Совершенствование методов и приемов обучения на уроках технологии.
Оценка 4.7

Совершенствование методов и приемов обучения на уроках технологии.

Оценка 4.7
docx
технология
19.01.2022
Совершенствование методов и приемов обучения на уроках технологии.
На современном этапе обучения для ученика важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения должны быть в виде умения учиться. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД):личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Ведущую роль в формировании УУД играет учитель, подбирая содержание, разрабатывая конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определяя планируемые результаты. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.
Совершенствование методов обучения.docx

«Совершенствование методов и приемов обучения на уроках технологии»

 

На современном этапе обучения для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения  должны быть в виде умения учиться.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий(УУД):личностных, регулятивных, познавательныхи коммуникативных.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель, подбирая содержание, разрабатывая конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определяя планируемые результаты.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и  правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности достаточно наглядны а, значит и более понятны для детей.

Предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Уроки технологии я стараюсь строить так, чтобы ученицы из присутствующих и пассивно исполняющих указания учителя становились главными деятелями.

Педагогическая практика показывает, что результативность обучения связана с целеполаганием и мотивацией учения. Иными словами, ребенку гораздо интереснее получать новую информацию, если он решил для себя: «Я изучаю эту тему для того, чтобы…» я, как учитель в свою очередь при проектировании урока создаю такие условия, при которых учащиеся испытывают как можно больше положительных эмоций. При изучении программного материала: предлагаю задания в игровой форме, соревновательной, использую различный дидактический материал, интерактивные презентации.

 

Используя технологии деятельностной направленности, обязательно ввожу в организацию учебной деятельности работу в группах и парах, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству.Такая форма организации работы необходима: при снятии мерок друг с друга, приготовлении различных блюд на уроках кулинарии, целесообразна при выполнении творческих проектов.

 

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

 

 Ярким примером формирования личностных универсальных учебных действий, может стать любая жизненная ситуация, в которую попадает ученица: подбор и пришивание пуговицы к одежде, использование старых предметов по-новому,выбор продукта в магазинеи т.д. Например, на уроке кулинарии в 5 классе по теме «Здоровое питание» я начала занятие со стихотворения, «Ода Ролтону»:

Уж вечер, все семейство дома,

И день закончен трудовой.

Парит уж «Доширак» с беконом

Среди пластмассы пищевой.

И смотрит вся семья с восторгом,

Дыханье затаив слегка,

Вот кубик «Магги», желтый, твердый,

Бульон творит из кипятка.

И жирно блестками играя

Средь пенопластовых бадей,

Волшебно «Ролтон» набухает

Горой распаренных кудрей!

 

Познакомив детей с текстом, я подвела их к эвристической беседе и ответам на жизненнонеобходимые вопросы:

 

·        Полезной ли будет такая еда для организма человека?

·        Какие вещества необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности?

·        Какие продукты содержат в себе все эти вещества?

После чего учащиеся пришли к выводу, чтопища должная быть правильной, здоровой, полезной и определились с темой урока («Здоровое питание человека»). Тема урока понятна и близка учащимся, поэтому они смогли быстро определиться с планом действия на уроке.

 

С целью формирования личностных универсальных учебных действий, помогающих осознать свою значимость и мотивации желания более глубокого исследования «Технологии», как образовательной дисциплины, а также развития навыка поиска, анализа и структурирования знаний, использую метод «дай себе помочь». Предлагаю ситуации, в которых ученики могут мне помочь. В добровольном порядке ученицы привлекаются для разработки материала, который применим для дальнейшего использования на уроках (это небольшие презентации по предстоящим темам, кроссворды на повторение,задания для контрольной работы, различные виды тестов и т.д.)

 

Приведу примеры формированиярегулятивных универсальных учебных действий. В рефлексивной части урока « Ручные швы. Вышивка» в 5 классе я предлагаю ученицам исследоватьотрывок письма Мачехи адресованного Золушке и посчитать количество ошибок: «Милая Золушка,…вышивать совсем несложно! Берешь ткань, любую, лишь бы без рисунка, а то крестики потеряются. Нитки лучше катушечные, их отматывать легче. Иголочку нельзя забыть, следует выбрать самую тоненькую, такая сама вышивать будет. А чтобы руки не поранить, обязательно их в перчатки спрятать требуется. А еще, я точно знаю: без пялец не обойтись. Самые лучшие – железные, работая с ними, и бицепсы накачаешь…». После окончания работы с текстом ученицы считают выявленные ошибки и самостоятельно дают оценку усвоенного на уроке материала в соответствии с указанными критериями.

 

Формировать логические познавательные умения можно в процессе работы над параграфом в учебнике.  Для этого, например, я предлагаю ученицам 7класса самостоятельно изучить тему «Технология приготовления сладких блюд и десертов» и логически ответить на вопрос: чем одно блюдо отличается от другого? При этом ученицы самостоятельно проходят цепочку «компот-кисель-желе-мусс-самбук-суфле» и без проблем разбираются с технологией приготовления каждого блюда. Изучение учебного материала, таким образом, позволяет сделать его ярким и надолго запоминающимся.

 

Для формирования умения поиска и выделение необходимой информации часто использую прием «свои пpимepы», который помогает ученицам подготовить свои примеры к новому разделу. Каждая из учениц, решая поставленную проблему, проводит собственное исследование по теме. Например, ониготовят сообщение о своих комнатных цветах к теме «Роль комнатных растений в жизни человека», подбирают иллюстрации к теме «Стиль в одежде», интерьер жилого дома (способы декорирования помещении), изготовление швейного изделия (к урокам моделирования), декоративно-прикладное творчество и т.д.

 

Приступая к практическим работам на уроке, ученицы часто испытывают ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей. С целью формирования навыка планирования своих действий, предлагаю учащимся работу по инструкционной карте или деятельность по составлению плана работы. Выполняя какую-либо работу (вышивку, пошив изделия, кулинарное блюдо), девочки приучаются к деятельности по инструкции, начинают понимать важность соблюдения последовательности. Впоследствии эти навыки помогают ученицам достаточно грамотно справляться с таким видом работы, как составление технологической последовательности изготовления изделия при подготовке творческого проекта.

 

В каждой из изучаемых школьных дисциплин есть необходимость заучивания каких-либо понятий или определений. Я считаю, что эту работу можно значительно облегчить, если дети самостоятельнонаучатся конструировать для себя определения или новые понятия. С этой целью я со своими ученицами использую прием «составь определение». Например, на уроках кулинарии, мы «открываем» определения: «салат», «суп», а на занятиях по пошиву швейных изделий, работаем над терминами: «стежок», «строчка», «шов», «заметать», «сметать», «пришить» и т.д.

 

Одним из самых важных умений является умение самооценки, анализа и критического осмысления проделанной работы, умение сравнивать результат сэталонным, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.С целью развития обозначенных умений, я предлагаю ученицам разобраться с проблемой оценки работ одноклассников. При такой форме текущего контроля, хорошо работает прием «выставка работ учащихся в конце урока».

В процессе знакомства с работами одноклассниц ученицы видят достоинства и недостатки в своих работах, отвечают для себя на вопросы: могла ли я сделать работу лучше? Где я допустила ошибки? Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибок в будущем?Ярко и наглядно удачу или неудачу в своей работе ученицы могут увидеть при составлении общей композиции в конце занятия.

Я часто использую этот прием приСервировке стола, при пошиве модуля в лоскутной технике. Считаю важным не только научить детей оценивать работы по критериям «хорошо» и «плохо», но и сформировать умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения («мне нравится, потому что…», «в этой работе хорошо подобраны…»), предлагать («мне кажется, что было бы лучше, если…»).

 

В заключении хочу отметить: формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны постоянно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Совершенствование методов и приемов обучения на уроках технологии»

Совершенствование методов и приемов обучения на уроках технологии»

Я изучаю эту тему для того, чтобы…» я, как учитель в свою очередь при проектировании урока создаю такие условия, при которых учащиеся испытывают как можно…

Я изучаю эту тему для того, чтобы…» я, как учитель в свою очередь при проектировании урока создаю такие условия, при которых учащиеся испытывают как можно…

Бульон творит из кипятка. И жирно блестками играя

Бульон творит из кипятка. И жирно блестками играя

Милая Золушка,…вышивать совсем несложно!

Милая Золушка,…вышивать совсем несложно!

Приступая к практическим работам на уроке, ученицы часто испытывают ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей

Приступая к практическим работам на уроке, ученицы часто испытывают ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей

Ярко и наглядно удачу или неудачу в своей работе ученицы могут увидеть при составлении общей композиции в конце занятия

Ярко и наглядно удачу или неудачу в своей работе ученицы могут увидеть при составлении общей композиции в конце занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022