4-1-0-30 - проект ФОРМА БУДУЩЕГО

5. http://planetashkol.ru/articles/21437/ -  Снова в школу! Что надеть?

6. gym91.k26.ru/pages/uchitel/history/pichug/project/ - Роль форменной одежды учащегося в жизни школьного сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложения

 

 

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Характеристика формы некоторых стран и систематизация данных о наличии школьной формы и отношении к ней в обществе

Страна

Наличие/отсутствие школьной формы

Фасон формы

Отношение к форме

Япония

Есть

Единый фасон

На пике моды

Англия

Есть

В каждой школе – своя форма

Негативное отношение

Иран

Есть

Единый фасон

Нейтральное отношение

Израиль

Есть

-

Положительное отношение

Россия

На усмотрение учебного заведения

Чаще костюмы делового стиля, в частных школах есть свои модели

Отношение неоднозначное

США

На усмотрение учебного заведения

Dress-code, в частных школах – свои модели

К униформе отношение отрицательное, но Dress-code все выполняют

Африканские страны

На усмотрение учебного заведения

Dress-code, в частных школах – свои модели

Положительное отношение. Форма – предмет гордости

Австралия

Есть

Dress-code, в частных школах – свои модели

К униформе отношение отрицательное, но Dress-code все выполняют

Испания

Есть

Единый фасон

Нейтральное отношение

 

 

 

Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся 5 классов

 

 

да

нет

нейтрально

Нравится ли вам носить школьную форму?

30%

52%

17%

Помогает ли форма настроится на рабочий лад?

36%

54%

10%

 

Чувствуете ли вы себя уютно в форме?

44%

38%

18%

 

Хотели ли бы вы изменить школьную форму?

65%

27%

8%

Хотели бы вы отменить школьную форму?

54%

32%

14%

 

 


Таблица 3. Школьная форма: «за» и «против»

+

-

1.     Сглаживание социального неравенства

2.     Дисциплинирует

3.     Формирует чувство общности со школой

4.     Делает детей более внимательными, сосредоточенными на предметном содержании урока

5.     Прививается привычка и умение носить одежду делового стиля

6.     У родителей исчезает сомнение или непонимание как одеть ребенка в школу

1.  Мешает развитию индивидуальности

2.  Затрата времени и сил при приобретении

3.  Требуются дополнительные финансовые затраты

4.  Наличие формы в одной школе может вызывать насмешки учащихся других школ

5.  Часто школьная форма неудобна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» г

Содержание Ведение………………………………………………………………4

Содержание Ведение………………………………………………………………4

ВВЕДЕНИЕ Школьная форма в учебных заведениях приобретает всё большую актуальность

ВВЕДЕНИЕ Школьная форма в учебных заведениях приобретает всё большую актуальность

Поиск информации об истории школьной формы

Поиск информации об истории школьной формы

I . Школьная форма: опыт России 1

I . Школьная форма: опыт России 1

Школьная форма в Советский период

Школьная форма в Советский период

Мальчики же младших классов носили форменные брюки и курточки синего цвета с манжетами на рукавах, похожие на классические джинсовые куртки

Мальчики же младших классов носили форменные брюки и курточки синего цвета с манжетами на рукавах, похожие на классические джинсовые куртки

II. Школьная форма - опыт зарубежных стран

II. Школьная форма - опыт зарубежных стран

III . Школьная форма: «за» и «против»

III . Школьная форма: «за» и «против»

IV . СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА

IV . СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА

V .Заключение Подводя итоги работы, можно сказать, что мной систематизирована информация об истории школьной формы в

V .Заключение Подводя итоги работы, можно сказать, что мной систематизирована информация об истории школьной формы в

VI .СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

VI .СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Таблица 1

Таблица 1

Таблица 2 . Характеристика формы некоторых стран и систематизация данных о наличии школьной формы и отношении к ней в обществе

Таблица 2 . Характеристика формы некоторых стран и систематизация данных о наличии школьной формы и отношении к ней в обществе

Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся 5 классов да нет нейтрально

Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся 5 классов да нет нейтрально

Таблица 3. Школьная форма: «за» и «против» + - 1

Таблица 3. Школьная форма: «за» и «против» + - 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020