Социокультурный проект

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Социокультурный проект.docx

 

Социокультурный проект

Наше представление об обучении проектированию было бы не полным без обсуждения примеров СОЦИОКУЛЬТУРНОГО проектирования.

Пример социокультурного проектирования, как ни один другой, демонстрирует принцип «думай ГЛОБАЛЬНО, действуй ЛОКАЛЬНО» – поскольку продуктом социокультурного проектирования является изменение УКЛАДА жизни и деятельности. В то же время, было бы странным начинать реализацию замысла с социальных потрясений или революционных культурных преобразований. Этот тип проектов по времени является самым длительным и не соответствует СМАРТ-требованиям.

Закономерный вопрос: для чего тогда мы разбираем пример социокультурного проектирования, если реализация выходит за рамки зоны ответственности педагога? А что является зоной ответственности педагога? Успешность обучающихся в школе? Количество их дипломов в портфолио? Конечно же, критерии оценки нашей деятельности во многом определяются результативностью наших учеников в процессе обучения. Однако не надо забывать, что мы с вами ФОРМИРУЕМ основы уклада жизни нескольких поколений и ЗАДАЁМ норму деятельности на ближайшие 50 лет для тех, чьё развитие будет изменять действительность России в будущем. Таким образом, мы с вами являемся реализаторами социокультурного проекта «Образование», успешность которого – это СТРАТЕГИЧЕСКОЕ требование. Глобальный успех проекта зависит от эффективности наших ЛОКАЛЬНЫХ действий. Как видите, образование – это стратегическая отрасль реального сектора экономики. А понимание принципов социокультурного проектирования жизненно необходимо для ценностного самоопределения обучающихся.

В словосочетание «социокультурное проектирование» закладывается широкий смысл. Культура здесь – это всё многообразие деятельности. Это и научная, и инженерная культура, включающая в себя как исторические, традиционные формы, так и инновационные формы деятельности. Это также уклад и самобытность многонационального социума страны. Это всё многообразие отношений, определяющих понятие «норма».

Потребность в СОЦИОКУЛЬТУРНОМ проекте возникает тогда, когда существующая практика не способна ответить на вызовы современности.

Закономерен вопрос: если рамки социокультурного проектирования столь глобальны, могут ли детские проектные команды добиться РЕАЛЬНОГО успеха в его реализации? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобрать отношение между категориями «глобально-локально» и «думай-делай».

Итак, пойдем по порядку.

Думать локально – делать локально. Это функционал легко управляемого исполнителя чужой воли. Исполнитель может быть недоволен локальным положением дел, но не способен к изменению собственного состояния, т.к. лишён ГЛОБАЛЬНОГО представления о ситуации. Пример такого типа действия выражен в одной фразе: «Скажите, что сказать и я скажу…» Нет собственной позиции, нет понимания ценности собственной деятельности. Классический образ маленького человечка, гоголевского Акакия Акакиевича.

Думать локально – делать глобально. Это функционал управляемой толпы, ломающей до основания сложившийся уклад отношений, уничтожающей само понятие «культура». Это происходит потому, что глубина понимания не соответствует масштабу преобразования. Примером такого действия является закрытие градообразующего предприятия на основании того, что его очистные сооружения работают плохо. Результат – уничтожение города.

Думать глобально – делать глобально. Это функционал проектных команд, обладающих волей к реализации, в котором позиция каждого включена в общее глобальное поле понимания и мышления. При этом каждый субъект преобразования принимает персональную ответственность за локальные изменения.

Таким образом, продуктом нашей с вами деятельности является человек, обладающий ГЛОБАЛЬНЫМ мышлением, способный принимать ответственность за ЛОКАЛЬНУЮ зону преобразования.

Для социокультурного проектирования характерно движение от глобальной ПРОБЛЕМЫ, через детализацию ЗАМЫСЛА на отдельные ЗАДАЧИ с их последующей реализацией. Неизменным остаётся горизонт деятельности: глобальная проблема и идея её преодоления. В процессе декомпозиции замысла задачи постепенно теряют масштаб. Сама же реализация разбивается на множество локальных по действию шагов – при удержании единого принципа и вектора преобразования.

Социокультурное проектирование включает в себя разные типы задач, разные типы деятельности и требует формирования ПОЛИФОКУСНОЙ проектной команды. Социокультурное проектирование требует ПРИСВОЕННОСТИ проблематики: состояния, при котором глобальный вызов современности переживается как вызов самому себе, требующий персонального участия.

Итак, какие же ошибки совершают наставники проектов, когда «замахиваются» на масштаб социокультурного проектирования?

Например, чрезмерное увлечение этапом выявления проблемы – без перехода к РЕАЛИЗАЦИОННОМУ этапу. Встречается достаточно часто. Обучающиеся вытягиваются на уровень глобального мышления БЕЗ деятельностной привязки к действительности. Формируется комплекс «стратега» с построением идеальных «воздушных замков» с полной потерей потенциала реализации. Это состояние лучше всего передаёт фраза: «Когда так красиво всё придумал, что реализовывать уже не хочется»;

Другой пример – отсутствие способа деятельности на этапе реализации. Обычно это связано с недостаточностью ДЕТАЛИЗАЦИИ задач или отсутствием проверки поставленных задач по смарту. Как результат – потеря проектной командой инициативы и разочарование в идее проекта;

Также вы можете столкнуться с потерей ПРОБЛЕМЫ и ВЕКТОРА развития проекта в процессе решения множества мелких задач. Результат – локальность мышления и деятельность ради деятельности.

Тем не менее, социокультурное проектирование в пространстве обучения выполняет несколько актуальных образовательных задач, т.к. формирует:

ПОЗИЦИОННОСТЬ обучающегося в отношении актуальных вызовов современности и глобальных проблем;

Соответствующие шкалы масштаба МЫШЛЕНИЯ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

Адекватную оценку РЕАЛИЗУЕМОСТИ замысла.

Итак, рассмотрим реальный пример из практики образовательных проектов.

Рассмотрим проект «Живой город». Этот проект реализовывался в течение пяти лет на базе одной из московских школ. Его участники работали с ситуацией экологического неблагополучия региона. Группа проекта выявила проблему сохранения биосферы: проблему выживания человека как вида.

Этап формулировки проблемы был сценирован не в начале формирования проектной команды, а после ее погружения в саму деятельность по реализации задач. Учащиеся включались в проект через предметную заинтересованность. А руководитель проекта удерживал проблему и вектор развития проектного замысла. Участники, через проблематизацию деятельности («кому, кроме тебя нужен этот результат?») выходили на социальный заказ. И только потом, через выявление проблемы, переходили к поиску путей преодоления социокультурной проблематики.

Благодаря педагогической работе наставника, учащиеся не теряли интерес к своей деятельности в проекте. Участники проекта были погружены в деятельность по реализации локальных задач в рамках собственных интересов. Таким образом, они соотносили свою деятельность с проблемной ситуацией.

Участники проектной команды вовлекались в ЛОКАЛЬНУЮ деятельность по решению конкретных задач постепенно, по мере собственного развития. От «мне интересно» через «интересно не только мне» до «актуально для социума».

Благодаря педагогическому сценированию проектная команда ситуационно вписала собственную деятельность в рамки СОЦИОКУЛЬТУРНОГО проектирования. Несмотря на то, что изначально участники проекта решали конкретные ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ и КОНСТРУКТОРСКИЕ задачи в рамках образовательных кейсов.

Таким образом, итогом деятельности проектной команды было ПРИСВОЕНИЕ социокультурной проблематики, а также ряд результатов на разных стадиях решения задач.

Например, конструкторская группа проекта создала функциональную модель аквапонной системы. Исследовательская группа смогла получить отработанную технологию для озеленения микрорайона реликтовыми и редкими растениями. Социальная группа проекта разработала кейс и организовала событие по включению учеников младших классов и их семей в сбор батареек. При этом особенностью работы группы являлось не навязывание ТРЕБОВАНИЙ к сбору батареек, а именно формирование ОСОЗНАННОСТИ. Как им это удалось? Очень просто! Они провели перед учениками начальной школы опыт, иллюстрирующий влияние состава батареек на прорастание семян и развитие растений. Ученики видели своими глазами последствия и уже САМИ были готовы включаться в кампанию по сбору батареек. То есть это не было навязано сверху: было сформировано СОБСТВЕННОЕ желание.

Важно, что реализация этого проекта полностью соответствовала требованиям к формированию проектного образовательного пространства. Руководитель проекта имел возможность модерировать работу учащихся как на проектных совещаниях (один раз в неделю в течение 2,5 часов минимум), так и в режиме онлайн. Было организовано экспертное сообщество проекта, а также пространство социального заказа: как со стороны школы, так и со стороны внешних заказчиков.

В проекте одновременно работали несколько подгрупп на разных стадиях погружения в проблематику: от предметного интереса до присвоения проблемы. Группы проекта формировались по проявленному интересу и были разновозрастными: от 13 до 18 лет. В среднем в проекте участвовало 20 человек, а в одной подгруппе работало от 3 до 7 учеников.

Сложность работы в таком проектном пространстве для педагога, прежде всего, в многозадачности. Требуется удерживать разные по уровню погружения и разноплановые по содержанию задачи. А также синхронизировать процессы, сценируя взаимодействия между проектными группами в рамках общего пространства проекта.

Итак, давайте подумаем – являлся ли этот проект социокультурным? По выявленной проблеме – безусловно. Проблема выживания человечества как вида является актуальной, и решений в историческом периоде не существует. По предполагаемому результату проект также является социокультурным, т.к. предполагает трансформацию взаимодействия «человек-среда» от уровня хищнического землепользования к уровню СОНАПРАВЛЕННОГО развития системы.

Можно ли сказать, что проект состоялся как реализованный полностью? Безусловно, нет. Несмотря на линейку продуктов проекта, ИЗМЕНЕНИЯ реальной ситуации не произошло. И в этом заключается фундаментальное отличие социокультурного проекта от других типов проектов. Продуктовый результат социокультурного проекта возможен ТОЛЬКО при наличии воли к реализации замысла в масштабе ВСЕГО социума.

Зачем же тогда, скажете вы, нужно вообще заниматься нереализуемыми проектными идеями? Прежде всего, для формирования мировоззрения обучающихся, для присвоения обучающимися социокультурной проблематики. Именно это позволяет говорить о формировании «поколения развития». Именно участие в образовательном проекте, целью которого является преодоление социокультурной проблематики, позволяет сформировать ГЛОБАЛЬНОЕ видение при реальных ЛОКАЛЬНЫХ делах каждого обучающегося.

Было бы неправильно умолчать про недостатки данного подхода к формированию пространства образовательного проекта. Наш проект частично (на некоторых участниках проекта) демонстрировал ПОТЕРЮ ПОЗИЦИОННОСТИ в отношении к глобальной проблематике. Учащиеся оставались в рамках собственных конструкторских и исследовательских задач: обычно это было связано со временем участия в проекте. Но, поскольку реализация образовательного проекта была завершена, мы считаем это ошибкой наставника.

Завершая нашу сегодняшнюю лекцию, хочу отметить, что социокультурный образовательный проект должен строиться с ориентацией на ПРЕДМЕТНЫЙ интерес участников проекта. Введение в проблемное поле должно быть сценировано НАСТАВНИКОМ в процессе реализации учениками исследовательской и конструкторской деятельности – через стадию социального заказа на результаты деятельности проектной команды. Благодаря этому мы как бы ЛОКАЛИЗУЕМ предмет преобразования для его восприятия обучающимися и постепенно РАСШИРЯЕМ границы реализационных возможностей. При этом, конечно, всегда оставаясь в шаге ИНДИВИДУАЛЬНОГО развития каждого участника проекта.

Более подробно об этой технологии можно прочитать в методическом пособии «Основы проектной деятельности» сети детских технопарков «Кванториум». В этом пособии на примере одной продуктовой ветки проекта «Живой город» рассказывается о последовательности введения учащихся в социокультурное проектирование: от предметного интереса к социальному заказу. На сегодня все. Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами к лекции и разберите задания тестов.