Социальный проект «Дети - ветеранам войны»
Оценка 4.8

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
классное руководство +1
Взрослым
10.04.2018
Социальный проект «Дети - ветеранам войны»
Социальный проект «Дети - ветеранам войны» Пояснительная записка Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке И дети нынешних детей, И наших внуков внуки… Затем, чтоб этого забыть Не смели поколенья, Затем, чтоб нам счастливым быть А счастье не забвенье. Всё дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладят эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед. Война и Победа – не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг. Особых слов благодарности и почестей заслуживают те люди, которые ковали путь к победе в суровых условиях севера. Не менее весовым был вклад и в тылу, ведь без единства фронта с тылом, без самоотверженного труда сотен и тысяч мужчин и женщин, стариков и подростков, пришлось бы во много раз тяжелее. Последствия минувшей войны ощутимы и сегодня. Поэтому очень важно сохранить в памяти то, что мы знаем о войне, об участниках войны и тыла. Нам, особенно молодежи, необходимо расспрашивать ветеранов об их прошлой боевой жизни, о не вернувшихся с поля битвы- близких.
социальный проект дети - ветеранам войны.doc
Социальный проект «Дети - ветеранам войны» Пояснительная записка Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке И дети нынешних детей, И наших внуков внуки… Затем, чтоб этого забыть Не смели поколенья, Затем, чтоб нам счастливым быть А счастье не забвенье.          Всё дальше в глубь истории уходят события   Великой Отечественной войны. Но никогда   не   изгладят   эти   события   из   памяти   тех,   кто   полной   мерой   испил   и   горечь отступления, и радость наших великих побед. Война и Победа – не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом,   достойно   и   мужественно   исполнивших   свой     священный   долг.   Особых   слов благодарности и почестей заслуживают те люди, которые ковали путь к победе в суровых условиях севера.  Не менее весовым был вклад и в тылу, ведь без единства фронта с тылом, без   самоотверженного   труда   сотен   и   тысяч   мужчин   и   женщин,   стариков   и   подростков, пришлось  бы  во много раз  тяжелее.    Последствия  минувшей  войны ощутимы  и сегодня. Поэтому очень важно сохранить  в памяти то, что мы знаем о войне, об участниках войны и тыла.  Нам, особенно молодежи, необходимо расспрашивать ветеранов об их прошлой боевой жизни, о не вернувшихся с поля битвы­ близких. Давно   закончилась   война…   Затекли   и   сравнялись   с   землёй   окопы,   заросли   травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!  Реализация проекта пройдет в три этапа  Первый этап – подготовительный. Составление списка ветеранов Великой  Отечественной войны и участников тыла, пенсионеров, остро нуждающихся в помощи. В ходе данного этапа волонтёрская группа решает организационные  вопросы  по оказанию помощи и распределение функций между учащимися.  Второй этап – реализация проекта, который включает полномасштабные  мероприятия: праздники, встречи с ветеранами и труженицами тыла,  оказание необходимой помощи нуждающимся.   Третий этап  реализации  ­  подведение итогов. Необходимо будет  проанализировать, принять во внимание, выпадающие звенья работы и  запланировать новые шаги реализации. 1 Цель проекта:  Сохранение и развитие патриотических традиций Отечества;  Организация  всесторонней  помощи ветеранам ВОВ, участникам тыла, нуждающимся в  помощи и одиноким пенсионерам  Увековечивание памяти погибших земляков  Освоение и наследование детьми ценностей родного Отечества в процессе  взаимодействия с ветеранами ВОВ и труженицами тыла Задачи проекта:  формирование моральных ориентиров, почерпнутых из народной мудрости и опыта  укрепление преемственности, взаимопонимания и взаимосвязи между поколениями  повышение гражданской активности подростков  периодической  печати о ветеранах  Великой Отечественной войны и тыла;  посещение  ветеранов ВОВ и тыла;  оказание  шефской  помощи ветеранам и труженицам тыла   воспитание у школьников чувства гражданственности и патриотизма, гордости за  принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину; развитие способности к творчеству; военно­патриотическое воспитание на примере жизни и подвига героев­земляков; приобщение к истории и культуре своего народа; подготовка материалов и издание брошюры по воспоминаниям ветеранов и  тружениц тыла     Предполагаемый результат:                  ­ приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми;                  ­ проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание       посильной помощи;      ­  адресная помощь одиноким пенсионерам, ветеранам;                   ­ приобщение ветеранов труда и войны, жителей поселения к активной гражданской позиции через совместные встречи, организацию и проведение мероприятий ­ В настоящее время общение является роскошью. А милосердие и забота о людях оставляют  желать лучшего. Поэтому главными результатами нашего проекта мы считаем ­ заботу о людях,  оказание им реальной помощи, радость, полученную от общения старшего и младшего поколений.               ­ Наша забота о них облегчит им жизнь, в ряде случаев скрасит их одиночество и старость, они  убедятся в том, что у них есть достойная смена, что они не зря проливали кровь, спасая свою Отчизну,  поймут, что их помнят, о них заботятся.                 ­ Благодаря проекту мы повысим свою грамотность, научимся быть милосердными, способными  сострадать, понимать других и творить добро, научимся ценить дружбу. Ведь милосердие ­ главное  2 человеческое качество. Мы думаем, что воспитание чувства милосердия нелегко дается людям. Это  большой труд души. Вот как раз это чувство нам пригодится в будущей нашей жизни Участники проекта:  Волонтёрская группа и учащиеся школы;  Классные руководители  Учителя  Ветераны Вов и труженики тыла;  Родители            Методическое обеспечение ­  Программа Министерства образования РФ государственной программы    «Патриотическое воспитание граждан» ­  Закон Российской Федерации о Днях воинской славы и памятных датах России  от 13 марта 1995 года № 32­ ФЗ ­  Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № ­ФЗ ­  Указ президента ЧР 9 апреля 2004 года №25 «О дополнительных мерах по  социальной защите и медицинскому обслуживанию участников Вов и инвалидов  боевых действий» Материально­техническое обеспечение    *Создание банка данных о ветеранах *Издание брошюры по воспоминаниям ветеранов ВОВ и тружениц тыла *Средства ИКТ Сроки реализации проекта Программа рассчитана на 2012­2013 учебный год Основные формы деятельности: ­ коллективные творческие дела; ­ беседы; ­ экскурсии; ­ методы групповой и индивидуальной работы;   ­ уроки; Место реализации ­ МОУ «СОШ № 42» г.Воркуты К проекту прилагаются:   Банк данных  участников ВОВ и тружеников тыла, проживающих на территории пгт.  Северный;  Сценарии внеклассных мероприятий и электронные презентации к урокам мужества, к  Дням воинской славы. 3 Этапы  реализации проекта. Этапы Сроки  Содержание деятельности Организационно­ диагностический   1. Документально­организационная работа ­ выбор темы и разработка социально­нравственного проекта; ­ составление перспективного плана по проекту; 2. Организационно­техническая работа ­создание волонтёрской группы учащихся;                                            ­  организация встреч с ветеранами пгт. Северный, посещение  школьного музея 3. Диагностическая работа ­  опрос  детей с целью выявления знают ли они ветеранов в их  деревнях;                                                                                                   ­ беседы по поддержанию  интереса к истории родного Отечества; ­ изучение новых методик и технологий по вопросам нравственно­ патриотического воспитания детей.  ­ подготовка теоретического материала и разработка сценариев  праздников, концертов, спортивно­познавательных мероприятий; ­ проведение совместных мероприятий с ветеранами ВОВ; ­ проведение совместных мероприятий с родителями  с целью  пропаганды патриотического воспитания через доступные средства (художественную литературу, фильмы); ­ организация выставок детских рисунков, фотостендов, стенгазет; Практический Обобщающий ­ обобщение итогов работы  ­ подготовка отчета о проделанной работе и оформление  материалов; ­ выпуск буклетов к праздникам План работы по реализации проекта Дата Тема сентябрь «Наши герои» Основная работа ­ Составление списка  ветеранов и тружеников тыла ­ Посещение волонтёрской  группы ветеранов ­ Шефская помощь  Исполнители волонтёрская группа, тимуровцы, учителя Примечание 4 октябрь Месячник «Как живёшь, ветеран» ноябрь Дети войны декабрь Страна героев ветеранам,  труженикам тыла  и нуждающимся пенсионерам ­ Конкурс сочинений среди  учащихся «Наши близкие во  время войны» ­ Изготовление  поздравительных открыток  ко Дню пожилых ­ Визит к ветеранам  (Фоторепортаж) ­  беседа с учащимися  «Патриоты ли мы?» ­ поисковая деятельность по  сбору материалов о погибших героях ­ исторические тренинги «По  следам великих битв Великой отечественной» с  применением ИКТ  ­ совместный просмотр  мультимедийного диска  «Битва под Москвой»  (обсуждение)  Презентация стихов о войне  самодеятельных поэтов  (совместное творчество детей и родителей). классный руководитель, учащиеся 7 а. Волонтёрская группа Учащиеся,  Классные руководители, волонтёрская группа, учитель истории январь Воспоминания о войне ­  Организация конкурса  сочинений и рисунков « А  память нам покоя не дает» февраль Нашей армии герои ­ изготовление  поздравительных открыток  ко Дню защитников отечества ­ приглашение ветеранов на  общешкольное мероприятие  «Статен, строен, уважения  достоин» Классные руководители, учащиеся, волонтёрская группа Учащиеся, Волонтёрская группа март Женщины на войне ­ изготовление сувениров для  женщин­ветеранов и  тружениц тыла ­ приглашение ветеранов на  праздничное  чаепитие учащиеся, волонтёрская группа, классный руководитель 5 апрель Пусть не будет войны никогда ­ тематические занятия  совместно с поселковой  библиотекой; ­ создание детского альбома  на тему: «Детям нужен мир»  (детские рисунки, рассказы,  высказывания детей о войне и мире. ­ Конкурс  чтецов  «О тех,  кто мир нам подарил». ­ Просмотр и обсуждение  кинофильмов: “Московская  сага”, “Штрафбат”, “Дети  Арбата”. май Вечная слава героям ­ изготовление памятных  подарков ветеранам ВОВ.  ­ концерт, посвященный Дню  Победы «Помним, любим и  гордимся». ­ конкурс детских рисунков  «Солдат­Победитель». Библиотекарь классный руководитель Волонтёрская группа, учителя, классные руководители 6 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Сценарии внеклассных мероприятий Классный час «Как научить любить свою Родину и быть ее патриотом». Патриот – это человек, служащий своей Родине. Н.Г.Чернышевский. Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Л.Н.Толстой. Цели классного часа: 1. Показать значение родины в жизни каждого человека. 2. Дать возможность учащимся рассуждать по проблемам нравственности. 3. Формировать нравственную культуру учащихся и семьи в целом. Форма проведения классного часа: дискуссионный клуб. Дискуссионные вопросы собрания для родителей. - какого человека называют патриотом? - как можно проявлять патриотизм? Ход классного часа. Звучит мелодия песни «Лишь только подснежник распуститься в срок». Вступительное слово классного руководителя. Как часто пьянея средь белого дня Я шел наугад по весенним протокам И Родина щедро поила меня Березовым соком, березовым соком. Сегодняшний наш разговор, ребята, о ней, о Родине. Родина не всегда занимает в жизни человека почетное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, 7 когда ею дышишь, пьешь воду из ее родников, осязаешь и ощущаешь ее красоты, дышишь ежедневно ее воздухом, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от нее, ты видишь ее во сне, вспоминаешь все то хорошее и даже плохое, что было с ней связано. Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею. - Какого человека мы можем назвать патриотом? (Учащиеся дают определение слову «патриот»). А что можно назвать Родиной? Что в вашем понимании малая родина? (Воркута) Владимир Герун Городу ВОРКУТЕ ! Я люблю этот город прекрасный, На кольце среди светлых дорог Он стоит горделивый и ясный И как север торжественен , строг . Край родимый ,Уральские горы, Вы стоите на страже чудес, Я люблю голубые просторы, Воркуту и наш низенький лес. Эта тундра прекрасна во цвете, Когда летом морошка цветёт И Анютины глазки в букете, Иван чай как сирень тут растёт. На два месяца зелень , раздолье Солнце ходит по кругу весь день, Нет ночей и такое приволье, Я гуляю с ромашкой весь день ! Это море ромашек красивых, Как в Крыму этих маков поля, Я горжусь за шахтёров любимых, Я горжусь за тебя ВОРКУТА ! При подготовке к классному часу мы проводили анкетирование и вот какие результаты получили. 8 Вы все практически были близки в определении патриота и патриотизма. А каково же точное определение этого важного качества личности. Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи, победы и горечь за неудачи и поражения. Патриот – человек, проникнутый патриотизмом. Сейчас ребята прочитают вам одно стихотворение, которое написал выдающийся поэт. Послушайте его внимательно и попробуйте определить, был ли этот человек патриотом своей Родины? Есть слово - и оно едино. Россия. Этот звук – свирель. В нем воркованье голубино. Я чую поле, в сердце хмель, Позвавший птиц к весне апрель. На иве распустились почки, Береза слабые листочки раскрыла. Больше снег не враг. Трава взошла на каждой кочке. Заизумрудился овраг. Тоска ли в сердце медлит злая? Гони. Свой дух утихомирь. Вновь с нами ласточка живая, Заморского отверзшись края, В родимую влюбилась ширь. 9 И сердце, ничего не зная. Вновь знает нежно, как она, Что луговая и лесная Зовет к раскрытости весна. От солнца – ласка властелина. Весь мир – одно окно лучу. Светла в предчувствии долина, О чем томлюсь? Чего хочу? Всегда родимого ищу я, Люблю разбег родных полей, Вхожу в прогалину лесную – Нет в мире ничего милей. Ручьи, луга, болота, склоны, В кустах для зайца уголок. В пастушью дудку вдунул звоны, Качнув подснежник. Ветерок. Весенним дождиком омочен, Мой край в покров весны одет, Нерукотворно беспорочен. Другого счастья в мире нет. Это стихотворение написал Константин Бальмонт, который прожил 22 года в эмиграции во Франции. Он объехал весь мир, но красота чужих стран не избавляла его от тоски по родине, по России. Он умер во Франции и похоронен тоже во Франции. Однако многие русские поэты считают его великим патриотом России. - Можем ли мы с вами это подтвердить? - Как научиться беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? - Можно ли быть патриотом вне своей родины? - Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле? 10 -Как научиться проявлять уважение к труду предков, сохранивших для нас и этот мир, и эту страну? -Как научиться быть достойным их праху, их памяти Обо всем этом сегодня наш разговор. Родина моя, Что будет и что было,- Все я пополам С тобою разделю Вовсе не затем, Чтоб ты меня любила, Просто потому, Что я тебя люблю. М.Танич Во все времена жили большие патриоты своей страны. Давайте вспомним их имена. Александр Невский (30.05.1220 – 14.11.1263) Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский. Какие его заслуги перед Родиной этого человека вы знаете? Его величайшая заслуга перед Русской землей состоит в том, что он сокрушил два крестовых похода — немецких и шведских рыцарей на Новгородскую Русь, до которой так и не докатилось всеразрушающее Батыево нашествие. Битва на Чудском озере, произошедшая 5 апреля 1242 года, вошла в ратную летопись России под названием Ледового побоища, настолько велики оказались потери Ливонского ордена. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси. 11 [1]—1800) Еще одна веха в истории страны – Отечественная война 1812 года. Какие известные личности проявили себя как патриоты своей Родины? Суворов Александр Васильевич (1730 национальный герой России[2], великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства. Французы не допустили соединения двух наших армий, начав операцию против Римского-Корсакова раньше, чем планировали. 60 тысяч неприятелей окружили войска самого Суворова. Однако он смог выйти из окружения, взять в плен полторы тысячи французов и пересечь сложнейший перевал Паникс. Этому подвигу русский художник Суриков посвятил картину, которая хранится в Русском музее Петербурга. Самые тяжелые годы 20 столетия – годы ВОВ. (священная война) Свиделем тех трагических событий стала наша героиня Анна Исаковна, теперь она расскажет вам как трудно было быть истинным патриотом страны, но как это важно.(слово гостям) Истинными патриотами страны были и другие жители поселка нашего. Ребята сейчас расскажут о их жизни. Но и в современном мире хватает поводов для подвигов и проявления патриотизма. Рядом с нами сейчас возможно находятся будущие защитники родины, многие из вас лично знают многих, кто защищает нас сегодня, бережет рубежи нашей родины. Но в нашем городе живет братия шахтеров, которые отдавая свой профессиональный долг, совершают подвиг и проявляют истинный патриотизм. И это песня о них и о нас с вами. А теперь вместе давайте разработаем памятки как стать патриотом, какие качества нужно в себе развивать. 12 Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества: 1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная. 2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие. 3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку. 4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь. 5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных. старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность. прославивших страну, в которой ты живешь. происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе. 7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, 8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые 6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, 9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. 10. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России! Подготовительная работа к классному часу: 1. Анкетирование учащихся. Анкета №1 представить? почему? 1. Когда ты произносишь слово «Родина», что ты можешь себе сразу 2. Хотелось бы тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если – да, то 3. Какого человека можно назвать патриотом своей Родины? 4. Кого из известных тебе людей можно назвать патриотом своей Родины? 5. Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему? 6. Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины? В чем это проявляется? 7. Интересуешься ли ты историей, культурой своей Родины? 8. Поддерживают ли тебя родители в этом? 9. Какие памятные места твоей Родины ты посетил(а), чем тебе это 10.чтобы о своей Родине ты хотел с гордостью рассказать, если бы у тебя была запомнилось? возможность встретиться со своим сверстником – представителем другой страны? Анкета №2 13 Методика незаконченных предложений. 1. Моя Родина – это… 2. Я знаю, что моя Родина много… 3. Самыми трудными событиями моей Родины были… 4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой… 5. Когда я вырасту, я хочу… 6. Я не хочу, чтобы моя Родина… 7. Я благодарен(а) своей Родине за то, что… 2. Конкур семейных рассказов «История нашей семьи в истории моей Родины». Учащиеся вместе с родителями пишут рассказы на выше названную тему. В этом рассказе они обязательно должны рассказать, каким образом каждая семья вносит свою лепту в развитие и процветание Родины. Особое внимание надо обратить на то, какие возможности создает Родина для максимального развития ее представителей. 3. Конкур сочинений «Фамилии, которыми гордится моя страна и я». В сочинениях ребята должны рассказать о тех людях, которые прославляли Родину. В первую очередь, они должны рассказать о тех людях, о которых они слышали на уроках, внеклассных мероприятиях, имена которых узнали из книг. 4. Презентации визиток семей учащихся под названием «Памятными тропами». В данной презентации каждая семья рассказывает о своих путешествиях с ребенком по родному краю. 4. Подготовка ситуаций для дискуссионного клуба учащихся. Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как ты поступишь? Ситуация 3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? Ситуация 4. 14 Чаще всего учащимся на вопрос о том, какой персонаж из художественной литературы вам нравится больше всего, дети отвечают: «Гарри Поттер». Когда учитель просит учащихся привести примеры из отечественной литературы, учащиеся отвечают, что таких персонажей они не знают. Ты можешь им возразить? Ситуация 5. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь прав учитель или не прав? «Помним, любим и гордимся» (праздник, посвященный Дню Победы) Цель: Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории. Формировать  чувство гордости и уважения к воинам­ защитникам. Подготовка:  Подбираются   фонограммы   песен   «День   Победы»   Д.Тухманова,   «Эх   дороги» А.Новикова, «Священная война» А Александрова. Готовятся пилотки, косынки, вещмешки, игрушечное оружие, сумка санинструктора, три куба из комплекта «мягкого модуля» на которых лежат наушники с микрофоном, бинокль, планшет с картой.   Оформление: На центральной стене по центру – Георгиевская лента с гербом, справа и слева – разноцветные звезды салюта. На боковой стене оформлена выставка детских рисунков «Солдат – Победитель» Ход праздника В грамзаписи звучит песня «Эх, дороги…» (музыка А.Новикова, слова Л.Ошанина ). Дети и гости   проходят   в   зал.   труженики тыла,военнослужащие, родители.    Среди   приглашенных   ветераны   ВОВ, Ведущая: Девятого мая все жители нашей страны отмечают радостный праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. Давно закончилась война, позади остались трудные годы, но мы с благодарностью вспоминаем всех, кто защищал Родину и добился мира на Земле. В этот день все   радуются,   а   в   столице   нашей   Родины   Москве   возлагают   венки   к   могиле   неизвестного солдата, а вечером бывает праздничный салют.  Тихо звучит мелодия песни «День Победы» Д. Тухманова ребенок исполняет стихотворение «Праздничный салют» Т. Шорыгиной:  Алые букеты в небе расцветают, Искорками света лепестки сверкают. 15 Вспыхивают астрами голубыми, красными,  Синими, лиловыми – каждый раз все новыми. А потом рекою золотой текут. Что это такое? ­ Праздничный салют!! Дети поют песню  «Сегодня салют»  (муз. М. Протасова, сл.  В. Степанова) Ведущая: В этот памятный день мы славим всех живых участников войны, вспоминаем ушедших от нас во имя мира на  земле. Дети исполняют монтаж стихотворения «Великий  день»: 1 ребенок: Было обычное жаркое лето Бабушка мне рассказала об этом. Все отдыхали: кто с мамой на даче, Кто на реке загорал и рыбачил. В лагере детском ребята играли,  Горя и бед до поры не видали… 2 ребенок: Вдруг грохот раздался,  И все потемнело, Словно огромная птица взлетела Рвутся снаряды, огонь полыхает Огненный враг на страну наступает. От боли стонала родная земля. Страшное слово узнали – «ВОЙНА»… (Звучит фонограмма песни «Священная война» А. Александрова) 3 ребенок: Боролись не только солдаты на фронте. Все, кто способен винтовку держать. Старшие школьники, дяди и тети Сами пошли за страну воевать. 16 Немая сцена   «Прощание». Звучит вальс, на сцене   танцуют пары,   музыка прерывается. Девочки   замирают.   Звучит   фонограмма   песни   «Священная   война»   А.   Александрова. Мальчики   надевают   вещмешки,   пилотки,   берут   ружье   и,   прощаясь,   уходит   на   фронт. Девочки машут платочками. 4 ребенок: А в городах не хватало продуктов,  Голод и смерть здесь на каждом шагу. Но не сдавались советские люди. Упорно трудились  на горе врагу. 5 ребенок: Дедушка мой был мальчишкой в те годы,  Он на заводе снаряды точил, Чтобы солдат из тяжелых орудий землю родную в бою защитил. Ведущая: Целых четыре, целых четыре Года четыре длилась война. Сколько погибло, сколько народу,  Сколько людей не вернуть никогда! Но долгожданная эта Победа Кровью и порохом закреплена. Сгинула. Сгинула, сгинула где­то, Но не забудется эта война!   В память о тех, кто ждал и ковал победу в тылу, исполняется песня «Катюша» музыка М. Блантера, слова М. Исаковского   Ведущая: Наша страна мирная, но до сих пор охраняют наши границы настоящие воины, чтобы никто со злыми намерениями не смог напасть на нашу страну. Инсценировка стихотворения «Мы тоже воины» С.Михалкова. 17 Дети,   участвующие   в   инсценировке,   распределяются   по   залу,   надевают   элементы костюмов, берут необходимые атрибуты.(Рисунок 1, Рисунок 2) Связист: (ребенок сидит за радиостанцией на стуле, на голове наушники с микрофоном). Алло, Юпитер? Я ­ Алмаз, Почти совсем не слышу вас. Мы с боем заняли село, А как у вас? Алло? Алло? Медсестра: (перевязывает раненого лежащего на полу). Что вы ревете, как медведь? Пустяк осталось потерпеть, И рана ваша так легка, Что заживет наверняка.   Моряк: (смотрит в бинокль на небо) На горизонте самолет. По курсу  ­ полный ход вперед! Готовься к бою, экипаж! Отставить, истребитель наш. Летчик: (рассматривает карту в раскрытом планшете) Пехота здесь, а танки тут. Лететь до цели семь минут. Понятен боевой приказ. Противник не уйдет от нас. Автоматчик: (ходит вдоль центральной  стены, в руках автомат). Вот я забрался на чердак. Быть может, здесь таится враг? За домом очищаем дом. Врага повсюду мы найдем! 18 Группа мальчиков исполняет матросский танец «Яблочко» Р.Глиэра Ведущая: Главное, за что воевали и погибали люди во время войны – это мир.  Дети читают стихи о мире. «Пусть не будет войны никогда» Пусть не будет войны никогда. Пусть спокойно спят города. Ни один пусть не рвется снаряд,  Ни один не строчит автомат. И пусть мирно проходят года, Пусть не будет войны никогда                                          Т.Шорыгина «О мире» Пусть будет мир на всей земле, Пусть будет мир всегда. Чтоб нам расти для славных дел, Для счастья и труда.                                     Н.Френкель Дети исполняют песню  «Мир нужен всем» (муз. В.Мурадели, слова С.Богомазова) Ведущая: Давайте же и мы всеми своими силами будем беречь этот хрупкий мир и ценить свою историю. Не забывать, как дорого заплатил наш народ за свободу и мир  на нашей земле. В знак памяти о погибших объявляется минута молчания. ребенок:  Праздник Победы – 9 Мая! Празднуют в нашей стране стар и млад. Мы ж говорим Вам: «Большое спасибо!» Тем, кому громкое имя – «СОЛДАТ»! Звучат песни военных лет. Дети дарят ветеранам цветы и приглашают на  чаепитие. 19 «Бравые солдаты»  (спортивное развлечение) Цель: Расширять знания и представления детей о профессии военнослужащего; воспитывать патриотические чувства, стремление подражать военным в ловкости, смелости, выносливости. Подготовка: Картина «Три богатыря» Васнецова, иллюстрации с изображением военной техники. Готовится физинвентарь: спортивная скамья, дуги, мягкие модули, каша, повязки для глаз, четыре воздушных шара, большая корзина, гири, гантели, песочные часы. Изготавливаются эмблемы команд, конверт с заданиями, схемы «Ракеты» «Корабля»  Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители,            Ход развлечения Дети находятся в групповом помещении. Вступительная беседа «Военная техника». Ведущая:  В   давние­давние   времена,   еще   в   Древней   Руси,   стояли   на   страже,   на  заставе (границе)   очень   сильные   люди   ­   богатыри.   И   вот   на   картине   «Три   богатыря»,   художника Васнецова мы видим этих героев. На них надеты доспехи: грудь защищает кольчуга, голову ­ шлем. Они вооружены мечом, копьем, тугим луком и стрелами, палицей). А передвигались они на богатырских конях. Собирались богатыри в дружины и защищали родную Русь от врагов. В   наше   время   защитницей   страны   является   Российская   Армия.   А  какие   рода   войск   вы знаете? (ответы детей) Чем вооружена наша Армия? Современное вооружение очень сложное, поэтому солдату нужно много знать, чтобы уметь управлять военной техникой. Защищает наше небо военная авиация. Это вертолеты, самолеты­ракетоносцы, бомбардировщики, истребители. Сухопутные   войска:  танкисты,   артиллеристы,   связисты   минометчики,   ракетчики.   На вооружении этих войск танки, ракеты, зенитные установки.  Военно­морской флот,  корабли новейших конструкций, атомные подводные лодки. Наши воины всегда отличались смелостью и ловкостью, находчивостью и выдержкой. Когда вырастут наши мальчики, они тоже будут служить в Армии. Но для этого надо сейчас уже много тренироваться, закаляться, заниматься спортом. Входит почтальон, приносит письмо, адресованное детям группы. Воспитатель     принимает   пакет,     рассматривает   и   читает   письмо   детям.   Из   чего становится   понятно,  что  это  письмо  из  воинской   части.  Военнослужащие   приглашают детей старшей группы принять участие в военных учениях. Военные дают детям задание:   найти место в школе,   где будут проходить   учения. Дети   вместе   с   родителями   делятся   на   команды,   выбирают     названия,   назначают 20 командира и начинают поиск. По карте­ подсказке они попадают в спортивный зал. Там их встречают военные,  приветствуют команды  и приглашают приступить к соревнованиям. Ведущий:  Военная разведка передала вашим командам пакеты со срочными донесениями. Вам, преодолев линию фронта, нужно доставить документы в штаб. (Рисунок 3) Полоса препятствий «Доставь пакет»:  ­ по узкой тропинке (ребристый мостик), ­ перепрыгни через препятствие (спортивная скамья)),  ­ под поваленным деревом (подлезть под дугу) Ведущий: В доставленных пакетах оказались схемы секретной техники (схема «Ракеты» и  «Корабля»), необходимо быстро по схеме ее построить. Конкурс «Военная техника»   Используются мягкие модули. Дети переносят соответствующие детали капитану команды, который по схеме выстраивает, изображение ракеты или корабля. Жюри, которое состоит из военнослужащих  и родителей подводят итоги. За каждый выигранный конкурс команда получает флажок. Ведущий:  Воины во время учений немного устали и самое время подкрепиться. Нет ничего слаще солдатской каши. (Рисунок 4) Конкурс «Солдатская каша»   Участвуют     один   ученик   и   один  взрослый  от   команды.   Родители   с   завязанными глазами кормят своего ребенка. Ведущий: Вот солдаты  подкрепились, пора померяться силой.  Конкурс силачей Дети выполняют следующие задания: ­ вызывается по два участника из команды, к ноге которого привязывают шарик; по сигналу они должы наступить на шарик противника и раздавить его ногой; кто сохранил свой шар, тот и победил. ­ кто сидя за столом прижмет руку противника (по одному человеку от команды) Ведущий: На поле боя, на учениях бывают раненые, их необходимо доставить В госпиталь.  Конкурс «Перенеси раненого» 21 Двое родителей, взявшись за руки, образуют «стульчик» и переносят «раненого» ребенка на другой конец зала. (Рисунок 5) Ведущая:  Для поднятия духа солдаты рассказывали разные веселые истории, шутки, прибаутки. Сегодня перед вами выступит агитбригада «Веселые девчата».  Солдатские прибаутки (исполнение частушек) Чтобы в Армии служить,  Очень крепким надо быть.  Потому весь день наш Женя  Уплетает булку с джемом. Вытащить не могут Ваню Папа с мамою из ванны. Он ныряет и плывет, Он во флот служить пойдет.  Антон по комнате летает  Руки­крылья расставляет,  Всех таранит самолетом  ­Будет в Армии пилотом. Что за чудо­коробок Бабушку толкает в бок? Это просто наш Кирилл Танк военный смастерил.  Чтоб солдатом бравым стать,  Здоровье надо укреплять.  Ежедневно закаляться,  Физкультурой заниматься! Ведущий: А теперь последнее, самое сложное испытание! Чья команда самая быстрая и  внимательная? Эстафета «Ловкие воины» 22 В большой корзине лежат гантели и гири. Дети по очереди одевают пилотку, бегут к  корзине и выбирают: одни ­ гантели, другие ­ гири, и складывают их в свою. Эстафету  участники конкурса передают пилоткой. Побеждает та команда, которая за определенное  время принесет больше предметов в свою корзину.   Представитель воинской части подводит итог соревнований, награждает победителей. Урок мужества и открытие музейной экспозиции «На дорогах войны» Цель: Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории. Формировать  чувство гордости за воинов­защитников.                                                                                      Материал: Картина «Три богатыря» Васнецова, иллюстрации с изображением военной техники.   Участники: учащиеся, учителя, ветераны ВОВ,  родители. Мы называем место, где родились и живем Родина, Отечество, Россия. И во все времена люди гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину и, конечно, защищали от врагов.   А кто защищает, охраняет и оберегает Родину?  (это военные). Всегда Россия славилась своими защитниками. Знаменитый полководец Суворов говорил: «Солдата лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет и товарища спасет». Откуда же черпали русские воины свою силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, от богатырей, о которых сложены былины и сказания. Богатырь – это храбрый воин, герой и защитник родины. На картине «Три богатыря» Васнецова вы видите этих героев. Это   Илья   Муромец,   Добрыня   Никитич   и   Алеша   Попович.   Все   они   на   богатырских   конях. Собирались они в дружины и зорко охраняли родную землю от врагов.                               Если богатырь на страже, Может быть уверен каждый –  От врагов защищены Рубежи родной земли.  Народ сложил много пословиц   и поговорок о воинской храбрости и силе. Я предлагаю вам вспомнить их и назвать.                                 Умелый боец везде молодец. Смелый побеждает, трус погибает. Герой – за родину горой. Честь солдата береги свято. Жить – Родине служить. 23 Смелый боец в бою молодец. Чем крепче дружба, тем легче служба. Если армия сильна, непобедима и страна. Русский ни с мечем, ни с калачом не шутит. Это были сильные, смелые и мужественные люди, но без боевого оружия даже сильный человек не сможет защищать свою землю от врагов. Значит, воину нужны доспехи, оружие и умение его применять. Для защиты воины носили латы, кольчугу, щит и шлем, а вооружен он был мечем булатным, копьем, палицей и тугим луком со стрелами. Все этот называлось холодным оружием и его можно увидеть теперь только в исторических музеях.  Существовали  в далеком прошлом и конные полки русской армии. Кавалерия была главной ударной силой в военное время. У каждого кавалерийского полка были свои боевые задачи, военное снаряжение и форма. Носили они красивые мундиры, расшитые шнурами и высокие шапки – кивера, украшенные шнуром с кистями и султаном из конских волос. Во время боя поверх   мундира   они   надевали   железные   нагрудники,   которые   защищали   грудь   и   спину. Вооружены ­ пиками и тяжелыми прямыми саблями, заточенными с обоих сторон.   Со временем растет сила оружия. На смену холодному оружию люди изобрели огнестрельное – это пистолеты, ружья, пушки, пулеметы. На смену ковалерии пришли боевые машины.   Наша   страна   мирная,   но   не   раз   России   приходилось   отражать   нападения   противников   и защищать свои границы от врагов.         Самым трагическим событием в истории нашего государства была Великая Отечественная война, которая принесла много бед и разрушений. Что бы разгромить врага в начале войны была изобретена машина с реактивными снарядами.    Это было грозное оружие. Где появлялась эта машина, враг был уничтожен. С первых дней своего пребывания на фронте, кроме технического наименования «РС», машина получила сердечное доброе имя «Катюша».          Почему   ее так назвали? Солдат всегда ищет слова, соответствующие его вере в победу. Катюша было таким именем.  Я предлагаю исполнить замечательную песню военных лет, которую написал композитор Матвей Блантер на стихи Михаила Исаковского. Это песня «Катюша». Дети и гости поют вместе песню «Катюша» М.Блантера. О   событиях   военной   поры,   о   технике   и   оружии   военных   лет   достоверно   могут   рассказать участники боевых сражений, ветераны Великой Отечественной.   Выступление ветерана ВОВ  (в каких войсках служили, какое оружие было в то время, что помогало солдату в бою). Ведущий:                   Спасибо вам ветераны! Солдаты минувшей войны. 24 За ваши тяжелые раны, За ваши тяжелые сны. За то, что Отчизну спасли вы, Сыновнему долгу верны. Спасибо родные, спасибо От тех, кто не знает войны. Самое   важное   слово   на   свете   –   мир,   и   мир   нужен   всем.   Россия   –   миролюбивое государство.   Но   ей   нельзя   быть   безоружной.   Мы   часто   слышим   о   террористических   актах, военных столкновениях в разных точках планеты. Их называют «горячими». И сегодня на нашей встрече присутствует участница боевых событий в … Дети читают стихи о мире.                                     Мир – это главное слово на свете Мир очень нужен нашей планете Мир нужен взрослым! Мир нужен детям! Мир нужен всем на нашей планете! У   нашей   страны   сильная   армия   и   флот.   Они   способны   защищать   своих   граждан   от   любого нападения.   Вся   армия   поднимется,   если   прозвучит   сигнал   тревоги.   И   пограничники,   и артиллеристы, и ракетчики, и танкисты.  Солдату   нужно   много   знать,   чтобы   уметь   управлять   современной   военной   техникой: сверхзвуковыми   самолетами,   подводными   лодками,   зенитными   и   ракетными   установками, радарами и локаторами.  Ребенок читает стихотворение: Шар земной не такой уж большой Средних размеров планета Горы, равнины, озера, моря –  Надо беречь нам все это! Небо лазурное, солнышко ясное, Запах цветов и шум дождя –  Нам подарена жизнь прекрасная Давайте ее проживем друзья! Дети исполняют песню «Наша родина сильна» А. Филиппенко В  память об  исторических   событиях  создаются  музеи,  чтобы  люди  знали,  помнили  и  могли посмотреть на предметы, которые рассказывают о прошлом нашей страны и о которых забывать нельзя.  В ходе нашего сотрудничества с воинами­связистами и ветеранами ВОВ, у нас собралось немало интересных материалов, которые могут рассказать о нелегкой военной жизни. 25 Чтобы сохранить память об этих событиях, мы создали экспозицию, в которой будут храниться   предметы,   подаренные   вам   ребята   нашими   ветеранами   и   военными.   И   сейчас   я приглашаю всех на открытие экспозиции «На дрогах войны». (Рисунок 7) Использованная литература Ишимова А. Большая энциклопедия истории России М.Олма­Пресс 2000. Степанова В. «Русские пословицы и поговорки  от «А» до «Я» ­ М.:1998. Я познаю мир «История Отечества» Музыкально-спортивный досуг «Шоу настоящих мужчин» Цель: Воспитывать любовь и уважение детей к Российской Армии. Формировать  эмоционально­положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости ,  быстроте, смелости. Подготовка мероприятия: 1. Зал украшен флажками, шарами, рисунками детей. 2. Подбираются фонограммы «Военный марш» Г.Свиридова, марш «Прощание славянки» В. Агапкина. 3. Готовятся   –   два     больших   обруча,   кегли,   мячи,   четыре   пластмассовых   корзины,   два конверта, канат, пилотки, два ремня, игрушечные автоматы, повязки на глаза. 4. Изготавливаются эмблемы команд «Якорь» и «Звездочка». Ход досуга Под звуки «Военного марша» Г. Свиридова в зал входят команды, строятся в шеренги. Входят девочки, читают стихи ­ поздравления. 1: Февральский день, в морозный день  Все праздник отмечают, Девчонки в этот славный день  Мальчишек поздравляют. 2: Мы не подарим вам цветов,           Мальчишкам их не дарят.  Девчонки много теплых слов,  У вас в сердцах оставят. 3: Мы пожелаем вам на век:       Чтобы в жизни не робелось.  Пусть будет с вами навсегда   Мальчишеская смелость. 4: И все преграды на пути 26 Преодолеть вам нужно,  Ну вот с начала подрасти И повзрослеть вам нужно. Вед:  Добрый день, дорогие друзья, какие прекрасные стихи прочитали наши девочки, но ведь сегодня праздник всех мужчин. Мы поздравляем наших дедушек, пап, братишек с этим днем, но самое главное военных, которые пришли на наш праздник и для всех гостей мы исполним песню.  Исполняется песня «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.          Вед: Ребята, какими качествами должен обладать защитник отечества? Дети: Смелостью, решительностью, мужеством, выносливостью. Вед: Правильно. Эти же качества  вам пригодятся для участия в соревнованиях. Представление жюри. Вед:  Вот и наступило время первого испытания. Как же попасть на место соревнования? Впереди широкая река, а вот и лодка. Эстафета 1 ­ «Переправа». Капитан с обручем бежит к команде. Игрок залезает в обруч, дети вдвоем бегут на другую сторону. Следующий выполняет то же. (Рисунок 3) Вед:  Команды   без   потерь   переправились   через   широкую   реку,   а   теперь   представьтесь   и поприветствуйте друг друга. 1 кап: Команде «Звездочка» физкульт­привет! 2 кап: Команде «Якорь» физкульт ­ привет! Вед: Какие храбрые ребята. А вы знаете, как во время военных действий доставляют донесения в штаб? Сделать это надо быстро и незаметно, а помогут нам отважные папы. Конкурс  – «Маскировка». В   конкурсе   участвуют   взрослый   и   ребенок.   Взрослый   помогает   одеть   ребенку   пилотку, ремень, вручает автомат, и ребенок по­пластунски ползет к командиру (члену жюри), чтобы передать важный пакет.  Вед:  Здорово   справились   с   заданием   команды.   В   донесении   сказано,   что   на   передовой закончились патроны. Что же делать? Ответы детей.  Вед: Вы готовы доставить патроны на передовую? Эстафета  ­ «Патроны на передовую». 27 Дети, стоя в шеренге, передают кегли из одного ящика в другой      (цепочкой). Конкурс для пап – «Минное поле». Папы с завязанными глазами собирают кегли в свои корзины. Вед: Но в донесении еще задание. Хороший солдат отличается не только ловкостьбъю и силой, но и умом и смекалкой. Это мы сейчас и проверим. Конкурс ­ «Вопрос – ответ». 1.Что общего между деревом  и  винтовкой (ствол) 2. Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга). 3. Кто управляет танками? 4. Какой головной убор носят моряки? Вед: Отлично! И с этим заданием справились. А есть ли у вас в команде меткие стрелки? Вот сейчас мы это и проверим. Эстафета – «Меткий бросок». Папа держит корзину. Все участники команды по очереди забрасывают по одному мячу в корзину. Побеждает  команда, в корзине которой окажется больше мячей. Вед: Очень меткие стрелки в наших командах, а если у вас сила? Кто сильнее из ребят? Ну беремся за канат! Тот, кто перетянет, Самым сильным станет. Эстафета  ­ «Перетягивание каната». Две   команды   встают   друг   за   другом   и   перетягивают   канат.   Чья   команда   пересечет отмеченную линию – проигрывает. (Рисунок 9) Вед:  Вот   и   закончились   наши   соревнования,   но   не   закончился   праздник.   Быть   защитником Отечества – это значит быть сильным, смелым, ловким. Всем желаю счастья, мира и удачи. И пока   судьи   проводят   итоги   соревнований     танцевальная   группа   «Загадушки»   покажут   нам веселый танец. Встречайте их! Вед: Всем папам дети дарят песню «Папа может» В.Шаинского. 28 Жюри подводят итоги, проходит награждение команд. Внеклассное мероприятие ко Дню Победы Цели:  1. Показать учащимся огромный вклад защитников тыла в дело Великой Победы. 2. Формировать гражданско­патриотическую позицию учащихся.  3. Воспитывать у учащихся любовь к истории Родного края. Оборудование:   компьютер,   мультимедийный   проектор,   магнитофон,   книжная   выставка, плакаты военных лет. Учитель: Каждый прожитый год отодвигает в глубь веков героическую эпопею Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. За это время сгладились траншеи на полях былых сражений, но не ослабла   память   о   великом   подвиге   советского   народа   в  борьбе   против   фашизма.   Единство фронта и  тыла  стало  важнейшим  условием полного  разгрома агрессора.  Призыв   “Всё  для фронта, всё для победы!” немедленно всколыхнул всех до единого, превратил страну в единый боевой лагерь. Ученик читает стихотворение Валентина Кузнецова “Родина” (Венок славы, т.9, стр.84). В пору военных разрух С хлебом в стране было туго. Не выпускала из рук Ты ни винтовки, ни плуга. И потому не взяла Смерть тебя в тяжкие годы: 29 Вспашка глубокой была, Стойкими выдались всходы! Вот почему ты жива, Сладок твой хлебушек чёрный. Хоть на твои жернова Падали горькие зёрна. Учитель: Лозунг   “Всё   для   фронта,   всё   для   победы!”   с   особой   силой   подчёркивал   то,   что   исход смертельной схватки с фашизмом решался не только на полях сражений, но и в глубоком тылу.   Главная   задача   тыла:   перевод   народного   хозяйства   на   военные   рельсы.   При   этом важнейшее   значение   придавалось   перебазированию   производительных   сил   из   западных   и центральных районов СССР в восточные. Это была вынужденная и очень сложная задача, так как   в   связи   с   неудачным   развитием   событий   на   фронте   враг   овладел   стратегической инициативой, господством в воздухе и настойчиво рвался в глубь СССР.  Преодолевая   огромные   трудности,   правительству   удалось   эвакуировать   в   район   Среднего   и Южного Урала, в Поволжье, Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию миллионы людей, значительные материальные и культурные ценности. Только в течение первых трёх месяцев войны   было   перебазировано   более   1360   крупных   предприятий.   Так,   в   августе   1941   года   на Каменскую землю прибыли первые эшелоны из Запорожья, доставившие сюда людей, станки, металл. Под открытым небом,  недалеко от железной  дороги возрождался  будущий  завод “Белинсксельмаш”, который уже в декабре должен давать боеприпасы фронту. Ученик: Из воспоминаний героя Социалистического труда Валентины Леонтьевны Беляковой (по книге А. Васильева, П. Васильева “Рассказ о твоём заводе”,стр.88­89). “В один из январских вечеров, 1942 года, мама сказала: “Ну что – же, Валюша, раз решила на завод, так иди – может и найдёшь там своё счастье.Только вот не знаю как одеть тебя и обуть”. И вот шестнадцатилетний подросток, русская, неполного среднего образования, одетая в отцовском ватнике и материнских валенках, вместе с подружками Ниной Хромовой и Таней Булаевой, она пошла на завод. А морозы в ту зиму и впрямь стояли лютые. Знала Валя, что на заводе в недостроенных помещениях холодно, что если притронешься к железу без варежки, то всю кожу с ладони мороз съедает. Знала также, что ходить на завод­ это три километра от Варваровки в Сельмаш и столько же оттуда. Но выхода не было: отец был на войне, и надо же всех кормить, одевать, обувать. А где взять? Вот и пришлось идти на работу в завод. Там встретили   хорошо.   Первой   её   учительницей   была   украинка   тётя   Ксана.   Работала   Валя   с подругами в 4 цехе. Они изготовляли продукцию для фронта. Сменные задания выполняла на 200­ 250%. 30 “Ночевать ходили домой, в Варваровку, а когда уставали так, что сил уже не было, то спали прямо в цехе, где­либо, в углу, на стружках. Было мягко, как на перине.Но всегда хотелось спать и есть”,­вспоминала Валентина Леонтьева. Растачивали тогда снаряды для сорокапятимеллиметровых пушек. Работали по 12 часов в смену, без выходных. Хлеба­ 700 граммов. Ученик   читает   стихотворение   Г.Ф.   Семёнова   “И   стал   нам   полем   боя   цех”  (Венок   славы, т.9,стр.470). В нашей жизни вроде б и не было  Ни этапов больших, ни вех. Просто ­ гудок требовал  Каждое утро в цех. Шли умелые, неумелые, Чуть знакомые и друзья, Одно общее дело делали,  Без которого жить нельзя. У которого всё достоинство – Быть основою всех основ. Без которого дом не строиться И не празднуется любовь… Всё тебе отдавали, Родина, Как подарок несли успех. После поняли: сколько пройдено  И этапов больших и вех! Учитель: В   исключительно   напряжённой   обстановке   первых   лет   войны,   когда   в   стране   ощущалась острая нехватка  рабочей силы, топлива, электроэнергии и сырья,  советский тыл сумел  не только   выстоять,   но   и   восстановить   утраченные   мощности,   а   затем   и   превзойти   их. Испытывая огромные трудности и лишения, недосыпая и недоедая, тыл научился работать по –   военному.   Отдавая  на   алтарь   победы   все   свои  силы   и  знания,   люди   совершали   трудовые подвиги, прежде всего женщины, старики, дети. 31 Ученик рассказывает о военных годах сельчан, используя краеведческий материал, собранный учащимися школы в разные годы: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Объявленная   мобилизация   лишила   Варваровку   почти   всего   взрослого   мужского   населения. Варваровка, Старая ­ Новая Есинеевка и Сорочья крепость отправили на фронт 282 человека. В Варваровке остались женщины, дети, старики: они составляли 86% всей рабочей силы… Лозунг “Всё для фронта, всё для победы!” встал на повестку дня. Большим событием, предоставлявшим дальнейшее развитие всего Каменского района в целом, являлась эвакуация заводов “Красная звезда” и “Коммунар” из Запорожья в Каменку. Именно они дали жизнь знаменитому “Белинсксельмашу”. Размещать   прибывших   людей   и   оборудование   было   негде:   специально   приспособленных помещений   не   имелось.   Станки   устанавливались   прямо   под   открытым   небом,   а   рабочие расселялись по домам каменцев. Часть из них нашла кров в селе Варваровка. Вот как описывает эти   дни   ветеран   завода   А.А.Гирский:   “…Несмотря   на   переживаемые   трудности,   местные жители приняли нас весьма радушно. Потеснились, как могли. Мне пришлось поселиться в доме   колхозника   в селе  Варваровка.  Их было   шестеро,  и  у меня  семья  состояла  из  шести человек. Изба обычная, из двух комнат. Потом было подселено ещё десять жильцов. Итого 22 человека в одной избе. Спали на полу, печке и даже в сенях…” (стр.15, из книги “Рассказ о твоём заводе” А.Васильев, П.Васильев. Приволжское кн.изд.1973г.) Варваровцы   не   только   представили   жильё   рабочим,   но  сами   дали   заводу   рабочих   из   среды сельчан.   В   первые   годы   войны   к   станку   встали   М.Ф.Рассказова,А.И.Лылина,   А.П.Носкова, М.А.Плахова, Л.И.Лылина, Т.Г.Паршина, А.В.Еленин и другие. На протяжении всех лет войны варваровцы вносили свой вклад в победу над врагом. Они активно участвовали и в возведении корпусов эвакуированного завода, и в сборе денег и теплых вещей для фронта, где самоотверженно сражались их мужья, сыновья и братья. Из воспоминаний старейшей жительницы села Варваровка М.Ратниковой (запись на кассете, записал внук С.Ратников) Ученик читает стихотворение М. Исаковского “Русской женщине” (Венок славы т.9, стр.107­ 109) Просмотр видеофрагмента “Тыл в годы войны”. Выступление работников тыла в годы войны.  Заключительное слово учителя: Более   пятидесяти   лет   назад   отгрохотала   Великая   Отечественная   война.   Но   с   течением времени   всё   грандиознее   видится   этот   безмерный   подвиг   людей,   вошедших   в   легенду, повествующую миру о величии человеческого духа, об обжигающей ненависти к поработителям, о беспредельной любви к родной земле и к свободе. 32 Литература:  Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12­ ти т. Т.9. Всё для фронта. ­ М.: Современник, 1989. А.   Васильев,   П.   Васильев.   Рассказ   о   твоём   заводе.   –   Приволжское   книжное   издательство, Пензенское отделение, 1973. Мультимедиа CD­ROM “От Кремля до Рейхстага», 2004                                                                                                                             Приложение 2 проживающих на территории пгт. Северный по состоянию на Список тружеников тыла , 01.01.2012 Ф.И.О. Категория Гончаренко Екатерина Труженик тыла Адрес, телефон Ул. Крупской, 4­48, 5­67­59 33 Ивановна Конова Раиса Ивановна Кудласенко Александра Ивановна Романец Иван Емельянович Марчук Анна Владимировна Шевченко Анна Исаковна Шумейко Вера Романовна Несовершеннолетний узник лагеря Ул. Крупской, 2­10, 7­47­88 Участник ВОВ Труженик тыла Труженик тыла Труженик тыла Ул. Юго­Западная, 15­34, 5­47­45 Ул. Народная, 2­44, 5­49­57 Ул. Народная, 18­64 Ул.Юго­Западная, 9­49, 5­48­11 Несовершеннолетний узник лагеря Ул. Крупской, 4­27, 7­40­02 34 35

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»

Социальный проект «Дети - ветеранам войны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018