Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся по теме « Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка»
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
В педагогической деятельности использую разные методы обучения как великих новаторов, так и методы, разработанные мною.
Орфографическая зоркость формируется методом нахождения орфограмм, подкрепляется методом подбора примеров. Слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями, так как воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы.
Учащиеся начальных классов обладают слабым словарным запасом, что является основным признаком низкой орфографической зоркости.
Мною была разработан метод «Вижу-слышу-чувствую-говорю», объединяющий умение воспринимать материал в целостности.
Цель метода: развивать устную и письменную речь учащихся, используя все каналы восприятия «вижу-слышу-чувствую-говорю». Научить учащихся постигать истинный смысл и красоту русского языка через углубленный анализ.
Учитывая особенности возрастного развития ребенка, следует большее внимание уделять исследованию слов и их использованию в речи.
Первичным восприятием слова учеником является сенсорное предпочтение. Любая из трех репрезентативных систем (визуальная, аудиальная, кинестетическая) связана с операциями получения, переработки и хранения информации.
Для формирования орфографической зоркости использую задания с лингвистическими элементами.
Предлагаю задания на развитие воображения, речи, понимания и восприятия слов:
1.описание предметов, явлений природы ( Например: степь, воздух, полынь, жаворонки, небесный простор)
2. описание звуков ( пение соловья, дуновение ветра, шелест травы)
3. описание цвета, запаха.
4. описание признаков предметов.
На уроках русского языка детям предлагаются таблицы со словами: «Вижу-слышу-чувствую-говорю»,.
Детям предлагается ознакомиться и проанализировать текст, употребляя в своей речи слова данные лова.
Этот прием обеспечивает анализ текста на внутреннем уровне с учетом сенсорного восприятия.
В 4 классе при изучении темы «Глагол» можно предложить ученикам выписать глаголы в 3 столбика: «Вижу-слышу-чувствую-говорю» и определить время глаголов.
Систематическое использование данного метода позволяет детям анализировать, обогащать словарный запас, понимать значение слов, повышать орфографическую зоркость, грамотно писать диктанты, сочинения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.