«Социоигровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

  • docx
  • 08.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление.docx

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 122»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Социоигровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Педагог-психолог: Федорова С.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург 2024 г

                                                      

 

слайд  1

Тема: «Социоигровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Слайд 2

 

Авторы социоигровой технологии

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Для воспитания человека с активной жизненной позицией нам помогает педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым

Слайд 3

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Социоигровая технология, как сочетание игрового момента и социума.
 Цель – формирование коммуникативных навыков общения.

 

Впервые термин « социо -игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную

 

Основа социоигровой технологии : «Не учить, а налаживать ситуацию. Налаживать для того, чтобы всем участникам захотелось доверять друг другу и своему собственному опыту. В результате такого налаживания у обучаемых детей происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки ».

Слайд 4

Социоигровая технология:

  Занятия организуются, как игра – жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них;

  Технология системно используется, как на занятиях , так и при организации свободной деятельности детей;

Слайд 5

В  рамках данной технологии ставятся задачи:

  формировать общность ровесников, выполняющих совместную деятельность, в ходе которой происходит обучение и развитие;

   формировать у детей умение включаться в общее дело, помочь каждому ребенку выразить себя;

   способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;

    создавать условия для становления у детей и проявления культурных способов самовыражения;

   воспитать в дошкольниках желание узнавать новое;

    воспитывать интерес, внимание, доброжелательное отношение к окружающим;

Слайд 6

Основные правила социоигрового стиля, предложенные В.М. Букатовым:

  присутствие малых групп (дети объединяются в мини-группы);

   смена лидерства;

  движение на занятиях (дети на занятиях свободно перемещаются по помещению);

   смена темпа и ритма ;

  вариативность (на занятиях изменяются 2-3 смены в видах деятельности);

  интеграция всех видов деятельности;

Слайд 7

Первое правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Микрогруппа – уникальные условия для детской самостоятельности. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации. Деятельность дошкольников в малых группах -самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности , взаимопонимания. При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности

Слай 8

Второе правило: «Смена лидерства». Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

Третье правило: обучение сочетается с двигательной активностью. Это способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу.

Четвертое правило: Смена темпа и ритма . Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Пятое правило Вариативность Смена мизансцен, ролей и видов деятельности, возможность детей работать в разных местах группы, там где они решаю.т

Неотъемлемая часть социо -игровой технологии - интеграция видов деятельности. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры.

 Седьмое правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».  Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Применение технологии позволяет развивать и внимание,  память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.

Сдайд9

Этапы организации общения детей в рамках технологии:

  Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

   Общение является целью ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить поставленную  задачу;

  Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается;

Сдайд 10

Игры, которые используются

  Игры-задания для рабочего настроя;

   Игры для социоигрового приобщения к делу;

   Игровые разминки;

   Задания для творческого самоутверждения;

   Вольные игры (свободные);

Слайд  11,12,13,14,15

Слайд 16

  Основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие, как дружба»  (Е. Е. Шулешко)

Слай 17  Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Превращения предмета»«Превращения» тренируют смелость, будят фантазию, развивают сообразительность.

Делимся на 2 мини группы По 3 человека ( карточки из пантомима»)

Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. «Картинка»

Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа. Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например, пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину. После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материала, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах. Как видите, ребенок в игре достаточно самостоятелен, принимает решения, однако подчиняется правилам.