Социокультурный проект "Допрофессиональное образование обучающихся, как важное направление развития человеческого капитала "
Оценка 4.6

Социокультурный проект "Допрофессиональное образование обучающихся, как важное направление развития человеческого капитала "

Оценка 4.6
docx
14.06.2024
Социокультурный проект "Допрофессиональное образование обучающихся,  как важное направление развития человеческого капитала "
доклад ФЦ Модель выпускника.docx

Коренева Н.В., учитель информатики

МБОУ «СШ № 12», г. Нижневартовск, Россия

 

Допрофессиональное образование обучающихся,

 как важное направление развития человеческого капитала

 

На современном этапе развития системы образования значительно меняются подходы к организации допрофессиональной подготовки обучающихся в общеобразовательном учреждении. Профориентация обучающихся – приоритетная государственная задача, результаты которой связаны не только с успешной самореализацией молодых людей, но и с их вкладом в экономическое развитие страны в целом.  

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации всех сфер жизни, требует существенного расширения используемых в процессе обучения технологий и методов, в том числе при организации допрофессионального образования. Он должен основываться на широком использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности, электронных образовательных ресурсов. Так, доктор психологических наук И.С. Якиманская отмечает, что чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. Таким образом, в настоящее время основной упор в образовательной среде делается на изменение системы обучения и перевод её в более мобильную интерактивную среду, предоставляющую возможность подготовки обучающихся к быстроизменяющимся условиям информационного общества.

Внедрение электронных образовательных ресурсов обеспечивает индивидуальный подход в образовании, делает процесс обучения более привлекательным для ученика, так как предлагается новый взгляд на технологии, используемые в повседневной жизни, в основном, для связи и развлечений, и сокращается разрыв между школьной программой и дополнительным обучением вне школы. Также техническое оснащение и электронные ресурсы позволяют учитывать потребности большинства школьников, реализовывать активно-деятельностное обучение. Более того, использование средств ИКТ создает необходимые условия для раскрытия потенциала педагогов в рамках образовательного процесса.

Национальный проект «Образование» направлен на обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В рамках проекта реализуются несколько основных направлений развития образовательной системы: обновление ее содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Одной из основных задач реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2020-2024 годах является формирование эффективной системы профессиональной ориентации школьников, основанной на принципах всеобщности и доступности, в том числе с учетом опыта реализации проекта «Билет в будущее».

На базе общеобразовательной школы № 12 города Нижневартовска претворяется в жизнь проект Союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) «Билет в будущее», в рамках которого внедряются адаптивные, практико-ориентированные образовательные программы.

Целевой категорией проекта выступают обучающиеся 6-х–11-х классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. «Билет в будущее» функционирует на цифровой платформе, которая собирает и анализирует информацию о прохождении всех диагностик и практик каждым обучающимся, и затем используется как надёжная основа для формирования индивидуальных рекомендаций по построению дальнейшей образовательно-профессиональной траектории.

Проект «Билет в будущее» не является заменой существующих форматов. Систематизация и совершенствование существующих практик профориентации с применением массовых цифровых инструментов, а также активное включение обучающихся в процесс самоопределения на основе неоднократных профессиональных проб, накопление ими цифрового портфолио и получение рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями – основные задачи, которые решаются классными руководителями, учителями-предметниками.

В образовательной организации проект стартовал в сентябре 2019 года. На сегодняшний день регистрацию прошло более 50 % классных коллетивов. Итого на первом этапе был зарегистрирован 451 человек. Структура проекта «Билет в будущее» включает электронный ресурс (платформу), предназначенную для регистрации обучающихся. Обработка их персональных данных происходит на основе личных и данных законными представителями согласий, прикрепленных на платформе. Работа с персональными данными осуществляется в соответствии с федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 г. No152-ФЗ. В рамках участия в проекте согласие прикрепили 363 человека.

 Вторым этапом стало тестирование (онлайн-диагностика), состоящее из 4 разделов. I этап (степень осознанности) прошло 209 (46,3%) учеников, II этап (диагностика soft skills) - 151 (33,5 %), III этап (степень осведомленности) - 91 (20,2%), IV этап - 74 (16,4%).  Последний этап подразумевал ряд очных (практических) мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации в различных форматах – от экскурсий на чемпионаты и профориентационных фестивалей до очных или онлайн проб с носителем профессиональных компетенций. На сегодняшний день обучающиеся школы № 12 не смогли принять участие в практических мероприятиях, однако 7 человек из города Нижневартовска, которые прошли все этапы данного проекта, побывали на фестивале в городе Москве.

Ученики школы показали свою заинтересованность проектом, тем не менее, предстоит продолжение работы по вовлечению большего количества обучающихся в профориентационные мероприятия и содействию в их участии. Практика работы показывает, что, в отличие от обычных тематических статей или бесед с родителями, проект более привлекателен для школьника: любой ребенок, записавшийся на участие в проекте «Билет в будущее», получает возможность пройти расширенное тестирование с учетом личных особенностей. Дети могут осознать свои сильные стороны, наметить векторы для жизненного и профессионального самоопределения в дальнейшем.

«ПроеКТОриЯ» - еще одна онлайн-платформа, организованная Министерством просвещения Российской Федерации с целью проведения всероссийских открытых уроков и профориентационных мероприятий. Онлайн-уроки проводят представители крупнейших компаний и ключевых вузов России. Платформа предназначена для обучающихся 8-11 классов и нацелена на помощь талантливым школьникам в ориентировании в возможностях карьерного развития и осуществлении осознанного выбора своей профессиональной траектории. В 2020 году педагоги школы включили в работу по профориентации наиболее актуальный ряд уроков, размещенных на платформе: «Инженеры», «Разбор полетов», «Кто у руля», «Как создается хайп?», «Спасатели» и другие. Охват проектом «ПроеКТОриЯ» обучающихся 8-11 классов составил 100%. Обучающихся 8-11 классов приняли участие в открытых уроках «Проектория»: 19 марта 2021 проходил всероссийский урок «Авторы перемен» (где участие приняло 106 ребят 8-11 классов) , 09 апреля 2021 года «Сделай громче» (134 обучающихся 8-11 классов); следующий всероссийский урок будет проходить 23 апреля 2021 года по теме «Моя профессия – моя история».

Необходимым показателем регионального проекта «Успех каждого ребенка» в городе Нижневартовске установлено увеличение обучающихся в качестве участников открытых онлайн уроков, разработанных на портале «ПроеКТОриЯ», до 19 200 человек к 2024 году.

С 2018 года обучающиеся 1-х– 11-х классов (более 50 %) зарегистрированы на онлайн-платформе «Учи.ру». Данная платформа применяется учителями-предметниками и позволяет расширить знания по математике, русскому языку, окружающему миру, английскому языку, а также используется для выстраивания индивидуальной работы в рамках классно-урочной системы. По мнению педагогов, родителей и самих обучающихся предлагаемые задания интересны, развивают логику и память. Для младших школьников предложено множество игровых упражнений. Обучающиеся школы принимают участие в решении олимпиадных задач, а ученики 9 и 11 классов имеют возможность качественно подготовиться к выпускным экзаменам.

Организация профориентационной работы в МБОУ «СШ 12» является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса. В школе утвержден план профориентационной работы, являющийся частью плана работы школы на текущий учебный год.

При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися выпускных классов. Эта работа ведется с первого по одиннадцатый класс.

 2)  Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью.

Информационно-методическое обеспечение:

С начала учебного года в школе проводится профориентационная работа: в фойе 3 этажа оформлен стенд по профориентации, на сайте школы имеются странички по предпрофильной и профильной подготовке. Включение профориентационной информации в рабочие программы по учебным предметам.

Работа с родителями (законными представителями):

 Важным звеном в профориентации является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей).

На родительских собраниях и классных часах в выпускных классах, во время индивидуальных консультаций - классные руководители поднимают вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда.

Были проведены информационные собрания по вопросам ГИА на параллелях  старших классов заместителями директора.

 Ежегодно обучающиеся 9-х классов принимают участие в анкетировании с целью изучения профильных интересов.

Работа с обучающимися:

Профориентационная работа в школе осуществляется, начиная с 1 класса по 11 класс.

Психологической службой школы проводятся:

- занятия во взаимодействии с центром профориентации «Вместе»  (9-11 классы);

- занятия в рамках внеурочной деятельности «Шаг в будущую профессию» (6, 7,8 классы);

- занятия в рамках внеурочной деятельности «Общество и Я» (5 классы);

Индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения (в течение года);

В этом году наша школа сотрудничала с профориентационно-образовательным клубом «Vместе». Были проведены совместные мероприятия такие, как классные часы, участие обучающихся и их родителей в форсайт- центре.

Проведение внеклассных мероприятий и классных часов: классные часы проводятся согласно плану по воспитательной работе каждым руководителем «Мир моих увлечений» (1 класс), «Все профессии важны» (2 класс), «У меня растут года», «Профессии мам» (3 класс),  «Моя любимая работа» - рассказ родителей о своей работе (4 класс), «Твой выбор» (8 класс), «Мир профессий и твое место в нем» (8 класс),  цикл классных часов «Путь к успеху» - «Я есть» (5 класс), цикл классных часов «Все работы хороши, выбирай на вкус…» (6-7 класс), цикл классных часов «Могу, хочу, надо» (8-11 класс).

Активно школа сотрудничает с политехническим колледжем, и который год подряд обучающиеся посещают профессиональные пробы на базе колледжа, где ребята поближе знакомятся с рабочими профессиями автомеханика, повара-кондитера, электромонтера.

В апреле месяце была организована встреча с представителем Южно-Уральского государственного университета  для обучающихся 10-11 классов. Обучающиеся 10 а класса в марте 2021 года стали участниками  весенней сессии «Школы Адама Смита».

Экскурсии по профессиональной ориентации для обучающихся 8-9-х классов (профессиональные пробы) были проведены в «Нижневартовский политехнический колледж» в феврале 2021 года,  в целях ознакомления с общими и профессиональными компетенциями для дальнейшего выбора профессии, специальности. Представитель данного учреждения принял участие в проведении родительских собраний в 9-е классах в мае 2021 года.

Учитель технологии сопровождал обучающегося с ОВЗ в  Чемпионате «Абилимпикс» (V региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью), где ученик получил диплом участника.

В 2020 году администрации школы поступили рекомендации Управляющего совета усилить профориентационную работу с обучающимися на базе высокотехнологических организаций с привлечением работодателей.

Это послужило реализации плана мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся МБОУ «СШ № 12» совместно с АО «Горэлектросеть» в 2021 году:

Сроки

Мероприятие

Результат

1.

Февраль

Организация экскурсий обучающихся 8-9 классов в АО «Горэлектросеть»

187 обучающихся (92%)

 

2.

Октябрь

Организация экскурсий обучающихся 10-11 классов в АО «Горэлектросеть»

107 обучающихся (94%)

3.

 

Март 

Классный час: «Горэлектросеть. Опережая время» (документальный фильм об истории создания, становления и развития электроэнергетической отрасли Нижневартовска) для обучающихся 9-11 классов

222 обучающихся (100%)

4.

 

Апрель

 

Классный час: «Горэлектросеть. Опережая время» (документальный фильм об истории создания, становления и развития электроэнергетической отрасли Нижневартовска)  для обучающихся 5-8 классов

428 обучающихся (100%)

5.

Октябрь, ноябрь

Организация встреч обучающихся 9-11 классов с представителями АО «Горэлектросеть»

 

222 обучающихся (100%)

6.

Сентябрь

Классный час «Электробезопасность в школе, дома, на улице» для обучающихся 1-11 классов.

1139 обучающихся (100%)

7.

Октябрь

Классный час «Электричество на службе у людей, но ты играться с ним не смей!»» для обучающихся 1-5 классов.

583 обучающихся (100%)

8.

Ноябрь

Участие представителей АО «Горэлектросеть» в декаде «В мире профессий» для обучающихся 8-11 классов

318 обучающихся (100%)

 

В заключении необходимо отметь, что коллектив 12 школы на ближайшие 4 года определяет стратегические задачи по достижению целевых показателей региональных проектов «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В том числе в части допрофессиональной подготовки обучающиеся как важного направления развития человеческого капитала.


 

Коренева Н.В., учитель информатики

Коренева Н.В., учитель информатики

Проект «Билет в будущее» не является заменой существующих форматов

Проект «Билет в будущее» не является заменой существующих форматов

С 2018 года обучающиеся 1-х– 11-х классов (более 50 %) зарегистрированы на онлайн-платформе «Учи

С 2018 года обучающиеся 1-х– 11-х классов (более 50 %) зарегистрированы на онлайн-платформе «Учи

Общество и Я» (5 классы); Индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения (в течение года);

Общество и Я» (5 классы); Индивидуальные консультации по вопросам профессионального самоопределения (в течение года);

Октябрь, ноябрь Организация встреч обучающихся 9-11 классов с представителями

Октябрь, ноябрь Организация встреч обучающихся 9-11 классов с представителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2024