Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа №156 им. Б. И. Рябцева»
Социальный проект
«Есть такая профессия –
Родину защищать».
Автор:
Фогель О.В.,
-
Учителя начальной школы
МБОУ «Школа № 156»
Нижний Новгород
2016
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
социального проекта
1 |
Наименование проекта |
«Есть такая профессия – Родину защищать» |
2 |
Автор проекта |
Учитель начальной школы: Фогель О.В., |
3 |
Целевая группа |
1-11 класс, педагоги, родители |
4 |
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта |
Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя, а гражданский долг любого человека. Виной тому, что молодые люди этого не осознают, — отсутствие идеологии. Заниматься идеологическим воспитанием детей, прививать им любовь к Родине надо еще в школе. |
5 |
Цели и задачи проекта |
Цель: Формирование у обучающихся активного и ответственного отношения к службе в рядах Российской армии через организацию социального проекта «Есть такая профессия – Родину защищать». Задачи: · Стимулировать учащихся и их родителей к постоянному пополнению знаний об истории Российской армии. · Вовлекать учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблемы престижности службы в армии. · Формировать основы гражданской позиции учащихся. |
6 |
Сроки выполнения проекта |
февраль 2016г. |
Актуальность проблемы. Цели и задачи.
«Есть такая профессия - Родину защищать», - это цитата из фильма «Офицеры» говорит сама за себя. Настоящие мужские качества - любовь к Родине, готовность защищать свое Отечество, стоять на страже безопасности страны и ее граждан. Однако многие юноши предпочитают не служить в армии по разным причинам. Это вызывает беспокойство за будущее России. Ведь очевидно, что судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщение его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя, а гражданский долг любого человека. Виной тому, что молодые люди этого не осознают, — отсутствие идеологии. Заниматься идеологическим воспитанием детей, прививать им любовь к Родине надо еще в школе. И речь в данном случае идет не о военно-строевой подготовке (хотя она мальчикам тоже должна преподаваться), а о любом предмете. Можно же и историю, и русский язык, и даже биологию с химией преподавать так, что в каждом слове учителя будет звучать гордость за страну. Если мы об этом не позаботимся, то молодые люди не захотят вставать на его защиту и будут избегать службы в армии.
Задачи гражданско-патриотического воспитания педагогический коллектив решает, реализуя различные программы, проекты. В частности через проект «Есть такая профессия – Родину защищать», в рамках которого проводятся различные мероприятия: утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать также об интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.
Цель:
Формирование у обучающихся активного и ответственного отношения к службе в рядах Российской армии через организацию социального проекта «Есть такая профессия – Родину защищать».
Задачи:
· Стимулировать учащихся и их родителей к постоянному пополнению знаний об истории Российской армии.
· Вовлекать учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблемы престижности службы в армии.
· Формировать основы гражданской позиции учащихся.
Ожидаемый результат:
• Учащихся и их родители пополняют свои знания об истории Российской армии.
• Учащиеся и их родители понимают престижность службы в армии.
• Учащиеся относятся к службе в рядах Российской армии ответственно.
Сбор информации.
Постановка проблемы.
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.
Нами был проведён опрос учащихся «Каково Ваше отношение к военной службе?», с целью выявления их отношения к службе в армии. В опросе приняли участие 4-11 классы.
Так, в целом только 33% учащихся считают, что служба в армии - это гражданский долг, ещё 12% полагают, что это необходимая и почётная обязанность и 24% опрошенных полагают, что служба в армии - это необходимость (достаточно тягостная), а 31% вообще рассматривают это как принуждение.
Также был проведён опрос среди родителей учащихся 9-11 классов «Как вы относитесь к тому, что молодые люди не желают служить в армии?» с целью выяснения отношения к тем, кто уклоняется от военной службы. Нельзя не отметить вполне терпимое отношение к таким лицам. Так, крайне отрицательное отношение к таким гражданам наблюдается только у 22% опрошенных родителей. В то же время у 64% опрошенных такие "уклонисты" никаких отрицательных эмоций не вызывают. Правда и процент тех, кто полностью одобряет уклоняющихся от службы в армии, также оказался весьма невелик - только 14% от общего числа опрошенных. В целом можно констатировать, что уклонение от армии стало социально одобряемым поведением.
Получив такие результаты, мы попытались выявить причины нежелания и отказа идти в армию.
Первое место занимает такая причина, как наличие неуставных отношений в армии (42%). Дедовщина является самой острой, или точнее, самой эксплуатируемой армейской проблемой. Неуставные отношения в армии стали главным пугалом в глазах призывников и их родителей.
Говоря о причинах нежелания молодых людей идти в армию, нельзя не отметить такой фактор, как страх перед жёсткой воинской дисциплиной. Этот фактор выделили 33% опрошенных. Особое внимание хотелось бы обратить на такую причину, как отсутствие чувства патриотизма у молодых людей. Очевидно одно, без патриотического начала нет воина-защитника.
Опрос учащихся показал, что достаточно велик процент тех, кто считает годы службы в армии впустую потраченным временем - это 25%, т.е. каждый четвёртый.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что армия является одним из важнейших социальных институтов, в современном российском обществе между армией и обществом сложилась ситуация взаимной обиды, недоверия и опасения. Армия обижена на общество за то, что армия в обществе воспринимается как жестокий монстр. Призывники и их родители воспринимают предстоящую службу в армии в лучшем случае как бесполезную трату времени, а в худшем - как серьезную угрозу физическому и психологическому здоровью. Сама ситуация достаточно болезненна как для общества, так и для армии и государства.
Хотелось бы, чтобы люди, в первую очередь - молодёжь, не забывали, что готовность защищать свою страну всегда была, есть и будет важнейшим проявлением патриотизма.
Для получения более точной картины мы провели диагностику сформированности у детей 7-11 лет уровня гражданской позиции. Для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:
ü Знание родного края;
ü Толерантность;
ü Права ребенка;
ü Обязанности ребенка.
Данные были оформлены в виде диаграмм:
В ходе диагностики было выявлено, что:
· по блоку № I «Знание о родном крае», у 20 % детей
низкий уровень.
· по блоку № IV «Обязанности ребенка», у 10% детей
низкий уровень.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод, что чувства гражданственности у детей подготовительной группы развито недостаточно.
1. Для решения всех выше перечисленных проблем необходимо осуществлять регулярную работу по формированию активной гражданской позиции.
2. Необходимо изучить литературу как нормативно-правового характера, так и исторического характера. Познакомить всех участников проекта с ней.
Литература:
1. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.
2. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина», М-2005г.
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. О патриотизме и гражданственности. Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов/Под ред. д.с.н., проф. А.А.Козлова. – СПб. «Элексис Принт», 2005. 228 с.
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.98 N 53-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
6. http://www.uza.uz/society/?id1=6568 «Камолот»: молодежь и военный патриотизм
7. http://festival.1september.ru/articles/563463/ Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников Цибизова Елена Игоревна, воспитатель ГПД
Мы планируем
Описание категории участников
В проекте принимают участие учащиеся школы с 1-11 классы, родители, педагоги.
Сроки реализации, место проведения
Проект реализуется в течение февраля 2012 года. Возможно продолжение проекта в мае 2012 года. Место проведения – Одерский зенитно-ракетный полк и МБОУ СОШ 156.
Описание проекта (этапы, формы работы)
Этапы. |
Формы работы. |
Ответственные. |
Исследовательская часть |
1. Опрос учащихся и родителей, анкетирование, мониторинг уровня гражданской позиции младших школьников |
Педагоги |
2. Анализ результатов. |
||
3. Изучение теоретического материала. |
||
Организационная часть |
1.Обращение педагогов МБОУ «Школа 156» к руководству Одерского зенитно-ракетного полка с просьбой помочь в организации и осуществлении проекта. 2. Обращение к родительскому комитету школы
|
учителя начальных классов |
3. Разработка ряда мероприятий для привлечения учащихся и их родителей к участию в проекте: 1) информирование:
2) агитация:
|
||
4.Разработка мероприятий по гражданской позиции:
|
Фогель О.В. |
|
Практическая часть. |
1. Проведение социального проекта «Есть такая профессия – Родину защищать» |
Фогель О.В. |
Заключительная часть |
1. Подведение итогов |
Учителя начальных классов |
2. Награждение. |
Схема взаимодействия
Фотоотчет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.