"Совесть и раскаяние", ОРКСЭ, 4 класс
Оценка 4.8

"Совесть и раскаяние", ОРКСЭ, 4 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
религиоведение +1
4 кл
17.10.2021
"Совесть и раскаяние", ОРКСЭ, 4 класс
Цель урока: способствовать духовно – нравственному развитию личности обучающихся через развитие понимания и осмысления таких понятий как: добро, зло, совесть, раскаяние, покаяние, грех.
ОРКСЕ совесть и раскаяние.doc

 

 

 

МОУ «Ломоносовская СОШ имени М.В.Ломоносова»

(Разработала и провела: Степаненко Т.В.)

 

Тема урока: Совесть и раскаяние

 

Цель урока: способствовать  духовно – нравственному   развитию  личности  обучающихся  через  развитие  понимания  и  осмысления  таких понятий как: добро, зло, совесть, раскаяние, покаяние, грех.

Задачи урока:

*          Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре, ознакомиться со смыслом и значением покаяния в православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

 *          Развивающая:-    активизировать  познавательную  деятельность  обучающихся;

-    развивать  эмоциональную  сферу  и  речевую  культуру  обучающихся;

 *         Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью», осознать разницу между покаянием и признанием ошибки.

Виды деятельности на уроке: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебной дискуссии, изготовление поделки «Солнышко» (мукосольки), слушание аудиозаписей

Основные термины и понятия на уроке: Добро, зло, грех, совесть, раскаяние, покаяние.

Словарь к уроку:

§      Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

§     Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый. Святитель Игнатий Брянчанинов, выдающийся русский религиозный деятель, философ, наставник монашествующих, стоящий в ряду замечательных духовных писателей нашей страны, писал: «Раскаяние, будучи удовлетворением естественному сердечному требованию, приносит сердцу успокоение и услаждение. Оно восстановляет между человеками нарушенные мир и порядок, разрешает недоумения, врачует души от вражды и памятозлобия. Но мы раскаиваемся друг перед другом только тогда, когда захотим это сделать; без произволения естественная способность покаяния пребывает бездейственною». Здесь говорится в том числе и о свободной воле (произволении) человека в желании раскаяться, что очень важно. Итак: Раскаяние или покаяние. Первый шаг – признать свою ошибку, второй – исправить ее.

§     Совесть. Совесть означает нравственное чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла. Это глас Божий, который звучит только в человеческом сердце. Совесть — это тайник нашей души, в котором отзывается осуждение или одобрение наших поступков. Совесть ничего плохого нам не скажет. Есть такое выражение — «сожжённая совесть». По-гречески «сожжение совести» означало наложение клейма на тело преступника. То место, на котором выжигается клеймо, теряет чувствительность и делается как бы мёртвым, бесчувственным. Так и душа человеческая, отягчённая злом, мертвеет, теряет способность к добрым делам.

§     Добро-  это то, что способствует росту души человека, помогает людям, радует Бога.

 

План урока:

Погружение  в урок: на доске эпиграф, прочитайте

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Николай Гумилев

-Что вмещает в себя человек?

1. Работа с вопросами под рубрикой «Вопросы и задания», стр.39

* размышляем, пытаемся рассуждать

На доске солнышко с жёлтыми и коричневыми лучами, на которых написаны  ключевые слова урока

*жёлтые: совесть, добро, раскаяние, покаяние

*коричневые: грех, зло

Проблемное задание: Какие лучи, на ваш взгяд, лишние, не подходят?

-Можно ли у такого солнышка согреться?

-Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

2. Обсуждение возможной темы урока. Запись темы на доске

- Сформулируйте тему урока (открывается запись темы на доске)

3. Чтение статьи учебника, с.36

1.Работа со статьёй учебника после прочтения. Что показалось тебе самым главным в статье, выпиши эту мысль. Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане. Сравни с определениями словарей. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой).

2. Работа в тетрадях: а) урок 10

Совесть

 

Задание 1.

Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? ______________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 2.

Заполни таблицу.

 

 

Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.

 

Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться

Z

 

!

 

ÿ

 

"

 

Z

 

!

 

ÿ

 

"

 

Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков.

1.

2.

3.

4.

б) урок 10

Раскаяние

 

Задание 1.

Внимательно посмотри на схему.

Покаяние (Раскаяние)

 

 


1. Сожаление о том, что сделано

 

2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание

 

3. Твердое решение больше так не поступать

 

 

Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Ответь на вопросы.

 

1.      Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________________

2.      Всегда ли есть возможность покаяться? _____________________________________

 

Задание 3.

Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:

 

Кто наказал его?

            Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

 

1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4. Слушание аудиозаписей:  

1.Светлана Копылова «Брошенный камень»

Попытайтесь представить чувства молодого человека (как меняется его настроение): радость – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – проявление внимания (схема на доске). Что же помогло Молодому человеку  освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

2.Светлана Копылова «Окно»

Какие чувства испытывал больной, лежащий у дверей, составьте схему (1 у доски)

Понял ли он, как плохо поступил?

5. Творческая работа учеников .

1. Изготовление поделки «Солнышко» (мукосольки)

            Что это лежит у вас в коробочках на столе?

            Расстелите клеёнки, и помните в руках тесто. Какое оно?

            Сделаем солнышко такое, глядя на которое наша душа будет обновляться. Это солнышко вы отнесёте домой и поделитесь добротой со своими близкими людьми. Когда вам станет грустно, вы посмотрите на него и примете правильное решение.

2. Изготовление поделки «Солнышко» (мукосольки)

 

6. Подведение итогов урока


МОУ «Ломоносовская СОШ имени М

МОУ «Ломоносовская СОШ имени М

Совесть ничего плохого нам не скажет

Совесть ничего плохого нам не скажет

Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть

Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть

Сожаление о том, что сделано 2

Сожаление о том, что сделано 2

Понял ли он, как плохо поступил? 5

Понял ли он, как плохо поступил? 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2021