Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Белоярский»
Социальный проект
«Вестник гимназиста»
|
Участники проекта: ученики 4а класса
Руководитель проекта: Медуница Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
|
г. Белоярский
Содержание
Введение…………………………………..…………………………..……3-6
Основная часть
Раздел 1. Теоретический
1.1. История появления газеты…………………………………….……7-8
1.2. Процесс создания газеты….………....…………………….…….... 8-9
1.3. Виды и типы газет…………….. …………………………….….…9-10
1.4. Анализ газет…………………………………...……….…….…....10-12
1.5. Особенности и правила оформления газет…...………….……...12-13
Раздел 2. Практический
2.1. Создание газеты ……….................................................................. 13-19
Заключение……………………………………….……………………..…...20
Литература…………………..…………………………………………..…...21
Приложения
«Быть в гуще жизненных событий,
Не пропустить больших открытий
И мастерски владеть пером,
А также русским языком»
Необходимость обмена информацией возникла почти одновременно с возникновением человечества. Наверное, поэтому всякое уважающее себя сообщество людей организует выпуск своей газеты, которая позволяет оперативно сообщать важную информацию. В нашем небольшом городе в течение многих лет выходит газета «Белоярские вести», которая пользуется популярностью. Но она освещает новости районного масштаба, а в разных организациях, на производстве и в школах каждый день происходят события, которые интересны и важны для более узкого круга, и как следствие, возникает необходимость их освещать, поэтому и появляются газеты меньшего тиража, но от этого не менее значимые.
В истории нашей школы было несколько печатных изданий. Первоначально это были стенные газеты к каким-то праздникам, которые не выходили с определённой периодичностью. В 2002 году учащиеся 9 класса стали выпускать газету «Школьные вести», которая выходила раз в месяц небольшим тиражом. Но продержалось это издание на плаву недолго: сначала не хватало финансирования, затем «энтузиасты» закончили школу. Школьная газета «Вместе», появившаяся в 2005 году, почти не тиражировалась из-за отсутствия средств. С того же года силами кружковцев выпускается стенная газета «Школьный меридиан» под руководством учителя русского языка и литературы Максимовой О.В., которая до 2008 года оставалась единственным школьным изданием. С 2008 года в школе начала выходить газета «ГАВ», редактором которой является учитель русского языка и литературы Савелова Т.Е. Обе газеты выпускаются и в настоящее время, но в них освещаются события, происходящие в жизни старшеклассников.
У нас появилась идея: «Может, придумать газету, которая будет освещать события нашего класса?»
Класс – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в классном коллективе должны быть свои средства массовой информации.
Газета - важнейшее средство самовыражения детей. Именно школьные, классные газеты позволяют ребятам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя и окружающий мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между одноклассниками устанавливаются отношения взаимопонимания. Действительно, создание газеты - очень значимая часть жизни школы.
Изучив историю создания газет, познакомившись с основными правилами их оформления, мы начали свою издательскую деятельность именно с классной газеты «Вестник гимназиста».
Корреспонденты нашей газеты набрались опыта, и им стало тесно в рамках только событий класса, хотелось говорить на общешкольные темы, освещать более глобальные новости.
В результате проведённого социологического опроса, в котором приняло участие 396 респондентов (учащихся начальной школы), мы выяснили, что газета будет востребована среди учащихся 1-4 классов
Опрос о форме издания показал предпочтения нашего классного коллектива. Большинство желали бы держать в руках печатное издание (221 из 396 опрошенных). Доля участников опроса, заинтересованных в выходе электронной версии тоже оказалась велика.
Какой должна быть газета?
Анализ результатов опроса определил форму будущего издания – электронная (размещается на сайте) и бумажная версии газеты.
Актуальность
Сегодня от школьников требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
Особенно это касается младших школьников, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления.
Исходя из этой необходимости (включения взрослых форм деятельности в учебный процесс), мы решили выпускать газету.
Это обстоятельство не просто делает нашу работу теоретически обоснованной, а наполняет ее особым содержанием, позволяющим обыкновенное дело (давно известное, может быть, даже традиционное) сделать адаптационным пространством для перехода в мир взрослых.
Цель проекта: создание адаптационного пространства для перехода в мир взрослых - выпуск школьной газеты силами учащихся 4а класса.
Гипотеза: создав школьную газету, мы сможем заинтересовать учащихся 1-4 классов общественной жизнью сверстников и создадим условия для самоопределения.
Задачи:
1. Изучить историю создания газет, познакомиться с основными правилами их оформления, видами и типами газет.
2. Познакомиться с профессиями людей, задействованных в издательстве газет.
3. Оперативно и достоверно освещать события и факты школьной и классной жизни.
4. Продолжать осваивать современные технологии издательской деятельности.
5. Повышать интерес к родному языку.
6. Сформировать школьный пресс-центр.
Участники проекта: учащиеся и родители 4а класса СОШ №3.
Главный редактор: Позднякова Екатерина
Редактор: Иорданян Кристина
Корректор: Дуничева Ольга
Дизайнер: Бершинский Илья
Фотограф: Кулаков Владимир
Корреспонденты: Бугаева Диана, Глазырин Григорий
Школьный обозреватель: Завертнев Владлен
Руководитель проекта: учитель начальных классов Медуница Т.Н.
Сроки реализации проекта: в течение 2014-2015 учебного года, с перспективой
продолжения работы.
План реализации проекта:
ü проведение социологического опроса о необходимости школьной газеты и о возможной её форме;
ü изучение соответствующих законов: «Конвенции о правах ребенка», «Закона о СМИ», «Закона об информационном обеспечении граждан на территории области»;
ü подбор и комплектование коллектива редакции, распределение обязанностей;
ü создание макета газеты;
ü выпуск и тиражирование газеты;
ü изучение общественного мнения;
ü создание пресс-центра.
Ожидаемые результаты:
ü Повышение социальной активности учащихся.
ü Развитие познавательной активности.
ü Повышение интереса к знаниям.
ü Развитие ценностной ориентации учащихся.
ü Развитие эстетических вкусов учащихся.
ü Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители.
Раздел 1. Теоретический
1.1. История появления газеты
Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты - итал. gazzetta (гасета). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, то есть самую маленькую монету.
Когда-то давно единственная существовавшая в мире газета больше напоминала письмо, содержащее новости. Новости вывешивались на специальных досках объявлений, где каждый мог прочесть их. Конечно, это нельзя было назвать настоящей газетой в нашем понимании, так как настоящую газету мы можем взять с собой куда захотим.
Первая в России газета (предназначена она была для царя и называлась “Куранты”) была рукописной. Она состояла в основном из иностранных новостей.
Первая российская печатная газета появилась в 1702 году по указу Петра 1 и называлась «Ведомости».
Газета представляла собой восьмушку листа, почти без полей, церковного шрифта. Большая часть сведений черпалась из голландских газет, причем Петр 1 сам отмечал карандашом, что нужно переводить для газеты. За год вышло 39 номеров. Цена номера была 2 копейки. Потом эта газета стала называться "Санкт-Петербургские ведомости". |
Первая детская газета "Пионерская правда" была основана в 1925 году. Это была еженедельная газета юных пионеров. "Пионерка" освещала все пионерские праздники и спортивные события. Газета была интересна и детям, и взрослым. Эта красочная газета о детях и для детей существует и сейчас. Конечно, она изменилась, но остается светлой и полезной, дарящей радость детям, которые не только читают эту газету, но и участвуют в ее выпуске.
|
|
Как видим, в процессе своего существования, газета претерпела большие изменения во внешнем виде.
1.2. Процесс создания газет
Чтобы узнать, как создается газета, мы побывали в виртуальной экскурсии редакции газеты «Итоги+ТВ». Процесс создания газеты условно можно представить в 5 шагах. Начинается все с редакции…
Шаг 1. Редакция.
Стратегия очередного номера рождается большей частью на общем сборе главного редактора и журналистов. Главный редактор – это тот, кто занимается редактированием (составляет, проверяет и исправляет содержание) газеты. |
В числе его должностных обязанностей — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением.
Журналисты – добытчики и поставщики информации. Главное в их работе - найти, раскопать, поймать нечто особое, самое интересное, самое востребованное в любом материале, уметь найти общий язык с любым человеком и ненавязчиво и деликатно «вытащить» из него то, чем собеседник и хотел поделиться.
ШАГ 2. Менеджеры по рекламе
Кроме интересных статей, большинство газет предоставляют читателям массу другой полезной информации. Ответственные за нее – менеджеры по рекламе. Именно они помогают рекламодателям найти своего покупателя, а читателям - разобраться в огромном множестве товаров и услуг. |
Итак, статьи написаны, информация рекламного характера собрана. И теперь на авансцену выходят дизайнеры, задача которых – не только красиво и интересно оформить полученные материалы, но и скомпоновать, а говоря профессиональным |
языком – сверстать газету при помощи специальных программ и, конечно же, художественного вкуса.
ШАГ 4. Корректоры
Наконец, результат работы дизайнера попадает на стол к корректору, который, обложившись словарями и справочниками, ищет ошибки в сверстанной полосе.
|
Готовый оригинал-макет отправляют в типографию, откуда на свет появляются 310 000 экземпляров газеты «Итоги + ТВ».
|
Далее газету распространяют почтальоны и экспедиторы.
Таким образом, можно сказать, что даже один-единственный номер газеты – это огромный, ежедневный труд многих людей, каждый из которых – профессионал, важный и нужный именно на своем месте.
1.3. Виды и типы газет
Существует множество различных газет. Все газеты можно разделить следующим образом:
· по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации);
· по тематике – деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные,
· смешанные;
· по возрастному принципу – детские, молодёжные газеты, газеты для пенсионеров и т.д.;
· по периодичности – ежедневные (утренние или вечерние), еженедельные, ежемесячные;
· по формату – A 4, Берлинер, A3, A2;
· по стилю оформления – цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками;
· по качеству – солидные, популярные, «желтые»;
· по стоимости – платные и бесплатные.
Мы собрали свою коллекцию газет: «Российская газета», «Новости Югры», «Белоярские вести», «Правовой советник», «Белоярск-СИТИ».
1.4. Анализ газет
Рассмотрев и сравнив собранные газеты («Российская газета», «Новости Югры», «Белоярские вести»), мы увидели, что у них есть много общего: есть название, разделы, которые встречаются в каждом выпуске (они называются рубриками), редактор. Все газеты выпускаются один раз в определенный промежуток времени.
Мы сравнили свою изданную классную газету «Вестник гимназиста» с остальными газетами по различным признакам (см. Таблицу 1):
Таблица 1
Основные признаки |
Российская газета |
Новости Югры |
Белоярские вести |
Правовой советник |
Белоярск- СИТИ |
Вестник гимназиста |
1. По территори-альному признаку |
Обще- национальная |
Региональная |
Местная |
Региональная |
Местная |
Внутри-корпоративная |
2. По тематике |
Обще политическая |
Обще- политическая |
Смешанная |
Обще- политическая |
Смешанная |
Смешанная |
3. По возрастному принципу |
Для взрослых |
Для взрослых |
Для взрослых |
Для взрослых |
Для взрослых |
Детская |
4. По периодичности |
Еженедельная |
Еженедельная |
Еженедельная |
Ежемесячная |
Еженедельная |
1 раз в учебную четверть |
5. По формату |
А3 |
А3 |
А4 |
А3 |
А4 |
А4 |
6. По стилю оформления |
Черно-белая |
Чёрно-белая с цветными вставками |
Черно-белая с красными вставками |
Чёрно-белая с синими вставками |
Цветная |
Цветная |
7. По качеству |
Популярная |
Популярная |
Популярная |
Популярная |
Популярная |
Популярная |
8. По стоимости |
Платная |
Платная |
Платная |
Бесплатная |
Платная |
Бесплатная |
Из Таблицы 1 видно, что все газеты разные, и они отличаются друг от друга по своему виду и типу.
1.5. Особенности и правила оформления газет
Прежде чем приступить к изданию газеты, мы познакомилась с некоторыми правилами и особенностями издания и оформления газет.
В работе с газетами вместо слова «страница» используется слово «полоса». Большой разницы, конечно, нет, но имеет смысл привыкать к устоявшимся терминам.
Устройство обычной газеты предельно просто. Основными ее частями являются:
• первая (титульная) полоса, на которой размещаются название газеты, важнейший материал и/или анонсы других материалов номера;
• последняя полоса, на которой должны быть размещены выходные данные газеты, информация об издательстве, типографии и подобные данные;
• все остальные полосы.
В процессе работы над газетой мы узнали, что все периодические издания должны соблюдать Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Одно из требований – обязательное наличие выходных данных, включающих в себя название издания; учредитель (соучредители); фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи; тираж; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии.
Из книг, рассказывающих об особенностях издания газет, мы узнали о том, как правильно оформлять газету.
Вот какие советы дает в своей книге «Современный дизайн газет» Мишель Картер:
ü Выберите один шрифт для вашего основного текста.
ü Используйте этот единственный шрифт для всего газетного материала
ü Используйте выбранный шрифт достаточно большого размера, чтобы его легко можно было читать.
ü Выработав однажды дизайн вашего текста /шрифт, размер, интервал/, используйте его последовательно на всех полосах вашей газеты.
Существуют также негласные правила к написанию текстов в газету. Вот некоторые из них:
1. Интересное вступление.
2. Членение на абзацы. Короткие предложения.
3. Заголовок должен быть обязательно. Требования к заголовку: интересный и содержательный, возможно использование игры слов.
4. Авторская подпись. Сначала имя, затем фамилия прописными буквами (Виктор КАПЕЛЬ).
5. Иллюстрации, фотографии к тексту - желательно авторские, в формате JPG.
6. Если текст оправдано большой, то разбиваем его на две части. В конце пишем: "Продолжение читайте в следующем выпуске".
7. Придерживайтесь настоящего времени и активного залога.
8. Старайтесь обходиться общеупотребительными словами.
9. Больше фактов и полезной информации. Не пишите общеизвестных вещей.
10. Будьте оптимистичны. Выражайте эмоции. Ваше воодушевление обязательно должно быть передано в тексте.
11. Новости и факты, которые сообщают газеты, должны быть интересны многим, а не только её авторам.
12. "Золотое правило" юного корреспондента (Сотрудник газеты, посылающий сообщения с мест) - пиши о том, что интересно тебе!
13. То, что волнует юного журналиста, будет интересно и его сверстникам может стать темой для материала.
14. Писать надо не про сверстников - читателей, а для них!
15. Заметки должны быть небольшими по объёму. Чтобы их было легко и быстро читать.
Таким образом, мы видим, что существуют определенные законы и правила, которые обязаны соблюдать все, кто выпускает газету.
Раздел 2. Практический
2.1. Создание газеты
Изучив, какие бывают газеты, познакомившись с основными правилами оформления газет, мы приступили к созданию (вначале) классной газеты «Вестник гимназиста», затем – газеты «Радужный вестник».
1 этап - Создание команды единомышленников
Чтобы издавать газету, прежде всего нужна крепкая команда.
В редакционную коллегию входят учащиеся 4а класса. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Распределение редакционных обязанностей:
Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы)
Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).
Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
2 этап - План работы редколлегии
- Формирование групп учащихся (меняется каждую четверть).
- Составление плана работы (составление тематики газет на четверть).
- Подбор информационных ресурсов для проекта.
- Организация мозгового штурма, в результате которого определяются направления поисковой деятельности учащихся.
- Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:
1. Самостоятельный поиск информации.
2. Выводы по работе.
3. Взаимооценка работ друг у друга.
- Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.
- Оформление номера газеты.
- Презентация результатов проекта: издание газет, участие в конкурсах.
3 этап - Схема организации выпуска классной газеты
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
4 этап - Верстка газеты
(создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).
"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации.
Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.
Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.). Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.
В процессе создания газеты мы попробовали себя в роли разных профессий. Таблица 2
Название профессии |
Круг обязанностей, которые я выполняла |
Трудности, которые возникали |
Я – главный редактор
|
Придумала формат газеты, определилась с основными разделами, дала название (по результатам анкетирования учащихся) нашей газете. Следила за своевременным наполнением газеты. Проводила различные конкурсы. |
Материала-то много, то мало, то его нет совсем!!!
|
Мы – журналисты и фотокорреспонденты
|
Искали информацию, писали статьи, брали интервью, фотографировали интересные моменты. |
Оказалось, что очень трудно брать интервью. Не все хотят его давать…, а потом еще надо написать так, чтобы не исказить информацию Фотографии получаются часто смазанными, кто-то кривляется, а кто-то ставит рожки... Фотографируешь-фотографируешь, а в газете печатать нечего. |
Мы – дизайнеры
|
В специальной программе размещали текст и фотографии |
Разместить красиво и текст, и фотографии очень не просто! |
Мы - корректоры |
Исправляли ошибки. |
Мы знаем еще не все правила русского языка. А как трудно искать опечатки… |
Мы – операторы печатного оборудования |
Печатали газету в минитипографии. |
Важно знать, как правильно положить бумагу, иначе получится брак. |
И вот, процесс создания газеты завершен и свежий номер у нас в руках. Приятного чтения!!! (см. Приложения) |
По результатам проведенного исследования общественного мнения по вопросу актуальности газеты выявлено, что газету читают и считают ее полезной и интересной 95% учащихся 1-4 классов и 90% родителей (см. Диаграмму).
Перспективность проекта
Проект набирает свою силу и при соответствующей поддержке может существовать не один год. Результаты проведённого опроса (86 % опрошенных сказали, что газета им нравится) говорят о том, что у проекта есть будущее.
Заключение
За период работы над проектом мы изучили историю создания газет, познакомились с основными правилами их оформления, видами и типами газет, с профессиями людей, задействованных в издательстве газет, с законами о СМИ, научились работать со справочной литературой, пополнили словарный запас, расширили кругозор, развиваем культуру речи и повышаем грамотность.
Сейчас мы точно знаем, что создавать газету совсем нелегко. Мы убедились в том, что даже один-единственный номер газеты – это огромный, ежедневный труд многих людей, каждый из которых – профессионал, важный и нужный именно на своем месте.
Создание и выпуск газеты – процесс очень интересный, но трудоемкий. Необходимо думать о следующем номере, искать темы, которые будут интересны читателям, подбирать материал.
Следующим этапом работы над этой темой может стать создание школьного пресс-центра, куда мы пригласим всех желающих ребят из начальной школы и распределим обязанности. Нам кажется, что коллективная работа над газетой сделает саму газету интересней, а работу над каждым выпуском не таким тяжелым.
Нам было сложно, но очень интересно!
Литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. – М.: Айрис-пресс., 2004
2. Коновалова О.В. Основы журналистики: Учебное пособие по современной практической журналистике.– М.–Ростов-на-Дону: МарТ, 2005
3. Сизикова С.Ф. Основы делового общения. 10-11 классы: Элективные курсы.– М.: Дрофа, 2006
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006
5. Классный час по теме "История возникновения газет"
http://festival.1september.ru/articles/620125/
6. Как создается газета? http://itogitv.ru/about/created/
7. Газета. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Газета
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.