Про музыку соул говорят — «ни джаз, ни блюз». Соул зародился в пятидесятых годах прошлого века как напоминание о временах рабства черного населения США. Чтобы хоть как-то оправдать вопиющие факты истребления рабов, боясь нарушить заповедь «не убий», «набожные» расисты выдвинули «теорию», что притесняемые ими чернокожие рабы — это бездушные животные, и что библейская заповедь на них не распространяется.
Soul. Какая она, музыка афроамериканской души?
Про музыку соул говорят — «ни джаз, ни блюз». Соул
зародился в пятидесятых годах прошлого века как
напоминание о временах рабства черного населения
США. Чтобы хоть както оправдать вопиющие факты
истребления рабов, боясь нарушить заповедь «не убий»,
«набожные» расисты выдвинули «теорию», что
притесняемые ими чернокожие рабы — это бездушные
животные, и что библейская заповедь на них не
распространяется. На волне таких настроений в белом
обществе вопрос о душе для черного населения сталвопросом жизни и смерти, и они начали объединяться в
соулбратства. Духовные песнопения — госпел и
спиричуэл — соединились с ритмэндблюзом, так и
возник соул. Спиричуэл является одним из жанров
американской духовной музыки, он проникнут мотивами
одиночества и впитал в себя традиции африканского и
англокельтского фольклора. Госпел — духовная музыка
афроамериканцев, исполняется в сопровождении
фортепиано или инструментального ансамбля, по манере
исполнения близка к блюзу. В музыке соул есть
несколько направлений: «мемфисский», «детройтский»
соул и «белый» соул («голубоглазый») — важнейшие из
них. Мемфисской школе присущи акцентированныйритм, скупая инструментовка, «фирменный» звук
электроклавишных и виртуозность музыкантов. Для
филадельфийской школы, напротив, характерны легкие,
едва намеченные звуком тарелок ритмы, роскошные
аранжировки вокала и сладкие мелодии в медленном и
среднем ритме. Термин «соул» вначале закрепился в
среде джазменов (soul — душа). Они причисляли соул к
новому течению в джазе, более открытому и
эмоциональному, но и упрощенному гармонически.
Однако к джазу соул не имеет никакого отношения, как
не имеет он ничего общего и с попсой. Близок к соулу
только фанк. Даже специалистам сложно отделить соул
от фанка, и они считают, что фанк — это продолжениемузыки соул. Фанк — жаргонное словечко жителей
негритянских кварталов. Аналогов этому слову в
русском языке нет. Означает оно «запах сексуально
возбужденного человеческого тела». Можно
предположить, что, когда война за свои души была
успешно выиграна, афроамериканское население
разделило музыку души и тела на два разных стиля.
Например, в 1955 году госпел «Иисус для меня — целый
мир» в исполнении родоначальника соула Рэя Чарлза
стал песней «У меня есть женщина», при этом в ней
сохранились слова и обороты, характерные для молитв.
Общественное мнение, конечно, посчитало такой
эксперимент Чарлза кощунством, а звукозаписывающаяфирма «Atlantic» сначала не решалась выпускать его
записи. Но погоня за деньгами и новыми музыкальными
формами, а также настойчивость Рэя Чарлза свели на нет
все опасения, и в 1959 году вышел альбом «Что бы я
хотел сказать». Успешно преодолев неприятие со
стороны благочестивых членов негритянского общества,
соул быстро распространился по каналам шоубизнеса и
стал неотъемлемой частью афроамериканской культуры.
Соул приобрел статус попмузыки и был катализатором
самосознания для молодежи. Музыка соул и появление в
60х годах черного движения за равные права —
«Черный — это прекрасно!» — две части одной
философской идеи. Соул не просто развлекал, он былпроповедью, а соулпевцы были проповедниками,
символами единства черной расы. Джеймс Браун,
например, имел огромное влияние на черных
бунтовщиков и не раз помогал гасить шумные и
разрушительные демонстрации на улицах американских
городов, призывая демонстрантов к спокойствию.
Обучение игры на синтезаторе Уникальная методика.
Опытные преподаватели. Первый урок бесплатно! Как
уже было сказано выше, родоначальником музыки соул
стал певец Рэй Чарлз. А развивалась она благодаря
Джеймсу Брауну и Сэму Куку. Потом соул разделился
на два направления — социальное и развлекательное.
Социальный соул создал Джеймс Браун, с помощьюмузыки он обращался к темнокожему населению США,
указывал на проблемы и жизненную неустроенность.
Развлекательное направление соул взял на себя Рэй
Чарлз, он исполнял легкие лирические композиции. В
семидесятых годах соул уступил место фанку. В те годы
наиболее популярным становится «филадельфийский»
соул, который отличался от классического соула
усложнёнными, сочными аранжировками и элементами
фанка. Музыку соул исполняли и белые музыканты —
такой соул иронически назвали «голубоглазым». Сейчас
термин «голубоглазый соул» — соул в исполнении
белокожих музыкантов — не используется, потому что
многие соулхиты написаны тандемами белых ичернокожих музыкантов. Знатоки соула делят «черную»
музыку на два стилистических потока. «Взрослый соул»
— его исполнители делают яркие и богатые аранжировки
и привлекают для записи профессиональных джаз и
фанкмузыкантов. Городской ритмэндблюз (Urban
R’N’B) — приносит огромные прибыли
звукозаписывающим компаниям Европы и США. Именно
этот стиль стал популярен в молодежной среде.