СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Подготовила:
М.В. Бобылева,
учитель-логопед
ЗАДАНИЕ № 1. Родителям рекомендуется:
- рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;
- рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;
- задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? В портфель?
ЗАДАНИЕ № 2. Отгадать загадки и выучить по выбору:
- Новый дом несу в руке. Двери дома на замке. А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель.)
- Черный Ивашка – деревянная рубашка. Где носом пройдет - там заметку кладет. (Карандаш.)
- То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка! Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь.)
ЗАДАНИЕ № 3. Игра «Подбери признак»: портфель (какой?) – кожаный, вместительный, яркий, большой ….
ЗАДАНИЕ № 4. Игра «Исправь ошибку»:
У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.
ЗАДАНИЕ № 5. Объяснить ребенку пословицы:
Ученье свет, не ученье – тьма. Ученье – путь к уменью.
ЗАДАНИЕ № 6. Игра «Собери портфель в школу»
(назвать школьные принадлежности).
ЗАДАНИЕ № 7. Игра «Четвертый лишний»
Ручка, резинка, учебник, велосипед.
Портфель, тетрадь, пенал, скакалка.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Подготовила:
М.В. Бобылева,
учитель-логопед
РУБРИКА «РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ»
ЗАДАНИЕ №1.
На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку надо на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.
ЗАДАНИЕ№2.
Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например, металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Ребенок называет, что он услышал.
ЗАДАНИЕ№3.
Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет её, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем.
ЗАДАНИЕ №4.
В одинаковые капсулы из-под шоколадных яиц помещаются сыпучие продукты: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахари др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта при встряхивании капсулы. Потом, по очереди встряхивая капсулы, взрослый просит ребенка отгадать, что в капсуле.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Подготовила:
М.В. Бобылева,
учитель-логопед
РУБРИКА «РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ»
ЗАДАНИЕ№1.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михаил Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
ЗАДАНИЕ№2.
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звуки различными по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети:АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квкают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.
ЗАДАНИЕ№3.
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
А – плачет, кричит девочка; показывают горло врачу; поет певица; качаем малыша; девочка укололась иголкой.
О – удивилась мама; стонет бабушка; потягивается папа; кричит охотник в лесу.
У – гудит пароход; звучит дудочка; плачет мальчик.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Подготовила:
М.В. Бобылева,
учитель-логопед
РУБРИКА «РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ»
ЗАДАНИЕ№1.
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале
по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак-бак-так моток-каток-поток
ток-тук-так батон-бутон-бетон
бык-бак-бок будка-дудка-утка
дам-дом-дым нитка-ватка-ветка
ком-дом-гном тыква-буква-будка
ЗАДАНИЕ№2.
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
Канава-канава-какао-канава
Ком -ком-кот-ком
Утенок-утенок-утенок-котенок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута.
ЗАДАНИЕ№3.
Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бак-так-банан
Сок-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка
Каток-дом-моток-поток
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Подготовила:
М.В. Бобылева,
учитель-логопед
РУБРИКА «Учимся говорить красиво»
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Взрослый бросает ребенку мяч, называя какое-либо слово. Ребенок ловит мяч и, придумав слово-антоним, бросает мяч обратно, называя свое «слово наоборот».
Существительные: смех -…, лето -…, день -… и т.п.
Глаголы: пришел -…, нырнул -…, влетел - …и т.п.
Прилагательные: широкий - …, маленький - …, богатый...
Наречия: далеко -…, высоко - …, глубоко - …и т.п.
«ОБЩИЕ СЛОВА»
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для развития мышления. Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц.
2. Назови одним словом:
Туфли, ботинки, сапоги, - это…
Молоток, пила, топор – это…
Сосна, береза, клен – это…
«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Учим подбирать слова-действия:
- «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниет…);
- «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает…);
- «Что делают врач, шофер?..»
«ОДИН – МНОГО»
Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово, а ребенок ловит и бросает обратно, называя это слово во множественном числе: стол – столы, стул – стулья, пень – пни, дом – дома.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Подготовила:
М.В. Бобылева,
учитель-логопед
РУБРИКА «Учимся говорить красиво»
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточность и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»
6.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.