муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
Тема: «Социоигровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Педагог-психолог: Федорова С.З.
г. Оренбург 2024 г
слайд 1
Тема: «Социоигровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Слайд 2
Авторы социоигровой технологии
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Для воспитания человека с активной жизненной позицией нам помогает педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым
Слайд 3
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Социоигровая технология, как сочетание
игрового момента и социума.
Цель – формирование коммуникативных навыков общения.
Впервые термин « социо -игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную
Основа социоигровой технологии : «Не учить, а налаживать ситуацию. Налаживать для того, чтобы всем участникам захотелось доверять друг другу и своему собственному опыту. В результате такого налаживания у обучаемых детей происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки ».
Слайд 4
Социоигровая технология:
— Занятия организуются, как игра – жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них;
— Технология системно используется, как на занятиях , так и при организации свободной деятельности детей;
Слайд 5
В рамках данной технологии ставятся задачи:
— формировать общность ровесников, выполняющих совместную деятельность, в ходе которой происходит обучение и развитие;
— формировать у детей умение включаться в общее дело, помочь каждому ребенку выразить себя;
— способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;
— создавать условия для становления у детей и проявления культурных способов самовыражения;
— воспитать в дошкольниках желание узнавать новое;
— воспитывать интерес, внимание, доброжелательное отношение к окружающим;
Слайд 6
Основные правила социоигрового стиля, предложенные В.М. Букатовым:
— присутствие малых групп (дети объединяются в мини-группы);
— смена лидерства;
— движение на занятиях (дети на занятиях свободно перемещаются по помещению);
— смена темпа и ритма ;
— вариативность (на занятиях изменяются 2-3 смены в видах деятельности);
— интеграция всех видов деятельности;
Слайд 7
Первое правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Микрогруппа – уникальные условия для детской самостоятельности. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации. Деятельность дошкольников в малых группах -самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности , взаимопонимания. При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности
Слай 8
Второе правило: «Смена лидерства». Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
Третье правило: обучение сочетается с двигательной активностью. Это способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу.
Четвертое правило: Смена темпа и ритма . Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
Пятое правило Вариативность Смена мизансцен, ролей и видов деятельности, возможность детей работать в разных местах группы, там где они решаю.т
Неотъемлемая часть социо -игровой технологии - интеграция видов деятельности. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры.
Седьмое правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Применение технологии позволяет развивать и внимание, память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.
Сдайд9
Этапы организации общения детей в рамках технологии:
— Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
— Общение является целью ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить поставленную задачу;
Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается;
Сдайд 10
Игры, которые используются
— Игры-задания для рабочего настроя;
— Игры для социоигрового приобщения к делу;
— Игровые разминки;
— Задания для творческого самоутверждения;
— Вольные игры (свободные);
Слайд 11,12,13,14,15
Слайд 16
— Основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие, как дружба» (Е. Е. Шулешко)
Слай 17 Спасибо за внимание!
Игра «Превращения предмета»«Превращения» тренируют смелость, будят фантазию, развивают сообразительность.
Делимся на 2 мини группы По 3 человека ( карточки из пантомима»)
Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. «Картинка»
Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа. Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например, пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину. После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материала, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах. Как видите, ребенок в игре достаточно самостоятелен, принимает решения, однако подчиняется правилам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.