Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики
Организация работы на уроке по формированию вычислительной культуры позволяет
активизировать работу учащихся
пробуждает интерес к изучению математики
способствует развитию познавательного интереса
формирует интеллектуальные умения
улучшает весь педагогический процесс и повышает его эффективность
Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики
Системный подход в работе позволяет не только отрабатывать вычислительные умения, но и нацелен на развитие учащихся.
Система организации диагностики, тренинга и контроля формирования вычислительных умений и навыков у учащихся, применение компьютерных технологий способствует росту комфортности обучения.
Опыт предполагает решение следующей задачи – создание условий успешности каждого школьника
Условия успешности
вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;
постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;
использовать в работе систему тренинга по совершенствованию вычислительных навыков;
Условия успешности
учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;
постепенно усложнять устный счет;
использовать интересные формы работы на уроке;
учить различным способам быстрых вычислений;
привлекать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.
Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики
Ведение мониторинга формирования вычислительных навыков у учащихся, психолого-педагогические, теоретические и методические основы математики, позволяют сформировать технологию, способствующую формированию вычислительных навыков у учащихся.
Основная задача технологии
Основная задача технологии формирования вычислительных навыков на уроках математики – задача повышения вычислительной культуры.
Данная технология включает различные формы
устного счета
приемы быстрых вычислений
таблицы-тренажеры
Устный счет
Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения, как основа обучения математике.
Залог успешности – от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.
Устный счет
формы устного счёта:
Магические квадраты, Конь, Кто быстрее,
Лучший счётчик, Лабиринт сомножителей, Индивидуальное лото, Светофор, Цветок, Солнышко, Кто быстрее достигнет флажка, Числовая мельница, Числовой фейерверк, Кодированные упражнения, Беглый счёт, Равный счёт, Счёт-дополнение, Лесенка, Молчанка, Эстафета, Торопись, да не ошибись, Не зевай, Устная контрольная работа.
Устный счет
Для качественного усвоения учащимися таблицей умножения, учителю необходимо в системе работать над развитием и совершенствованием их вычислительных навыков. Для этого можно использовать методику Зайцева, которая предлагает каждый урок начинать с развития вычислительных навыков, чередуя письменные и устные вычисления.
В течение учебного года, используя данную методику, учитель периодически может проверять скорость вычислений учащихся, (т. е. сколько цифр они высчитывают за 1 минуту, не считая цифр, используемых при записи примера) и проводить мониторинг вычислительных навыков учащихся. При этом необходимо доводить результаты мониторинга до сведения учащихся, чтобы они видели повышение скорости своих вычислительных навыков.
Эффективность этой работы возрастает при использовании
само и взаимопроверки
Устный счет
Эффективность методики В.Н.Зайцева:
• обучение ведется с огромным опережением без принуждения;
• способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.
• формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой;
• она экологична, то есть является здоровьесберегающей технологией;
Технология вычислительных навыков В.Н.Зайцева
Технологическая система упражнения, согласно технологии В. Н. Зайцева состоит из двух частей:
1. Для качественного освоения таблицы умножения;
2. Для технологического тренажа, позволяющего совершенствовать вычислительные умения.
Устный счет
При проведении замеров скорости вычислений необходимо выполнять следующие требования: замер проводится при перемножении двузначных чисел. Заготавливаются карточки, содержащие не менее 10 вариантов заданий по четыре примера в каждом. Чтобы карточки были одинаково сложными, условия примеров содержат каждую цифру (от 2 до 9) по два раза. Пока они лежат лицевой стороной вниз, ученики подписывают на них свои фамилии. Длительность выполнения строго контролируется. По команде «начали» ребята переворачивают листочки и преступают к решению. По команде «закончили» все одновременно прекращают писать, переворачивают и сдвигают на край парты листочки. При оценке выполненных работ неправильно вычисленные цифры не учитываются. Не учитываются и заранее написанные цифры условия.
Оценивается уровень владения вычислительными навыками следующим образом: отметка «3» выставляется, если учащийся за 1 минуту высчитывает от 20 до 29 цифр; отметка «4» -- от 30 до 39 цифр, отметка «5» -- 40 цифр. При увеличении скорости вычислений можно вместо четырёх числовых выражений предложить решить пять, создавая возможность для дальнейшего развития самым «быстрым» учащимся.
Таким образом, результатом использования данной методики являются следующие факторы:- количество вычислительных ошибок у учащихся существенно снижается;- повышается скорость выполнения заданий.
Эффективность разработки определяется положительной общей и индивидуальной динамикой в уровне сформированности вычислительных навыков.
Диагностический инструментарий: проверка вычислительных навыков
( сентябрь, декабрь, апрель)
Технология совершенствования вычислительных навыков на уроках математики
Систематическое использование технологии совершенствования вычислительных навыков на уроках математики, начиная с начального курса обучения, способствует формированию высокого вычислительного уровня математической культуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.