Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тагиркентская ООШ» ,Магарамкентского района р.Дагестан
Социальный значимый проект
«Книжкин дом.»
«
Участники проекта: учащиеся 4 класса
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Бейбутова Ракуят Сабировна
Тагиркент.2019г 368792, Республика Дагестан, Магарамкентский район,
село Тагиркент
E-mail tagirkentschool@yandex.ru
2019г
«Книжкин дом»
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий, выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В.А. Сухомлинский
Тип проекта: познавательно – творческий,.
Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге через создание единой системы работы между школой , библиотекой и семьей.
Задачи:
Ø повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;
Ø способствовать зарождению традиции семейного чтения;
Ø повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
Ø поддерживать интерес к книгам, литературным произведениям различной тематики;
Ø познакомить с историей создания книги, работой библиотеки;
Ø закреплять правила обращения с книгой, поведения в библиотеке внедрять современные технологии, способствующие развитию мышления, творческие и коммуникативные способности дошкольников;
Ø воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей;
Ø способствовать развитию памяти, речи, внимания.
Ожидаемые результаты:
- пробудить у детей интерес к общению с книгой;
- расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;
- сформировать банк методических материалов по теме проекта;
- пополнить развивающую среду в группе;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
- установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 – май 2019г.
Участники проекта:учащиеся 4 класса, логопед, музыкальный руководитель, работники библиотеки, родители.
Проблема: снижение интереса к чтению у детей.
Актуальность проекта:
В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.
Работа над проектом распланирована в 3 этапа.
1-ый этап – организационный или подготовительный (сентябрь).
Составлены списки участников, разработана беседа - опрос с детьми «Моя любимая книга», собрана методическая литература по данному вопросу, проведено анкетирование родителей «Семейное чтение»
На этом же этапе был разработан план работы по проекту.
2-ой этап работы - основной (октябрь2018 – май 2019)
Запланирована основная часть работы по приобщению ребят к книге.
Работа с сельской библиотекой
- экскурсия в библиотеку;
- создание читательского абонемента в группе;
- встречи в книжном клубе «Почитай-ка» с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями, новинками детских журналов;
- проведение тематических дней (Новый год, другие);
- проведение совместных развлечений, интегрированных занятий, семейного клуба;
- освещение работы с СМИ – газете «Мир детства», сайтах школы;
- выпуск совместных рекомендаций для детей и родителей по привитию интереса к книге.
Методическая работа:
- «Литературная викторина по сказкам немецкого писателя Якоба Гримма»;
- литературный досуг «Видеочас «В гостях у сказки К.И.Чуковского»;
- драматизация по сказкам Х.К. Андерсена;
- экскурсия в библиотеку;
- оформление папки с биографиями детских писателей;
- тематические групповые выставки в книжном уголке «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель», «День рождения книги» и др.
Взаимодействие с родителями:
- оформление консультации «Книга - наш друг и учитель» март.
- выставки совместных с родителями детских работ по произведениям К.И.Чуковского, С.Я. Маршака., Я.Гримма, Г.-Х.Андерсена.
Работа с детьми
-участие в литературных викторинах, конкурсах, драматизациях;
- выставки детских работ по изобразительному искусству;
- экскурсии в библиотеку;
- изготовление книжек-малышек.
3- й этап работы - завершающий этап (март-май):
1. проведение повторного анкетирования с детьми, родителями, диагностика по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой;
2. оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам;
3. оформление папки с методическим материалом «Библиотека»: конспекты занятий, развлечений, иллюстративный материал, книжки-малышки и др.
Информационные ресурсы:
1. «Приобщение детей к художественной литературе», Гербова А.В.;
2. «Пришли мне чтения доброго…», Гриценко З.А.;
3. «Развитие речи», Ушакова О.С.;
4. «Знакомим с литературой детей 5 – 6 лет», Ушакова О.С., Гавриш Н.В.;
5. «Работа с книгой в детском саду», Богуславская В.А., Разова В.Д.;
6. «Игры, ребусы, загадки для дошкольников», Линго Т.И.
7. «Ребёнок и книга», Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И.
Электронные презентации, мультфильмы:
1. История создания книги.
2. Откуда пришла книга.
3. История создания книги и библиотеки.
4. Алиса в чудесной стране - библиотеке!
5. Библиотечная песня.
6. Даша следопыт - Поход в библиотеку.
7. Как играть в книги.
8. Как хорошо уметь читать.
9. Книга - мудрый старый друг, книга знает всё вокруг.
10. Книжкин дом.
11. Мультфильм Путешествие в страну великанов.
12. Презентация библиотеки.
13. Проект Михалков Сергей.
14. Путешествие по книжной вселенной.
15. Самые красивые библиотеки мира.
16. Смешарики – Библиотека.
17. Татьяна Бокова - Город сказок.
|
Работа с детьми |
|
||
Лексические темы |
Мероприятие |
Дата |
||
|
|
|
||
|
«Знакомьтесь, новинки!» Обзор новинок детской литературы (экскурсия в библиотеку «Искра») Детский клуб «Почитай-ка». С. Маршак «Как печатали книгу?» |
Сентябрь, март
|
||
Осень
Пожилые люди в жизни страны и семьи.
Фрукты.
Перелётные птицы |
Мы дружим со спортом. Развлекательное спортивное развлечение
Детский клуб «Почитай-ка». Беседа «Пожилые люди в жизни страны и семьи», чтение рассказа В.Осеевой «Бабка».
ООД. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Как старик сажал яблони»
Детский клуб «Почитай-ка». Чтение рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». |
октябрь |
||
Страна, в которой я живу.
Домашние животные.
Мир игры.
Дикие животные. |
Интегрированное занятие «Привет тебе, мой край родной». К 75-летиюМагарамкентского района. Детский клуб «Почитай-ка». Г. Остер «Котенок по имени Гав».
Презентация «А.Барто «Игрушки», создание альбома раскрасок «Мои любимые игрушки».
Детский клуб «Почитай-ка». Русская народная сказка «Теремок» с показом варежкового театра. Беседа-обсуждение «Моя семья – моя радость», посвящённое Дню Матери. |
ноябрь
|
||
Мебель.
Зима. Зимующие птицы.
К нам приходит Новый год.
Мастерская Деда Мороза. |
Презентация «Откуда стол пришёл?» Оформление папки с биографиями детских писателей.
Детский клуб «Почитай-ка». В. Бианки «Синичкин календарь». Викторина-игра «Зимующие птицы».
«Снежная фантазия», конкурс поделок из снега.
Детский клуб «Почитай-ка». «К нам приходит Новый год», как празднуют Новый год в разных странах. |
декабрь
|
||
Посуда.
Животные жарких стран. |
Детский клуб «Почитай-ка». Литературный час. Джанни.Родари «Путешествие Голубой Стрелы». «Литературная викторина по сказкам немецкого писателя Якоба Гримма».
Чтение рассказа А.Гайдара «Голубая чашка».
«Умники и умницы» (презентация детских проектов)
Детский клуб «Почитай-ка». Б. Житков «Про слона». |
январь
|
||
Транспорт.
Профессии на транспорте.
Мир технических чудес.
Защитники Отечества.
Зима. |
Настольный театр по книге М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице».
Детский клуб «Почитай-ка». Познавательная викторина "Все профессии нужны, все профессии важны".
Интегрированное занятие «День защитника Отечества». Выставка-презентация книг «От богатырей до защитников наших дней»
Детский клуб «Почитай-ка». Н. Носов «На горке». Игровой тренинг «В страну Здравушку». |
февраль
|
||
|
|
|
||
Красота в искусстве и в жизни (8 марта).
Ранняя весна.
Животный мир морей и океанов.
Неделя искусств. Театральная весна. |
Семейный клуб «Народные традиции в воспитании девочек и мальчиков»
Детский клуб «Почитай-ка». В. Бианки «Три весны».
Выставка-презентация детской познавательной литературы «Хочу всё знать!»
«Книжкина неделя». Чтение сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Выставка книг с иллюстрациями Ю.А.Васнецова к юбилейной дате: 115лет со дня рождения художника.
Детский клуб «Почитай-ка». Литературный досуг «Видеочас «В гостях у сказки К.И.Чуковского».
|
март |
||
Безопасность. ПДД.
Загадки космоса.
Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли.
Книжкина неделя. |
Развлечение-викторина «Баба Яга и светофор».
Детский клуб «Почитай-ка». Ю.А. Гагарин «Вижу землю».
Международный день детской книги. Выставка «Моя любимая книжка».
Драматизация по сказкам Х.К. Андерсена.
Детский клуб «Почитай-ка». Беседа-обсуждение «Читаем сказки, смотрим сказки…» Акция «Открытка ветерану», изготовление открыток. Интегрированное занятие «Этот день Победы». Экскурсия в библиотеку. Беседа о пионерах-героях. |
апрель
|
||
День Победы.
|
Детский клуб «Почитай-ка». Международная акция «Читаем детям о войне». А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Детский клуб «Почитай-ка». В. Берестов «Читалочка», Л. Воронкова «Подружки идут в школу». |
май
|
||
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
|
||||
|
|
|||
Оформление информационно – методического материала для родительского уголка: Ø «Домашняя библиотека»; Ø «Зачем читать?»; Ø «Чтоб ребёнок стал читайкой»; Ø «Как учить стихи»; Ø «Традиция семейного чтения»; Ø «Список литературы для чтения детям»; Ø «Права ребёнка».
|
в течение года |
|||
Передвижная библиотека для родителей «Книжка на каждый день».
|
в течение года |
|||
Выступление библиотекаря на родительском собрании «Воспитание будущего читателя».
|
февраль
|
|||
Участие библиотекаря в семейном клубе: Ø «Народные традиции в воспитании девочек и мальчиков»
|
март |
|||
Работа над проектом раскрыла у младших школьников интерес к книге, детской литературе, установила партнерские взаимоотношения между участниками проекта: педагогами МКОУ «Гарахская ООШ», сотрудниками библиотеки, детьми и их родителями, повысила компетентность родителей в данном направлении.
Мы убедились, что такая система работы дала положительные результаты. Наш коллектив считает, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, сотрудников детских библиотек, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по формированию у школьников интереса к книге.
Приложение 1. Работа в библиотеке
Международная акция «Читаем детям о войне»
Этот праздник не простой,
Он международный.
Вместе мы, встречаем День
Библиотеки школьной.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.