Алексеева Л.А.
Тема: "Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков в ходе применения педагогических технологий в обучении детей с умеренной умственной отсталостью с целью их успешной социализации в обществе".
Хочу начать свое выступление словами известного физика Лауэ. Он дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто».
А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки.
Учебная деятельность ученика состоит из отдельных действий. Эти действия весьма разнообразны и имеют сложную структуру. Среди них выделяют простейшие, которые приходится выполнять многократно, почти на каждом шагу: писать цифры, числа, буквы, знаки; чтение текста, выполнение построений и т.д. Каждое это действие входит как составной элемент в более сложные действия, и поэтому необходимо, чтобы ученик выполнял их быстро и безошибочно, притом не задумываясь, т.е автоматизировано. Вот такое автоматизированное выполнение простейших основных действий называется навыком. Само действие, выполняемое с помощью навыка, превращается в операцию – составную часть для более сложных действий.
Для выполнения более сложных действий ученик должен владеть действиями по применению знаний и навыков, т.е. умением.
Навыки и умения приобретаются в процессе учения, они влияют на развитие и воспитание определенных способностей ученика.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании.
Мы понимаем, что наши обучающиеся с умеренной умственной отсталостью никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека.
Необходимо используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться.
Для реализации всестороннего развития личности с целью их успешной социализации существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
Педагогические технологии, используемые в моей работе:
1. Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)
2. Личностно-ориентированная технология (разноуровневое обучение)
3. Игровая технология
4. Здоровьесберегающая технология
1. Информационно – коммуникационная технология (ИКТ)
Использование данной технологии в коррекционно-развивающей работе позволяет:
ü использовать двуполушарный подход к обучению (когда словесные методы сочетаются со зрительными);
ü задействовать визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты);
ü аудиальный (звуковые файлы-дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал.
Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.
Где я применяю?
1. Чтение: в классе нет детей с продуктивным чтением. Через канал ютуб при помощи проектора и ноутбука мы с ребятами «побывали» в музее А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, знакомимся с автобиографиями писателей, прослушиваем произведения.
2. На уроках изо, ремесла: поэтапное выполнение той или иной работы или рисунка.
3. На уроках СБО и ХБТ демонстрация учебных фильмов и т.д
4. Использую так же и на классных часах и при подготовки к открытым урокам.
Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии использую принцип: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь». Это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
2. Личностно-ориентированная технология (разноуровневое обучение)
Это педагогическая технология организации учебного процесса, при котором планируется разный уровень изучения темы урока, то есть сложность и глубина одного и того же изучаемого учебного материала неодинакова в группах уровня А, Б, C, это даёт возможность каждому школьнику освоить программу по некоторым предметам на разном уровне (А, В, С) в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей личности каждого обучающегося.
Данный метод в системе образования считается продуктивным по следующим причинам:
- увеличивается работоспособность;
- повышается активность;
- улучшается качество знаний;
- возрастает мотивация к изучению.
3. Игровая технология
Для успешной социализации в обществе на предмете СБО использую дидактические игры. Темы «Улица», «Общественный транспорт», «Общественные места», «Службы быта» и др. позволяют сформировать у ребёнка правила поведения в общественных местах, познакомить с правилами речевого этикета (умению обратиться к другому человеку с вопросом, просьбой о помощи, построить беседу по телефону и т.д.).
Уроки ХБТ с использованием игровых ситуаций, способствуют успешно решать вопросы социализации, на которых дети получают жизненно необходимые знания, умения и навыки по приготовлению пищи, уходу за собой и за жилищем.
Ролевые игры, связанные с покупками, позволяют совершенствовать правила поведения в торговых учреждениях, умение обращаться с деньгами, знание понятий «цена», «стоимость».
Такая работа должна рассматриваться как мощный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью их успешной социализации в обществе.
4. Здоровьесберегающая технология
Это все психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни
На уроке постоянно происходит смена деятельности учащихся, объяснение, работа с тетрадями, учебником, карточками –заданиями и т. д. Для повышения умственной работоспособности детей, и снятия у них мышечного статического напряжения, проводим физминутки, слежу за соблюдением правильной осанки.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса. На занятиях поддерживаю спокойную деловую обстановку.
Обучающиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, в процессе обучения становятся более развитыми.
Многие умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно.
В начале учебного года, заполняя карту наблюдений за динамикой развития общеучебных умений и навыков детей с умеренной умственной отсталостью мы оцениваем уровень их сформированности у каждого ученика и класса в целом.
Повторная диагностика в конце контрольного срока с целью корректировки дальнейших действий по развитию умений и навыков.
(слайд с итоговыми диаграммами и кротко о каждом)
каким сложным был этот класс,
Подводя итог работы с обучающимися моего класса могу сказать, что ребята овладели элементарными навыками ориентировки в окружающем: они знают назначение различных помещений школы, могут правильно их назвать, в состоянии справиться с поручениями учителя по классу, столовой, посещают бассейн, Дима самостоятельно приходит и уходит из школы и т.д.
Возрос общий уровень их познавательной деятельности. Так, Дима и Костя могут правильно сообщить свой адрес, рассказать с кем живут, некоторым известно, где работают их родные.
Ученики знают дни недели, месяцы, могут соотнести их с праздничными датами, знают расписание уроков, при встречи с педагогами здороваются, а активное включение детей в жизнь школы, участие в конкурсах, открытых уроках свидетельствует об успешности их социализации, которая зависит не только от широты и глубины освоения выпускниками уже готовых норм поведения, прав и обязанностей членов общества, но и от приобретенной индивидуальной способности каждого адаптироваться в обществе, применяя эти правила.
Про Диму могу сказать, что у этого ребенка есть неплохой потенциал адаптироваться в окружающем мире, найти свое место в обществе и быть насколько это возможно самостоятельным.
Таким образом совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в ходе применения педагогических технологий с целью их успешной социализации в обществе дает развитие жизненных компетенций, которые необходимы в жизни ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.