Soul. Какая она, музыка афроамериканской души?

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 16.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Про музыку соул говорят — «ни джаз, ни блюз». Соул зародился в пятидесятых годах прошлого века как напоминание о временах рабства черного населения США. Чтобы хоть как-то оправдать вопиющие факты истребления рабов, боясь нарушить заповедь «не убий», «набожные» расисты выдвинули «теорию», что притесняемые ими чернокожие рабы — это бездушные животные, и что библейская заповедь на них не распространяется.
Иконка файла материала 1.docx
Soul. Какая она, музыка афроамериканской души?  Про музыку соул говорят — «ни джаз, ни блюз». Соул  зародился в пятидесятых годах прошлого века как  напоминание о временах рабства черного населения  США. Чтобы хоть как­то оправдать вопиющие факты  истребления рабов, боясь нарушить заповедь «не убий»,  «набожные» расисты выдвинули «теорию», что  притесняемые ими чернокожие рабы — это бездушные  животные, и что библейская заповедь на них не  распространяется. На волне таких настроений в белом  обществе вопрос о душе для черного населения сталвопросом жизни и смерти, и они начали объединяться в  соул­братства. Духовные песнопения — госпел и  спиричуэл — соединились с ритм­энд­блюзом, так и  возник соул. Спиричуэл является одним из жанров  американской духовной музыки, он проникнут мотивами  одиночества и впитал в себя традиции африканского и  англо­кельтского фольклора. Госпел — духовная музыка афроамериканцев, исполняется в сопровождении  фортепиано или инструментального ансамбля, по манере  исполнения близка к блюзу. В музыке соул есть  несколько направлений: «мемфисский», «детройтский»  соул и «белый» соул («голубоглазый») — важнейшие из  них. Мемфисской школе присущи акцентированныйритм, скупая инструментовка, «фирменный» звук  электроклавишных и виртуозность музыкантов. Для  филадельфийской школы, напротив, характерны легкие,  едва намеченные звуком тарелок ритмы, роскошные  аранжировки вокала и сладкие мелодии в медленном и  среднем ритме. Термин «соул» вначале закрепился в  среде джазменов (soul — душа). Они причисляли соул к  новому течению в джазе, более открытому и  эмоциональному, но и упрощенному гармонически.  Однако к джазу соул не имеет никакого отношения, как  не имеет он ничего общего и с попсой. Близок к соулу  только фанк. Даже специалистам сложно отделить соул  от фанка, и они считают, что фанк — это продолжениемузыки соул. Фанк — жаргонное словечко жителей  негритянских кварталов. Аналогов этому слову в  русском языке нет. Означает оно «запах сексуально  возбужденного человеческого тела». Можно  предположить, что, когда война за свои души была  успешно выиграна, афроамериканское население  разделило музыку души и тела на два разных стиля.  Например, в 1955 году госпел «Иисус для меня — целый  мир» в исполнении родоначальника соула Рэя Чарлза  стал песней «У меня есть женщина», при этом в ней  сохранились слова и обороты, характерные для молитв.  Общественное мнение, конечно, посчитало такой  эксперимент Чарлза кощунством, а звукозаписывающаяфирма «Atlantic» сначала не решалась выпускать его  записи. Но погоня за деньгами и новыми музыкальными  формами, а также настойчивость Рэя Чарлза свели на нет все опасения, и в 1959 году вышел альбом «Что бы я  хотел сказать». Успешно преодолев неприятие со  стороны благочестивых членов негритянского общества,  соул быстро распространился по каналам шоу­бизнеса и  стал неотъемлемой частью афроамериканской культуры.  Соул приобрел статус поп­музыки и был катализатором  самосознания для молодежи. Музыка соул и появление в  60­х годах черного движения за равные права —  «Черный — это прекрасно!» — две части одной  философской идеи. Соул не просто развлекал, он былпроповедью, а соул­певцы были проповедниками,  символами единства черной расы. Джеймс Браун,  например, имел огромное влияние на черных  бунтовщиков и не раз помогал гасить шумные и  разрушительные демонстрации на улицах американских  городов, призывая демонстрантов к спокойствию.  Обучение игры на синтезаторе Уникальная методика.  Опытные преподаватели. Первый урок бесплатно! Как  уже было сказано выше, родоначальником музыки соул  стал певец Рэй Чарлз. А развивалась она благодаря  Джеймсу Брауну и Сэму Куку. Потом соул разделился  на два направления — социальное и развлекательное.  Социальный соул создал Джеймс Браун, с помощьюмузыки он обращался к темнокожему населению США,  указывал на проблемы и жизненную неустроенность.  Развлекательное направление соул взял на себя Рэй  Чарлз, он исполнял легкие лирические композиции. В  семидесятых годах соул уступил место фанку. В те годы  наиболее популярным становится «филадельфийский»  соул, который отличался от классического соула  усложнёнными, сочными аранжировками и элементами  фанка. Музыку соул исполняли и белые музыканты —  такой соул иронически назвали «голубоглазым». Сейчас  термин «голубоглазый соул» — соул в исполнении  белокожих музыкантов — не используется, потому что  многие соул­хиты написаны тандемами белых ичернокожих музыкантов. Знатоки соула делят «черную»  музыку на два стилистических потока. «Взрослый соул»  — его исполнители делают яркие и богатые аранжировки и привлекают для записи профессиональных джаз­ и  фанк­музыкантов. Городской ритм­энд­блюз (Urban  R’N’B) — приносит огромные прибыли  звукозаписывающим компаниям Европы и США. Именно  этот стиль стал популярен в молодежной среде.