«Совершенствование методов оказания помощи подросткам в процессе подготовки к будущей семейной жизни»
Система подготовки к семейной жизни, действующая в настоящее время малоэффективна в современных условиях. Для решения этой проблемы исключительно важно на основе научных исследований разработать ряд методических рекомендаций по совершенствованию процесса оказания помощи будущих родителей в процессе подготовки к семейной жизни.
Многие выпускники сталкиваются с трудностями в создании будущей семьи, в связи с отсутствием в образовательном учреждении профессиональной информационной базы. Даже если такая база имеется, то, как правило, она очень мала и охватывает лишь наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкивается современная семья.
Основной идеей воспитания является создание условий для становления такой личности, которая в процессе своего развития приобретает способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека.
Только при взаимодействии учителей школы, психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов, через диагностику и выбор адекватного подхода, можно сформировать четкие представления о будущей семейной жизни. Ребёнку уже на самых ранних этапах его становления требуется индивидуальное социально-психологическое сопровождение его развития, в основе которого должны быть мероприятия по развитию и коррекции психических функций и эмоционально - личностной сферы, социальной адаптации и подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Анализ сложившейся практики позволяет следующие основные виды деятельности специалистов по оказанию помощи подросткам в процессе подготовки к будущей семейной жизни:
- решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;
- решение социально-эмоциональных проблем;
- медико – психолого - педагогическое сопровождение развития воспитанников;
- социальная адаптация воспитанников.
- определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-психологического сопровождения развития подростков;
- выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками, воспитателями, учителями;
- профилактика возможного неблагополучия психического здоровья детей;
- оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим проблемы и нарушения в психическом развитии, поведении, обучении;
- проведение профориентационной работы, направленной на повышение готовности к самостоятельной жизни;
- изучение особенностей социально-психологической адаптации выпускников;
- создание условий для личностно-профессионального роста специалистов учреждения.
Психологическое сопровождение представлено педагогом – психологом. Медицинская служба - педиатром, невропатологом, стоматологом, медицинскими сестрами, медсестрой по физиотерапии и массажу. Социальная - социальным педагогом; педагогическая - воспитателями, логопедом, дефектологом.
Необходимо сложить такую единую систему совместной работы всех специалистов, которая ведется по основным направлениям: диагностическое, профилактическое, медико – психолого - педагогическое просвещение, консультативное, коррекционно-развивающее, социально-развивающее, социально-правовое, научно-методическое, аналитическое.
Непосредственно психолого-педагогическая служба образовательного учреждения по реабилитации и социальной адаптации воспитанников должна осуществлять свою деятельность в несколько этапов (комплексно-индивидуальное сопровождение):
· Комплексная первичная диагностика
· Планирование
· Разработка индивидуальных комплексных программ
· Реализация комплексных программ
· Подведение итогов
· Формирование рекомендаций воспитанникам
· Психологическая адаптация воспитанников
Деятельность специалистов должна быть направлена на решение проблем, связанных с своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество подростков с различными негативными особенностями в развитии, детерминирующими школьную и социальную дезадаптацию.
Воспитание будущего семьянина начинается с детства и требует особенного подхода в условиях образовательного учреждения, где находятся дети, не имеющие опыта жизни в семье или имеющие негативный опыт.
Руководствуясь основной задачей формирования подготовки к самостоятельной жизни выпускников, педагогическому коллективу необходимо использовать все формы и виды совместной деятельности (трудовую, игровую, учебную, досуговую, спортивную, общественную), а также добрые традиции, рациональный режим дня, организацию самоуправления.
Общие интересы объединяют, сплачивают и укрепляют отношения воспитанников, создают эмоциональный комфорт, атмосферу доверия и чувства взаимоценности, что так необходимо для совместного проживания.
Психологу и социальному педагогу, как одним из самых важных специалистов психолого – педагогической помощи, можно рекомендовать использование различных диагностических методов исследования личности ребенка: включенное наблюдение, анкетирование, моделирование, беседы, сочинения, ранжирование, создание воспитывающих ситуаций и др.
Это и разнообразные формы и виды коррекционной работы, направленные на снятие страхов и повышение уверенности в себе, снятие агрессии и ослабление негативных эмоций, развитие умения чувствовать настроения и сопереживать окружающим, развитие положительных эмоций и снятие психоэмоционального напряжения детей, на развитие социально адаптированного поведения, формирование положительных представлений о семье.
Среди них наиболее важных аспектов подготовки к будущей семейной жизни можно рекомендовать использование методик обучения навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и уют в доме, комнате, эстетика помещения и быта, элементы кулинарии. Особым видом работы является подготовка воспитанников к созданию будущей семьи и семейной жизни.
В результате тщательной подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни необходимо добиться следующих результатов:
· значительное расширение представлений воспитанников о семье, её функциях;
· улучшение отношений между детьми, детьми и взрослыми;
· снижение уровня тревожности, страхов, неуверенности, агрессии;
· повышение уровня воспитанности;
· снижение уровня правонарушений среди воспитанников;
· повышение самооценки воспитанников, приобретение уверенности в решении жизненных задач;
· стабилизация эмоционального состояния воспитанников в новых жизненных условиях;
· повышение уровня учебной мотивации и социального статуса воспитанников в школьном социуме.
Можно сделать следующий вывод: программа воспитательной деятельности по повышению уровня готовности к будущей семейной жизни у подростков должна быть основана на совместной работе всех специалистов учреждения (педагога - психолога, социального педагога, учителей, медицинского работника, администрации образовательного учреждения и др.).
Создание целенаправленной программы, а также обеспечение квалифицированной работы специалистов может поднять на более высокий уровень социализацию детей и подростков, характеризующуюся многосторонним развитием личности воспитанников в различных сферах жизнедеятельности. Таким образом:
1. Для оказания помощи и поддержки необходима организация службы психолого-педагогического и медико - социального сопровождения развития каждого воспитанника.
2. Деятельность службы должна быть направлена на обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития.
3. В подготовке выпускников к самостоятельной жизни, педагогическому коллективу учреждения необходимо использовать все формы и виды совместной деятельности (трудовая, игровая, учебная, досуговая, спортивная, общественная), а также добрые традиции, рациональный режим дня, - все это способствует целенаправленному формированию родственных взаимоотношений в подготовке к самостоятельной семейной жизни.
4. Подготовка детей к самостоятельной семейной жизни возможна при формировании позитивного представления о семье, её функциях и взаимоотношениях в семье.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.