МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
Из опыта работы.
«Совместное обучение детей и родителей,
как одна из форм взаимодействия с семьей
в коллективе театра мод «Larichi».
Тема эксперимента:
«Современные формы взаимодействия с семьей»
Составитель: Чинкенко Л.Н.,
педагог дополнительного образования,
руководитель театра мод «Larichi»
Докучаевск 2024 г.
Тема эксперимента: «Современные формы взаимодействия с семьей»
С 2005 года я осуществлю педагогическую деятельность в театре моды «Larichi», которое работает по учебной программе. Я преподаю актерское мастерство и сценическое движение - подиумную походку дефиле.
Регулярно мы всем театром (коллектив большой, около 70 детей в возрасте от 7 до 18 лет) создаём театрально-хореографические композиции дефиле, в которых принимают участие практически все учащиеся театра. К тому же, весь детский коллектив участвует в конкурсах моделей и фотомоделей.
Взаимодействие
семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в
школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в внешкольном
образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство
родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями,
вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей
ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного
образования нередко носит парадоксальный характер:
• с одной стороны – родители заинтересованы в
том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
• с другой стороны, значительная часть родителей
проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным
является и понимание родителями содержания деятельности детского коллектива,
его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то
несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную
подготовку.
В тоже время успешное решение задач воспитания
возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов
дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии
ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной
деятельности.
Основная цель работы с родителями учащихся, в
создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей,
укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации
социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной,
доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи
с родителями, педагоги внешкольного образования должны стремиться идти к
социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный
процесс.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер
– различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования,
профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии
семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в
интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей
каждого учащегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и
воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов,
эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные
умения родителей.
В процессе развития ребенка современная
педагогика выделяет три сферы:
• образование – (целенаправленное воздействие на
ребенка),
• семью (основной институт социализации
личности)
• социум (стихийное влияние «улицы»).
Система дополнительного образования детей
является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость
педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей
профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление
личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного
взаимодействия. Если первичным является отдельный человек, то семья
представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского, человек и
может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать
помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью.
С точки зрения общества, быть родителем – это
значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о
его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской
психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание,
направленное на развитие личности.
Родители испытывают потребность получать
поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в
квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь
профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих
родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей –
международный термин, под которым понимается также помощь родителям в
исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
Как показывает опыт работы с родителями, их
интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это
хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах
деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с
ним
Исходя из вышеизложенного, формулируем гипотезу эксперимента:
Совместные занятия родителей и детей способствуют:
1) улучшению психологического климата в коллективе,
2) заинтересованности родителей в обучении ребенка в данном коллективе,
3) сохранности контингента учащихся.
В связи с тем, что в программе обучения несколько предметов - хореография, актерское мастерство и сценическое движение - подиумная походка дефиле, для совместных занятий я выбираю наиболее легкий для освоения родителями предмет – это походка дефиле. Там менее всего сложных физических, координационных элементов, есть некая отстраненность, она понятна и востребована в жизни каждой женщины – все хотят красиво ходить на каблуках. Это еще один завлекательный плюс данного предмета.
Совместные занятия я начинаю на втором полугодии, когда дети 1 года обучения уже знают правила, основные моменты занятия и технику движений. Это добавляет уверенности учащимся, они становятся помощниками своим мама и некоторые играют роль учителя для родителя, что ведет к большему взаимопониманию. Схема занятия примерно одинакова, ставятся разные обучающие цели, неизменной остается цель – вовлечь родителя в обучающий процесс для укрепления связи внутри коллектива и сохранности контингента.
План-конспект совместного детско-родительского занятия по сценическому движению - подиумной походке дефиле.
Учащиеся стартового уровня 1 год обучения.
Задачи педагога |
Действия учеников |
1. Организация внимания. Постановка обучающей и развивающей целей на занятие. Психологический настрой. |
Построение в полукруг на поклон, дети впереди, родители за ними. Поклон |
2. Разминка. Педагог показывает, учащиеся с родителями повторяют. Разминка включает в себя элементы суставной гимнастики, аэробики, развитие координации, ритмики, многоплоскостного внимания |
Движения по кругу; Разминка в центре зала по линиям – дети впереди, родители на дальних линиях; Передвижения в линиях, между учениками и родителями, парные взаимодействия |
3. Основная часть. В течение этой части важно поддерживать рабочий ровный настрой, чтобы родители не скатывались в менторский тон, не входили в роль критика или учителя, а дети были раскованы и активны.
|
Отработка техники походки: -по линиям отдельно дети и родители - движение линий напротив (дети к родителям) - по рисункам - в парах (ребенок-родитель) Новый материал: - показ педагогом нового элемента - объяснение техники исполнения - освоение нового материала каждым самостоятельно (педагог контролирует – индивидуальный подход) Закрепление нового материала: - движение по линиям (дети отдельно от родителей) - напротив друг друга, по рисункам - творческое задание, включающее новый и уже пройденный материал (родитель-ребенок) - показ творческой работы, анализ
|
4. Итоговая часть. Повторение цели занятия. Рефлексия. Анализ каждого ученика. Создание ситуации успеха. Творческое домашнее задание |
Построение в полукруг. Активное участие в анализе занятия. Поддержка каждого ученика. Эмоциональная включенность. Поклон. |
В
заключении, хочется напомнить золотые
правила, которые помогут эффективно взаимодействовать с
родителями учащихся:
• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими
располагаете, создайте необходимые условия для общения.
• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете
временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать
— это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем
наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от
родителей услышали.
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей,
учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той
информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо
поставить об этом в известность.
• Каждая встреча с семьей учащегося должна заканчиваться конструктивными
рекомендациями для родителей и самого учащегося.
• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен
извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к
специалистам.
• Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель
хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Приложение
Рекомендации родителям для воспитания в детях творческих наклонностей в создании коллекций, умения самостоятельно получать знания.
1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
3. Научите детей прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других направлений.
4. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения и анализа ситуации.
5. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
6. Подходите ко всему творчески.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.