"Первоначальные упражнения надо петь полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой".
Указания Глинки: при упражнениях "тянуть звук, не сбавляя силы".
Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и качеством звука.
Советы для начала занятий
вокальными упражнениями.
"Первоначальные упражнения надо петь
полным голосом, естественно, без
усилий, не изменяя гласной и с
одинаковой силой".
Указания Глинки: при упражнениях
"тянуть звук, не сбавляя силы".
Упражнения для самых начинающих
должны быть просты ритмически,
построены на узких интервалах и в
пределах квинты, чтобы внимание не
отвлекалось в начале от координации
вокальных процессов, начинающий
успевал следить за legato дыхания и
качеством звука.
Старые учителя пения рекомендовали
для начала использовать звук "а",
потому что при этой гласной больше
вероятности, что гортань будетспокойно опущена, глотка раскрыта,
расширена и мягкое небо приподнято.
Конечно, все очень индивидуально,
часто бывает, что начинающему спеть
звук "а" очень трудно, легче
атакируются гласные "о" или "у".
Педагог Витт советует "найти удобно
формирующуюся и хорошо звучащую
гласную и от нее строить голос, стараясь
ощутить "место звука".
Глинка называл это так: "Петь сначала
легко берущиеся звуки". (Школа
примарного тона).
Конечно, в дальнейшей работе надо
использовать все гласные, чтобы в пении
при чередовании в тексте разных
гласных и согласных звук оставался
ровным и, по возможности, красивым.
Ровность звука не должна зависеть от
преодоления музыкальных интервалов,
от изменения гласных и согласных. Всегласные должны иметь одну вокальную
форму. Согласные не должны вырывать
гласный звук из его вокального гнезда,
они должны быть легкими и четкими в
произношении и не прерывать поток
гласных.
Именно на упражнениях приобретается
навык пения звуком красивым и ровным
по силе, качеству и тембру.
Непрерывность и ровность красивого
звучания голоса основа
художественной ценности пения.
Достигается эта ровность, легатность
звука совершенствованием стабильности
и скоординированности процессов
дыхания и атаки звука.
Дыхание как бы педаль, связывающая
звуки вместе.
Все упражнения необходимо петь
предельно legato.Кантилена умение плавно переходить
от одной ноты к другой, без толчков, без
перерывов в дыхании. Это можно
сравнить с ожерельем, где бусины
нанизаны на нитку одна за другой, или с
игрой скрипача, когда смычок плавно
идет по струнам, рождая мелодию.
Для начальной работы над legato и
кантиленой надо брать простые
упражнения и произведения, напевные, в
спокойном темпе.
Вот что о ровности и легатности звука
говорил М.Гарсиа: "При переходе от
одного слога к другому, с одной ноты на
следующую нужно тянуть голос без
толчков и ослабления, как будто все
построение составляет только один
ровный и продолжительный звук...
Нужно строго сохранять на всех нотах
одинаковый тембр, а также одинаковую
силу и качество звука".
Ровность тембра создается
единообразностью работы гортани.Относительно пения forte и piano
советует педагог Витт: "Обучающимся
пению необходимо помнить, что сила
голоса легко опережает свободное
управление им.
Создавая наилучшие условия для
хорошего звучания, певец как бы
"растит" свой голос, а не выгоняет его
силой. Никогда не надо форсировать
звук".
Для каждого голоса forte и piano
должны быть индивидуальны. Никогда
не надо забывать итальянскую
поговорку: "Нужно петь процентами
своего голоса, не пользуясь капиталом".
Результат хорошей вокальной "школы"
это когда мышечный автоматизм в пении
проходит через слуховой "контроль"
поющего. Надо с самых первых
упражнений учиться слушать свой
голос, уметь его воспринимать
критически, но и уметь его любить, какнежное растение, растить, оберегать,
любоваться тогда голос зазвучит,
заблестит.
Работу надо начинать буквально с одной
ноты, но она должна отвечать всем
требованиям вокала.