Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса
Совокупный спрос – это общее количество товаров и услуг, ко- торое могут приобрести домашние хозяйства, предприятия, госу- дарство, иностранные покупатели при данном уровне цен в стране.
Основными компонентами совокупного спроса являются:
1) потребительские расходы домашних хозяйств (C);
2) инвестиционные расходы предприятий (I);
3) государственные закупки товаров и услуг (G);
4) расходы на чистый экспорт (Xn).
Объем совокупного спроса равен сумме спросов на конечную продукцию и определяется по формуле
AD = C + I + G + Xn.
Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено потребителями при каждом воз- можном уровне цен (рис. 3.4.1).
Общий уровень цен
Реальный объем национального производства
Рис. 3.4.1. Кривая совокупного спроса AD
Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важней- шими эффектами в рыночной экономике:
– эффектом процентной ставки;
– эффектом богатства, или эффектом реальных кассовых остатков;
– эффектом импортных закупок.
Рассмотрим эффекты в рыночной экономике.
1. Эффект процентной ставки.
При более высоком уровне цен повышается спрос на деньги, про- исходит рост процентной ставки, что вызывает снижение инвести- ций предприятий и объема национального производства. Боле высокому уровню цен соответствует меньший объем реального ВВП.
Эффекту процентной ставки особое значение придавал Дж. М. Кейнс (1883–1946 гг.), поэтому его называют эффектом Кейнса.
2. Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков.
Реальное богатство домашних хозяйств в виде акций, облигаций и других финансовых активов при повышении уровня цен в эконо- мике уменьшается. В результате понижается спрос потребителей на товары и услуги.
Эффект богатства называют эффектом Артура Пигу (1877–1959 гг.).
3. Эффект импортных закупок.
При повышении цен на отечественные товары покупатели уве- личивают спрос на импортные товары, происходит превышение импорта над экспортом. В результате сокращается чистый экспорт в совокупном спросе.
Все рассмотренные эффекты связаны с изменением величины совокупного спроса в результате действия ценового фактора.
Выясним воздействие на совокупный спрос неценовых факто- ров (рис. 3.4.2).
Общий уровень цен, P
AD2 AD AD1
Реальный объем национального производства, ВВП
Рис. 3.4.2. Изменение совокупного спроса AD
К неценовым факторам совокупного спроса относятся измене- ния в расходах:
– домашних хозяйств (C);
– инвестиционных (I);
– государственных (G);
– расходах на чистый экспорт (Xn).
Рассмотрим данные факторы.
1. Изменения в потребительских расходах.
Потребители могут изменить характер закупок товаров незави- симо от уровня цен под влиянием следующих факторов: благосос- тояние потребителей; ожидания потребителей изменения доходов и инфляции; задолженность потребителей при покупке крупных товаров в кредит; изменение налогов.
2. Изменения в инвестиционных расходах.
Предприятия могут изменять инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства при данном общем уровне цен в ре- зультате действия факторов: изменение процентных ставок; ожидаемая прибыль от инвестиций; налоги с предприятий; приме- няемые технологии; избыточные производственные мощности предприятий.
3. Изменения в государственных расходах.
Рост государственных заказов на закупку товаров и услуг при дан- ном общем уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса.
4. Изменения в расходах на чистый экспорт.
Изменения закупок отечественных товаров зарубежными потре- бителями приводит к изменению чистого экспорта под воздейст- вием следующих факторов: изменение национального дохода; изменение валютных курсов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.